Jump to content

Miracle Flights

  • entries
    50
  • comments
    221
  • views
    76777

Port Heiden Airport (PAPH) - База Чукотского авиаотряда Анадырь

Sign in to follow this  
Miracle

1962 views

Не успели мы перевести дух после полета, как наметилась подозрительная суета товарищей из нашей вИсокой комиссии вокруг радиоузла. Через некоторое время после начала этой странной активности меня вызвал Горский.

- Сергей Вадимович, я сразу приношу свои извинения за принесенное беспокойство, но дела государственной важности требуют нашего немедленного возвращения на родину. Завтра же вечером нам надлежит быть в Анадыре. Это возможно?

Мысли у меня заметались. Неотложные дела государственной важности... срочное возвращение на родину... Неужели война?

Сердце оборвалось.

Нет-нет, мы бы знали уже... По радио ничего такого не передавали. Тогда что?

Фух, да мало ли что, главное - что не война опять...

Так, а сколько там лёту до Анадыря? На память - где-то около предельной дальности. Удастся ли без посадки?

А погода? А ветер? Не, ну как я могу сейчас ответить!

- Валериан Валентинович, - дипломатично ответил я, - я не готов дать вам немедленный ответ. Отвечу примерно через час. Вас это устроит?

- Абсолютно, - ответил Горский. - Мало того, я был бы весьма разочарован, услышав ответ немедленно. Идите, через час доложите свое решение.

- Через час доложу, - кивнул я и вышел.

 

Войдя в предоставленную нам с Волковым комнату, я нарочито громко шлепнул на стол астрономиеский справочник, захваченный по пути с самолета, с заложенной в него сводкой погоды на завтра по всему побережью от Порта Хейден до Анадыря.

Волков оторвался от книги и вопросительно взглянул сначала на справочник, потом на меня.

- Горский поставил задачу завтра же вечером быть в Анадыре, - сказал я, - Говорит, неотложные дела государственной важности.

- Та-а-ак, - крякнул Волков, садясь на кровати. Он пару секунд что-то повертел в голове и снова повторил: Та-а-а-ак... Ну, ладно, доставай карты, будем посмотреть.

Я расстелил карты на столе.

- Ну давай, - сказал Волков, уперев руки в стол. - Рассказывай.

И я понял, что это выпускной экзамен на командирское сиденье. Сейчас мой замкомэмска будет проверять как я справлюсь с этой, что уж тут говорить, весьма неожиданной ситуацией. Одно дело планировать полет заранее и не спеша, другое - решать все с колес, и при этом постараться предусмотреть все возможные ситуации и найти наилучшее решение.

Я склонился над картами и начал рассуждать вслух:

- Самый короткий путь - разумеется, по ортодромии. Но тогда после Nunivak Island мы полетим над океаном, и зацепиться будет на за что. Больше 500 миль, почти 1000 километров. За это время десять раз изменится и погода, и ветер, и может унести довольно изрядно, так что можем больше потерять, чем приобрести.

Поэтому я предпочел бы лететь через остров Святого Лаврентия, через Gambell. Так несколько длиннее, зато гораздо надежнее, почти весь путь пройдем либо над берегом, либо в видимости берега, либо над островами.

 

http://skyvector.com/?ll=61.294163738878936,-174.70312499976237&chart=301&zoom=12&plan=A.PA.PAPH:N.PA.GAM:A.UH.UHMA

 

- Согласен, - коротко подтвердил Волков, и я продолжил:

 

- Если летим через остров Святого Лаврентия, то получается примерно 850 морских миль, это при скорости 140 узлов... э-э-э... 6 часов в полете. Топлива у нас... 510 галлонов на 60 галлонов в час в среднем... на 8,5 часов. Так что можем выбрать запасным Провидения. В случае чего, успеем до нее долететь, и еще почти на час АНЗ останется.

 

- Годится, - кивнул Волков. - Дальше.

 

- Дальше... Дальше начинается астрономия, - я потянулся за астрономическими таблицами. - Завтра у нас 28 ноября. В этот день в Анадыре солнце садится в... - я перелистнул несколько страниц, - в 2:30 по Гринвичу. А здесь встает, - я перелистнул еще несколько страниц, - в 18:42. Итого у нас чуть меньше 8 часов светлого времени. Нормально, укладываемся.

Теперь наш запасной, Провидения. В Провидения завтра закат в 1:55 по Гринвичу. То есть, даже если мы вылетим с рассветом, в 18:42, и доберемся ровно за 6 часов, в 0:42, то обратно в Провидения уже не успеем, до заката там останется чуть больше часа, а лёту - час сорок пять.

Так что решение придется принимать при пролете запасного: садимся мы на нем или тогда уж не тушкой, так чучелом - но должны долететь до Анадыря и там сесть.

 

- М-да, задачка, - крякнул Волков. - Ладно, я с твоим планом согласен. Что там погода?

 

- Погода пока неважная, что здесь, что в Анадыре. Но здесь к утру ожидается улучшение. А в Анадыре - без существенных изменений. Так что предварительно решение положительное, а реально придется решать завтра поутру по фактическому прогнозу. И уточнять план над островом Святого Лаврентия: идем ли мы сразу на запасной или пробиваемся в Анадырь.

 

- Хорошо, - сказал Волков. - Иди докладывайся, а я тут еще пораскину умом...

 

Я оставил его, склонившегося над картами и прогнозом, а сам пошел к Горскому.

 

- Валериан Валентинович, с большой долей вероятности мы будем завтра вечером в Анадыре. Однако, стопроцентной гарантии я вам дать не могу: все будет зависеть от погоды. Пока погода позволяет долететь и благополучно приземлиться, а что будет завтра - неизвестно. Если ухудшится, не исключено, что мы сядем на запасном, в бухте Провидения.

- Спасибо, Сергей Вадимович, я понял. Во сколько вылет?

- Желательно вылететь не позднее 9-ти утра.

- Хорошо, в пол-девятого мы с товарищами будем на аэродроме. А пока вы свободны.

- До завтра, - я повернулся, чтобы выйти.

- Сергей Вадимович...

- Да? - я остановился на пороге.

- Я прошу вас при принятии решения руководствоваться государственной необходимостью. Это значит, что степень разумного риска может быть повышена.

- Валериан Валентинович, мы не имеем права рисковать вашими жизнями.

- Сергей Вадимович, жить вообще опасно, - парировал Горский. - Мы уже успели убедиться в какую сложную погоду вы можете успешно летать. Поэтому мы верим в то, что вы сумеете доставить нас в Анадырь в целости и сохранности даже в таких условиях, в которых иной летчик лететь побоялся бы.

- Сделаем все возможное.

С тем я и вышел.

 

* * *

 

Затемно мы были уже на аэродроме.

Зашли на радиоузел, собрали погоду по маршруту и повеселели: почти везде ясно, отличная видимость, и только в Анадыре облачность с нижней кромкой на восьми тысячах, небольшой снег. Но ветер слабый, и заметного усиления не ожидается.

 

PAPH 221436Z AUTO 05006KT 10SM CLR 03/M02 A2877 RMK AO1

PAPM 221456Z AUTO 03014KT 10SM BKN100 02/00 A2891 RMK AO2 TSNO 51011 T00220000 SLP791

PAHP 221536Z AUTO 06008KT 10SM CLR M08/M12 A2913 RMK AO1

PAGM 221436Z AUTO 03031G35KT 10SM SCT025 00/M05 A2932 RMK AO1

UHMA 221500Z 36007MPS 9999 -SN OVC080 M12/M15 Q1009 RMK QFE753/1004

 

Отлично! Значит, у нас все шансы попасть сегодня в Анадырь. Даже если там немного ухудшится - долетим и сядем.

Сообщили товарищам комиссии эти радостные вести и отправились готовить самолет к вылету.

На юго-востоке уже посветлело, и за пиками Алеутского хребта уже появились первые лучи восходящего солнца.

 

blogentry-2125-0-96994300-1416929444_thumb.jpg

 

Запустились, прогрелись, дождались пассажиров, запросили руление и выкатились на полосу.

 

blogentry-2125-0-94865200-1416930154_thumb.jpg

 

Без пяти девять. Солнце уже вставало над горами, и его первые лучи жалили глаза, заставляя щуриться.

Короткий разбег, взлет и разворот на курс 305.

 

blogentry-2125-0-07550600-1416930242_thumb.jpg

 

Море внизу было подернуто туманом, и горизонт практически отсутствовал, вынуждая пилотировать по приборам.

 

blogentry-2125-0-22641700-1416930434_thumb.jpg

 

Через несколько минут наконец удалось оттриммировать самолет до состояния "сам летит" и немного перевести дух.

Наконец выбрались на 10k, перешли в горизонтальный полет и стали ждать первый ПМ, Hagemeister Island, до которого по штилевому расчету лететь было 55 минут.

Прощайте, Алеутские острова!

 

blogentry-2125-0-31478300-1416930602_thumb.jpg

 

Однако, вскоре, вопреки всем прогнозам, перед нами стеной встали облака. Пришлось в который уж раз карабкаться на 13,5k.

- Вот и верь этим синоптикам, - проворчал Волков, переводя самолет в набор.

 

blogentry-2125-0-71729800-1416930672_thumb.jpg

 

Вскоре облачность поднялась, позволив нам спуститься обратно на 10k, но море все равно почти не было видно, оно было затянуто низкой слоистой почти сплошной облачностью.

 

blogentry-2125-0-87908200-1416930791_thumb.jpg

 

Поэтому мы скорее угадали, чем увидели в расчетное время оконечность Hagemeister Island. Нас немного снесло влево, и я решил повернуть на пару градусов вправо, на курс 307, чтобы скомпенсировать снос.

Далее мы пересекли мыс Newenham, практически его не видя, и только когда очутились опять над морем, облачность под нами наконец рассеялась.

 

blogentry-2125-0-90064200-1416931501_thumb.jpg

 

Через пол-часа под нас подплыло побережье Nelson Island, страны озер.

Несмотря на то, что облачность отсутствовала чуть более, чем полностью, землю было видно плохо. Морозная дымка, висящая над островом, позволяла видеть только сильные контрасты вода-суша. Ну и на том спасибо: Hazen Bay мы все же увидели.

 

blogentry-2125-0-58577800-1416931728_thumb.jpg

 

Опять нас отнесло с ЛЗП немного мористее, поэтому я еще довернул еще правее, на курс 310.

После Hazen Bay суша постепенно отходила вправо, и дальше нам предстояло лететь над морем аж до острова Святого Лаврентия.

Я уже некоторое время поглядывал на топливомер, стрелка которого постепенно катилась к нулю. Пора переключать баки, правый уже почти сухой. Щелчок крана - и топливо пошло из левого бака.

 

Еще почти час скучного подруливания хорошо оттриммированного самолета, и...

Какое разочарование!

Прямо на подлете к острову Святого Лаврентия - опять сплошная облачность!

 

blogentry-2125-0-10380000-1416932029_thumb.jpg

 

К счастью, на острове есть маяк GAM, 369,0 кГц. Настраиваю радиокомпас, но расстояние еще велико, не ловит.

Делать нечего, пока держим прежний курс.

Наконец стрелка оживает, и мы доворачиваем прямо на маяк.

Над северной оконечностью острова погода оказывается в полном соответствии с прогнозом, и мы наконец видим и остров, и аэродром Gambell. А на горизонте...

Братцы, да это же Чукотка! Как близко!

 

blogentry-2125-0-68320100-1416932268_thumb.jpg

Пора принимать решение: идем ли мы в Провидения или в Анадырь, но тогда уж до конца, без возможности вернуться на запасной.

По дальней радиосвязи вызываем Анадырь и выясняем фактическую погоду. Почти без изменений. Только ветер задул порывами, но зато повернул по полосе, так что по ограничениям проходим, даже с запасом. Ну, поземок... Что мы, поземка испугаемся?

Зато давление стало повышаться, хороший признак.

 

UHMA 221900Z 01006G10MPS 9999 -SN DRSN OVC080 M12/M15 Q1010 RMK QFE754/1005

 

Посовещались и решили: идем в Анадырь!

Достигли маяка, повернули на курс 278.

 

Солнце уже клонилось к горизонту, разливая по окрестностям фиолетовые сумерки. По правую руку простиралось южное побережье Чукотки. Воздух был настолько чист и прозрачен, что временами мне казалось, что я вижу всю Чукотку насквозь, до берега Северного Ледовитого океана! Но, наверное, это мне только казалось.

А вот и бухта Провидения!

 

blogentry-2125-0-16316200-1417004333_thumb.jpg

 

Надо же, мы были здесь всего пару недель назад, а кажется, что месяцев... Столько полетов, волнений, злоключений произошло за этот короткий срок.

И вот наконец почти дома... Эх, прибрать бы сейчас газы, нырнуть к близкому берегу, сесть в Провидения... Погода - миллион на миллион, а вот что нас ждет дальше... Но - нам надо в Анадырь.

Наконец бухта осталась позади, берег стал плавно удаляться от нас на север, и вскоре опять во все стороны была видна только вода. До Анадыря оставалось полтора часа лёта, и вокруг была такая красота, такая безмятежность, что даже не верилось, что впереди нас ожидает непогода.

Но вот наконец на горизонте показалась гряда сизых туч. Пора было снижаться. Включили табло "Не курить! Пристегнуть ремни!" и пошли вниз. На восьми тысячах влетели под нижнюю кромку и пошли, вспарывая седые космы плавником своего киля. В лицо посыпал снег. Не очень густой, но неприятный. Включили обогрев Пито и антиобледенители.

Последний час - он всегда самый тяжелый. Особенно когда делать особо нечего, кроме как легкими движениями штурвала подправлять курс и высоту, и когда летишь между однообразным морем и однообразными же тучами.

Но наконец наше терпение было вознаграждено с лихвой: мы вышли точно на косу Русская Кошка.

 

blogentry-2125-0-80230800-1417005163_thumb.jpg

 

Еще 15-20 минут - и мы дома!

Что там с топливом? В левом баке еще оставалось галлонов 20, но ну его нафиг, лучше сразу переключиться на фюзеляжные. А то сейчас закрутимся и забудем, как раз на заходе бак и высушим.

Не знаю как Волков, а я сидел считал минуты до снижения - так не терпелось оказаться на земле. Вот уже засветились огни Анадыря, вот уже видно прожектора рыбзавода и окна поселка рядом с ним. Господи, как же приятно возвращаться домой, где знаком каждый уголок, где все излётано вдоль и поперек, где друзья-товарищи, где все - даже кошки и собаки - говорят по-русски! Ну, понимают, по крайней мере :)

 

blogentry-2125-0-51603700-1417005640_thumb.jpg

 

В левое окно внезапно ударило солнце, выглянувшее из-за туч. Оно уже почти касалось горизонта. Успели тютелька в тютельку.

 

blogentry-2125-0-80459800-1417005745_thumb.jpg

 

Заходим над Анадырем. Не над самим поселком, конечно, а по краю. Шасси уже выпущены, скоро можно будет закрылки.

 

blogentry-2125-0-68549300-1417005830_thumb.jpg

 

Над лиманом выпускаем закрылки, включаем посадочные фары, облегчаем винты.

Посадочные знаки медленно подползают под нос.

 

blogentry-2125-0-01373600-1417005934_thumb.jpg

 

Мягко касаемся полосы и заруливаем на стоянку.

Рычаги смеси идут вперед, двигатели делают последние обороты и наконец замолкают.

Приехали!

 

blogentry-2125-0-33481100-1417006136_thumb.jpg

 

blogentry-2125-0-17292400-1417006151_thumb.jpg

 

Вот и закончился мой вояж по Аляске.

В виртуале - две недели, в реале - почти ровно год :)

Надеюсь, что мой проверяющий не будет слишком строг, и я все же стану КВС Ли-2 :)

 

Ну что ж, одно путешествие закончено, другое - начинается. Хочу пролететь на Ан-2 от Красноярска (Солнечный) аж до Норильска (Алыкель). Полторы тысячи верст вниз по батюшке Енисею. Но описывать это путешествие вряд ли стоит. Чего там может быть интересного :) Да и надоел я, наверное, вам своей писаниной :) Впрочем, посмотрим... зарекаться не стану.

  • Upvote 4
Sign in to follow this  


0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

×
×
  • Create New...