PPL в Латвии — первый полет
Продолжаем... (начало здесь)
К моменту приезда в школу небольшой налет у меня уже был — около трех часов покатушек на разных типах с возможностью подержаться за штурвал и немного порулить, три часа на сертифицированном тренажере Цессны в «Челавиа» в Москве и немереное количество часов в симуляторе (со штурвалом, педалями и всеми делами).
Очевидно, что наличие пусть и виртуального, но все-таки летного опыта и понимания базовых концепций авиационной науки положительно сказывается при обучении в реальной школе.
Тут, кстати, надо заметить, что наиболее ценным опытом из мира авиасимуляторов становятся не бездумные полеты на чем попало и как попало, а те полеты, которые требовали вдумчивого подхода.
По самому минимуму — это полеты с использованием дополнительного софта вроде REX Latitude, который оценивает общую технику пилотирования по стандартам, принятым в реальной авиации — выдерживание высот, точность захода и всякие прочие штуки. А если брать по максимуму — это полеты в рамках летных школ типа InSky и в сетях вроде Vatsim или еще круче — PilotEdge.
Навыки, которые приходится развивать при виртуальных полетах, выполняемых в максимальном соответствии с реальностью, дают очень хорошую основу для освоения и выполнения реальных полетов. Бездумные же полеты в симуляторе можно просто вычеркнуть из виртуального логбука, поскольку пользы от них никакой, а вред может оказаться вполне ощутимым.
Учебный процесс
Обучение в Европе состоит из двух частей: теория и летная практика. Теория изучается либо в школе под чутким руководством, либо самостоятельно — по учебникам — а потом дополнительно обсуждается с преподавателем в тех вопросах, где остались какие-то неясности.
Теория состоит из девяти предметов, которые между собой довольно сильно пересекаются, поэтому на практике теоретическая подготовка не так страшна, как это может показаться, когда первый раз видишь перед собой четырехкилограммовую стопку учебников.
Предметы следующие:
- Air Law
- Flight operations
- Principles of flight
- Aircraft general
- Flight performance and planning
- Radiotelephony
- Meteorology
- Navigation
- Human factors and pilot performance
Самый утомительный предмет — Air Law — здесь требуется самая бестолковая зубрежка разного рода авиационных правил и требований. Остальные предметы в этом смысле проще — там можно и нужно понять базовые принципы и тогда 70-80 процентов теории можно будет просчитать в голове, ничего не запоминая.
Дополнительно нужно сдать экзамен на знание авиационного английского языка на уровне ICAO 4. Говорят, не сложно. Когда доберусь до этого вопроса, расскажу подробнее.
Летная практика проходит по строго установленной программе, состоящей из кучи разных упражнений. Буду рассказывать о них по мере продвижения по программе.
Первые полеты
Первый вылет был ознакомительным: неконтролируемое воздушное пространство, полет по маршруту на полтора часа. Взлетели, посмотрели основные визуальные ориентиры, слетали в одну из зон для выполнения тренировочных полетов, сделали конвейер на соседнем маленьком аэродроме и домой.
Практически со взлета полет по маршруту выполнял самостоятельно. Погода была хорошая, не трясло и никаких сложностей в этом плане не было. Навык выдерживания курса и высоты в симуляторе легко перекладывается на реальный полет.
Часто говорят, что в симуляторе самолет триммировать сложнее, чем в реальности, но я вот как-то этой разницы особо не ощутил — то есть, различие не столь принципиальное, как можно было бы подумать. В реальности тоже приходится некоторое время самолет ловить, подкручивая триммер туда-сюда. Эффект «простоты» скорее в том, что много часов подряд полеты выполняются на одном и том же самолете и постепенно формируется интуитивное чутье в этом вопросе. Но точно так же оно происходит и в симуляторе.
Ознакомительный полет по маршруту, когда основную работу выполняет инструктор, а ты только вертишь штурвалом, тоже не так уж сильно отличается от виртуальных полетов. Никаких сложностей — стабилизируй самолет и лети себе дальше, наслаждайся. Отличия начинают возникать в другом месте:
- Workload, который возникает, если выполнять полет по всем правилам — с чеклистами, радиообменом, мониторингом систем самолета и контролем за воздушной обстановкой
- Динамические нагрузки, ощущаемые всем телом, которые по первости несколько напрягают
- Та жуть вперемешку с восторгом, которая охватывает при заходе на посадку
Первый пункт вполне можно ощутить и в симуляторе, для чего, собственного говоря, его и используют реальные пилоты — для поддержания навыка. Динамические нагрузки можно приближенно сымитировать на больших тренажерах на подвижной платформе, но это уже выходит далеко за пределы возможного для симмеров-любителей. Третий пункт никакая симуляция и никакой самый профессиональный тренажер ощутить не дадут — это нечто!
Сакраментальный вопрос про симмера за штурвалом самолета: сможет или не сможет? Взлететь сможет без проблем. Пролететь по маршруту — тоже без проблем, особенно, если есть навык выдерживать высоту полета без автопилота. А вот посадка — это уже очень спорная штука. В идеальных погодных условиях, когда самолет не болтает и не уносит ветром, и без необходимости соблюдать чеклисты и озвучивать свои действия в эфир, вероятно, посадит — пару пробных заходов, и дальше вполне можно умаститься на полосе, не расшибив при этом самолет в дребезги. Посадка будет не по науке, но все-таки посадка, а не крушение. А вот если добавить хоть один осложняющий фактор, то шансы на успешную посадку у симмера падают катастрофически.
Навык посадки, наработанный в симуляторе, слишком оторван от реальности. В определенном смысле, сажать виртуальный самолет сложнее, поскольку объем доступной информации о высоте, скорости и пространственном положении самый минимальный: только визуальный канал + приборы. Но в реальном полете это умение обходиться минимальными средствами играет злую шутку — пытаешься действовать привычным способом и из-за этого отметаешь гораздо более точные и эффективные информационные каналы. То есть, проще говоря, вместо «жопомера» продолжаешь пытаться пользоваться глазомером.
В этом смысле у симмера есть значительное преимущество в освоении всех прочих стадий и этапов полета, но вот на посадке эффект может оказаться обратным — неподготовленный человек (при прочих равных) имеет шансы освоить процедуру финального выравнивания несколько быстрее. Хотя, как знать. Буду продолжать наблюдения…
Оригинал: http://onfinal.ru/articles/ppl-latvia-diary-first-flight/
Далее: Часть 3.
-
9
2 Comments
Recommended Comments