Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Юрик_нск

Центровка в процентах САХ

Recommended Posts

Юрик_нск

Возникла у меня мысль сделать сервисный приборчик, для показа центровки.

Симулятор вычисляет положение центра тяжести самолета и отдает его в виде трех координат. Нас интересует продольная составляющая. Есть положение CG относительно нуля координат (смещение), ноль в данном случае - крайняя передняя точка машины.

Есть геометрия самолета - известно, где расположено у него крыло, его размеры. Крыло прямоугольное, т.е. как я понимаю, в этом случае аэродинамическая хорда совпадает с геометрической.

Как отсюда получить "проценты САХ" - непонятно. мои опыты с калькулятором и различными картинками из документации, нарытой в сети дают явно неправильные цифры. При этом модель вполне летабельна и по всему видно, что центровка у нее близка к реальной.

 

Вопрос: как? считаются "проценты САХ" исходя из геометрического положения CG?

 

прошу не пинать, если баян - сами мы не местные, академиев не кончали...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Fitter

Может быть, не совсем по сути вопроса. На сайте http://www.mudpond.org есть тестовая панель, у которой один из параметров показывает центровку самолета.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Юрик_нск
Может быть, не совсем по сути вопроса. На сайте http://www.mudpond.org есть тестовая панель, у которой один из параметров показывает центровку самолета.

 

Мне важно понять принцип...

 

за ссылку спасибо, но она мне не поможет - ибо сим не MSFS.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Komthur

Получить в СИМе центровку просто - есть переменная A:CG PERCENT, percent

 

Однако, надо иметь в виду, что в FS2004 в качестве шкалы отсчета применяется не средняя, а корневая хорда крыла из секции [airplane_geometry] файла Aircraft.cfg, wing_root_chord.

 

На самом деле, СИМу все равно, прописано ли в нем стреловидное крыло, или эквивалентное прямое, поэтому, можно прописать в wing_root_chord= значение средней хорды, и соответственно, изменить:

 

wing_sweep=0.000 (угол стреловидности) и

 

wing_pos_apex_lon= (координату не корневой, а средней хорды).

 

Тогда переменная A:CG PERCENT, percent будет показывать центровку в процентах САХ.

 

Если же крыло прямое (как в Вашем случае), то надо просто проверить правильность цифр в Aircraft.cfg - длину хорды, точку начала отсчета (она считается в футах от reference datum position).

 

Найти точку reference datum position опять же не сложно - от нее отсчитаны точки шасси (Contact Points), можно просто пересчитать.

Для СИМа важно, чтобы reference datum position находилась в 25% САХ, и если центр визуальной модели не совпадает с точкой 25% САХ, разницу надо указать в строчке

 

reference_datum_position

Share this post


Link to post
Share on other sites
Юрик_нск
Получить в СИМе центровку просто - есть переменная A:CG PERCENT, percent

 

угу...

но у меня не MSFS:(

 

понимаю, что вообще-то офтопик, но я задал этот вопрос тут, потому что тут мне могут на него ответить. Найти же соотечественников, занимающихся моделированием динамики для JSBSim, довольно сложно. А в англоязычной авиатерминологии я не очень... я и в русской-то - далеко не эксперт...

 

На самом деле, СИМу все равно, прописано ли в нем стреловидное крыло, или эквивалентное прямое, поэтому, можно прописать в wing_root_chord= значение средней хорды, и соответственно, изменить:

...

Если же крыло прямое (как в Вашем случае), то надо просто проверить правильность цифр в Aircraft.cfg - длину хорды, точку начала отсчета (она считается в футах от reference datum position).

 

а допустим, сима у нас нет вообще и нужно посчитать на калькуляторе. Допустим, Ан-2. Точка отсчета - нос (там ноль), смещение начала крыла - 2.82 м, задняя кромка - 5.07 м. Общая длина - 12 м.

 

Какое положение в метрах (смещение) должен иметь центр тяжести, чтобы центровка САХ составляла 17% ? 32% ? (допустимый диапазон)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Komthur

В случае Ан-2 средняя хорда не совпадает с хордами верхнего и нижнего крыльев. Существует способ расчета САХ биплана (если надо, могу его привести подробно).

 

Для быстрого расчета возьмем САХ Ан-2 из его аэродинамических характеристик, она равна 2270 мм.

Чтобы определить положение передней кромки САХ, надо соединить передние и задние кромки крыльев линиями, и отрезок длиной 2270 мм, укладывающийся между этими линиями, и будет положением САХ.

 

Делим длину САХ на 100, получаем длину 1% САХ: 2270/100 = 22.7 мм.

Следовательно, 17% САХ - это 385.9 мм от передней кромки САХ

32% САХ - это 726.4 мм от передней кромки САХ

 

Добавляем к этим цифрам расстояние от носа самолета до передней кромки САХ, и получаем положение ЦТ относительно носа.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Komthur

Вот способ определения САХ биплана:

 

Соединяем линиями передние кромки крыльев (h1) и задние кромки (h2)

 

САХ заключена между этими линиями, расстояния от передней кромки верхнего крыла до передней кромки САХ (d1) и

от задней кромки верхнего крыла до задней кромки САХ (d2) находим их соотношений:

 

d1/(h1-d1) = Sн/Sв

 

d2/(h2-d2) = Sн/Sв

 

где Sн и Sв соответственно площади нижнего и верхнего крыльев.

 

Положение центра тяжести относительно передней кромки САХ, выраженное в процентах ее длины, называется центровкой:

 

Xт = (L/:clapping:*100,

где

 

Xт - центровка

 

L - расстояние от передней кромки САХ до центра тяжести самолета

 

B - длина САХ.

post-23-1178471236_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Юрик_нск
Положение центра тяжести относительно передней кромки САХ, выраженное в процентах ее длины, называется центровкой:

 

Xт = (L/:clapping:*100,

где

 

Xт - центровка

 

L - расстояние от передней кромки САХ до центра тяжести самолета

 

B - длина САХ.

 

Спасибо большое! некоторое просветление в уму наступило.

дальше разберусь сам.

 

Кстати, как я понял, из этого следует, что центр тяжести всегда расположен где-то в хорде крыла. это является условием устойчивости самолета, так? или могут существовать такие летательные аппараты, у которых ЦТ находится за крылом?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Komthur

Крыло создает подъемную силу. Подъемная сила создает продольный момент относительно центра тяжести, для компенсации которого служит горизонтальное оперение, создающее продольный момент с обратным знаком, т.е. подъемная сила на горизонтальном оперении отрицательная, и вычитается из подъемной силы крыла.

 

Если ЦТ вынести за пределы САХ, то потребная отрицательная подъемная сила оперения для компенсации момента подъемной силы крыла превысит положительную подъемную силу крыла. И самолет просто нечем будет поднимать в воздух :clapping:

 

Обычно, выбор диапазона эксплуатационных центровок основывается на двух критериях: предельно передняя - до сохранения необходимой управляемости, и предельно задняя - устойчивости.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Юрик_нск
Если ЦТ вынести за пределы САХ, то потребная отрицательная подъемная сила оперения для компенсации момента подъемной силы крыла превысит положительную подъемную силу крыла. И самолет просто нечем будет поднимать в воздух :clapping:

 

Обычно, выбор диапазона эксплуатационных центровок основывается на двух критериях: предельно передняя - до сохранения необходимой управляемости, и предельно задняя - устойчивости.

 

 

Ок, спасибо за помощь. Понял.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Aless
Получить в СИМе центровку просто - есть переменная A:CG PERCENT, percent

 

угу...

но у меня не MSFS:(

 

понимаю, что вообще-то офтопик, но я задал этот вопрос тут, потому что тут мне могут на него ответить. Найти же соотечественников, занимающихся моделированием динамики для JSBSim, довольно сложно. А в англоязычной авиатерминологии я не очень... я и в русской-то - далеко не эксперт...

А вот это уже интересно. А что это за JSBSim, и с чем его едят?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Юрик_нск
А вот это уже интересно. А что это за JSBSim, и с чем его едят?

 

я прошу прощения за поздний ответ.

 

JSBSim - модуль полетной динамики для FlightGear. Впрочем, он может и автономно работать.

 

http://jsbsim.sf.net

Share this post


Link to post
Share on other sites
Aless
А вот это уже интересно. А что это за JSBSim, и с чем его едят?

 

я прошу прощения за поздний ответ.

 

JSBSim - модуль полетной динамики для FlightGear. Впрочем, он может и автономно работать.

 

http://jsbsim.sf.net

Ничего страшного, я уже по поиску нашел, что он для FlightGear. Но вот то, что он может автономно работать, это уже становится еще интереснее. В принципе, при умении и желании его можно наверно и для ФС пользовать ...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Юрик_нск
Ничего страшного, я уже по поиску нашел, что он для FlightGear. Но вот то, что он может автономно работать, это уже становится еще интереснее. В принципе, при умении и желании его можно наверно и для ФС пользовать ...

 

уже.

 

я видел проект подключения jsbsim к MSFS, поищу сейчас...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Aless
Вот тут гляньте - я, к сожалению, файл вытянуть не могу, почему-то закачка не дышит...

http://jsbsim.sourceforge.net/Newsletter_3_2.pdf

Спасибо, вот уже еще интереснее, поизучаем.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Aless
Вот тут гляньте - я, к сожалению, файл вытянуть не могу, почему-то закачка не дышит...

http://jsbsim.sourceforge.net/Newsletter_3_2.pdf

Почитал это дело. Статья за 2006 год, тогда это было еще в стадии разработки, но как я понял, принципиальная возможность есть. А так как я слышал, что для ФСХ можно выключать родную динаму и использовать стороннюю, то вероятно можно уже сейчас использовать JBSIM для ФСХ.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Юрик_нск
возможность есть. А так как я слышал, что для ФСХ можно выключать родную динаму и использовать стороннюю, то вероятно можно уже сейчас использовать JBSIM для ФСХ.

 

Там на сайте есть отличная документация по написанию динамики для JSBsim. Ну, и аэроматика там же - автогенератор черновых вариантов динамики по геометрическим данным самолета...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Sins

Вопрос в первую очередь к TenderCat. Подскажите, пожалуйста, где находится точка приложения подьемной силы? В reference datum position или в центре визуальной модели?

 

Потихоньку изучаю динамику, мне попался файл (не помню, откуда скачал, в тексте только адрес ron.freimuth@att.net),

в котором обьясняются значения строчек aircraft.cfg. Там было такое:

 

reference_datum_position = 3.66, 0.00, 0.00 << Offset from FS Reference

Normally at Wing Chord/4, Centerline, Vertical offset

Zoom in on side spot view to find location in .mdl and set wing location

tanks, loads, etc. as appropriate. This may also involve up/down offsets

Note: the FS Reference is at the Center of Lift

 

Вот у меня и возникли сомнения. Заранее спасибо.

 

Позже:

Вроде, сам нашел: точка приложения подъемной силы задается в .air файле в секции 1534 относительно центра визуальной модели.

Share this post


Link to post
Share on other sites

×
×
  • Create New...