Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Frankie_B

Boeing 737ng - Pmdg Tutorial

Recommended Posts

Frankie_B

Обещал я сделать этот туториал, значит сделаю.

 

// NOTAM:

Выкладывать в форум буду довольно медленно. В день по стадии скорее всего (взлет-набор и полет - снижение и заход - посадка)

 

Как всегда, цель этого туториала показать вам основы выполнения полетов на самолете Boeing 737-NG (Next Generation, варианты -600/-700/-800/-900) используя адд-он компании Precision Manuals Development Group, PMDG.

Самолет платный, но зато довольно реальный.

Сайт PMDG

 

Использованы Microsoft Flight Simulator 2004 (v.9.0) и программа FSMetar (доступна на Avsim.Com). Ливрея - моя, также доступна на Avsim.Com.

 

// Брифинг

 

Единственный известный мне оператор Боинга 737-700 в России - Авиакомпания Трансаэро. Полетим рейсом 101 (UN101) по маршруту Москва, Домодедово -> Санкт Петербург, Пулково.

Расстояние составит примерно 400 морских миль, около 700 км, эшелон полета - 9600 м (FL315, 31500 футов). Самолет (регистрация - N101UN) расположен у гейта номер 15.

 

Первым делом смотрим погоду (внизу - погода в Домодедово (UUDD), вверху - Пулково (ULLI)

 

Как видите погода очень неплохая. В Москве ясное небо, +13, ветра почти нет. В Пулково тоже неплохо, 12 градусов, немного облаков на 6600 футах (около 2000 м), ветер тоже тихий.

 

Из этих данных делаем в общем то один важный вывод: взлетать будем с полосы 32 Правая.

post-34-1089336148_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Предполетный обход самолета считаем завершенным (успешно), забираемся в полностью обезжизненный кокпит.

 

Что мы там видим (сверху-вниз)

- На перегородке между лобовыми стеклами - магнитный компас.

- Ниже, сразу под ветровым стеклом, расположены лампы предупреждений (слева), управление Навигационным дисплеем и давлением чуть правее, и, самая большая, панель автопилота (MCP, Mode Control Panel).

- кнопки MZALFOTRC, они переводят ваш взгляд на определенные панели, в соответствии с буквами (например M = Main; O=Overhead и т.п.)

- Правее бесполезные для ПМДГ кнопки переключения дислпеев.

- "Запасные" приборы (авиагоризонт, высотомер-спидометр, компас)

- AUTOBRAKE- рукоятка управлением системы автоторможения

- Индикаторы положения закрылков и шасси, а так же рукоятку шасси.

 

Ну и наконец 3 болших дисплея. Это многофункциональные дисплеи, каждый включает в себя около десятка разнообразных приборов. Их рассмотрим чуть позже.

post-34-1089340604_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Идем на верхнюю панель (Overhead, кнопка "О" на MZALFOTRC.

 

Эта очень большая панель включает в себя ограны управления основными системами самолета. Рассматривать будем по маленьким кусочкам, пойдем слева-направо сверху-вниз.

 

- FLT CONTROL (Flight Controls) - плоскости упарвления самолетом, их выключаели. Должны быть включены, о чем говорит закрытый защитный колпачек.

- ALTERNATE FLAPS - электропривод закрылок (штатно они питаются от гидравлической системы). Используется при отказе гидравлики. Нам, надеюсь, не понадобиться, оставим в OFF (закрыть колпачек)

- SPOILER: выключаели интерцепторов(спойлеров).

- YAW DAMPER - дампфер рысканья

- Navigation - переключаели навиг. систем, нам не пригодятся.

- Displays - не забивайте голову :(

post-34-1089349153_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Чуть ниже выключатели топливных насосов. По два на бак - цетральный, левый и правый.

 

Crossfeed - открывает канал между баками для "перекачки" топлива с одной стороны на другую.

post-34-1089349288_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Далее электропанель.

 

Важные переключатели это:

- BAT - Батарея. Используется для питания дисплеев и самых основных систем в отстутвии наземного питания или питания от генераторов (двигателей или ВСУ)

- CAB/UTIL: выключаетли потребителей в салоне

- IFE/SEAT: выключатели потребителей в креслах пассажиров (например музыка)

 

Чуть ниже STANDBY POWER: переключатель "поставщика" питания (электропитания ;)) для систем. BAT - от батареи, OFF - выключено, AUTO - АВТО (самолет сам будет выбирать между генераторами и т.п.)

 

- GND PWR: выключатель питания от неземного источника.

- GEN 1,2; APU GEN (2x) - генераторы двигателей и APU (ВСУ) соотв.

post-34-1089350250_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Внизу оверхэда:

- L, R Whiper: дворники

- LIGHTS:

- Landing lights - посадочные огни

- Runway Turnoff - освещение РД вокруг самолета

- Taxi - рулежные фары

 

- APU - Выключатель ВСУ

- ENGINE START: стартеры двигателей, левого и правого.

Положения:

- GND - запуск на земле

- OFF - выключено (не двигатель, а стартер)

- CONT - постоянное зажигание (включается, например, в проливной дождь, чтобы не "погасить" двигатель)

- FLT - старт в полете.

 

Правее опять управление огнями:

- LOGO - подсветка эмблемы авиакомпании на хвосте

- POSITION - навигац. огни

- STROBE - огни строба

- ANTI-COLLISION - Красный "маяк"

- WING - освещение крыла (включается ночью чтоб проверить крыло на обледенение в полете, например)

post-34-1089350859_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

далее

DOME BRIGHT - "большой свет" в кабине.

PANEL LIGHTS - освещение приборов

 

EQUIP COOLING: охлаждение оборудования, NORM (NORMAL) - нормальное положение.

 

EMER EXIT LIGHTS: аварийное освещение в салоне (подсветка "пути к выходу"). Должно быть в ARM ("наготове")

 

NO SMOKING, FASTEN SEATBELT: "Не курить", "Пристегнуть Ремни"

 

ATTEND, GND CALL: вызов бортпроводница или наземного техника.

post-34-1089351294_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

WINDOW HEAT: обогрев окон, чтоб не запотели

 

PROBE [HEAT]: обогрев трубки Пито

 

WING ANTI-ICE, ENG ANTI-ICE: противообледенительные системы крыльев и двигателей.

 

HYD PUMPS: гидравлические насосы. Посредине 2 электрических и по бокам 2 от двигателей.

 

Чуть ниже индикатор давления в салоне.

post-34-1089351438_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Вверху - датчики температур в салоне

 

Чуть ниже регулятор температур.

 

R RECIR FAN: Вентилятор рециркуляции воздуха.

 

L, R PACK: Кондиционирование салона, левая и правая системы.

 

ISOLATION: изоляция этих двух систем между собой, или же наоборот (аналогия с crossfeed в топливе)

 

1,2, APU BLEED: отбор воздуха у 1-го и 2-го двигателей и у ВСУ.

 

Ниже задатчик системы уравнивания давления в самолете.

FLT ALT: высота полета

LAND ALT: превышение аэропорта назначения.

post-34-1089351682_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Так, пробежались по системам, теперь поехали

 

// ЗАПУСК ВСУ

 

- Включаем левый передний топливный насос (L FWD FUEL PUMP)

- Выключатель ВСУ в START на секунду, он потом сам вернеться в ON

Чуть выше переключателя следим за циферблатом - это температура выходных газов ВСУ.

 

После того как ВСУ запуститься, загориться голубая лампочка APU OFF BUS что значит что ВСУ доступно, но не питает самолет.

 

Включаем оба генератора ВСУ, голубая лампочка должна погаснуть.

 

Включаем отбор воздуха от ВСУ (APU BLEED)

 

Включаем Навигац. Огни (Navigation Lights)

 

Включем подсветку эмблемы (LOGO), на всякий случай.

 

Включаем Isolation Packs (L и R)

 

Isolation переводим в AUTO (позиция между OPEN и CLOSE)

 

Включаем R RECIR FAN

 

Включаем обогрев окон (WINDOW HEAT), все 4.

 

Включаем CAB UTIL и IFE/PASS SEAT

 

На задатчике системы давления в салоне выставляем 31500 (наш сегодняшний эшелон)

 

В итоге получаем вот такой вид:

post-34-1089352217_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Вернемся на главную панель и замечаем, что дисплеи "ожили".

 

Давайте посмотрим на них

 

Самый левый, PFD (Primary Flight Display), самый основной из 3х. В глаза бросается авиагоризонт. Слева он него лента приборной скорости, справа - высоты.

 

Вверху видим таблицу с 3 колонами. Это индикация режимов FD (Flight Director Modes) и АТ (Авто тяга). Причем левый столбец всегда посвящен скорости и автотяге, центральный - горизонтальной навигации, и правый - вертикальной навигации.

 

Над лентами скорости и высоты розовые цифры показывают заданные скорость и высоту соотв.

 

GS - Ground Speed, путевая скорость.

 

29.92 In - текущее выставленное давление, 29.92 дюйма ртутного столба.

 

Ну и самый нижний - компас. В розовом так же дан текущий заданный курс полета.

post-34-1089352772_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Правее - ND (Navigational Display)

На данном скрине он немного опережает события, вы по идее не должны видеть символа UUDD.

 

Слева-вверху GS (Ground Speed) и TAS (Total Air Speed).

 

TRK-222-MAG показывает что текущий магнитный курс - 222 градуса.

 

TCAS OFF - TCAS Выключен.

 

ND мы рассмотрим в деталях чуть позже, когда он будет хоть что-нибудь показывать.

post-34-1089353142_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Самый правый дисплей содержит информацию по двигателям (слева), маслу и гидравлике (справа), и количестве топлива (снизу).

 

Также вверху видим текущую температуру наружнего воздуха и ограничитель тягни двигетеля и его режим (TO, Take-Off)

post-34-1089387713_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Пора программировать FMC (Flight Management Computer)

 

FMC состоит из 3-х частей:

- дисплей и 2 ряда кнопок слева и справа от него

- кнопки выбора раздела

- клавиатура

 

Разделы FMC:

- INIT REF: основные, начальные данные (позиция, вес, эшелон полета и т.п.)

- RTE: ввод маршрута

- CLB: опции набора высоты

- CRZ: опции крейсерского полета

- DES: опции снижения

- MENU: Меню FMS (На данном скриншоте показан этот раздел)

- LEGS: детальный просмотр каждого поворотного пункта маршрута

- DEP/ARR: выбор процедур выхода и захода (из\в аэропорт)

- HOLD: опции зоны ожидания

- PROG: раздел показывающий текущий статус (прогресс) полета

- EXEC: кнопка выполнения действия, работает по отдаленному типу ENTER-а у компьютеров.

- N1 LIMIT: опции ограничителя оборотов двигателя

- FIX: данные по определенной "точке".

- NEXT PAGE / PREV PAGE: использутеся для пролистывания страниц в случае если какой-либо раздел FMC включает более одной страницы.

post-34-1089388790_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Первым делом нужно инициализировать ACARS [Aircraft Communication Addressing and Reporting System]

 

Выбираем

ACARS

Попадаем в меню системы ACARS. Жмем INITIALIZE

 

Попадаем в раздел где нас просят ввести самые основные данные по полету:

FLT NO: Номер рейса

DEP/ARR: ICAO коды портов вылета и прилета соотв..

CAPT ID: идентификационный номер КВСа. Про него забываем.

 

Воодим TSO101 как наш номер рейса и UUDD/ULLI как порты вылета/прилета.

после ввода жмем RETURN, попадаем в меню ACARS опять. Теперь жмем MENU (на FMC) и ACARS LOGOFF (выйти из системы ACARS, т.к. нельзя одновременно работать в системе ACARS и FMS)

post-34-1089389148_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Нажимаем FMC чтобы собвственно в него попасть.

 

попадаем на страницу IDENT где следует проверить тип самолета (737-700), тягу двигателей (24К = 24000 фунтов силы), некущую навигац. базу (NAV DATA), и срок ее "годности" - JUN10-JULY07/04 (10 Июня по 7 Июля 2004 года).

 

Все ОК, жмем POS INIT

 

Попадаем на страницу где нас просят указать текущее местоположение самолета.

 

Вводим UUDD в REF AIRPORT.

GATE не указываем, т.к. эта функция не реализована.

жмем ROUTE

 

Как видите, благодаря ACARS, пункты вылета и прилета уже введены, номер рейса тоже.

post-34-1089389566_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

пора вводить маршрут.

 

Прежде всего вот он сам:

WT LEDNI VINLI BP KN NE BD B160 DB B160A MALUK

 

находясь в разделе ROUTE нажимаем "NEXT PAGE" и попадаем на страницу ввода маршрута. В ней 2 колонки. В левую вводиться воздушная трасса через которую планируется лететь и справа - точка на которую летим. Если в трассу ничего не писать она станет DIRECT, что значит "напрямик".

 

Набираем первый пункт, Картино (WT) на клавиатуре и вводим его в правый столбец. Попадаем в меню где сообщается, что пунктов с сокращением "WT" в мире 3. Для каждой показаны координаты и частота маяка. Логика отображения такая, что самый ближайший из пунктов будет наверху, поэтому наш WT - самый верхний. Выбираем его. Появляется на странице ROUTE

 

LEDNI и VINLI должны вбиться без вопросов, в Челобитьево (BP) следуем по точно такой же логике как и с Картино (WT)

 

После BD у нас начинается воздушная трасса номер B160 до Починка (DB)

Вводим B160 слева и DB справа.

 

Аналогично с B160A и MALUK.

 

Вот и весь план!

post-34-1089390292_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Теперь идем в раздел INIT REF

Попадаем в PERF INIT где нужно ввести:

ZFW: массу пустого самолета

RESERVES: количество запасного горючего на рейс.

COST INDEX: индекс стоймости.

CRZ ALT: эшелон полета.

TRANS ALT: высоту перехода.

 

Вводим 85 как ZFW, 8 в RESERVES, 50 в COST INDEX, 31500 в CRZ ALT, и 5400 в TRANS ALT

 

Все гуд, жмем N1 LIMIT

попадаем на страницу где нас просят выбрать взлетную тагу двигателей, а так же тягу в наборе. Ничего менять не будем.

 

жмем TAKEOFF

Здесь вводим взлетный угол закрылков (5 градусов). Скорости V1, Vr и V2 не могуть пока быть рассчитаны комрьютером т.к. он "просит" обратить внимания на следующие разделы (из рамки справа-внизу) - ROUTE и DEPARTURE.

post-34-1089390923_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Жмем DEPARTURE

Нас просят выбрать полосу с которой взлетаем (справа) и схемы выхода (слева). К сожалению схем выхода в моей базе данных не было, поэтому выбираем только полосу, 32R

 

Жмем ROUTE, попадаем опять в раздел маршрута. Жмем ACTIVATE и EXEC. Замечаем, что план появился на ND.

 

Теперь идем обратно в INIT REF, пролистываем до TAKEOFF и по одному разу кликаем на V1, Vr и V2, получаем эти скорости.

Внизу горит красивая надпись:

- PRE-FLT COMPLETE -

что значит что предполетная программа задана полностью.

post-34-1089391573_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

В принципе можно лететь, но примера ради пойдем в еще в один раздел, а именно в CLB.

 

Т.к. Лететь недалеко, и мы не хотим весь полет либо набирать высоту либо снижаться, нам хочеться побыстрее забраться на эшелон и "отдыхать".

Раздел CLB нам в этом поможет.

 

CRZ ALT: уже известно

TGT SPD: скорость в наборе

SPD REST: ограничение скорости (стандартно 250 узлов до 10.000 футов)

TO T/C: рассчетное расстояние до окончания набора.

 

MAX RATE/MAX ANGLE: выбор 2х дополнительных режимов набора высоты.

 

Выбираем MAX RATE что даст нам максимальную вертикальную скорость в наборе.

 

Замечаем, что TGT SPD упал с 292 до 240, что вполне логично и говорит о том, что тяга двигателей в наборе пойдет в вертикальную, а не горизональную скорость.

 

Жмем EXEC.

 

На этом программирование FMC закончено. Перейдите в режим PROG, который будет показывать прогресс полета.

post-34-1089391984_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

// БУКСИРОВКА И ЗАПУСК

 

"NO SMOKING/ FASTEN SEATBELT" - Включить

ANTI-COLLISION LIGHT - Включить

 

Разрешение не буксировку.....получено

 

PARKING BRAKE - выключить

 

Нажимаем SHIFT-P и буксируемся. Дабы время зря не терять, во время буксировки запускаем двигатели:

 

!!! СНАЧАЛА ЗАПУСКАЕТСЯ ДВИГАТЕЛЬ НОМЕР 2 !!!

 

- FUEL PUMPS: L FWD, L AFT, R FWD, R AFT - включить

- RIGHT ENGINE START SWITCH - GND

 

Двигатель пойдет на запуск. Все внимание обращаем на приборы двигателей. Как только N2 дойдет до 20%, включаем подачу топлива в двигатель (на пьедестале)

 

Двигатель запустится. После того как он стабилизируется где-то на 21% N1, повроряем процедуру для 1-го двигателя.

 

После того как оба стабилизируется:

 

L, R ENG GEN: включить

L, R, 1,2 ELEC HYD PUMP: включить

PROBE HEAT: включить

APU BLEED: выключить

1, 2 ENG BLEED: включить

YAW DAMPER: включить

post-34-1089392788_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Doctor

Маленько не в тему вопросец, но все же по сабжевому самолету. Как известно, при выборе самолета возможны варианты w/winglets и w/winglets and stairs. Так вот, что это за последний вариант такой? Я сначала думал, что у него трап свой выезжает, но, очевидно, не угадал.

Share this post


Link to post
Share on other sites
vadila

Так оно и есть, вариант со встроеной лестницей. Чтобы её воспользыватся нужно в симе назначить кнопки для "EXTEND CONCORDE NOSE" и "RETRACT CONCORDE NOSE" .

Share this post


Link to post
Share on other sites
Frankie_B

Народ! Прошу прощения, но туториал задерживается. Совершенно не хватает времени...

 

Еще раз сорри.. Задавайте вопросы - отвечу.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Doctor
Так оно и есть, вариант со встроеной лестницей. Чтобы её воспользыватся нужно в симе назначить кнопки для "EXTEND CONCORDE NOSE" и "RETRACT CONCORDE NOSE" .

Спасибки. Ну вот, теперь я знаю абсолютно все, что мне было необходимо про сабжевый ерополан.

Share this post


Link to post
Share on other sites

×
×
  • Create New...