Навигация и самолетовождение FAQ — различия между версиями
UEMJ (обсуждение | вклад) |
UEMJ (обсуждение | вклад) |
||
Строка 38: | Строка 38: | ||
;ответ: | ;ответ: | ||
* Читаем статью Сергея Сумарокова "[[Альтиметр 2992]]" | * Читаем статью Сергея Сумарокова "[[Альтиметр 2992]]" | ||
+ | |||
+ | == Как влетать по схеме ([[SID]])? == | ||
+ | ;ответ: | ||
+ | Допустим UUEE. Открываем схему Шереметьево, запрашиваем предварительный (допустим дают добро на 25R), находим SID. Какая, будет зависеть от нашего маршрута. Предположим он начинается от привода Костино (позывной KN 642МГц). | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Siduuee.jpg|300px|thumb|center|Схема выхода [[SID]] из района [[UUEE]]] через Костино]] | ||
+ | |||
+ | Выруливаем. | ||
+ | Раз нам дали 25-ю полосу, то выход нам дадут KN25D. Внизу, прямо словами написано, как лететь по этой схеме. | ||
+ | |||
+ | Перед взлетом устанавливаем на навигационном оборудовании самолета частоту [[VOR]]/[[DME]] MR 114,6. Указатель дистанции должен показать расстояние до маяка. При взлете оно нам понадобится. | ||
+ | Кроме этого на втором полукомплекте устанавливаем частоту маяка Костино 642. | ||
+ | * Взлетаем с максимальным градиентом и наблюдаем за дистанцией. | ||
+ | * На расстоянии 1,1 мили до MR начинаем поворот направо, высота при этом должна быть не менее 1030(400) футов (или (120) метров). | ||
+ | * Поворачиваем на курс 028* и смотрим, чтобы вторая стрелка, которая настроена на Костино, показала, что мы летим на него. | ||
+ | * В процессе набора высоты следим за той стрелкой, которая все еще показывает на VOR MR. Когда она покажет, что мы на радиале 018* (ну или на дистанции 13,5 миль от маяка, что в данном случае гораздо проще), проконтролируем высоту. Она должна быть FL49 (1500 метров) или выше. | ||
+ | * Далее продолжаем полет на маяк Костино с набором заданного эшелона. | ||
+ | * Над Костино начинается сам маршрут. | ||
+ | |||
+ | Подробнее о [[SID]] и [[STAR]] можно прочитать: | ||
+ | * [[Учимся читать карты Jeppesen (Approach)]] | ||
+ | * [[Учимся читать карты Jeppesen (SIDs and STARs)]] | ||
+ | |||
+ | |||
== Где взять маршрут для составления плана полёта? == | == Где взять маршрут для составления плана полёта? == |
Версия 18:40, 2 декабря 2010
Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов
К. Гельвеций
Содержание
- 1 Что такое Аэронавигация?
- 2 С какими книгами по аэронавигации лучше ознакомиться для начала?
- 3 Какие приборы обеспечивают процессы аэронавигации в самолёте?
- 4 Как разобраться с высотой, давлением, QNE, QFE, QNH и прочим?
- 5 Как влетать по схеме (SID)?
- 6 Где взять маршрут для составления плана полёта?
- 7 Что такое схемы захода, Jeppessen, SID, STAR и как этим пользоваться?
- 8 Где брать все эти цифры для ILS, NDB, VOR и прочие?
- 9 Отличаются ли реализации РСБН в разных моделях самолётов?
- 10 Как летать в ПТ Ту-154 используя НВУ?
- 11 Проблемы с РСБН Ан-24РВ Samdim
Что такое Аэронавигация?
- ответ
Современный термин «аэронавигация», рассматриваемый в узком смысле, имеет два взаимосвязанных значения:
- некий протекающий в реальности процесс или деятельность людей по достижению определенной цели;
- Аэронавигация – управление траекторией движения ВС, осуществляемое экипажем в полете. Процесс аэронавигации включает в себя решение трех основных задач:
- формирование (выбор) заданной траектории;
- определение местоположения ВС в пространстве и параметров его движения;
- формирование навигационного решения (управляющих воздействий для вывода ВС на заданную траекторию);
- Аэронавигация – управление траекторией движения ВС, осуществляемое экипажем в полете. Процесс аэронавигации включает в себя решение трех основных задач:
- наука или учебная дисциплина, изучающая эту деятельность.
- Аэронавигация как наука и учебная дисциплина. Аэронавигация – прикладная наука о точном, надежном и безопасном вождении ВС из одной точки в другую, о методах применения технических средств навигации.
С какими книгами по аэронавигации лучше ознакомиться для начала?
- ответ
- Сарайский Ю.Н., Алешков И.И. Аэронавигация. Часть I. Основы навигации и применение геотехнических средств: Учебное пособие СПб:СПбГУГА, 2010
- Михайлов Н.А. Воздушная навигация. Международные полеты. Новосибирск, 2000
- Черный М.А., Кораблин В.И. Воздушная навигация. Изд.Транспорт,М.:1991
- Лебедев М. И. Самолетовождение. Учебное пособие для летчиков и штурманов гражданской, военно-транспортной и стратегической авиации, 2003
- Данилин С.А. Аэронавигация. Под редакцией флагштурмана ВВС СССР полковника Б.В. Стрелегова. М., ГосВоенИздат, 1938
Какие приборы обеспечивают процессы аэронавигации в самолёте?
- ответ
- Состав приборов может быть различным, в зависимости от типа ЛА и эпохи его применения. Совокупность таких приборов называют пилотажно-навигационным комплексом (ПНК). Технические средства аэронавигации разделяются на следующие группы:
- Геотехнические средства. Это средства, принцип действия которых основан на использовании физических полей Земли (магнитного, гравитационного, поля атмосферного давления), либо использовании общих физических законов и свойств (например, свойства инерции). К этой большой и самой древней группе относятся барометрические высотомеры, магнитные и гироскопические компасы, механические часы, инерциальные навигационные системы (ИНС) и т.п.
- Радиотехнические средства. В настоящее время представляют собой самую большую и самую важную группу средств, являющихся в
современной аэронавигации основными для определения как координат ВС, так и направления его движения. Они основаны на излучении и приеме радиоволн бортовыми и наземными радиотехническими устройствами, измерении параметров радиосигнала, который и несет навигационную информацию.
- Астрономические средства. Методы определения местоположения и курса корабля с помощью небесных светил (Солнца, Луны и звезд)
использовались еще Колумбом и Магелланом. С появлением авиации они были перенесены и в аэронавигационную практику, разумеется, при использовании специально сконструированных для этого технических средств – астрокомпасов, секстантов и ориентаторов. Однако точность астрономических средств была низка, а время, необходимое для определения с их помощью навигационных параметров, достаточно велико, поэтому с появлением более точных и удобных радиотехнических средств астрономические средства оказались за рамками штатного оборудования гражданских ВС, оставаясь лишь на самолетах, выполняющих полеты в полярных районах.
- Светотехнические средства. Когда-то, на заре авиации, световые маяки, наподобие морских маяков, устанавливали на аэродромах с тем, чтобы ночью пилот издалека смог его увидеть и выйти на аэродром. По мере того, как полеты все больше стали проходить по приборам и в сложных метеоусловиях, такая практика стала сокращаться. В настоящее время светотехнические средства используются главным образом при заходе на посадку. Различные системы светотехнического оборудования позволяют экипажу на конечном этапе захода обнаружить взлетно-посадочную полосу (ВПП) и определить положение ВС относительно нее.
Как разобраться с высотой, давлением, QNE, QFE, QNH и прочим?
- ответ
- Читаем статью Сергея Сумарокова "Альтиметр 2992"
Как влетать по схеме (SID)?
- ответ
Допустим UUEE. Открываем схему Шереметьево, запрашиваем предварительный (допустим дают добро на 25R), находим SID. Какая, будет зависеть от нашего маршрута. Предположим он начинается от привода Костино (позывной KN 642МГц).
Выруливаем. Раз нам дали 25-ю полосу, то выход нам дадут KN25D. Внизу, прямо словами написано, как лететь по этой схеме.
Перед взлетом устанавливаем на навигационном оборудовании самолета частоту VOR/DME MR 114,6. Указатель дистанции должен показать расстояние до маяка. При взлете оно нам понадобится. Кроме этого на втором полукомплекте устанавливаем частоту маяка Костино 642.
- Взлетаем с максимальным градиентом и наблюдаем за дистанцией.
- На расстоянии 1,1 мили до MR начинаем поворот направо, высота при этом должна быть не менее 1030(400) футов (или (120) метров).
- Поворачиваем на курс 028* и смотрим, чтобы вторая стрелка, которая настроена на Костино, показала, что мы летим на него.
- В процессе набора высоты следим за той стрелкой, которая все еще показывает на VOR MR. Когда она покажет, что мы на радиале 018* (ну или на дистанции 13,5 миль от маяка, что в данном случае гораздо проще), проконтролируем высоту. Она должна быть FL49 (1500 метров) или выше.
- Далее продолжаем полет на маяк Костино с набором заданного эшелона.
- Над Костино начинается сам маршрут.
Подробнее о SID и STAR можно прочитать:
Где взять маршрут для составления плана полёта?
- ответ
- Если хотите реализм, нужно пользоваться готовыми маршрутами. Например Планы полетов а/к"Дальавиа" 2007-2008гг.
- Для СНГ, немного устаревшие, можно взять на сайте [1]
- Можно составить самостоятельно по РНК или Перечням воздушных трасс
- Для генерации виртуальных маршрутов существуют специализированные сайты, например:
В общем случае маршрут, выглядит так: UUEE SID AR CORR2 BG R805 TU G723 RATIN UN869 VTB UL999 KURPI STAR UMMS
Убираем коды аэропортов вылета и прилета (Шереметьево, Минск) , слова SID и STAR обозначающие схемы выхода и захода. Также следует учесть что если между двумя точками отсутствует трасса и данный участок пролегает напрямую (что очень часто встречается), он обозначается знаком DCT.
AR CORR2 BG R805 TU G723 RATIN UN869 VTB UL999 KURPI, где AR, BG, ТU, RATIN, VTB и KURPI - ППМ. Между ними обозначены используемые трассы.
Что такое схемы захода, Jeppessen, SID, STAR и как этим пользоваться?
- ответ
Читаем:
- Jeppesen
- SID, STAR
- Учимся читать карты Jeppesen (Approach)
- Учимся читать карты Jeppesen (SIDs and STARs)
Где брать все эти цифры для ILS, NDB, VOR и прочие?
- ответ
Вариант первый: из симовской карты.
Естественно эти данные надо выписать еще перед вылетом, ставить сим на паузу в полете и ковыряться в карте не принято.
Вариант второй: скачать и распечатать схемы (SID/STAR). На них вы найдете всю нужную для захода и посадки информацию. Но не забываем, что схемы изменяются чаще чем сценарии аэропортов, поэтому некоторые данные могут не совпадать.
Отличаются ли реализации РСБН в разных моделях самолётов?
- ответ
Да. Существует несколько вариантов и они описаны в статье РСБН
Как летать в ПТ Ту-154 используя НВУ?
- ответ
- Первый, основной и достаточный документ это FAQ ПТ Ту-154, раздел "НВУ (Навигационное Вычислительное Устройство)"
- Общее описание и недокументированные приёмы использования имеются в статье НВУ
Проблемы с РСБН Ан-24РВ Samdim
- ответ
Возможные проблемы с РСБН для этого самолёта собраны в Ан-24 FAQ
Это незавершённая статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |