Перейти к содержимому






Фотография
* * * * * 2 votes

Отступать некуда: впереди Москва!

Написано NetHunter , 22 June 2011 · 928 views

В начале июня мне удалось, наконец, перешагнуть через еще одну ключевую ступень в своем становлении как пилота-любителя – совершить полет по маршруту вокруг Москвы. Этот маршрут считается, пожалуй, самым сложным и напряженным для курсантов, проходящих первоначальное летное обучение в столичном регионе. Главной его особенностью является необходимость вести насыщенный и интенсивный радиообмен в режиме нон-стоп с диспетчерами аэропортов московского аэроузла: Быково и Внуково, Шереметьево и Домодедово. При этом время полета между некоторыми ППМ[1] может составлять не более одной минуты, что порой приводит к его острому дефициту. Можно сказать, что бывалые пилоты пугают «Москвой» молодых курсантов, как детишек – лешим или бабой Ягой. Но обо всем по порядку. Конечно, редкий курсант вылетит «на Москву», не приобретя опыта на более простых маршрутах, в ходе полета по которым, помимо приобретения навыков ориентировки, он адаптируется к особенностям радиообмена вне родного аэродрома, узнает его специфику при полетах по ПВП. Так и я, помимо «радиальных» вылетов на непродолжительные (до одного часа) маршруты, пару раз слетал и на соседнюю Северке площадку – аэродром Большое Грызлово. Этот опыт дался мне, скажу прямо, местами не слишком легко, особенно в плане ведения радиообмена, но зато сослужил отличную службу в дальнейшем. Таким образом, к лету 2011 прошло около полугода с начала моих полетов по маршрутам, и инструктор Влад Мезенцев счел своевременным начать подготовку к полету вокруг Москвы. Для этого я вооружился картой УКЛ-13, линейкой и транспортиром. Специально ради Москвы (и, разумеется, с прицелом на будущее) мной был заказан по интернету новенький, что называется – «в масле», наколенный планшет лётчика НПЛ-М, который мне переслали почтой аж из Омска. Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Такими пользовались советские военные пилоты: «наколенник» чем-то похож на большой плоский и тонкий портсигар с креплением на ногу. Помимо внешней части крышки, специальное покрытие которой позволяет делать записи грифельным карандашом, внутри расположена пара таких же тонких дощечек-страниц для пометок, которые можно стирать. Ну и главной особенностью НПЛ-М является встроенная внутрь планшета сферическая линейка, позволяющая, как и навигационная линейка НЛ-10М, делать различные вычисления: так, к примеру, можно произвести штилевые расчеты (правда, этими средствами счисления мне только предстоит научиться пользоваться). Главным же подспорьем в подготовке стал выданный мне штурманский план полета, уже полностью подготовленный к маршруту вокруг столицы. По сути, мне осталось просто «руками» пройтись по карте и сверить данные. Согласно плану, нам менее чем за два часа предстояло на скорости 180 км/ч пролететь чуть менее трехсот километров, отработать как минимум с шестью позициями УВД и пройди больше двадцати ППМ, при этом время пролета между ними будет составлять от одной до девяти минут. Хорошо и то, что в моем рабочем кабинете на стене висит полноразмерная карта Москвы, на которой я отметил все поворотные, расположенные по периметру столицы. Это дало возможность в течение рабочей недели тренироваться «пешему по-конному»: сидя за рабочим столом и глядя на карту, я в свободную минутку мысленно проходил маршрут и вслух проговаривал радиообмен как за пилота, так и за диспетчера. Настал день вылета. Не задался он с самого начала: собираясь на аэродром, я забыл экшн-камеру, которой, закрепив на голове, намеривался заснять предстоящий полет. Обидно и то, что специально накануне пришлось ехать за ней к товарищу, а получилось – зря... Приехав на аэродром в пятом часу вечера я вновь столкнулся с обстоятельствами «непреодолимой силы»: помимо идущего то там, то здесь дождя, по всей московской зоне объявили «ковер» - в связи с прилетом первого лица из правящего тандема небо закрыли на тяжелый амбарный замок. Сделали это в стране Советов как всегда загодя, часа так за два до прилета. Хорошо хотя бы, что винты с самолетов снимать не заставляют, как, говорят, делали в былые годы при «царском режиме»… Пока было время, с помощью инструктора удалось немного разобраться в навигационном комплексе GNS-430, которым оборудованы новые P2002. Вместе с Владом мы вбили наш маршрут: оказалось, что здесь, как и в том же знакомом мне Garmin 296, нет ничего принципиально сложного (жаль только, что на экран GNS нельзя вывести подложку карты).Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Пока было время, я отправился прогуляться к неподалеку стоящему вертолету. Первый раз видел Робинсон R-44 на Северке. Как окажется позже, именно с этой вертушкой нам было суждено вскоре повстречаться в воздухе.Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Откровенно говоря, ближе к девяти вечера мне уже не верилось в удачу, и я засобирался домой – «не везет, так не везет», но тут вдруг инструктору позвонили с КДП – зону таки открыли! Правда, до заката оставалось не многим более полутора часов и, если мы хотим вернуться засветло, то нужно было спешить. Но на этом мои неприятности не окончились: после запуска двигателя оказалось, что экшн-камера, которую мне в ЧелАвиа разрешили взять с собой, дает сильные помехи в эфир. Из-за этого нам пришлось отключить камеру от радиостека, что лишало ее возможности писать радиоэфир. Выезжаем на исполнительный и ситуация повторяется – несущая частота забита помехами. Решаем вернутся на стоянку и заняться поиском неполадки. Искали недолго: проблема по-прежнему была в экшн-камере и ее проводе к радиостеку – даже будучи отключенным от него, он почему-то все равно продолжал создавать помехи в эфире. Выключили питание камеры и забросили ее за кресла: все вроде бы наладилось и мы вновь порулили на взлет. Разбег, взлет с приличным боковиком, набор высоты к первому. Инструктор Влад Мезенцев озабоченно посматривает на часы: - К закату можем и не успеть, на пути к Москве плотный встречный ветер… С другой стороны, назад пойдем быстрее, может и нагоним. Давай-ка, Паш, прибавь оборотов!- Северка, 01785, взлет, правым отход на маршрут, контрольную связь с Домодедово-подход доложу;- Контрольную доложите, 01785. Набрали высоту, перешли в горизонтальный полет. Атмосфера неспокойная, ощутимо потряхивает, прошу инструктора взять управление и подтягиваю ремни. Погода нам в принципе благоприятствует – видимость хорошая, на горизонте лежит голубоватая дымка; белые облака, как это и бывает на закате, частично уже окрасились в тепло-оранжевый цвет. А мы спешим к первому поворотному Сетни и я, чуть волнуясь, выхожу на связь с диспетчером Домодедово:- Домодедово-подход, 01785, добрый вечер, контрольная связь;- 01785, Домодедово-подход, добрый вечер, контрольная связь хорошая;- 01785, легкомоторный P2002 по ПВП, после взлета с Северки, 200 метров, Сетни рассчитываем в 3-ю минуту;- 01785, прямой 110, следуйте на минимальной безопасной по QNH 1011, Сетни доложите;- Занимаю минимальную безопасную по QNH 1011, Сетни доложу, 01785. Отмечаю про себя, что голос «на том конце» немного подрагивает, а его интонация несколько дерганная. Замечает это и инструктор: - Наверное, молодого диспетчера посадили опыта набраться, так что не переживай – он учится на тебе, а ты на нем. Доложи-ка лучше Северке.- 01785, контрольную связь с Домодедово-подход установили, до обратного;- 01785, до обратного. Через пару минут мы уже практически над Сетни. Проходим поворотный по радиусу упреждения, отрисованному на экране GNS, докладываю:- 01785, на минимально безопасной по QNH 1011, Сетни, Болак рассчитываю в 11-ю минуту;- 01785, прямой 100, удаление 10 км до Болак доложить;- Удаление 10 км до Болак доложим, 01785. GNS-430 превращает полет по маршруту в удовольствие: наверное, такое же ощущение испытывали домохозяйки, сменившие стиральную доску на машинку-автомат. Навигационный комплекс выдает всю необходимую информацию, и определить удаление до поворотного не составляет труда:- 01785, на минимально безопасной по QNH 1011, удаление 10 км до Болак;- 01785, прямой 130, занимайте 200 по QNH 1011, Болак доложите;- Занимаю 200 по QNH 1011, Болак доложу. Мы стараемся лететь со скоростью 180 км/ч, до Болака таким образом еще почти три минуты, первое волнение потихоньку улеглось, в ориентировке по карте необходимости нет, и я снова смотрю по сторонам. Солнце все ближе и ближе к горизонту, но по-прежнему все еще светло и, если бы заметно удлинившиеся тени на земле, то можно было бы подумать, что сейчас часа четыре дня.Влад указывает рукой влево – перевожу взгляд и через стекло фонаря вижу чуть левее «тяжелый» борт, идущий по глиссаде на Домодедово. Аэропорт уже близко и минут через десять мы будем на его траверзе. После Болака прошли Поник, следуем к поворотному Данок, который расположен как раз на траверзе аэропорта. Домодедово уже в пределах видимости, две полосы-то вон какие длинные! Вижу как самолет, похожий в тени земли на черную муху, проходит над торцом ВПП и садится. Другой борт, наоборот искрящийся в солнечных лучах, отрывается от земли и круто набирает высоту параллельно нашему курсу, закладывает над нами разворот и стремительно удаляется. Вот это скорости, совсем другие, нежели у нас… А впереди в серой массе, застилающей горизонт, уже угадываются очертания мегаполиса. Выделяется одно из высотных зданий, стоящих левее: судя-по-всему, это Москва-Сити. Прошли Домодедово, Влад показывает вправо: - Вон за руслом Москвы-реки полоса угадывается, видишь? Это Мячково. Говорят, скоро могут открыть. Мы идем курсом на ОПРС Картино (поселок Развилка, вблизи 22 км МКАД), что и подтверждает стрелка радиокомпаса, настроенного на частоту 1215.0. Эта точка нашего маршрута служит рубежом передачи контроля над нами от Домодедово к Быково:- 01785, 150 по ПВП,QNH 1011, Картино, Битсу рассчитываю в 32-ю минуту;- 01785, контрольную связь с Быково-подход доложите;- Контрольную связь с Быково-подход доложу. Перещелкиваю запасную частоту на активную, связываюсь с Быково:- Быково-подход, 01785, добрый вечер, контрольная связь;- 01785, Домодедово-подход, добрый вечер, контрольная связь хорошая;- 01785, легкомоторный P2002 по ПВП, 150 по QNH 1011, Картино, Битсу рассчитываю в 32-ю минуту;- 01785, следуйте 150 по QNH 1012, Битсу доложите;- Занимаю 150 по QNH 1012, Битсу доложу, 01785. Теперь нужно попрощаться с Домодедово, возвращаюсь на его частоту:- 01785, контрольную связь с Быково-подход установил;- 01785, работайте с Быково-подход на 127,3;- Работаю с Быково-подход на 127,3, 01785. За переговорами с диспетчерами я чуть было не пропустил МКАД, широкая лента которого бежала перпендикулярно курсу слева направо насколько хватало взгляда. Крутым левым разворотом ложимся на курс к Битсе, идем прямо по МКАДу, справа от которого раскинулись спальные районы столицы. Ну, теперь не заблудимся, успевай только частоты накручивать!- 01785, 150 по QNH 1012, Битса, Никун рассчитываю в 37-ю минуту;- 01785, контрольную связь с Внуково-подход доложите;- Контрольную связь с Внуково-подход доложим, 01785. Влад предусмотрительно сменил рабочую частоту, докладываю:- Внуково-подход, 01785, добрый вечер, контрольная связь;- 01785, Внуково-подход, здравствуйте, принимаю вас на пятерку;- 01785, по ПВП, 150, QNH 1012, прошел Битсу, Никун рассчитываю в 42 минуту;- 01785, ваш маршрут?- 01785, следую вокруг Москвы с возвратом на Северку через Картино;- 01785, понял, следуйте точно над МКАД, сохраняйте 150 по QNH 1012, Никун доложите;- Следую точно над МКАД, сохраняем 150 по QNH 1012, Никун доложу, 01785. Возвращаемся на частоту Быково, прощаемся, вновь перейдя на связь с Внуково, заранее накручиваем частоту Шереметьево и продолжаем огибать Москву с запада по направлению к ППМ Никун (пересечение Рябиновой улицы и МКАД). Какая же все-таки маленькая наша Москва с воздуха! Все как на ладони, кажется – дотянуться можно и до шпиля МГУ, и до Останкинской телебашни, и до небоскреба Москва-Сити, который – здесь я оказался прав – был заметен так издалека. - Между Никун и Рубле находится еще одна позиция УВД – «Кортик-2», приданная 71-ой Городской клинической больнице, – говорит инструктор. – У них там площадка для доставки больных вертолетом. Иногда нас заставляют с ними отработать, будь готов. Но нет, с «Кортиком» выходить на связь нам не указали, зато ближе к Рубле (пересечение Новорижского шоссе и МКАД) сообщили о встречном:- 01785, примите информацию: вертолет Робинсон R-44, рассчитывает посадку на площадке Крокус, удаление 10 км, с запада, 200 метров, будьте осмотрительны, визуальный контакт доложите;- 01785, информацию принял, визуальный контакт доложу. Аналогичные данные о нас диспетчер передает и на вертолет, мы слышим, как его экипаж подтверждает получение. Мы проходим Рубле и следуем на Строг (Строгино, 65 км МКАД), справа раскинулся спальный район Крылатское, за ним видны изгибы и заливы Москвы-реки, впереди стала видна красная арка вантового моста "Живописный", что у Серебряного бора. А под нами все тот же МКАД: несмотря на вечер выходного дня по нему бежит плотный поток машин. Представляю себе, что через каких-то пару часов мне предстоит возвращаться домой и проезжать это же участок, над которым сейчас пролетаем – каким же обыденным и неинтересным будет он казаться из автомобиля… Впереди за МКАД все яснее выплывает громада торгово-выставочного комплекса Крокус-Экспо, а значит, что и посадочная площадка вертолета уже рядом, а мы его до сих пор не видим. Только я, было, хотел поделиться этой мыслью с инструктором, как экипаж Робинсона доложил диспетчеру о том, что он нас наблюдает. - Главное, что он нас видит, - улыбается Влад. – За Строгом пойдем на Нотун, лететь до него одну минуту, а это рубеж передачи нас диспетчеру Шереметьево, не забудь. Между поворотными Строг и Нотун (пересечение Волоколамского шоссе и МКАД) я впервые в жизни увидел с воздуха тушинский аэродром. Хотя нет – вроде бы доводилось его видеть и раньше с борта пассажирского самолета, готовящегося к заходу на посадку в Шереметьево. Но ракурс тогда был все же другой: высота лайнера в этой точке в несколько раз больше наших двухсот метров, да и скорость выше, поэтому сейчас можно было рассмотреть аэродром получше. Слева же от нас за МКАД раскинулся город Красногорск, отличительной деталью которого стал отлично видимая нами огромная «труба» всесезонного горнолыжного комплекса Снежком. Выход на связь с Шереметьево-подход прошел штатно, и мы продолжили полет над северной частью МКАД. Прошли поворотный Симни (близ ж/д станции Левобережье, 76 км МКАД) слева вдалеке остался позади Долгопрудный, большую часть которого лежит в так называемой «запретке»; справа тянутся мои «родные» места, совпадающие с ППМ Лиано – Лианозово и Алтуфьево. А впереди следующий ППМ и вторая ОПРС на нашем маршруте – Челобитьево (90 км МКАД). АРК уже давно на нее переключен, ждем момента ее пролета для повторного выхода на связь с диспетчером Быково-подход, который доведет нас до Картино и отдаст на связь с Домодедово. В самом деле – полет по кругу… В районе Лосиного острова диспетчер Быково загнал нас со ста пятидесяти аж на триста метров. Удивленно гляжу на инструктора, тот жмет плечами: мол, что тут скажешь – выполняй команду. Набрали триста, идем вдоль прямого отрезка МКАД к Щелковскому шоссе. В глубине заповедника вижу обособленный от городской суеты комплекс зданий, утопающий в зелени – вспоминаю, что при подготовке к маршруту обратил внимание на это медицинское учреждение Управления делами Президента РФ – отличное место выбрали чиновники, что и говорить! За Лосиным островом все явственней проступают жилые районы – это Измайлово. В месте «впадения» Щелковское шоссе в Москву расположен ППМ Питик (104 км МКАД), от него две минуты лета до следующего поворотного Реуто (город Реутов, 1 км МКАД), а там и до Ледни (14 км МКАД) рукой подать. Эти три точки мы отработали довольно интенсивно, меньше чем за десять минут, после чего пошли на замыкание нашего «кольца вокруг Москвы» - к ОПРС Картино. Ставший к этому времени розово-алым диск солнца уже почти коснулся земной поверхности, и тени на земле стало гораздо больше, чем в момент нашего первого пролета этой приводной радиостанции. Надо спешить – скоро закат, а мы так толком и не смогли сделать хороший временной зазор. Но ничего: сейчас-то ветер будет попутный, глядишь и нагоним! Простились с Быково, снова выхожу на связь с Домодедово, при этом рад слышать молодого диспетчера как старого знакомого. Через минуту в эфир выходит экипаж того самого вертолета Робинсон-44, который я видел раннее на Северке, а сейчас летящего нам навстречу. Диспетчер дает нам указание занять разные высоты с разницей в сто метров, но для меня это все равно волнительный момент: ведь впервые я лечу по МВЛ так, чтобы расходиться со встречным бортом по подобию того, как это делается в большой авиации! Усиленно вглядываюсь вперед, ища глазами точку самолета и ничего не вижу. Наверное, «на другом конце провода» сейчас делают также. - А что если нам на всякий пожарный посадочную фару включить? – подаю идею Владу. - Хорошая мысль, включай, - одобрительно кивает инструктор. Через пару мгновений замечаем вдалеке встречный: черный вертолет идет ниже и правее, все ближе и ближе к нам, и вот уже, темным пятнышком с блесками заходящего солнца на блюдце вращающегося винта, проносится мимо и исчезает за кромкой фонаря. С сожалением вздыхаю: самое интересно позади, а впереди – возвращение на аэродром и неизбежная трансформация в пешехода… Как и ожидал инструктор, с попутным ветром мы время все же нагнали и успели приземлиться практически в тот момент, когда солнце скрылось из виду, оставив на память алые засветы, разливавшиеся влево и вправо от места захода светила. Часы уже показывали десятый час, когда, покидая самолет, я обратил внимание на то, что инструктор напевает песенку: судя по всему, он пребывал в хорошем расположении духа, и я принял это на свой счет – значит ошибок в полете было не много и я справился! А возможно, Влад просто радовался тому, что мы все-таки успели приземлиться до момента отъезда других, уже освободившихся инструкторов ЧелАвиа в баню, расположенную неподалеку от Северки, кто знает: хочется, конечно, верить в лучшее… А мне, как я себе не так давно и предсказал, предстояла двухчасовая дорога в столицу, лежащая как раз через тот участок МКАД, вдоль которого мы только что летели. Буду ехать по нему, с тоской поглядеть вверх и думать о том, как же здорово, находясь в самолете, с высоты положения наблюдать за букашками-машинами, ползущими по своим земным делам… Но ничего – неделя пролетит быстро и я, надеюсь, благополучно совершу обратную трансформацию из водителя о четырех колесах в небожителя о двух крыльях. Пускай и на время…[1] Поворотный пункт маршрута (сокр.ППМ) – навигационный термин. В зарубежной навигационной практике применяется термин «intersection». ППМ делят маршрут на участки. Для полетов по утвер­жденным маршрутам (воздушным трассам (ВТ)), ППМ (в данном случае именуемые точками ВТ) закреплены в «Перечне воздушных трасс РФ».В качестве ППМ обычно используются наземные радио­навигационные средства (ОПРС, ДПРМ, маяки VOR и РСБН), КТА аэродромов, населенные пункты и другие, заметно выделяющиеся ориентиры. Прилагаю фото, сделанные с маршрута, правда не мной, а другим пилотом и на следующий день, но Москва на них та же самая)))Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение А нам все-таки удалось снять короткое видео на ту самую экшн-камеру, которая поначалу отказывалась нормально уживаться с радиоаппаратурой:http://www.youtube.com/watch?v=bWcKIlRlbAc

  • 0



Паш, как всегда отлично написано! Я вот тоже хочу совершить такой прогулочный полет, отдохнуть от своих тренировок. Единственное, если ты половину маршрута идешь со встречным ветром, а вторую с попутным, это все равно получится медленнее, чем в штиль :) Но это все ерунда. А полуторочасовой полет вокруг Москвы очень красив, конечно!
    • 0
  • Жалоба
Замечательный рассказ, большое спасибо! :) Как будто вместе с вами пролетел по этому маршруту. Удачи, чистого неба и четного счета!
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Тимур_Селютин
Jun 23 2011 13:05
Отлично!Изображение
    • 0
  • Жалоба
Нашел на фотках свой дом, рядом с Живописным мостом.Очень интересно, спасибо!
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Андрей777
Jun 24 2011 15:34
Очень интересно. Спасибо.
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Segelflieger
Jun 30 2011 12:18
А что так сложно связь ведется: контакт с новой частотой, затем возвращение на старую частоту, затем опять на новую...? Почему нельзя просто начать работать с новой?
    • 0
  • Жалоба
потому что предыдущему диспетчеру надо доложить контрольную связь со следующим, мало ли не удастся установить, тогда диспетчер соответствующим образом будет действовать по обстановке.
    • 0
  • Жалоба
красиво...вдохновилo на полет_))
    • 0
  • Жалоба
Красиво расписал. Здорово!!!
    • 0
  • Жалоба
Фотография
ZorgsteinKilloo
Jul 10 2011 02:44
АААА!!!Круто!Продолжайте,очень интересно! :facepalm:
    • 0
  • Жалоба

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
567 8 91011
12131415161718
19202122232425
262728293031