Перейти к содержимому






Фотография
* * * * * 1 votes

My First Solo

Написано NetHunter , 24 August 2010 · 544 views

Взгляд снова цепляется за непривычно пустое правое кресло, на сиденье которого немым напоминанием об инструкторе, только что сидевшим рядом, лежат нерасправленные привязные ремни. Правой рукой проверяю их: не дай бог соскочат и зацепят вторую ручку управления. Нет, все нормально. Проверяю магнето, выполняю карту «На предварительном». Не дает покоя навязчивая мысль, что что-то забыл, заставляю себя успокоиться и еще раз с самого начала пройти весь чеклист: вроде все правильно… Ну, пора!- 1026, разрешите исполнительный- 1026, взлетный 230, занимайте исполнительный- занимаю, 1026 Выруливаю на полосу, качусь к торцу, разворачиваюсь. За сеткой забора, отделяющей полосу от перрона и стоянок, вижу моего инструктора Влада Мезенцева, подъехавшего на велосипеде поближе к торцу, от которого я буду взлетать. У Влада радиостанция - по ней, если будет необходимость, он будет помогать мне на заходе: корректировать действия и подсказывать ошибки. Выполняю карту «На исполнительном». Все! С Богом! - 1026, к взлету готов- 1026, взлет разрешаю- 1026, взлетаю!Даю взлетную тягу: побежала полоса, ноги сильнее и сильнее чувствуют вибрацию от переднего колеса. Беру ручку на себя, поднимаю переднюю стойку и самолет резво, как воздушный змей - почти с места, отрывается от земли – ведь взлетный у нас без инструктора значительно уменьшился.Оторвавшись от полосы, на секунду вижу жену: Юля стоит одна на дальней рулежке у противоположного торца ВПП. Миг – и она исчезает внизу вместе аэродромом, Владом, велосипедом, диспетчером, техниками и самолетами, надежно притянутыми ими к стоянкам, к твердой и надежной земле-матушке. Перед глазами – капот самолета, а за ним – небесный океан, в котором я по-настоящему сейчас один. И тут вопрос не стоит, умеешь ли немножко плавать. Или да, или нет, выплывешь или утонешь. Третьего не дано.Предыдущим днем в субботу мы с Юлей приехали на аэродром ближе к вечеру. Погода была солнечная, облачность ниже средней, правда ветер что-то подкачал: он был боковой и довольно плотный, порядка 7-8 м/с. Залезаем с Владом в кабину, готовимся бороться с боковиком за глиссаду. Взлет, круг, посадка – все нормально, даже удивительно: вроде и ветер плотный все время, а перед самой посадкой то ли меньше крутит, то ли в руках привычка появилась, то ли еще что-то. Просто везет наверное. Делаем несколько кругов: на глиссаде все же разбалтывает, и особенно это чувствуется перед торцом, когда инструктор подбирается в кресле, готовясь подхватить управление. Но нет, снова все обходится, руки Влада по-прежнему остаются лежать на коленях.Отлетали, закатываемся на стоянку, Юля замечает, что у меня футболка со спины вся мокрая. Да, думаю, боковик вносит разнообразие в полеты, но все же лучше без него. С неба на перрон аэродрома начинают капать редкие капельки. Влад коротко разбирает крайний полет, дает несколько рекомендаций, потом хитро так прищуривается:- Ну что, завтра к девяти утра тебя жду.- Думаешь, погода позволит полетать?- Скорее всего позволит, вот сегодня утром ветра совсем не было, так же, возможно, будет и к вечеру. Давай часиков в восемь утра созвонимся, и я тебе точно скажу, приезжать или нет.Решено, утром созвонимся. За все время, что Влад меня обучает, он по понятным причинам ни разу точно не обозначил срок моего первого самостоятельного вылета, только примерно называл цифры статистики: мол, кто-то вылетает и после 5-го часа вывозных полетов, основная же масса после 10-15 часов. Правда, в начале моего обучения Влад говорил о том, что когда-нибудь в будущем наступит такой момент, когда мне, отлетав субботу, нужно будет оставаться на аэродроме для того, чтобы утром воскресенья закреплять полученные навыки, но о привязке такого тандема из двух выходных к самостоятельному вылету речь не шла – во всяком случае, мне так тогда казалось. Спустя три месяца Влад вернулся к тому разговору о двухдневных полетах и, хотя он ни слова не сказал о самостоятельном вылете, я стал о чем-то смутно догадываться. Но Влад по-прежнему молчал, и я решил не спрашивать – пускай будет как будет, так даже интереснее). В этот раз переночевать на аэродроме нам не довелось – остались отмечать ДР папы у него на даче в Золотово, что за Воскресенском (порядка сорока километров от Северки). Несмотря на вечернюю температуру, близкую к 10 градусам тепла (изо рта шел пар), мы провели отличный вечер: делали шашлыки, а потом поедали их под коньячок, сидя под звездным небом на открытой веранде, освещенной теплым светом люстры-плетенки. Выпивали, не без этого, хотя я, догадываясь о коварстве Влада, держал себя в рамках приличия – таким образом мероприятие прошло штатно, без экстремизма). Легли с Юлей около полночи, кутаясь в стеганое одеяло и греясь друг о дружку на втором этаже (летний щитовой домик совсем тепло не держит), заснул я быстро и спал как убитый – даже снов не помнил. Разбудил меня сначала далекий гудок электрички, а затем сигнал телефона. Это был Влад: «У нас штиль. Жду тебя к 9-ти». Смотрю на часы - 07:30. Выглянул в окно: и вправду штиль – березы на участке стоят не шелохнувшись, несмотря на пасмурное небо. Хороший знак. Разбудил Юлю, начали собираться, наскоро умылись ледяной водой, выпили горячего чаю и, покидав вещи в машину, погнали на аэродром. На подъезде к Северке вблизи поселка Пески с ходу проскочили наплавной мост, на котором предыдущим вечером по дороге на дачу провели почти час. Мост этот весьма интересный: имеет только одну полосу, а когда идет баржа, его за один конец оттаскивает к противоположному берегу буксир. Субботним вечером мы впервые увидели такую штуку и, слава Богу, что воскресным утром так удачно по ней пронеслись: опаздывать было нельзя, ведь моя Сьерра расписана на весь день под завязку. Да и ветерок начал уже подниматься…Ровно в девять утра, чуть не оторвав колесо в одной доброй яме по дороге через славный город Воскресенск, мы залетаем на территорию аэродрома. Самолет уже готов к вылету: заправленный, стоит на стоянке, пуская фонарем солнечные зайчики. Влад, как всегда невозмутимый, встречает нас с чашкой кофе в руках:- Сейчас летим три круга, покажешь мне класс! (про первый самостоятельный снова тишина, но я уже почти на сто процентов был уверен в своей догадке).Взлетаем, крутим круги. Ветер в самом деле уже поднялся, но не слишком сильный, зато с боковой составляющей. Влад периодически дает вводные:- Вот сейчас у тебя встал двигатель, куда будешь садиться? (на взлете)- Перед собой.- Правильно, а если сейчас встанет? (уже летим повыше)- Вот на это поле можно.- Можно, вот так, параллельно колее. А можно и вот на ту дорогу слева, она позволяет.Летим дальше, в районе третьего разворота Влад комментирует пейзаж:- Здесь место в плане вынужденной посадки не самое удачное, полей нет близлежащих практически. Вот дорога, правда, есть, но сесть на нее трудно: зацепить крылом деревья – раз плюнуть!Смотрю на эту дорогу и понимаю, что инструктор прав: она бежит узкой лентой, щедро обрамленной с обеих сторон густыми кронами деревьев. Нет, мне в случае чего и думать нечего пробовать на нее пробраться: все крылья точно пообломаю. Да уж, в свете ожидаемого самостоятельного вылета настроение от обсуждаемой темы у меня, откровенно говоря, не улучшилось: понимаю, что в сложной ситуации (типа проблемы с двигателем) я могу и не справиться…Выполняю посадку за посадкой. Вижу, что Влад не слишком доволен их качеством. Вот уже три круга прошли, идем на четвертый. Неужели я ошибся в прогнозах? Или Влад решил что мне «еще рано»? Но тут практически на прямой он дает указание садиться. Выполняю посадку, закатываюсь на стоянку, снимаем гарнитуры, Влад поворачивается, снова прищуривается и говорит:- Ну что, давай сейчас сделай пару кругов. Делай все правильно, не превышай крен в разворотах, особенно следи за скоростью на посадочной прямой, энергичнее работай РУДом. Я возьму рацию и буду тебе подсказывать в случае необходимости. Готов? Давай!Влад уже на перроне, у ангара невозмутимо беседует с техниками, а я в кабине один, собираю мысли в кучу и гляжу на себя как бы со стороны: вот оно, случилось! Ну давай, «показывай класс» ).Пытаюсь сконцентрироваться и выдуть вдруг сгустившийся туман из головы, погружаюсь в карту «Перед запуском», запрашиваюсь, запускаюсь, рулю на предварительный, проверяю магнето и занимаю исполнительный. И снова взгляд останавливается нет-нет, да и остановится на пустом правом кресле…Высота 100 метров, докладываю первый разворот, выполняю. Так, вроде руки-ноги слушаются и взгляд не цепенеет (как при самом первом ознакомительном полете с инструктором в далеком мае), самолет ведет себя как обычно, приборы в норме. Да и я тоже вроде в норме. ЛЕЧУ!Незаметно пролетает круг, вот я уже прошел четвертый. Вижу как на полосе Бичкрафт занимает исполнительный и взлетает. Докладываю:- 1026, на прямой, конвейер- 1026, конвейер разрешаю- разрешили, 1026Слежу за скоростью, она немного скачет: чем ближе к торцу, тем ощутимее чувствуется ветер в правый бок. Вот уже и торец – малый газ, выравнивание, касание, пробег, ручка на себя и отрыв. Снова периферийным зрением как будто из окна скорого поезда замечаю сначала Влада, затем, взлетая – Юлю, и все: опять перед глазами хмурое, затянутое серыми облаками небо.- 1026, на первом- 1026, выполняйте первый- выполняю, 1026Так, отдышались - первый круг позади, и все получилось! Охватывает что-то вроде эйфории, хочется петь. Проверяю, что тангента связи с диспетчером не нажата, и все громче и громче начинаю напевать первое что приходит в голову: Под крылом самолета о чем-то поет… )))Выполнив разворот, вижу, что Бичкрафт, оказывается, идет точно впереди меня. Скорее всего, идет по большому кругу, мне это не совсем удобно, но делать нечего, по правилам ПВП подрезать на кругу нельзя, придется лететь за ним. Бичкрафт оттянулся от меня достаточно далеко, чуть подрезаю второй разворот и, немного нагнав впереди летящий борт, иду метрах в двухстах позади. Странно, что он с докладом третьего так затягивает – вот уже и Москва-река близко. Вдруг он доложил, что от третьего уходит на маршрут разведки погоды: круг свободен и я, доложив третий, иду над рекой. А вот и старый приятель – наплавной мост перед Песками – привет, дружище! (качаю крыльями). Вдали дымит воскресенский «Цементгигант», огромный заводище, занимающий площадь, равную половине жилой части города. Одна его фосфо-гипсовая гора, высотой под 80 метров чего стоит!Отворачиваю влево от реки, готовлюсь к третьему: гашу скорость, выпускаю механизацию. Впереди посадка, а она для меня сложнее конвейера: там-то просто пробежал по полосе, дал взлетный и ручку на себя, и при этом можно и с перелетом коснуться полосы – это не смертельно. А вот посадку нужно, если так выразиться, точнее и тщательнее рассчитывать: так, при посадке с 23-им курсом за противоположным 5-ым торцом находится своеобразная яма, и угодить в нее никому не хочется.Работаю с тягой, держу скорость. Подо мной вьется дорога, по ней идет автобус: интересно, а пассажиры сейчас меня видят? Перевожу взгляд вперед, торец продолжает надвигаться - все, больше никаких автобусов: нужно собраться и усадить эту птичку).Скорость, торец, высота… Торец уже ближе ста метров, бросаю крайний взгляд на спидометр и перевожу его окончательно перед собой: высота 20 метров, 15, 10, тяга в малый газ, торец проскакивает под самолет, 5 метров, выравниваем.. эх, ветерок сносит влево – держим по осевой педалями, добираем ручку… Касание, тормозим, сруливаем на ближайшую рулежку (странно здесь вышло: обычно с инструктором я к дальней, второй рулежке только успевал оттормозиться, здесь же вполне уложился и к ближней).- 1026, полосу освободилКачусь на стоянку, отдаю салют Юле, идущей от полосы к ангарам и махающей мне рукой. Вижу Влада, вернувшевося на велосипеде назад, к нашим челавиаским стоянкам: он так и не разу не вышел на связь через рацию - значит не понадобилось). Глушу двигатель, снимаю гарнитуру, выдыхаю и улыбаюсь… Я СДЕДАЛ ЭТО! Ведь это же никто другой как я меньше часа назад сидел вот в этой вот кабине и прокручивал в голове, КАК это бывает, когда инструктор покидает кабину и желает доброго пути? Ведь это же я все это время с такими разными, порой противоречивыми чувствами ждал этого дня? Ведь это же я только что доказал в первую очередь самому себе, что кое-чему научился и теперь чего-то, да стою? Говорят, что люди на своем пути проходят некие знаковые маячки, которые, будучи единожды зажженные нами, не гаснут и продолжают освещать нашу дальнейшую жизнь. У каждого эти маячки свои, и я теперь точно знаю, что в моей судьбе появилось еще одно личное достижение, которым не зазорно гордиться, которое уже нельзя изменить ни в какую сторону, и это навсегда. Потому что это было именно со мной. Мой первый самостоятельный полет.http://www.youtube.com/watch?v=rZSza8mr4ZwPS Благодарю и желаю всяческих успехов инструктору Владу Мезенцеву, подготовившему и выпустившему меня в первый самостоятельный полет. Огромное спасибо всему коллективу компании Челавиа, открывшую мне дверь в эту строгую к людям, но прекрасную, и такую манящую к себе стихию – небо!

  • 1



Поздравляю, я же говорил, что скоро самостоятельный)) Опыт, млин...)))Это большой шаг в жизни каждого пилота. Большущий.Но хочу и предостеречь. После первого самостоятельного летать нужно (и готовиться к полету) с удвоенной-утроенной внимательностью.По-настоящему самостоятельный у тебя ещё впереди. И таких самостоятельных - сколько Бог даст.Первый по маршруту, первый по ошибке (самонадеянности) в СМУ, первый с людьми на борту, первый на другомаэродроме и т.д.ну а пока по старой летной традиции мы тебя качаем, а ты нам раздешь сигары))) B)
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Ramirezzz_x
Aug 24 2010 12:55
поздравляю с первым соло! Великое дело! Дальше - больше! B)
    • 0
  • Жалоба
От всей души поздравляю! Желаю успехов в дальнейшем. B)
    • 0
  • Жалоба
Поздравляю, от всей души! Главное теперь не расслабляться ))А описано все просто мастерски B)
    • 0
  • Жалоба
Фотография
NetHunter
Aug 24 2010 21:35
Ребята, спасибо за ваши отзывы и комментарии! Рад, что мои рассказы приносят пускай небольшой, но все же вклад в наше общее благородное дело - увлечение авиацией!B)
    • 0
  • Жалоба
Да можно книгу уже издавать ))
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Enterprise
Aug 25 2010 13:14
Поздравляю! Дальнейших успехов!
    • 0
  • Жалоба
Поздравляю от всей души! Спасибо за рассказ, успехов! B)
    • 0
  • Жалоба
Поздравляю! Чистого неба и мягких посадок! B)
    • 0
  • Жалоба
Фотография
WhiteAlien
Aug 25 2010 21:38
Паша молодец! Поздравляю! Теперь ты рил ледчег!)))
    • 0
  • Жалоба
Ну вот вернулся я из трехнедельного путешествия по восточным европам))) и все-таки пропустил такое событие!!!!!От всей души, Паш, поздравляю тебя. Это самое яркое впечатление в жизни пилота. Ты просто красавец!!!!Надеюсь, увидимся в субботу и поздравлю тебя лично!Как там у Высоцкого,Весь мир на ладони, ты счастлив и немИ только немного завидуешь темДругим, у которых вершины еще впереди
    • 0
  • Жалоба
Поздравляю! Душевный рассказ B)
    • 0
  • Жалоба
Отлично! В нашем полку прибывает! :clapping: Читая вспомнил свой первый САМ - это действительно теперь с тобой на всю жизнь! А у тебя еще и запись осталась...Я смотрю - полого так заходил, на газочке, как у нас скажут "крался из-под забора" :)В общем, от всей души поздравляю и жму руку! Удачи тебе на земле и в небе! B)
    • 0
  • Жалоба
Фотография
polyar_nik
Sep 02 2010 16:30
Ну что Паша!!!! Вот и твой час пришёл,я ооочень рад за тебя!!! Ещё одним пилотом стало больше,так держать.Сижу вспоминаю наше начало виртуальных полётов,а вот уже и пилот)))Удачи тебе Паш,чистого неба и мягких посадок.
    • 0
  • Жалоба
Фотография
NetHunter
Sep 02 2010 20:47
Друзья, еще раз благодарю за поздравления! Мне до сих пор как-то и не верится, что все уже произошло B)

Ну что Паша!!!! Вот и твой час пришёл,я ооочень рад за тебя!!! Ещё одним пилотом стало больше,так держать.Сижу вспоминаю наше начало виртуальных полётов,а вот уже и пилот)))Удачи тебе Паш,чистого неба и мягких посадок.

Володь, спасибо! Да уж, нам есть что вспомнить: добролетовские субботние УТП, упражнения, полетушки... Здорово все было, и жаль что сейчас Добролет скорее мертв, чем жив. Как ни крути - именно наш виртуальный авиаклуб вывел меня пускай и тернистой, но широкой тропинкой в настоящий аэроклуб. И думаю, этот путь "с вариациями на тему" по силам пройти многим :)
    • 0
  • Жалоба
Поздравляю!!! это прекрасно.
    • 0
  • Жалоба
Я тоже сегодня в свой первый самостоятельный полетел)
    • 0
  • Жалоба
Поздравляю от всей души! А как рассказано-то! Свой вспомнил. Так держать!:)P.S. Видео у меня почему-то не показывает, только маленький значек в углу.
    • 0
  • Жалоба

Январь 2017

П В С Ч П С В
      1
2345678
9101112131415
16171819 20 2122
23242526272829
3031