Перейти к содержимому






Фотография
* * * * * 1 votes

Полеты по «встречке»

Написано NetHunter , 15 June 2010 · 336 views

День России, пришедшийся на прошедшую субботу, в плане погоды выдался не совсем обычным для столичного региона: жара под 30 градусов соседствовала с сильным порывистым ветром порядка 15 м\с, стойко державшимися в течение всего дня. Хорошо хотя бы, что на аэродроме Северка ветер был встречный, тоесть направлен по полосе, иначе летать на легких самолетах с небольшим весом было бы проблематично – так, у Tecnam P2002 Sierra, на которой я обучаюсь, эксплуатационный вес составляет 600 кг., а максимально допустимая боковая составляющая по ветру – 7,7 м\с. Таким образом, несмотря на почти каскадерские условия, полетать все же удалось, благо на Северке было пустынно: почти вся летающая братия улетела-уехала на слет в Грызлово. Мне, конечно, тоже хотелось там побывать, но тут уж пришлось выбирать на что потратить один свободный день – то ли на зрелище, то ли на обучение. В итоге выбрал второе).Итак, снова основной упор был сделан на заход и посадку, поскольку именно здесь у меня, как и у подавляющего большинства курсантов, имеются проблемы. Начинаются они с четвертого разворота: здесь важно правильно выйти в створ полосы с учетом сноса ветра и начать снижение по глиссаде с правильным углом в точку начала выравнивания – торец ВПП. По мере приближения к полосе, направление и угол следует уточнять, причем чем ближе к ВПП, тем короче и точнее должны быть движения. При этом нос самолета должен быть направлен именно в торец полосы (не выше и не ниже), и с этим у меня также проблема: чем ближе к ней, тем больше кажется, что если нос так и будет направлен в торец, то в него мы и «воткнемся». Из-за этого постоянно хочется нос поднять, что приводит к характерной ошибке на посадке – высокому выравниванию. Я же борюсь с собой как могу, но глаза отказываются воспринимать на веру доводы разума – и РУС снова упорно ползет на себя…Дальше наступает пока самый сложный для меня момент – начало выравнивания: будучи над торцом на высоте порядка 5 метров следует установить малый газ и, плавно добирая РУС на себя, окончить выравнивание на 1 метре от земли и перевести машину на выдерживание. Когда самолет начнет проседать, следует соразмерно добрать ручку управления на себя, чтобы, создав посадочное положение, коснуться полосы колесами основных стоек. Здесь у меня вроде бы что-то похожее получается, но поводов для оптимизма все же еще не так много, как хотелось бы. В этой связи хочу обратить ваше внимание на статью моего инструктора Влада Мезенцева «Учимся летать: Заход и посадка», опубликованную в журнале «Я – летчик». В ней Влад в популярной форме подробно рассказывает об этапах полета по кругу и, конечно, о технике посадки. Плюс к этому, многим будет интересно узнать о характерных ошибках на посадке, которые допускают не только реальные пилоты, но и многие симмеры (зачастую и не подозревая об этом). Так что – настоятельно всем рекомендую: что называется, Must Have.Отдельно расскажу о впечатлениях, полученных от полета с таким неприятно сильным ветром, пускай и «встречно-попутным». Взлет при таком ветре требует повышенного внимания в отношении контроля педалями над направлением разбега. После отрыва самолета от полосы педали ставятся в нейтраль, а направление уточняется креном. Поскольку встречный ветер довольно сильный, самолет оторвется от полосы раньше обычного – ведь и подъемная сила стала больше. При этом можно дать самолету немного разогнаться – для этого нужно РУСом чуть уменьшить тангаж, как будто прижимая машину к земле (здесь главное не переусердствовать). По выполнению первого разворота следует уточнить направление к месту второго: в моей случае ветер был справа, а круг левый, поэтому после выйдя из первого разворота я ощутил мощный напор ветра в правый борт: получилось так, что хотя самолет и был ориентирован по курсу ко второму развороту, но вектор перемещения из-за сильного ветра был направлен вбок, точно к точке третьего разворота. Поначалу я так и летел к нему левым бортом вперед. Здесь, конечно, есть и определенный плюс: сильно экономится время на кругу – не успел оглянуться как после первого пора уже третий крутить). Подойдя к месту второго правильно (с учетом сноса), начинаю полет к третьему. Здесь ветер становится уже попутным: он подхватывает самолет и буквально тащит, подталкивает в хвост, да так, что дух захватывает – гляжу в бок на аэродром и вижу как он просто пролетает мимо вместо того, чтобы чинно и неспешно шествовать. Чем-то отдалено похоже на то, когда смотришь из окна электрички на проносящуюся мимо станцию. При этом показания указателя приборной скорости у нас было около 140 км/ч, а фактической (относительно земной поверхности), определяемой GPS-приемником - порядка 230. Что называется - почувствуйте разницу)Выполнив третий, беру курс к четвертому, снова скорректировав снос ветра: теперь он уже относит самолет от полосы. В этой связи закрылки, которые я выпускаю в посадочное положение перед четвертым, можно выпустить не на полный угол (38гр.), а чуть больше взлетного положения – примерно градусов 25. Выполняю четвертый и чувствую как самолет стал более стабильным – сказывается встречный ветер. Но по мере приближения к земле ветерок может несколько менять как и направление, так и силу. Здесь важно, работая ручкой управления, не забывать о тяге – особенно перед торцом: так, у нас с инструктором в этот раз был случай, когда перед торцом на высоте выравнивания (5 м), произошел резкий сдвиг ветра. Представьте, что вы идете по ковру, и вдруг его из под вас резко выдергивают в сторону… В нашем случае самолет провалился бы вниз и хорошенько приложился об полосу, если бы опытный инструктор мгновенно не сунул бы тягу, вследствие чего не произошло потери скорости и машина удержалась в воздухе. Но в целом могу сказать, что посадка, пускай и с более сильным встречным ветром, мне лично была более приятна, чем с боковым (о котором я уже рассказывал в предыдущей записи блога): по направлению самолет был более предсказуем, хотя, повторюсь, были сложности с контролем тяги. Что-то нам готовит погода на следующие выходные… Лучше готовиться к худшему – так еще радостней будет хорошая метеосводка)PS В дополнение предлагаю вашему вниманию видеонарезку субботних полетов (обратите внимание на силу ветра, которая позволила Яку-18T зависнуть над аэродромом как НЛО)...http://www.youtube.com/watch?v=0L0TpP8czoo...несколько фото Бичкрафта с поднятым капотом (этот крафт пашет как негр в клубе "Высота": такое ощущение что он один там летает)...Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение ...и двух бортов, стоящих прямо на траве и никуда уже, к сожалению, не спешащих (думаю, вы их узнаете - один из них, тот что реактивный, как говорят, чудом сел на Северке и отсюда ему уж точно дороги больше нет)...Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение

  • 0



большое спасибо, всегда очень приятно и интересно читать ваш блог :sarcastic:
    • 0
  • Жалоба
Да, Паш. литературный талант на лицо!!! Здорово. Единственное, один занудный вопрос. А разве ты обычно полностью выпускаешь закрылки до 4 разворота?
    • 0
  • Жалоба
Фотография
NetHunter
Jun 16 2010 19:35
Коллеги, благодарю за отзывы Изображение

А разве ты обычно полностью выпускаешь закрылки до 4 разворота?

Ну да: так и делаем - перед четвертым Flaps Full. Думаю, инструктор только поначалу настаивает на такой последовательности, с приобретением большего опыта будем выпускать закрылки уже на прямой Изображение
    • 0
  • Жалоба
ну ладно тогда :sarcastic: На самом деле, думал ты в два этапа это делаешь, перед четвертым во взлетное положение, а после уже полностью. В принципе можно делать конечно как больше нравится
    • 0
  • Жалоба
Классный рассказ! А по названию поначалу подумал, что речь о полётах по встречным эшелонам
    • 0
  • Жалоба
Фотография
NetHunter
Jun 17 2010 21:24

Классный рассказ! А по названию поначалу подумал, что речь о полётах по встречным эшелонам

Изображение C полетами по эшелонам в симе на любимом А320 я пока завязал: совсем нет времени в выходной по полдня на полноценный онлайн-рейс... Я теперь, так сказать, ближе к земле, пускай и на высоте всего 200 метров от нее Изображение
    • 0
  • Жалоба
реактивнега жаль.... а где по-2?
    • 0
  • Жалоба
на видео вместо взлета Як-18Т там Як-52 Гвардеец)). А "висение" - если обратили внимание на левый (сорри, правый) крен - это типичный срыв. А ещё там 12 числа некой певице Веронике Миллер снимали клип. Катали её на Фаворите. Но это было уже под вечер, и ветер стих - стал 230, 3 метра. Есть много фоток, как снимался клип
    • 0
  • Жалоба
Фотография
NetHunter
Jun 18 2010 21:12
Someone, спасибо: ролик подправлен). А можно тех фоток с барышней посмотреть? Укатали сивку крутые горки? Изображение PS Так что же все-таки исполнял "зависший" ЯК? Жаль, я не успел целиком это заснять... Он относительно долго так вот висел... И вроде как у него движок чихать начал... Как высказался один из товарищей, за такое дело в былые времена можно было по мордасам получить и из аэроклуба вылететь. Изображение
    • 0
  • Жалоба
Сейчас тоже по голове не погладили. Директор аэродрома аж к РП побежал. Як показывал своему курсанту срывной режим, движок чихнул, было дело, но рули уже "от себя" были даны. В общем, все в порядке)). Фотки можно, только не знаю, куда их выложить.
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Lion King
Jun 18 2010 22:39
 Здоровский репорт, а вернее, история!:sarcastic: А модель Бичкрафта, я полагаю, С23?
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Старый
Jun 18 2010 23:20
Паш читаю твой репорт и вникаю, а вдруг пригодится.А, ветер много неприятностей вносит в полёт, в симе это конечно не ощутишь.
    • 0
  • Жалоба
Фотография
NetHunter
Jun 19 2010 10:07

реактивнега жаль.... а где по-2?

Да уж, в самом деле жаль… Говорят, должно произойти чудо в виде неприлично существенных денежных вливаний, чтобы jet снова взлетел…А По-2 вроде там же где и был – куда он денется? Ни разу не то что бы в небе его не видел, но даже каких-либо хождений вокруг не замечал. Сегодня посмотрю как он там). Кстати, на слете в Грызлово был По-2, но вроде это был другой борт.

Фотки можно, только не знаю, куда их выложить.

Да можно прям на авсим (в ветку форума, блог) или к примеру, вот сюда: http://www.radikal.ru/

Здоровский репорт, а вернее, история!:sarcastic: А модель Бичкрафта, я полагаю, С23?

Да, вроде это он. Кстати, на сайте Высоты о нем не упоминается)

Паш читаю твой репорт и вникаю, а вдруг пригодится.А, ветер много неприятностей вносит в полёт, в симе это конечно не ощутишь.

Все правильно, Саш – при известной доли желания и, конечно, возможностей, может пригодиться! Ну а ветер – тут ты тоже прав, сим не может полностью передать его влияние на полет. К тому же сим плохо передает чувство высоты, особенно малой. Это хорошо видно (или не видно - как тут правильней сказать-то...) на малой высоте выравнивания – от 5 метров и ниже.
    • 0
  • Жалоба
По-2 периодически взлетает. Правда, потом возвращается пешком по полю.фотки со съемок клипа:Это мы готовимся к вылетуИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеполный список можно посмотреть на http://community.liv...61.html?#cutid1
    • 0
  • Жалоба

Да уж, в самом деле жаль… Говорят, должно произойти чудо в виде неприлично существенных денежных вливаний, чтобы jet снова взлетел…

Насколько я понимаю, сколько денег не вливай, с Сверки он уже не взлетит, просто полосы не хватит для разбега. Рассказывали, как он садился, с пустыми баками и на критических углах, соответственно, минимальной скорости. Вроде как он сюда специально прилетел, чтобы достойно закончить свою жизнь, радуя публику напоследок своим видом, и чтобы не быть зверски разломанным вандалами.Someone1 - Фотки классные!!!
    • 0
  • Жалоба
да, Jet был в Борках, перегнал его оттуда Сухарев Д. Стоял он сначала между перроном и зданием аэроклуба КВС. Ему даже как-то двигатели запускали - там пламя такое било. Самое обидное, что jet этот ресурсный (как и Ан-2), а вот стоят и никому не нужны...
    • 0
  • Жалоба

Январь 2017

П В С Ч П С В
      1
2345678
9101112131415
16171819 20 2122
23242526272829
3031