Срыв потока

Материал из База знаний
Версия от 13:04, 10 октября 2010; Jeka M (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Срыв потока - неконтролируемое нарушение баланса процессов ламинарного и турбулентного характеров в движении газа относительно обтекаемого тела.

Как правило, под срывом потока подразумевается более частный случай - резкое увеличения турбулентной составляющей, при превышении определённого для данного обтекаемого тела и данной среды порога скорости их относительного движения. В любом процессе обтекания одновременно присутствуют ламинарные и турбулентные составляющие. Однако турбулентные течения исключительно нежелательны, так как они имеют свойство значительно увеличивать нагрузки на обтекаемое тело, вплоть до его разрушения. В целях снижения вероятности срыва потока, объектам обтекания придают обтекаемую форму.

При горизонтальном полёте ЛА, турбулентные потоки незначительны. Возникают в точке отрыва потока, совпадающей с задней кромкой крыла ЛА, и быстро угасают. При кабрировании увеличивается угол атаки и растёт турбулентность. При достижении критического угла атаки, точка отрыва потока смещается вдоль верхней поверхности крыла к передней кромке. Вследствие чего резко падает подъёмная сила, и, при неправильных действиях экипажа, возникает сваливание, с большой вероятностью переходящее в штопор. В гражданской авиации подобная ситуация является аварийной. Военные самолёты обладают достаточными запасом прочности и тяговооруженностью, позволяющими продолжать управляемый полёт при закритических углах атаки. На этом основаны некоторые фигуры пилотажа.

При заходе на посадку самолёт движется с малой скоростью и с большими углами атаки. Для затягивания срыва потока применяются щелевые закрылки, обеспечивающие перетекание воздуха с нижней поверхности крыла на верхнюю.

В не меньшей степени данному явлению подвержены и все прочие рабочие плоскости ВС: оперение, винты, лопатки компрессора ТРД.

Нередко срывом потока ошибочно называют обусловленный сингулярностью Прандтля–Глауэрта эффект возникновения облака вокруг движущегося на околозвуковой скорости самолёта.