Навигация и самолетовождение FAQ — различия между версиями

Материал из База знаний
Перейти к: навигация, поиск
(Где взять маршрут для составления плана полёта?)
м (В разделе "Как взлетать по схеме SID" было указано "позывной KN 642 МГц", правильно будет 642 кГц)
 
(не показаны 33 промежуточные версии 2 участников)
Строка 28: Строка 28:
 
;ответ:
 
;ответ:
 
* Состав приборов может быть различным, в зависимости от типа [[ЛА]] и эпохи его применения. Совокупность таких приборов называют пилотажно-навигационным комплексом ([[ПНК]]). Технические средства аэронавигации разделяются на следующие группы:
 
* Состав приборов может быть различным, в зависимости от типа [[ЛА]] и эпохи его применения. Совокупность таких приборов называют пилотажно-навигационным комплексом ([[ПНК]]). Технические средства аэронавигации разделяются на следующие группы:
* ''Геотехнические средства''. Это средства, принцип действия которых основан на использовании физических полей Земли ([[магнитное склонение|магнитного]], гравитационного, поля атмосферного давления), либо использовании общих физических законов и свойств (например, свойства инерции). К этой большой и самой древней группе относятся барометрические [[высотомер]]ы, магнитные и [[гироскоп]]ические [[компас]]ы, механические часы, инерциальные навигационные системы ([[ИНС]]) и т.п.
+
* ''Геотехнические средства''. Это средства, принцип действия которых основан на использовании физических полей Земли ([[магнитное склонение|магнитного]], гравитационного, поля атмосферного давления), либо использовании общих физических законов и свойств (например, свойства инерции). К этой большой и самой древней группе относятся барометрические высотомеры, магнитные и [[гироскоп]]ические [[компас]]ы, механические часы, инерциальные навигационные системы ([[ИНС]]) и т.п.
 
* ''Радиотехнические средства''. В настоящее время представляют собой самую большую и самую важную группу средств, являющихся в современной аэронавигации основными для определения как координат [[ВС]], так и направления его движения. Они основаны на излучении и приеме радиоволн бортовыми и наземными радиотехническими устройствами, измерении параметров радиосигнала, который и несет навигационную информацию. В состав этих средств входят [[Радиокомпас|радиокомпасы]], системы [[РСБН]], [[VOR]], [[DME]], [[ДИСС]] и другие.
 
* ''Радиотехнические средства''. В настоящее время представляют собой самую большую и самую важную группу средств, являющихся в современной аэронавигации основными для определения как координат [[ВС]], так и направления его движения. Они основаны на излучении и приеме радиоволн бортовыми и наземными радиотехническими устройствами, измерении параметров радиосигнала, который и несет навигационную информацию. В состав этих средств входят [[Радиокомпас|радиокомпасы]], системы [[РСБН]], [[VOR]], [[DME]], [[ДИСС]] и другие.
 
* ''Астрономические средства''. Методы определения местоположения и курса корабля с помощью небесных светил (Солнца, Луны и звезд) использовались еще Колумбом и Магелланом. С появлением авиации они были перенесены и в аэронавигационную практику, разумеется, при использовании специально сконструированных для этого технических средств – [[астрокомпас]]ов, [[секстант]]ов и ориентаторов. Однако точность астрономических средств была низка, а время, необходимое для определения с их помощью навигационных параметров, достаточно велико, поэтому с появлением более точных и удобных радиотехнических средств астрономические средства оказались за рамками штатного оборудования гражданских [[ВС]], оставаясь лишь на самолетах, выполняющих полеты в полярных районах.
 
* ''Астрономические средства''. Методы определения местоположения и курса корабля с помощью небесных светил (Солнца, Луны и звезд) использовались еще Колумбом и Магелланом. С появлением авиации они были перенесены и в аэронавигационную практику, разумеется, при использовании специально сконструированных для этого технических средств – [[астрокомпас]]ов, [[секстант]]ов и ориентаторов. Однако точность астрономических средств была низка, а время, необходимое для определения с их помощью навигационных параметров, достаточно велико, поэтому с появлением более точных и удобных радиотехнических средств астрономические средства оказались за рамками штатного оборудования гражданских [[ВС]], оставаясь лишь на самолетах, выполняющих полеты в полярных районах.
Строка 39: Строка 39:
 
== Где взять маршрут для составления плана полёта? ==
 
== Где взять маршрут для составления плана полёта? ==
 
;ответ:
 
;ответ:
Трассы прокладываются наиболее оптимальными путями, стараясь чтобы обеспечивать кратчайшие маршруты между аэропортами, и одновременно учесть необходимость обхода запретных зон (испытательные аэродромы, зоны полетов ВВС, полигоны и т.д.). При этом, маршруты, проложенные по участкам этих трасс, по возможности, приближают к [[Ортодромия|ортодромическим]].
+
Трассы прокладывают наиболее оптимальными путями, стараясь при этом обеспечивать кратчайшие маршруты между аэропортами, и одновременно учитывая необходимость обхода запретных зон (испытательные аэродромы, зоны полетов ВВС, полигоны и т.д.). При этом маршруты проложенные по участкам этих трасс, по возможности приближают к [[Ортодромия|ортодромическим]].
 
Трассы перечисляются в специальных сборниках, например [[Перечень воздушных трасс|Перечень воздушных трасс РФ]].
 
Трассы перечисляются в специальных сборниках, например [[Перечень воздушных трасс|Перечень воздушных трасс РФ]].
 
В сборниках трасса обозначается списком последовательно перечисленных [[ППМ]]. В качестве ППМ используются радиомаяки ([[VOR]], [[NDB]]) или просто именованные точки с фиксированными координатами.
 
В сборниках трасса обозначается списком последовательно перечисленных [[ППМ]]. В качестве ППМ используются радиомаяки ([[VOR]], [[NDB]]) или просто именованные точки с фиксированными координатами.
Строка 45: Строка 45:
  
 
Очень удобный и наглядный сайт для составления маршрутов [http://skyvector.com skyvector.com]
 
Очень удобный и наглядный сайт для составления маршрутов [http://skyvector.com skyvector.com]
* Если хотите реализм, нужно пользоваться готовыми маршрутами. Например [http://www.avsim.su/f/dokumentaciya-obshego-znacheniya-16/plani-poletov-akdalavia-2007-2008gg--22383.html Планы полетов а/к"Дальавиа" 2007-2008гг.]
+
* Если хотите реализм, нужно пользоваться готовыми маршрутами. Например, [http://www.avsim.su/f/dokumentaciya-obshego-znacheniya-16/plani-poletov-akdalavia-2007-2008gg--22383.html Планы полетов а/к"Дальавиа" 2007-2008гг.]
* Для СНГ, немного устаревшие, можно взять на сайте [http://intinfo.matfmc.ru:8080/homesite/htme/routes.htme?0 intinfo.matfmc.ru]. Существует автономный вариант базы - [http://www.avsim.su/f/raznoe-24/baza-dannikh-oficialnikh-aviamarshrutov-po-sng-4614.html БД официальных авиамаршрутов по СНГ]  
+
* Маршруты для СНГ на [https://infogate.matfmc.ru/htme/routes.htme?0 infogate.matfmc.ru]
 +
** имеется аналогичная, но немного устаревшая база - [http://www.avsim.su/f/raznoe-24/baza-dannikh-oficialnikh-aviamarshrutov-po-sng-4614.html БД официальных авиамаршрутов по СНГ]  
 
* Можно составить самостоятельно по [[РНК]] или [[Перечень воздушных трасс|Перечням воздушных трасс]]
 
* Можно составить самостоятельно по [[РНК]] или [[Перечень воздушных трасс|Перечням воздушных трасс]]
* Составить маршрут вручную или проанализировать, очень удобно на сайте [http://skyvector.com/ Skyvector.com]
+
* [http://skyvector.com/ Skyvector.com] - очень удобный интерфейс для самостоятельного составления маршрута или анализа существующих трасс
 
* Для генерации виртуальных маршрутов существуют специализированные сайты, например:
 
* Для генерации виртуальных маршрутов существуют специализированные сайты, например:
 
** [http://rfinder.asalink.net/free RouteFinder],
 
** [http://rfinder.asalink.net/free RouteFinder],
 
** [http://www.simroutes.com/fb2/ParseRoute.aspx SimRoutes],
 
** [http://www.simroutes.com/fb2/ParseRoute.aspx SimRoutes],
** [http://www.vroute.net/ VRoute],
+
** [http://fpln.ru/ fpln.ru]
** [http://aerosvitva.aero/route/ PathFinder],
+
** [http://vau.aero/route/ PathFinder],
 +
** [http://www.vroute.net/ VRoute]
 +
** [http://www.simbrief.com SimBrief] обзор на Avsim.su [http://www.avsim.su/forum/topic/135766-%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BA-simbrief/ Бесплатный планировщик SimBrief]
 +
** Отображение готовых маршрутов на карте
 +
*** [http://va-yamal.ru/navlog_test.php сайт ВА "Ямал"]
 +
*** [http://www.avsim.su/forum/topic/134171-%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%88%D1%80%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5/#entry2658347 с форума] [http://www.avsim.su/forum/user/28511-ultrakrsk/ ultrakrsk]
 +
 
 
* Загляните ещё на эти сайты:
 
* Загляните ещё на эти сайты:
 
** [http://ru.flightaware.com/ Flightaware.com отслеживание полетов в реальном времени]
 
** [http://ru.flightaware.com/ Flightaware.com отслеживание полетов в реальном времени]
Строка 78: Строка 85:
 
== Как взлетать по схеме ([[SID]])? ==
 
== Как взлетать по схеме ([[SID]])? ==
 
;ответ:
 
;ответ:
Допустим UUEE. Открываем схему Шереметьево, запрашиваем предварительный (допустим дают добро на 25R), находим SID. Какая, будет зависеть от нашего маршрута. Предположим он начинается от привода Костино (позывной KN 642МГц).
+
Допустим UUEE. Открываем схему Шереметьево, запрашиваем предварительный (допустим дают добро на 25R), находим SID. Какая, будет зависеть от нашего маршрута. Предположим он начинается от привода Костино (позывной KN 642 кГц).
  
 
[[Файл:Siduuee.jpg|300px|thumb|center|Схема выхода [[SID]] из района [[UUEE]]] через Костино]]
 
[[Файл:Siduuee.jpg|300px|thumb|center|Схема выхода [[SID]] из района [[UUEE]]] через Костино]]
Строка 133: Строка 140:
 
== Как летать в [[ПТ]] Ту-154 используя [[НВУ]]? ==
 
== Как летать в [[ПТ]] Ту-154 используя [[НВУ]]? ==
 
;ответ:
 
;ответ:
* Первый, основной и достаточный документ это '''FAQ ПТ Ту-154''', раздел "[http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=17524#17524 НВУ (Навигационное Вычислительное Устройство)]"
+
* Первый, основной и достаточный документ это '''FAQ ПТ Ту-154''', раздел "[http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=17524#17524 НВУ (Навигационное Вычислительное Устройство)]"
 
* Общее описание и недокументированные приёмы использования имеются в статье [[НВУ]]
 
* Общее описание и недокументированные приёмы использования имеются в статье [[НВУ]]
  
Строка 175: Строка 182:
 
== В симуляторе неправильно отображается... (день, ночь, время, Луна, звёзды, освещение дорог) ==
 
== В симуляторе неправильно отображается... (день, ночь, время, Луна, звёзды, освещение дорог) ==
 
* '''смена дня и ночи'''
 
* '''смена дня и ночи'''
 +
** [http://www.avsim.su/forum/topic/109971-rano-temneet/ Рано темнеет...]
 
** [http://www.avsim.su/forum/topic/107199-korrektnaya-smena-dnya-i-nochi/ Корректная смена дня и ночи]
 
** [http://www.avsim.su/forum/topic/107199-korrektnaya-smena-dnya-i-nochi/ Корректная смена дня и ночи]
** [http://www.avsim.su/forum/topic/109971-rano-temneet/ Рано темнеет...]
+
** [http://www.avsim.su/forum/topic/84003-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0-fs2004/page-27#entry1613179 Подборка ссылок] на обсуждения корректной смены дня, ночи, времени...
 +
 
 
** [http://www.avsim.su/forum/topic/52013-i-snova-fsuipc-konflikt-fs91-i-fsuipc/page__view__findpost__p__810867 Real Time]
 
** [http://www.avsim.su/forum/topic/52013-i-snova-fsuipc-konflikt-fs91-i-fsuipc/page__view__findpost__p__810867 Real Time]
** И если хотите реализма, никогда не ставьте никаких FS RealTime, TimeZon и пр. Симулятор отображает движение [[Навигационные светила|светил]] и освещённость по реальным астрономическим законам. Вот, например, [http://www.avsim.su/forum/topic/85276-offtop/page__st__1740#entry2244839 проверяем время захода Солнца]
+
** И если хотите реализма, никогда не ставьте никаких FS RealTime, TzFiles и пр. Симулятор отображает движение [[Навигационные светила|светил]] и освещённость по реальным астрономическим законам. Вот, например, [http://www.avsim.su/forum/topic/85276-offtop/page__st__1740#entry2244839 проверяем время захода Солнца]
 +
 
 
* '''время'''
 
* '''время'''
 
** [http://www.avsim.su/forum/topic/112437-kak-pravilno-nastraivat-navigacionnoe-vremya/ Как правильно настраивать навигационное время?]
 
** [http://www.avsim.su/forum/topic/112437-kak-pravilno-nastraivat-navigacionnoe-vremya/ Как правильно настраивать навигационное время?]
Строка 186: Строка 196:
 
** [http://www.avsim.su/forum/topic/113642-nepravilnie-fazi-luni/ Неправильные фазы Луны]
 
** [http://www.avsim.su/forum/topic/113642-nepravilnie-fazi-luni/ Неправильные фазы Луны]
 
** [http://www.fspilotshop.com/product_info.php?products_id=2603 RealMoon HD] Реалистичные текстуры Луны ([[FS2004]], [[FSX]])
 
** [http://www.fspilotshop.com/product_info.php?products_id=2603 RealMoon HD] Реалистичные текстуры Луны ([[FS2004]], [[FSX]])
 +
** [http://www.avsim.su/f/fs2004-effekti-i-dobavleniya-46/hd-teksturi-luni-dlya-fs2004-29796.html?action=download&hl= HD текстуры луны для FS2004] на Avsim.su
 
* '''звёздное небо'''
 
* '''звёздное небо'''
 
** Читаем статью "[[Навигационные светила]]". В конце приведены ссылки помогающие сделать реалистичный вид звёздного неба в FS2004. Это производится заменой файла stars.dat.
 
** Читаем статью "[[Навигационные светила]]". В конце приведены ссылки помогающие сделать реалистичный вид звёздного неба в FS2004. Это производится заменой файла stars.dat.
Строка 206: Строка 217:
 
vroadssu_lm.bmp
 
vroadssu_lm.bmp
 
</source>
 
</source>
И закомментируем их... Свет с дорог как корова языком слизнет!
+
 
Но везде сразу. Поэтому, когда летаем не над Севером, файлы восстанавливаем.
+
И заменяем их на [http://www.avsim.su/forum/topic/70897-уголок-полярника/?p=2588333 вот эти]
  
 
* '''реки в пустыне не пересохшие'''
 
* '''реки в пустыне не пересохшие'''
Строка 218: Строка 229:
 
* '''ночью что-то светится в небе'''
 
* '''ночью что-то светится в небе'''
 
Может Полярное сияние? Если не нравится, удалите файлы aurora*.fx из папки Effects. Все [http://www.avsim.ru/f/raznoe-video-93/severnoe-siyanie-ili-glyuki-39180.html?action=comments&hl=il подробности тут (в комментариях)] В самом ролике одна из разновидностей Полярного сияния.
 
Может Полярное сияние? Если не нравится, удалите файлы aurora*.fx из папки Effects. Все [http://www.avsim.ru/f/raznoe-video-93/severnoe-siyanie-ili-glyuki-39180.html?action=comments&hl=il подробности тут (в комментариях)] В самом ролике одна из разновидностей Полярного сияния.
 +
 +
* '''как сделать "мягкий" горизонт?'''
 +
[https://www.avsim.su/forum/topic/118278-delaem-plavniy-gorizont-ili-softhor-svoimi-rukami/ Делаем плавный горизонт или "softhor" своими руками]
  
 
* '''в полёте самолёт и приборы всегда спокойные'''
 
* '''в полёте самолёт и приборы всегда спокойные'''
Строка 237: Строка 251:
 
Только не забудьте проверить соответствующие флажки в [[FSUIPC]] и в используемом загрузчике погоды ([[FSrealWX]], [[Active Sky]] или др.).
 
Только не забудьте проверить соответствующие флажки в [[FSUIPC]] и в используемом загрузчике погоды ([[FSrealWX]], [[Active Sky]] или др.).
  
 +
= Интересные ссылки =
 
== Ссылки на разъяснения Степана Грицевского ==
 
== Ссылки на разъяснения Степана Грицевского ==
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=178960#178960 Вопрос по истинным и магнитным меридианам]
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=178960#178960 Вопрос по истинным и магнитным меридианам]
 
* [http://www.avsim.su/forum/topic/41105-il-18-il-22-il-38/page__view__findpost__p__1696744 Не можете терпеть СП - терпите глюки автопилота]
 
* [http://www.avsim.su/forum/topic/41105-il-18-il-22-il-38/page__view__findpost__p__1696744 Не можете терпеть СП - терпите глюки автопилота]
 
* [http://www.avsim.su/forum/topic/52967-faq-po-il-18/page__view__findpost__p__1689906 Про Сервисный прибор и FSUIPC]
 
* [http://www.avsim.su/forum/topic/52967-faq-po-il-18/page__view__findpost__p__1689906 Про Сервисный прибор и FSUIPC]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=38865#38865 БГМК, отключение коррекции и пр.]
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=38865#38865 БГМК, отключение коррекции и пр.]
 
* [http://www.avsim.su/forum/topic/27687-posadka-po-rsbn/page__st__20 Посадка по РСБН]
 
* [http://www.avsim.su/forum/topic/27687-posadka-po-rsbn/page__st__20 Посадка по РСБН]
* [http://www.avsim.su/forum/topic/20806-kto-sozdal-perviy-vertolet/page__view__findpost__p__272673 Кто создал первый вертолёт]
+
* [http://www.avsim.su/forum/topic/20806-kto-sozdal-perviy-vertolet/?p=272673 Кто создал первый вертолёт]
 
* [http://www.avsim.su/forum/topic/5061-formuli-i-metodiki-rascheta/page__st__40__p__168301#entry168301 Формулы расчёта воздушной скорости и высоты]
 
* [http://www.avsim.su/forum/topic/5061-formuli-i-metodiki-rascheta/page__st__40__p__168301#entry168301 Формулы расчёта воздушной скорости и высоты]
 
* [http://www.avsimrus.com/forum/topic/4090-ils-v-fs9-vpolne-realno/page__view__findpost__p__44068 КУС Ан-24 и Ил-18]
 
* [http://www.avsimrus.com/forum/topic/4090-ils-v-fs9-vpolne-realno/page__view__findpost__p__44068 КУС Ан-24 и Ил-18]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=177351#177351 Расчёт '''вилки''']
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=177351#177351 Расчёт '''вилки''']
 
* [http://www.avsim.su/forum/topic/5582-nvu/page__st__40#entry60830 Зависимость '''вилки''' от формы маршрута]
 
* [http://www.avsim.su/forum/topic/5582-nvu/page__st__40#entry60830 Зависимость '''вилки''' от формы маршрута]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=178219#178219 Алгоритм работы курсовой системы]
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=178219#178219 Алгоритм работы курсовой системы]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=34416#34416 Работа гировертикали]
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=34416#34416 Работа гировертикали]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=113361#113361 Глюки или реализм. Завал авиагоризонта]
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=113361#113361 Глюки или реализм. Завал авиагоризонта]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=178498#178498 Работа авиагоризонта и механизмов коррекции]
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=178498#178498 Работа авиагоризонта и механизмов коррекции]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=92261&highlight=%EA%EE%EC%EF%E0%F1#92261 Гирополукомпасы Ан-2 и Ан-24]
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=92261&highlight=%EA%EE%EC%EF%E0%F1#92261 Гирополукомпасы Ан-2 и Ан-24]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=72567#72567 Коррекционный механизм, магнитный и истинные курсы]
+
* [http://www.avsim.su/forum/topic/1795-gpk-gmk-zk-na-avtopilote-an-24/ ГПК-ГМК-ЗК на автопилоте Ан-24]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=47819#47819 Реалистичный магнитный компас]
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=72567#72567 Коррекционный механизм, магнитный и истинные курсы]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=33824#33824 Источники и хранители курса]
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=47819#47819 Реалистичный магнитный компас]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=13498#13498 Гироскоп]
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=33824#33824 Источники и хранители курса]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=10456#10456 ДМК и ДГМК]
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=13498#13498 Гироскоп]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=130548#130548 Коррекция гироскопа и БГМК]
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=10456#10456 ДМК и ДГМК]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=178957#178957 Расчёт ортодромической поправки]
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=130548#130548 Коррекция гироскопа и БГМК]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=102409#102409 Ортодромический курс и гиромагнитный]
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=178957#178957 Расчёт ортодромической поправки]
* [http://www.protu-154.net/forum/viewtopic.php?p=11097#11097 Курсовая система и КМ-5]
+
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=102409#102409 Ортодромический курс и гиромагнитный]
 +
* [http://www.protu-154.org/forum/viewtopic.php?p=11097#11097 Курсовая система и КМ-5]
 +
 
 +
== Изобарический ветер on-line ==
 +
* [http://earth.nullschool.net/ earth.nullschool.net]
 +
 
  
== Ссылки ==
 
* [http://lliric.narod.ru/ Электронное учебное пособие "Воздушная навигация и элементы самолетовождения"]
 
  
  

Текущая версия на 22:03, 27 ноября 2017

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов

К. Гельвеций

Содержание

Что такое Аэронавигация?

ответ

Современный термин «аэронавигация», рассматриваемый в узком смысле, имеет два взаимосвязанных значения:

  • некий протекающий в реальности процесс или деятельность людей по достижению определенной цели;
    • Аэронавигация – управление траекторией движения ВС, осуществляемое экипажем в полете. Процесс аэронавигации включает в себя решение трех основных задач:
      • формирование (выбор) заданной траектории;
      • определение местоположения ВС в пространстве и параметров его движения;
      • формирование навигационного решения (управляющих воздействий для вывода ВС на заданную траекторию);
  • наука или учебная дисциплина, изучающая эту деятельность.
    • Аэронавигация как наука и учебная дисциплина. Аэронавигация – прикладная наука о точном, надежном и безопасном вождении ВС из одной точки в другую, о методах применения технических средств навигации.


С какими книгами по аэронавигации лучше ознакомиться для начала?

ответ

Какие приборы обеспечивают процессы аэронавигации в самолёте?

ответ
  • Состав приборов может быть различным, в зависимости от типа ЛА и эпохи его применения. Совокупность таких приборов называют пилотажно-навигационным комплексом (ПНК). Технические средства аэронавигации разделяются на следующие группы:
  • Геотехнические средства. Это средства, принцип действия которых основан на использовании физических полей Земли (магнитного, гравитационного, поля атмосферного давления), либо использовании общих физических законов и свойств (например, свойства инерции). К этой большой и самой древней группе относятся барометрические высотомеры, магнитные и гироскопические компасы, механические часы, инерциальные навигационные системы (ИНС) и т.п.
  • Радиотехнические средства. В настоящее время представляют собой самую большую и самую важную группу средств, являющихся в современной аэронавигации основными для определения как координат ВС, так и направления его движения. Они основаны на излучении и приеме радиоволн бортовыми и наземными радиотехническими устройствами, измерении параметров радиосигнала, который и несет навигационную информацию. В состав этих средств входят радиокомпасы, системы РСБН, VOR, DME, ДИСС и другие.
  • Астрономические средства. Методы определения местоположения и курса корабля с помощью небесных светил (Солнца, Луны и звезд) использовались еще Колумбом и Магелланом. С появлением авиации они были перенесены и в аэронавигационную практику, разумеется, при использовании специально сконструированных для этого технических средств – астрокомпасов, секстантов и ориентаторов. Однако точность астрономических средств была низка, а время, необходимое для определения с их помощью навигационных параметров, достаточно велико, поэтому с появлением более точных и удобных радиотехнических средств астрономические средства оказались за рамками штатного оборудования гражданских ВС, оставаясь лишь на самолетах, выполняющих полеты в полярных районах.
  • Светотехнические средства. Когда-то, на заре авиации, световые маяки, наподобие морских маяков, устанавливали на аэродромах с тем, чтобы ночью пилот издалека смог его увидеть и выйти на аэродром. По мере того, как полеты все больше стали проходить по приборам и в сложных метеоусловиях, такая практика стала сокращаться. В настоящее время светотехнические средства используются главным образом при заходе на посадку. Различные системы светотехнического оборудования позволяют экипажу на конечном этапе захода обнаружить взлетно-посадочную полосу (ВПП) и определить положение ВС относительно нее.

Как разобраться с высотой, давлением, QNE, QFE, QNH и прочим?

ответ

Где взять маршрут для составления плана полёта?

ответ

Трассы прокладывают наиболее оптимальными путями, стараясь при этом обеспечивать кратчайшие маршруты между аэропортами, и одновременно учитывая необходимость обхода запретных зон (испытательные аэродромы, зоны полетов ВВС, полигоны и т.д.). При этом маршруты проложенные по участкам этих трасс, по возможности приближают к ортодромическим. Трассы перечисляются в специальных сборниках, например Перечень воздушных трасс РФ. В сборниках трасса обозначается списком последовательно перечисленных ППМ. В качестве ППМ используются радиомаяки (VOR, NDB) или просто именованные точки с фиксированными координатами. В графическом представлении трассы нанесены на радионавигационные карты (РНК).

Очень удобный и наглядный сайт для составления маршрутов skyvector.com


В общем случае маршрут выглядит так: UUEE SID AR CORR2 BG R805 TU G723 RATIN UN869 VTB UL999 KURPI STAR UMMS

Убираем коды аэропортов вылета и прилета (Шереметьево, Минск) , слова SID и STAR обозначающие схемы выхода и захода. Также следует учесть что если между двумя точками отсутствует трасса и данный участок пролегает напрямую (что очень часто встречается), он обозначается знаком DCT.

AR CORR2 BG R805 TU G723 RATIN UN869 VTB UL999 KURPI, где AR, BG, ТU, RATIN, VTB и KURPI - ППМ. Между ними обозначены используемые трассы.

Что такое схемы захода, Jeppessen, SID, STAR и как этим пользоваться?

ответ

Читаем:

Как взлетать по схеме (SID)?

ответ

Допустим UUEE. Открываем схему Шереметьево, запрашиваем предварительный (допустим дают добро на 25R), находим SID. Какая, будет зависеть от нашего маршрута. Предположим он начинается от привода Костино (позывной KN 642 кГц).

Схема выхода SID из района UUEE] через Костино

Выруливаем. Раз нам дали 25-ю полосу, то выход нам дадут KN25D. Внизу, прямо словами написано, как лететь по этой схеме.

Перед взлетом устанавливаем на навигационном оборудовании самолета частоту VOR/DME MR 114,6. Указатель дистанции должен показать расстояние до маяка. При взлете оно нам понадобится. Кроме этого на втором полукомплекте устанавливаем частоту маяка Костино 642.

  • Взлетаем с максимальным градиентом и наблюдаем за дистанцией.
  • На расстоянии 1,1 мили до MR начинаем поворот направо, высота при этом должна быть не менее 1030(400) футов (или (120) метров).
  • Поворачиваем на курс 028* и смотрим, чтобы вторая стрелка, которая настроена на Костино, показала, что мы летим на него.
  • В процессе набора высоты следим за той стрелкой, которая все еще показывает на VOR MR. Когда она покажет, что мы на радиале 018* (ну или на дистанции 13,5 миль от маяка, что в данном случае гораздо проще), проконтролируем высоту. Она должна быть FL49 (1500 метров) или выше.
  • Далее продолжаем полет на маяк Костино с набором заданного эшелона.
  • Над Костино начинается сам маршрут.

Подробнее о SID и STAR можно прочитать:

Где можно скачать программу, что бы смотреть схемы (в PDF-файлах) не выходя из симулятора?

  • PDFKneeboard Удобная и простая утилита для просмотра PDF-файлов. Вызов программы через меню симулятора или "hot-key"

Как указывать в KLN схемы SID и STAR?

ответ

Посмотрите рекомендации с форума:

Где брать все эти цифры для ILS, NDB, VOR и прочие?

ответ

Вариант первый: из симовской карты.

Встроенная карта MSFS

Естественно эти данные надо выписать еще перед вылетом, ставить сим на паузу в полете и ковыряться в карте не принято.

Вариант второй: скачать и распечатать схемы (SID/STAR). На них вы найдете всю нужную для захода и посадки информацию. Но не забываем, что схемы изменяются чаще чем сценарии аэропортов, поэтому некоторые данные могут не совпадать.

Как рассчитываются параметры снижения?

ответ

В общем случае параметры снижения приводятся в РЛЭ для каждого типа ЛА.

Если Вы собираетесь занять к точке завершения снижения определённый эшелон, то вертикальную скорость (Vверт) определяем через три переменные:

  • путевая скорость (W);
  • высота, которую надо "потерять" (Н);
  • дистанция, на которой будет выполняться снижение.

На НЛ-10М эти параметры рассчитываются при помощи двух ключей (см. рис.). Сначала переводим путевую из км/ч в м/с, а по второму ключу подбираем вертикальную скорость или дистанцию снижения.

Ключи НЛ-10М для расчёта параметров снижения

Ссылки

Как летать в ПТ Ту-154 используя НВУ?

ответ

Отличаются ли реализации РСБН в разных моделях самолётов?

ответ

Да. Существует несколько вариантов и они описаны в статье РСБН

Как научиться применять РСБН и НАС-1

ответ

Этот вопрос развёрнут в Ан-24 FAQ

Проблемы с РСБН Ан-24РВ Samdim

ответ

Возможные проблемы с РСБН для этого самолёта собраны в Ан-24 FAQ

Основные навигационные параметры в англоязычной терминологии

ответ
  • True North - North Pole, the vertical axis of sectional charts, meridians
  • Magnetic North - Magnetic Pole, earth's magnetic lines of force affecting the compass.
  • Variation - angular difference between true north and magnetic north. The angle may be to the east or west side of north. Eastern variation is subtracted from true north (Everywhere west of Chicago) and western variation (Everywhere east of Chicago) is added to obtain magnetic course. East is least and West is best: memory aid for whether to add or subtract variation. West of Chicago it is always subtracted.
  • Isogonic lines - Magenta dashed lines on sectional showing variation. VOR roses have variation applied so that variation can be determined by measuring the angle of the North arrow on the rose from a vertical line.
  • Deviation - Compass error. A compass card in the airplane tells the amount of error to be applied to magnetic course to obtain compass course. Make a copy to keep at home for planning purposes.
  • True Course - The line drawn on the map. Draw multiple lines with spaces //// from airport center to airport center. Multiple lines permit chart features to be read.
  • Magnetic Course - True Course (TC) +/- variation = Magnetic Course. Put Magnetic Course on sectional for use while flying. This course determines hemispheric direction for correct altitude over 3000' AGL.
  • Compass Course - Magnetic Course minus deviation gives Compass Course. The difference is usually only a few degrees.
  • Course - A route which has no wind correction applied
  • Heading - a route on which wind correction has been applied to a course.
  • True Heading - angular difference from true course, the line on the chart, caused by the calculated wind correction angle (WCA).
  • Magnetic Heading - angular difference from magnetic course caused by wind correction angle; also, obtained by applying variation to true heading.
  • Compass Heading - angular difference from compass course caused by wind correction angle; also, obtained by applying deviation to magnetic heading. If wind is AS computed, this is the direction you fly.
  • True airspeed - Indicated airspeed corrected for pressure, temperature, and instrument error. This is found in the aircraft manual. Cessna is overly optimistic in its figures.
  • Ground speed - actual speed over the ground. This is the speed on which you base your ETA's
  • Wind Correction angle - angular correction in aircraft heading required to compensate for drift caused by wind. Correctly computed it will allow the aircraft to track the line drawn on the chart.
  • Indicated altitude - Altimeter reading with Kollsman window set for local pressure and corrected for instrument error.
  • Pressure altitude - altimeter reading with Kollsman window set for 29.92. Used for density altitude and true airspeed computations.) Temperature is not used in determining pressure altitude.
  • True Altitude - distance above datum plane of sea level
  • Density Altitude - Pressure altitude corrected for temperature. This is the altitude that determines aircraft performance.

В симуляторе неправильно отображается... (день, ночь, время, Луна, звёзды, освещение дорог)

    • Real Time
    • И если хотите реализма, никогда не ставьте никаких FS RealTime, TzFiles и пр. Симулятор отображает движение светил и освещённость по реальным астрономическим законам. Вот, например, проверяем время захода Солнца

Рекомендуемые настройки в этом файле:

[Star Settings]
Intensity=230
NumStars=400
Constellations=0
  • дороги ночью светятся

Находим у себя файлы по этому пути: Твой диск:\Твоя папка сима\Scenery\World\texture\

hiwaylm.bmp
roadslm.bmp
vhiwaysu_lm.bmp
vroadssu_lm.bmp

И заменяем их на вот эти

  • реки в пустыне не пересохшие

Создайте и сохраните копию дефолтного файла с соответствующими текстурами, ведь Вы собираетесь летать не только над пустынями. Для рек это файл \Scenery\World\Texture\riversu.bmp. Потом замените его на другой. Текстуры для пересохших рек в песках можно взять здесь. Данный метод прост, но имеет недостаток - замена текстур происходит на всей "планете" симулятора. Поэтому, для возобновления полётов в других географических зонах, придётся каждый раз возвращать на место дефолтный файл речных текстур.

  • реки и водоёмы зимой не замерзают

Один из вариантов упоминается здесь. Также, имеется платный пакет "Natural World Winter by Samoshin".

  • ночью что-то светится в небе

Может Полярное сияние? Если не нравится, удалите файлы aurora*.fx из папки Effects. Все подробности тут (в комментариях) В самом ролике одна из разновидностей Полярного сияния.

  • как сделать "мягкий" горизонт?

Делаем плавный горизонт или "softhor" своими руками

  • в полёте самолёт и приборы всегда спокойные

Может усилить эффект турбулентности? В файле fs9.cfg (для FS2004) или fsx.cfg (для FSX) можно изменить несколько параметров. Подробнее - здесь. То есть, в секции Weather изменить следующие параметры:

[Weather]
WindshieldPrecipitationEffects=1
MinGustTime=5
MaxGustTime=1000
MinGustRampSpeed=2
MaxGustRampSpeed=100
MinVarTime=2
MaxVarTime=500
MinVarRampSpeed=10
MaxVarRampSpeed=75
TurbulenceScale=2.000000

Только не забудьте проверить соответствующие флажки в FSUIPC и в используемом загрузчике погоды (FSrealWX, Active Sky или др.).

Интересные ссылки

Ссылки на разъяснения Степана Грицевского

Изобарический ветер on-line



Wiki avsim 2.jpg Это незавершённая статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.