Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Петр

Автобусы

Recommended Posts

127

Красивый автобус.

Похож на автобусы из американских фильмов

Share this post


Link to post
Share on other sites
ЛАЗ-695Б

Вспоминаю детство. На таком автобусе за час добирались от Капчагая (тогда еще не было водохранилища, ГЭС только строилась) до Алма-Аты. Самое прикольное было ехать на заднем сиденье. К наружным +35 добавлялись внутренние +45. Плюс ласковое пустынное солнце через верхние полупрозрачные полукруглые стекла. При посадке было главным - не сесть сходу в детских шортах на дермантиновое черное кресло, нагретое солнцем. С тех пор люблю сауну как яркое воспоминание о детстве.

Особенности зимних поездок в Икарусах и ЛиАзах помню по жизни уже в Омске. Тогда зима в том краю длилась с конца октября до конца апреля.

Возможно, луноход и был неудачной машиной, но она не сходила с маршрута по технической причине и в ней никто никогда не замерзал насмерть даже на длительном маршруте.

Кстати, последний АППА-4 в Пулково возил только смену службы движения. Примерно полтора года.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не понимаю откуда взялось название Луноход применительно к Скотовозу ЛиАЗ-677. Мне на нем довелось немного поработать и впечатление неприятное. Наверное потому, что было с чем сравнить. Для пассажира он неплохой, но для водителя хорошего мало. Планировка салона такая, что денег ни в жизнь не соберешь, а АГУ практически ни у кого не работал. Вот и приходилось в форточку орать. В кабине шум и картерные газы. Подъемное стекло водителя на ремне( страмота-то какая). Зимой проливать его надо горячей водой, а краники винтовые, а не флажковые или вывертывать совсем, а потом вкручивать. Да еще быстро заливать нельзя, а то завоздушится и после заводки доливать надо. Вот лазиешь с утра в темноте по льдинам с ручьями и глубокими канавами, причем к автобусы эти льдины приобретают наклон. И думаешь, чтобы не навернуться. А все крышки и люки на замках под квадрат на 10, капотную переднюю крышку зимой для проливки снимать, а летом, чтобы не грелся и ставили за переднее боковое сидение. Инструмент положить некуда, под ногами всякое барахло валяется( канистры, ключи, тряпки). Если свой автобус еще как-то можно порядок навести, а в подменном только мешает это и порядок наводить за другого не будешь. Откроешь капот, а там к правой головке и свечам попробуй подлезть. Если обед длинный или отстой прилечь негде в салоне, нет 5-ти местного кресла. На капоте лежать неудобно на всеобщем обозрении. Есть такие байки,что на капоте в Скотине удобно кондуктора трахать. Их слышал в том числе и от других водителей, однако не могу не подтвердить ни опровергнуть. Почему-то кондукторами работали одни старые бабки и вопрос даже не мог возникнуть в такой ситуации. Еще на капоте хоть можно было положить коробку для денег и почее барахло. Насчет передач, как ни странно, попадались машины очень резвые на разгон и подъем. Но это не всегда. Болезнь у него была соленоиды над коробкой, которые вечно заливало грязью. Если не включается из кабины можно включить оттуда. Еще этот блямкающий звук от шлицевого соединения карданного вала между двигателем и коробкой. Амортизаторов практически ни на одном автобусе не было и он склонен к галопированию, но пневмобаллоны не слетали, так как были тросовые ограничители хода, а сами пневмобаллоны не просто надевались, а прикручивались болтами с кольцами из карболита или алюминиевого сплава. Зато потом эти болты ни один не отворачивались. Впомнилось, что капиталку делал Дмитровский авторемонтный завод и если в салоне такой шильдик, то это последняя стадия перед списанием. Качество такое, что лучше бы не делали капиталку вовсе. Кстати, это относится и к 5256 и к Мерседесам. А что касается пассажиров, то хорошо было сидеть на переднем угловом месте рядом с коробом или на боковом вперед смотреть. Но вот на некоторых машинах была занавеска, чтобы не заглядывали. А если народу много ехало, автобус на пневмобаллонах практически не поднимался и задняя ступенька тащилась чуть ли не по земле. К кранам пневмобаллонов не было доступа, а только с ямы или подъемника и поэтому прорезали сами лючки. Вроде, гидроусилитель есть , а руль тажело весь день поворочать. Стояночный тормоз оригинальный на нем был с приводом на основные колодки заднего моста. Запаску часто возили в салоне, если это не Б или МБ. Ставили ее сзади или слева на задней площадке.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще вспомнился случай, когда у могео сменщика по Мерседесу, когда он на Скотине работал кто-то из пассажиров в давке наступил на регулировочный винт цилиндра открытия заднених створок задней двери и отломил его. А крышки не было. При этом воздух ушел, ручник механический тросовой и бесполезный, а впереди небольшой уклончик и ЖД переезд. Он направли автобус в правую канаву, но обошлось, даже, вроде автобус не списали. Собирали потом из салона два ведра каблуков, отрваные поручни и др.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пётр, КЛАСС!!! ЛИАЗ 677 - это один из атрибутов моего детства, со школы/в школу на автобусе, у нас в Магадане тока такие раньше были. Ессно, всегда старался присесесть за спиной водителя, на боковое место и таращится в окно, на руль, как человек крутик такую баранку и управляет этой махиной по не совсем широким улочкам, особенно зимой. Спасибо, прослезился:)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Еще вспомнился случай, когда у могео сменщика по Мерседесу, когда он на Скотине работал кто-то из пассажиров в давке наступил на регулировочный винт цилиндра открытия заднених створок задней двери и отломил его. А крышки не было. При этом воздух ушел, ручник механический тросовой и бесполезный, а впереди небольшой уклончик и ЖД переезд. Он направли автобус в правую канаву, но обошлось, даже, вроде автобус не списали. Собирали потом из салона два ведра каблуков, отрваные поручни и др.

Любопытно, что за развалина была у вашего сменщика :)

насчёт ручника с храповиком, это вместо тренажёра в спортзале:)

ремень вместо стеклоподъёмника в дверях, так это одна из дефицитных деталек была, а после капремонта машины вообще со сдвижными форточками приходили:)

Share this post


Link to post
Share on other sites

А к нам в Надым, в ССТ, попал один из первых ЛиАЗ-5256.Их сделали опытную партию 100 шт. и распихали по всему СССР. Водилы целый год ежедневно заполняли журнал.Куда заносили и плюсы и минусы.Ежеквартально приезжали спецы с завода. Автобус попался очень удачный.Спецы им объяснили,что опытную партию собирают "ручками" поэтому и качество сборки высокое. А вот дальше пойдет конвейер и качество будет как всегда.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Первые 5256 пошли в 88 году и были темно-красного цвета с узкими белыми полосками. Потом стали делать белые с бледно-желтыми полосами где-то в 91-92 годах. На раннем 5256 пришлось работать. Там своя оригинальная автоматическая коробка размером чуть ли не больше двигателя. И масляный фильтр у нее справа у самой земли из-за чего его можно было повредить при движении по ухабам. По крайней мере, стакан был меняный, а корпус был с отколотым кусочком в месте крепления стакана, но не подтекал, так как там резиновое кольцо стоит. Не совсем удачно его сделали, тоже были свои болезни у этого автобуса. 78 больше не идет-редуктор не позволяет. Котел есть, но его отсек негерметичен и в самом грязном месте, а поэтому постоянно в грязи и окислялись клеммы и прочие неприятности от грязи. Циркуляционник с мотором каких-то невообразимых размеров. Выхлопные трубы неудачно сделаны, что одна из них проходит поперечно под картером маховика и задевает за землю. Я эти трубы переваривал, а за неимением родного глушителя поставил два ГАЗоновских и автобус у меня с ними рычал интересно. Понаделали по две кнопки на каждую дверь, да еще торчат, как пупыри-не глядя с непривычки можно и не попасть. Дверные цилиндры, если не забыл, венгерские, а двери с углублениями, собирающими грязь. Несъемные зеркала на болтах, а ключей в автобусах нет, так как все воруют. На мойку поэтому на нем особо и не поездишь, так как он с зеркалами не пролазиет между щетками. Моторчики вентиляторов МЭ-237, которые только гремят, а не дуют, учитывая, что стояли осевые вентиляторы у которых степень повышения давления в 2-3 раза меньше, чем у центробежных. Очень неудобно сделаны крепления реактивных штанг заденго моста. Надо поднимать кузов, чтобы вышли болты. Не знаю сразу или после завод сделал то ли болт, то ли гайку из нержавеющей стали, а то приходилось сваркой разрезать. Точность не позволяла сделать штанги фиксированой длины, как на Мерсах или МАНах. Штанги были регулируемые, как на Икарусах. Рулевое управление-отдельная песня. Не было интегральной колонки, а многочисленные соединения подтекали. Очень маленькая площадь силового цилиндра и на остановке руль выворачивался с трудом. Часто выходили из строя крестовины рулевого карданного вала, так как не мазались из-за отсуствия пресс-масленок. Подвеска переднего моста очень неприятная. Из-за такой схемы автобус спереди был жестким и перетяжеленным. Передняя опора была практически жесткой и неподрессореной, а пневмобаллоны расположены консольно с выходом назад где-то на 80 см. Передние пневмобаллоны, насколько помню, крепились снизу к площадке на двух болтах, а смысла так крепить ее не было. Тесная кабина водителя особенно справа стульчик поставитшь, а присесть кондуктору уже не где. Энергоаккумуляторы крепились на резьбе и контрогаялись. При ударе об раму отлично вырывались, а потом болтались на шлангах. На первых автобусах были литые алюминиевые диски, а потом их все растащили на цветмет, заменив на стальные. Кстати, сейчас определенная часть из этих недостатков устранена( приходилось по этому поводу несколько раз общаться с главным конструктором завода Зацепиловым К.И.)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Точно Петь, автобус был темно-красного цвета с узкими белыми полосками. Второй пришел уже с другой раскраской. Помню что бледный какой то был. Всех тонкостей не знаю, но водилы ценили именно первый автобус, хвалили его. Несколько раз ездил у водилы в кабине, там два откидных сиденья. Тепло и идет мягко, а ведь у нас довольно холодно, Крайний Север, да и дороги были в то время были из плит, через каждые 6 метров стык.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще были 5256 с МАНовскими двигателями и коробками ZF до тех пор, пока не начались неплатежи, а МАН перестал поставлять двигатели. Потом завод скооперировался с Катерпилларом и все 5256.25 пошли с американскими двигателями, а коробки делали в Казани Фоит дива-4 и 4. Были даже автобусы 5256 с танковыми двигателями Д-6 гремучими ужасно. А что вытворял Дмитровский авторемонтный завод и предприятие в Бронницах, где ставили двигатель ЯМЗ-236 и вспоминать противно. Мало того, что 236 двигатель неуравновешен, так у него еще и неравномерность чередования вспышек. С этим двигателем автобус тарахтел и трясся, как припадочный. Да еще 236 коробка с пистолетом-попробуй включить передачу. Привод сцепления с КамАЗовским ПГУ сделан так, что хода ПГУ не хватало для поворота ручага на необходимый угол. И сцепление либо вело либо буксовало-как отрегулируешь.Этот рычаг уже сам переделывал. Рычажный механизм педали газа там был вместо троса Морзе и сделан так, что при полном ходе педали усилие на ней значительно возрастало, а рычаг насоса все равно не доходил до крайнего положения. Тоже переделывал эту систему. Салон не нравился. Какие-то убогие сидушки, да так мало (аж 23). Правда в пригородном варианте до 45 довели, но планировка неудачная и работать с ней неудобно. Как же неудобно было заправлять топливный бак на нем. Верхний край лючка находился вровень с отвинчивающейся крышкой горловины. Да еще закрывался на квадрат-и от воров не спасет и работу усложняет. Да еще и бак слева, а дверь справа и надо автобус при заправке обходить. Щит предохранителей на замках с ключом, как от храма. В кабине ничего не положишь, в форточку вода затекает. Одна отрада-если стояла печка под водительским креслом, то тепло.

Share this post


Link to post
Share on other sites

С ЛиАЗ 5256 в а/п Красноярск и а/к КрасЭйр связана черная страница в истории. В 90е годы КрасЭйр закупили несколько этих машин для перевозки персонала из города в аэропорт и как аэродромный автобус. Так вот примерно 10-12 лет назад зимой на трассе полностью набитый работниками автобус внезапно разворачивает на трассе и бросает на встречную полосу и прямо в середину автобуса на полном ходу врезается грузовик. Много погибших и раненых.

К чести КрасЭйр сказать, они не стали сразу обвинять водителя, а устроили полноценный разбор с отстранением всех таких автобусов с линии. В итоге выяснилось, что обломился какой то болт в рулевом управлении и левое колесо мгновенно вывернуло до отказа влево. Приезжали представители завода, на детальное заключение авиационной комиссии возразить было нечего. При обследовании других автобусов были обнаружены аналогичные неисправности, после этого говорят в конструкцию рулевого были внесены какие то изменения, а Завод решил дело до суда не доводить, оплатили все расходы на похороны, предоставили новый автобус и отремонтировали другие.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чтобы вывернулось только левое колесо должен выскочить один из пальцев поперечной тяги. А вот карданнный вал рулевого механизма там крепится клиньями, как педали на велосипеде. До того не внушаящая доверия конструкция. Кстати говоря, этот рулевой механизм плохой применяется на 5256 потому, что только он "подходит" к мосту с нагрузкой 8 тонн. Театр абсурда получается. Можно было бы поставить ГУР от КамАЗ-4310, так как площадь поршня вдвое больше, но никто его не испытывал для автобусов. Такое впечатление, что в авиации есть нечто подобное. Формальная сертификация чиновникам гораздо важнее настоящих качеств. Сколько ни говорилось, что МАЗовское рулевое управление-полное дерьмо, сделать ничего не возможно. Есть своя интегральная колонка 4310, которая стоит копейки, но будут ставить немецкую ZF.

У нас один из 5256 сгорел в ПАТП по причине заклинивания моторчика салонной печки МЭ-237.

Share this post


Link to post
Share on other sites
158

Нифига себе! Челябинск-Копейск маршрут! Ого! Это какого ж года фото? У нас сейчас до сих пор спросом направление пользуется. 123-й, 124-й номера автобусов ходят по этому маршруту и 125-я маршрутка.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не знал, что ЛиАЗ-677 был таким геморойным для водителя! Учитывая зарплату в 200-250 р, эту работу можно назвать героической.

Вот нешел интересную страничку, посвященную мостодонтам пассажироперевозок.

http://metroblog.ru/post/1476/

Там есть фотка Икаруса-55. В те годы он выглядел как космический корабль. И мужественно боролся на трассе Омск-Тара в жестокой конкуренции с "Метеорами" и Ан-2 за пассажира...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хоть я и патриот, но когда пришли Мерседес-БенцО307 и 305 это была отдушина какая-то по сравнению с ЛиАЗами. Автобус МерседесО307, которому 15 лет-это новая машина и ни на какой отечественный скотовоз его не променял бы. Это была машина для зарабатывания денег и для воровства! Устроиться работать на него по первости очень сложно было и не бесплатно. Но оно себя с лихвой оправдывало. Мерседес, как будто создан для удовольствия от езды. Мне досталась машина, которой было 18 лет и несмотря на возраст ее впечатления только самые положительные. На нем после всяких Скотовозов узнаешь, что такое работа без постоянных сходов и ремонтов. И мест на нем 47-49-53, а не убогих 23 лавки 5256. В кабине все удобно сделано, дверных кнопок всего две и кажая работает на открытие и закрытие, большой ящик для барахла над головой, а на некоторых автобусах багажники, которые не заливало грязью. Люки на удобных пружинных замках и никакого квадрата. На части машин была автоматическая доливка масла. На машинах позднего выпуска вместо плавких предохранителей стояли автоматы с кнопкой. Слишком мудрая система открывания дверей с автоматическим открытием при зажатии пассаажира или нахождении на ступеньках любого постороннего предмета. Весь этот паук проводов, клапанов и трубок я выкидывал из каждой двери, а оставлял один главный клапан, чтобы дверь слушалась меня и только меня! Были автобусы как с открытием дверей наружу, так и внутрь ( 307 с таким вариантом очень большая редкость, но достался именно такой длиннобазник, который не путать с 305). Этот автобус был удобней, так как дверь не закрывала зеркало и не задевала за бордюр. На этих машинах были видимые из далека маршрутные указатели, а на некоторых с дистанционной перемоткой. На части машин двойное остекление. Правда, плохо, что только две форточки сзади. Были эксплуатационные недостатки. Из-за низкого расположения поддона многие его пробивали, у меня, правда, такого не было, но я специально несколько поднял заднюю часть регуляторами и по канавам старался не гонять. Еще были случаи срыва компрессора из-за его заклинивания, что приводило к остановке распредвала, так как его шестерня напрессована без каких-либо шлицев или шпонок с горячей посадкой. А это приводило к удару клапанов поршнями в цилиндрах. Недостаток конструктивный связаный с одной неприятной особенностью компрессора. Были случаи отрыва болтов реактивных штанг после того, как потеряв оригинальные во время ремонта ставили самодельные. Там резьба 12 на 1,5-еще поискать надо. Применяется чаще в авиации и электротехнике, чем в автомобилях. Зимой замерзала иногда пневмосистема при переходе с тепла на мороз. Недостаток, что компрессор сзади, а конденсационный ресивер спереди. Разгрузка могла быть в разных местах. И сзади и в середине, и в районе переднего моста. Когда замерзает, то автобус падает и лазить с факелом под ним неудобно. Был в системе Алкоголик Frostschutzpumpe, но толку от него было не много, так как он эффективен, если конденсат еще не успел собраться. Еще на зиму можно было смело снимать ремень вентилятора и автобус не кипел, да и работал потише. В отопителях стояли очень мощные моторчики Бош, но когда и они выходили из строя вместо того, чтобы купить оригинальные снабжение привозило МЭ-237, которые подходили по крепежу. Вот с ними была жопа. Не крутятся толком, а только тарахтят. Приходилось пассажиров просить почистить правое стекло изнутри. Были две механические коробки GO-3.60 пятиступенчатая и GO-3.70 четырехступенчатая. Размером, как ЗИЛовская, но двигатели 200, 240 и 276 л.с. Более толстые валы и шестерни, компактные синхронизаторы. Очень простой и кинематически удачный механизм переключения.Сцепление на части машин было с гидроприводом без усилителя, но с сервопружиной, которая усиливала при прохождении через определенную точку. Один ведомый диск, но как долго ходил. Редукторы были, в основном, 1,37, но на части машин 1,2. Большая часть машин разгонялась только до 92, но с другими редукторами были скоростными. ТНВД Бош, где не было совершенно никакого усилия на рычаге ТНВД и нога на педали практически не уставала(в отличие от наших КамАЗов и МАЗов, где стояла зачем-то мощная пружина в регуляторе, уравновешиваящая при вращении большие грузики). Видимо, точность изготовления не позволяла у нас сделать регулятор ТНВД нормально. Интересно сделан на двигателе ОМ407Н механизм опережения впрыска. В салоне приятные плюшевые кресла, но на части машин стояли над колесными кожухами перевыртыши задом на перед. Были кресла с пепельницами и наши скоты их загадили и повырывали. Вцелом 307 Мерс, как среднее между пригородным или междугородним автобусом, но у них нет такого класса, как пригородный, а есть Uberlandomnibus- междуземельный автобус.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Два автобуса Мерседес-БенцО307. Оранжевый очень редкий с 305 дверями, а синий стандартный.

post-7264-1231789058_thumb.jpg

post-7264-1231789092_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Два автобуса Мерседес-БенцО307. Оранжевый очень редкий с 305 дверями, а синий стандартный.

Не знаю... Но в Ростове, с 305ми дверями, наоборот полно. Стандартные, подобные синему в городе редкость, а вот на некоторых междугородних маршрутах встречаются. Наверное решили, что узкодверные машины для межгорода подходят больше.

Но, вот подобная компоновка дверей не очень удобная. Пока был выход через переднюю, паксы толпились в промежутке между дверями. Задняя часть оставалась более менее свободной даже в час пик - заняты только сидячие места. Особенно кошмар был, когда какая нибудь бабуля с тачкой, в час пик, перлась через весь салон "по головам"

Сейчас ситуацияя поменялась-оплату при входе сделали-на переднюю дверь. Теперь люди по салону относительно равномерно распределяются.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ростовский Мерс.

А не путаете с 305, у которого короткая база? У 307 окно над передним колесом длинное и сзади часть между окном боковины и задка более широкая.

post-7264-1231792664_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ростовский Мерс.

А не путаете с 305, у которого короткая база? У 307 окно над передним колесом длинное и сзади часть между окном боковины и задка более широкая.

Возможно и путаю.

Ну, а вот такой сочлененный MAN у нас довольно редкий экземпляр:

post-8868-1231834499_thumb.jpg

Были у нас в конце 90х еще более редкие экземпляры-двухэтажные MAN 200 на городских маршрутах (несколько машин). Ходили несколько недель, потом их убрали (из за близости расположения контактных сетей к верхнему салону). В городских АТП этих машин сейчес нет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Немного Ростовского раритета:

Единственный трамвай КТМ-2 в рабочем состоянии:

post-8868-1231878837_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Восстановленный к 105 летию ростовского трамвая "ТАТРА" Т-3SU. То же в единственном экземпляре в городе:

post-8868-1231878977_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Какую чудесную тему вы открыли!

Ясное дело, вспомнил детство. У нас в городе Клинцы (Россия, Брянская обл) была сплошная монополия ЛиАЗ-677. Помню, у них был какой-то очень специфический звук двигателей и какие-то сложные кассы, куда кидаешь монету- и везжает билетик.

Потом, в конце 1980-х, в Белоруссии (город Речица)- сплошные Икарусы, которые казались футуристическими "звездолётами" после ЛиАЗ-ов.

В лихие 90-е появилось несколько древних страшных Мерседесов 70-х годов- они быстро поумирали. Видимо, из-за отсутствия должного ремонта.

А теперь- сплошь одинаковые МАЗ-ы. Кстати, они в России-то продаются? И если да, то какие у россиян впечатления?

Мне МАЗ-ы сравнить вообще не с чем, потому что по Беларуси ничего другого не ездит.

 

P.S. А в родном моём городе Клинцы до сих пор основной автобус- бессмертный 677...

Share this post


Link to post
Share on other sites

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...