Jump to content
VPilot

Обзор нового тренажёра Ту-154М в Мск и полета на нем с Героем РФ

Recommended Posts

VPilot

Всем привет!

 

Давно тут не появлялся, но соскучился.

Недавно в Москве открылся тренажёр Ту-154М "Легенда Аэро" (буквально месяц работает). Прельстило следующее:

- использована полностью оригинальная кабина с оригинальным приборами (спилено с 85770);

- кабина по описанию оживлена как внутри, так и снаружи, включая отличную гидроплатформу (об ощущениях позже);

- инструктором на тренажёре работает Герой России Андрей Александрович Ламанов; тот самый второй пилот Алросы, а в дальнейшем и КВС, который посадил в Ижме полтинник с отказавшей электроникой.

В общем, нельзя было не сходить. Позвонил, записался, пошёл. Очередей пока нет)

Пошли с самим VITAMINом.

Находится тренажёр на метро Дмитровская.

В помещении встретил сам Ламанов, дружелюбно и по простецки повыяснял кто я и насколько знаю аврору; по настоятельным просьбам рассказал про Ижму и стакан воды которого там не было, и пригласил в кабину.

Что сразу хочется отметить - реальная кабина Ту-154М - это Атмосфера с большой буквы! Тот самый запах, те самые звуки, тот самый антураж... 

Запускали из cold/dark, все натурально - через ВСУ, не сразу запустился, сделали холодную прокрутку (капризничает как настоящий)). Включили отбор воздуха, запустили, проверили генераторы. К моему удивлению вполне живо и натурально работает СРД, СКВ; воздух кстати реально идёт от кондера (но он правда не привязан к приборам).

Согласовали ТКС, выставили курс, частоты, ВПР на РВ, выпустили закрылки, включили обогрев ППД, убедились что погасло табло "не готов", и погнали:

"Режим взлетный, РУД держу".

Гидроплатформа тут же удивила реальным ощущением вжимания в кресло и тряской на бетонке.

-240, подъем! 

Ламанов - отличный второй пилот для тех, кто видел тушку только в ПТ, и даже для тех кто вообще её не видел: подсказывает, объясняет, хвалит, за штурвал не держится если договорились что летим самостоятельно; выполняет правильные команды и корректирует неправильные (убор механизации на скорости меньше безопасной для чистого крыла выполнять отказался))

В полете отметил для себя: 

- стрелки ПНП, скорость и высота плавают +- пара градусов и запаздывают как на живом Ту;

- МЭТ очень реалистичен, как и штурвальный режим в принципе: задаем тангаж и снимаем нагрузку, хорошо сириммированный самолет реально летит сам и не надо ему мешать, болтая его по кренам и тангажу ("чё ты как на Ан-2 то? его можно вот болтать, он все равно будет прямо лететь") - бустера отрабатывают как положено.

- аэродинамика и поведение самолёта ну очень реалистичны в сравнении с КТС 154, или ТФТ Боинга.

Отлично чувствуется и инертность, и нюансы т-образного стабилизатора, и вспухание на выпуске механизации, и что больше всего понравилось - как в реале проваливается в крене, и выходит в набор в горизонте.

Садились несколько раз, рулили (рукояткой передней стойки как полагается - максимально комфортно рулится, как в родной "реношке")), и взлетали снова.

Динамика на посадке - огонь, очень советую почитать "Пилоту о предотвращени грубых посадок" или Ершова. Как и реальный Ту, этот тренажёр не прощает курсантских ошибок вроде раннего выравнивания ("приближается-добирай" тут не канает; козления с последующей потерей скорости, отдачи штурвала от себя. Здесь только одна тактика - сбалансированный заход в посадочной конфигурации без всякого подныривания на ВПР, плавное но энергичное взятие штурвала на себя на 10-15м и его задержка до погашения вертикальной к -1м/с, последующая установка малого газа и мягкое касание, интерцепторы, реверс и выдерживание осевой.

Заходили в СМУ с болтанкой, в простых метеоусловиях, по приборам, визуально, в автомате (АБСУ реализован полностью!), откатали почти 4 часа, под конец уже притерлись с этим самолётом так что научились чувствовать и понимать друг друга.

Ощущения после выхода с кабины - как после рейса (это то самое лёгкое головокружение пока не выспишься, какое могло запомниться бывалому симмеру с детских лет после полета на реальном Ту). 

Словом, головокружительный тренажёр, максимально рекомендую!

Из минусов:

- ВБЭ и ТКАС пока не реализованы, летаем по футометру;

- вариометр на панели КВС снизу возле АЧС, что неудобно;

- НВУ не работает; есть КЛН-90 но пока неживой, поэьому по маршруту без навыков самолетовождения и использования НЛ-10 летать пока я бы не посоветовал;

- директорные стрелки на ПКП подтормаживают.

Но проект только начал работать и владелец заверил меня что вскоре все замечания будут учтены и доработаны.

Контакты не выкладываю, ибо не реклама а обзор (но в личку можем договориться о совместных походах экипажами со скидкой); уверен что желающие без проблем найдут; но всем кому интересна советская авиация и Ту-154 в частности максимально рекомендую - не пожалеете!

 

38A0EF5A-E8C8-4570-A0D7-23B818E77591.jpeg

B96E3B24-EFF6-4C8A-B101-4A38E80475CB.jpeg

C4BB5D59-BE0E-4795-84DD-6C427D2D2C55.jpeg

87B03CE2-6F2E-4C44-9685-247DEEE822B6.jpeg

41F9A9B0-145D-4285-B17B-FC7538CFF782.jpeg

956D8985-7B00-4C33-BBA0-DAFAC1B87314.jpeg

  • Like 7
  • Upvote 2
  • Well said! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Илья_777

Видео бы поглядеть! И фото снаружи тренажера

  • Upvote 1
  • Downvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
VPilot
10 часов назад, Илья_777 пишет:

Видео бы поглядеть! И фото снаружи тренажера

Видео выложил тут (фрагменты):

https://www.facebook.com/1139779161/posts/10219158594172599/?d=n

Снаружи все выглядит так:

(не я фоткал, пикча с инсты проекта:. @legenda_aero ))))

C9E6E3B1-36D5-4F2F-8F08-061B8F0FD884.jpeg

Edited by VPilot
  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Илья_777

О Давидыч к вам в гости залетел

  • Like 1
  • Upvote 2
  • Downvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
bazaranet

А цену чего не озвучили, чтобы с героем полетать?

Share this post


Link to post
Share on other sites
VPilot
3 часа назад, bazaranet пишет:

А цену чего не озвучили, чтобы с героем полетать?

Цены 1в1 как ТФТ, без поправки на героя)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Luray

Я ходил туда пару недель назад. Очень круто, вот бы такое посетить лет 15 назад, когда я играл в пт-154.  
Управлять самолетом мне было немного сложно, штурвал дубовый. Я его, честно говоря, разбил на выравнивании :lmaosmiley:

Edited by Luray
  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Fencer
В 28.08.2021 в 21:42, VPilot пишет:

использована полностью оригинальная кабина с оригинальным приборами (спилено с 85770)

https://russianplanes.net/reginfo/2544

Share this post


Link to post
Share on other sites
Jenya77

У Ская появилось видео о сабже:

 

Edited by Jenya77
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
peper
1 час назад, Jenya77 пишет:

У Ская появилось видео о сабже:

А что вариометр и вбэ не работают, как пилотировать без вариометра?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Komthur
2 часа назад, peper пишет:

как пилотировать без вариометра?

По высотомеру и ПКП. Реальный вариометр запаздывает настолько, что выдерживать горизонталь на кругу по нему очень трудно. Он в наборе и снижении полезен.

Edited by Komthur
  • Like 1
  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
ALZP
6 минут назад, Komthur пишет:

Он в наборе и снижении полезен.

А там он не запаздывает?)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Kirill Konovalov
22 минуты назад, ALZP пишет:

А там он не запаздывает?)

Там это не так критично. Вариометр опаздывает на секунду- две. При полете по кругу Вариометр почти бесполезен. Как человек который налетал довольно много в КУЛП на первом задании во времена когда делал Б-шку для ФСХ и тестил динамику говорю.
Эволюции самолета слишком быстрые. При наборе и снижении с эшелона то что у вас  ваши + или - 5м/с покажутся с опозданием в пару секунд ни на что не влияет. Вообще. А на кругу вы уже катитесь по земле, а вариометр у вас ещё показывает -1 м/с... А у вы уже на земле, реверс перекладываете.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Komthur
10 часов назад, ALZP пишет:

А там он не запаздывает?)

Вариометр запаздывает на изменениях. А в устоявшемся режиме он вполне информативен.

Share this post


Link to post
Share on other sites
ALZP
8 часов назад, Komthur пишет:

Вариометр запаздывает на изменениях. А в устоявшемся режиме он вполне информативен.

Но например при классическом заходе по приводам и вору на туполе без него никуда не денешься, также и для выдёргивания по кругу он входит в основные приборы, для этого и выделили его в «крест». И чем установившееся снижение(набор) отличаются от установившегося ГП с точки зрения вариометра?

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
ALZP
17 часов назад, Kirill Konovalov пишет:

При полете по кругу Вариометр почти бесполезен. Как человек который налетал довольно много в КУЛП на первом задании во времена когда делал Б-шку для ФСХ и тестил динамику говорю.

О да, это очень важный опыт.)

  • Haha 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Kirill Konovalov
11 минут назад, ALZP пишет:

О да, это очень важный опыт.)

Достаточный, чтобы сильно изменить свое мнение о пилотировании в Симе, как это ни странно. И это здорово заставляет задуматься, "А не дурак-ли я". По крайней мере для рядового симмера, которым я тогда был. Кстати, ВАР-75 есть у них и вроде рабочий, если уж ТАК нужен вариометр. Слева от ПНП. Можно и туда посмотреть при построении захода - никаких проблем. Но вместо заглушки ВАР-30 конечно можно было и запихать. Но может надеются оживить позже.

Edited by Kirill Konovalov

Share this post


Link to post
Share on other sites
ALZP
1 час назад, Kirill Konovalov пишет:

Кстати, ВАР-75 есть у них и вроде рабочий, если уж ТАК нужен вариометр. Слева от ПНП.

Да он нужен, но при аварийном снижении. И как думаешь, почему человек сел справа на этом видео?

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Mihail Stepanov

Про вариометр - первое время в Челябинске очень непривычно было выдерживать высоту круга (туда-сюда), но тут есть очень важный момент. На неподвижном симуляторе отсутствуют ощущения набора / снижения (на подвижном не летал, но говорят что гидравлика помогает создать эти ощущения) , в реальном полёте это очень тонко чувствуется. Поэтому, тут нужен компромисс, вариометр с запаздыванием, но поменьше, чем на настоящем Ту-154

Edited by Mihail Stepanov

Share this post


Link to post
Share on other sites
Dexter
В 06.10.2021 в 19:54, peper пишет:

А что вариометр и вбэ не работают, как пилотировать без вариометра?

Ну, как-то несерьёзно. ВР нет, ВБЭ, АГР, ЭУП не работают. РВ и УВИД дико скачут, причём УВИД прыгает на 200 метров. Это как вообще?

Edited by Dexter

Share this post


Link to post
Share on other sites
VPilot
В 06.10.2021 в 19:54, peper пишет:

А что вариометр и вбэ не работают, как пилотировать без вариометра?

Вариометр есть, просто не на своем месте (пока делают основной TCAS). ВБЭ да, пока не оживили, рассматриваются разные варианты как его лучше оживить.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Petrucho

Отличный тренажер, очень большой и кропотливый проект, ребята постарались на славу. Мне очень нравится там бывать, несмотря на то что тренажеров в моей жизни много. 

Особенно доставляет рабочая железная кабина и огромная подвижка! Как на настоящем фуллфлайте. 

Друзья пайлоты тоже ходят с детьми с удовольствием, сразу видно что с душой люди делали)

 

Edited by Petrucho
  • Like 1
  • Downvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

×
×
  • Create New...