VPilot 32 Posted August 28, 2021 Всем привет! Давно тут не появлялся, но соскучился. Недавно в Москве открылся тренажёр Ту-154М "Легенда Аэро" (буквально месяц работает). Прельстило следующее: - использована полностью оригинальная кабина с оригинальным приборами (спилено с 85770); - кабина по описанию оживлена как внутри, так и снаружи, включая отличную гидроплатформу (об ощущениях позже); - инструктором на тренажёре работает Герой России Андрей Александрович Ламанов; тот самый второй пилот Алросы, а в дальнейшем и КВС, который посадил в Ижме полтинник с отказавшей электроникой. В общем, нельзя было не сходить. Позвонил, записался, пошёл. Очередей пока нет) Пошли с самим VITAMINом. Находится тренажёр на метро Дмитровская. В помещении встретил сам Ламанов, дружелюбно и по простецки повыяснял кто я и насколько знаю аврору; по настоятельным просьбам рассказал про Ижму и стакан воды которого там не было, и пригласил в кабину. Что сразу хочется отметить - реальная кабина Ту-154М - это Атмосфера с большой буквы! Тот самый запах, те самые звуки, тот самый антураж... Запускали из cold/dark, все натурально - через ВСУ, не сразу запустился, сделали холодную прокрутку (капризничает как настоящий)). Включили отбор воздуха, запустили, проверили генераторы. К моему удивлению вполне живо и натурально работает СРД, СКВ; воздух кстати реально идёт от кондера (но он правда не привязан к приборам). Согласовали ТКС, выставили курс, частоты, ВПР на РВ, выпустили закрылки, включили обогрев ППД, убедились что погасло табло "не готов", и погнали: "Режим взлетный, РУД держу". Гидроплатформа тут же удивила реальным ощущением вжимания в кресло и тряской на бетонке. -240, подъем! Ламанов - отличный второй пилот для тех, кто видел тушку только в ПТ, и даже для тех кто вообще её не видел: подсказывает, объясняет, хвалит, за штурвал не держится если договорились что летим самостоятельно; выполняет правильные команды и корректирует неправильные (убор механизации на скорости меньше безопасной для чистого крыла выполнять отказался)) В полете отметил для себя: - стрелки ПНП, скорость и высота плавают +- пара градусов и запаздывают как на живом Ту; - МЭТ очень реалистичен, как и штурвальный режим в принципе: задаем тангаж и снимаем нагрузку, хорошо сириммированный самолет реально летит сам и не надо ему мешать, болтая его по кренам и тангажу ("чё ты как на Ан-2 то? его можно вот болтать, он все равно будет прямо лететь") - бустера отрабатывают как положено. - аэродинамика и поведение самолёта ну очень реалистичны в сравнении с КТС 154, или ТФТ Боинга. Отлично чувствуется и инертность, и нюансы т-образного стабилизатора, и вспухание на выпуске механизации, и что больше всего понравилось - как в реале проваливается в крене, и выходит в набор в горизонте. Садились несколько раз, рулили (рукояткой передней стойки как полагается - максимально комфортно рулится, как в родной "реношке")), и взлетали снова. Динамика на посадке - огонь, очень советую почитать "Пилоту о предотвращени грубых посадок" или Ершова. Как и реальный Ту, этот тренажёр не прощает курсантских ошибок вроде раннего выравнивания ("приближается-добирай" тут не канает; козления с последующей потерей скорости, отдачи штурвала от себя. Здесь только одна тактика - сбалансированный заход в посадочной конфигурации без всякого подныривания на ВПР, плавное но энергичное взятие штурвала на себя на 10-15м и его задержка до погашения вертикальной к -1м/с, последующая установка малого газа и мягкое касание, интерцепторы, реверс и выдерживание осевой. Заходили в СМУ с болтанкой, в простых метеоусловиях, по приборам, визуально, в автомате (АБСУ реализован полностью!), откатали почти 4 часа, под конец уже притерлись с этим самолётом так что научились чувствовать и понимать друг друга. Ощущения после выхода с кабины - как после рейса (это то самое лёгкое головокружение пока не выспишься, какое могло запомниться бывалому симмеру с детских лет после полета на реальном Ту). Словом, головокружительный тренажёр, максимально рекомендую! Из минусов: - ВБЭ и ТКАС пока не реализованы, летаем по футометру; - вариометр на панели КВС снизу возле АЧС, что неудобно; - НВУ не работает; есть КЛН-90 но пока неживой, поэьому по маршруту без навыков самолетовождения и использования НЛ-10 летать пока я бы не посоветовал; - директорные стрелки на ПКП подтормаживают. Но проект только начал работать и владелец заверил меня что вскоре все замечания будут учтены и доработаны. Контакты не выкладываю, ибо не реклама а обзор (но в личку можем договориться о совместных походах экипажами со скидкой); уверен что желающие без проблем найдут; но всем кому интересна советская авиация и Ту-154 в частности максимально рекомендую - не пожалеете! 7 2 1 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Илья_777 209 Posted August 28, 2021 Видео бы поглядеть! И фото снаружи тренажера 1 2 Quote Share this post Link to post Share on other sites
VPilot 32 Posted August 29, 2021 (edited) 10 часов назад, Илья_777 пишет: Видео бы поглядеть! И фото снаружи тренажера Видео выложил тут (фрагменты): https://www.facebook.com/1139779161/posts/10219158594172599/?d=n Снаружи все выглядит так: (не я фоткал, пикча с инсты проекта:. @legenda_aero )))) Edited August 29, 2021 by VPilot 2 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Илья_777 209 Posted August 29, 2021 О Давидыч к вам в гости залетел 1 2 2 Quote Share this post Link to post Share on other sites
bazaranet 726 Posted August 29, 2021 А цену чего не озвучили, чтобы с героем полетать? Quote Share this post Link to post Share on other sites
VPilot 32 Posted August 29, 2021 3 часа назад, bazaranet пишет: А цену чего не озвучили, чтобы с героем полетать? Цены 1в1 как ТФТ, без поправки на героя) Quote Share this post Link to post Share on other sites
Luray 130 Posted August 29, 2021 (edited) Я ходил туда пару недель назад. Очень круто, вот бы такое посетить лет 15 назад, когда я играл в пт-154. Управлять самолетом мне было немного сложно, штурвал дубовый. Я его, честно говоря, разбил на выравнивании Edited August 29, 2021 by Luray 2 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Fencer 43 Posted September 1, 2021 В 28.08.2021 в 21:42, VPilot пишет: использована полностью оригинальная кабина с оригинальным приборами (спилено с 85770) https://russianplanes.net/reginfo/2544 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Jenya77 264 Posted October 6, 2021 (edited) У Ская появилось видео о сабже: Edited October 6, 2021 by Jenya77 1 Quote Share this post Link to post Share on other sites
peper 318 Posted October 6, 2021 1 час назад, Jenya77 пишет: У Ская появилось видео о сабже: А что вариометр и вбэ не работают, как пилотировать без вариометра? Quote Share this post Link to post Share on other sites
Komthur 2014 Posted October 6, 2021 (edited) 2 часа назад, peper пишет: как пилотировать без вариометра? По высотомеру и ПКП. Реальный вариометр запаздывает настолько, что выдерживать горизонталь на кругу по нему очень трудно. Он в наборе и снижении полезен. Edited October 6, 2021 by Komthur 1 2 Quote Share this post Link to post Share on other sites
ALZP 2310 Posted October 6, 2021 6 минут назад, Komthur пишет: Он в наборе и снижении полезен. А там он не запаздывает?) Quote Share this post Link to post Share on other sites
Kirill Konovalov 970 Posted October 6, 2021 22 минуты назад, ALZP пишет: А там он не запаздывает?) Там это не так критично. Вариометр опаздывает на секунду- две. При полете по кругу Вариометр почти бесполезен. Как человек который налетал довольно много в КУЛП на первом задании во времена когда делал Б-шку для ФСХ и тестил динамику говорю. Эволюции самолета слишком быстрые. При наборе и снижении с эшелона то что у вас ваши + или - 5м/с покажутся с опозданием в пару секунд ни на что не влияет. Вообще. А на кругу вы уже катитесь по земле, а вариометр у вас ещё показывает -1 м/с... А у вы уже на земле, реверс перекладываете. Quote Share this post Link to post Share on other sites
Komthur 2014 Posted October 7, 2021 10 часов назад, ALZP пишет: А там он не запаздывает?) Вариометр запаздывает на изменениях. А в устоявшемся режиме он вполне информативен. Quote Share this post Link to post Share on other sites
ALZP 2310 Posted October 7, 2021 8 часов назад, Komthur пишет: Вариометр запаздывает на изменениях. А в устоявшемся режиме он вполне информативен. Но например при классическом заходе по приводам и вору на туполе без него никуда не денешься, также и для выдёргивания по кругу он входит в основные приборы, для этого и выделили его в «крест». И чем установившееся снижение(набор) отличаются от установившегося ГП с точки зрения вариометра? 1 Quote Share this post Link to post Share on other sites
ALZP 2310 Posted October 7, 2021 17 часов назад, Kirill Konovalov пишет: При полете по кругу Вариометр почти бесполезен. Как человек который налетал довольно много в КУЛП на первом задании во времена когда делал Б-шку для ФСХ и тестил динамику говорю. О да, это очень важный опыт.) 1 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Kirill Konovalov 970 Posted October 7, 2021 (edited) 11 минут назад, ALZP пишет: О да, это очень важный опыт.) Достаточный, чтобы сильно изменить свое мнение о пилотировании в Симе, как это ни странно. И это здорово заставляет задуматься, "А не дурак-ли я". По крайней мере для рядового симмера, которым я тогда был. Кстати, ВАР-75 есть у них и вроде рабочий, если уж ТАК нужен вариометр. Слева от ПНП. Можно и туда посмотреть при построении захода - никаких проблем. Но вместо заглушки ВАР-30 конечно можно было и запихать. Но может надеются оживить позже. Edited October 7, 2021 by Kirill Konovalov Quote Share this post Link to post Share on other sites
ALZP 2310 Posted October 7, 2021 1 час назад, Kirill Konovalov пишет: Кстати, ВАР-75 есть у них и вроде рабочий, если уж ТАК нужен вариометр. Слева от ПНП. Да он нужен, но при аварийном снижении. И как думаешь, почему человек сел справа на этом видео? 1 Quote Share this post Link to post Share on other sites
Mihail Stepanov 783 Posted October 8, 2021 (edited) Про вариометр - первое время в Челябинске очень непривычно было выдерживать высоту круга (туда-сюда), но тут есть очень важный момент. На неподвижном симуляторе отсутствуют ощущения набора / снижения (на подвижном не летал, но говорят что гидравлика помогает создать эти ощущения) , в реальном полёте это очень тонко чувствуется. Поэтому, тут нужен компромисс, вариометр с запаздыванием, но поменьше, чем на настоящем Ту-154 Edited October 8, 2021 by Mihail Stepanov Quote Share this post Link to post Share on other sites
Dexter 62 Posted October 8, 2021 (edited) В 06.10.2021 в 19:54, peper пишет: А что вариометр и вбэ не работают, как пилотировать без вариометра? Ну, как-то несерьёзно. ВР нет, ВБЭ, АГР, ЭУП не работают. РВ и УВИД дико скачут, причём УВИД прыгает на 200 метров. Это как вообще? Edited October 8, 2021 by Dexter Quote Share this post Link to post Share on other sites
VPilot 32 Posted October 9, 2021 В 06.10.2021 в 19:54, peper пишет: А что вариометр и вбэ не работают, как пилотировать без вариометра? Вариометр есть, просто не на своем месте (пока делают основной TCAS). ВБЭ да, пока не оживили, рассматриваются разные варианты как его лучше оживить. Quote Share this post Link to post Share on other sites
Petrucho 24 Posted October 20, 2021 (edited) Отличный тренажер, очень большой и кропотливый проект, ребята постарались на славу. Мне очень нравится там бывать, несмотря на то что тренажеров в моей жизни много. Особенно доставляет рабочая железная кабина и огромная подвижка! Как на настоящем фуллфлайте. Друзья пайлоты тоже ходят с детьми с удовольствием, сразу видно что с душой люди делали) Edited October 20, 2021 by Petrucho 1 1 Quote Share this post Link to post Share on other sites