Jump to content
  • 0
stol

Почему при рыскании возникает крен? Голландский шаг у самолётов с прямым крылом.

Question

Я заметил что если на модели самолёта начать рыскание например в право то через несколько секунд возникает крен в ту же сторону. Если бы на модели были стреловидные крылья, я бы понял почему возникает крен, но крен возникает у модели с прямым крылом.

 

Edited by stol

Share this post


Link to post
Share on other sites

14 answers to this question

Recommended Posts

  • 0

На самолёте с прямым крылом это происходит за счёт поперечного V крыла, а также интерференции системы "фюзеляж-крыло". Подробнее здесь.

Причиной голландского шага является наличие момента крена от скольжения в сочетании с плохим демпфированием, который, момент, в свою очередь, создаётся не только приданием крылу стреловидности. Об этом также можно почитать по ссылке.

  • Well said! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
5 minutes ago, ilya1502 said:

Причиной голландского шага является наличие момента крена от скольжения в сочетании с плохим демпфированием, который, момент, в свою очередь, создаётся не только приданием крылу стреловидности. Об этом также можно почитать по ссылке, которую я вам дал в другом вашем посте.

Я, конечно, не настоящий сварщик, но вроде бы ГШ не возникает на дозвуке без всякого демпфирования РН? Это чисто трансзвуковая фишка вроде бы?

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
14 minutes ago, Pinhas said:

Я, конечно, не настоящий сварщик, но вроде бы ГШ не возникает на дозвуке без всякого демпфирования РН? Это чисто трансзвуковая фишка вроде бы?

Теоретически, любой самолёт может быть подвержен этому на любой скорости. Голландский шаг cвязан c недостаточной путевой устойчивостью и чрезмерной поперечной и ухудшением демпфирования в боковом канале. Такое сочетание факторов видится как раз более вероятным на малых скоростях.

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0

По-моему, там дело не в скорости, а в высоте. С увеличением высот самолеты вышли на бОльшие значения истинной скорости, что уменьшило путевую усточивость, отсда и ГШ. Или я чего-то путаю?

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
8 minutes ago, ilya1502 said:

Теоретически, любой самолёт может быть подвержен этому на любой скорости. Голландский шаг cвязан c недостаточной путевой устойчивостью и чрезмерной поперечной и ухудшением демпфирования в боковом канале. Такое сочетание факторов видится как раз более вероятным на малых скоростях.

Э... "теоретически мы - миллионеры", но вроде бы небходимость специального демфирования РН возникла на транзвуковых реактивах? Т.е. статически устойчивые самолеты становились статически неустойчивыми на трансзвуке?

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
4 minutes ago, Pinhas said:

небходимость специального демфирования РН возникла на транзвуковых реактивах

Необходимость специального демпфирования возникла на реактивах со стреловидным крылом, т. к. стреловидное крыло сильно увеличивает вероятность возникновения ГШ, а оно, в свою очередь, возникло на около-, транс- и сверхзвуковых реактивах, но по совсем другой причине. Прямо ГШ и большие скорости не связаны.

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
8 hours ago, ilya1502 said:

На самолёте с прямым крылом это происходит за счёт поперечного V крыла, а также интерференции системы "фюзеляж-крыло". Подробнее здесь.

Все гораздо проще. При вращении самолета вокруг вертикальной оси (рысканье) одно крыло движется с бОльшей скоростью, другое - с меньшей. Следовательно, у них возникает разница в подъемной силе, которая вызывает крен. Это называется "вторичный момент", возникает абсолютно на любом крыле. Обратная стреловидность уменьшает эффект, прямая - увеличивает.

Кстати, есть еще так называемый отрицательный вторичный момент - при отклонении элеронов без отклонения руля направления нос самолета уводит в противоположную крену сторону. Это из-за того, что поднимающееся вверх крыло имеет бОльшую подъемную силу, а следовательно - повышенное сопротивление, что приводит к вращению самолета в сторону поднимающегося крыла. Эффект умешьшается несимметричным отклонением элеронов (вверх отклоняется больше, чем вниз). 

Вертикальная V-образная установка крыльев служит другой цели - устойчивости по крену. При небольших самопроизвольных кренах возникает момент, возвращающий самолет в горизонтальную плоскость. 

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
1 hour ago, Шаман said:

Все гораздо проще.

Все правильно про вторичные эффекты, только это не про голландский шаг. Эти эффекты всегда присутствуют, но не все самолеты подвержены ГШ. Причина врзникновения шага лежит в соотношении путевой и поперечной устойчивости. Если поперечная устойчивость слишком сильная - возникает голандский шаг (нежелательный аэродинамический дизайн). Если путевая устойчивость превосходит поперечную, то самолет подвержен уходу в спираль (spiral instability, предпочтителный дизайн).

Вики: In aircraft design, Dutch roll results from relatively weaker positive directional stability as opposed to positive lateral stability. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
13 часов назад, Шаман пишет:

Все гораздо проще. При вращении самолета вокруг вертикальной оси (рысканье) одно крыло движется с бОльшей скоростью, другое - с меньшей.

Это слабый эффект. Может на планерах с болшим удлинением и почувствуется. Просто на педаль можно нажимать очень медленно, но кренение все равно будет, даже если скольжение установится неизменным.

Вот на вертушках сильно ощущается с ростом скорости.

Edited by atcstager

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
1 hour ago, atcstager said:

Это слабый эффект. Может на планерах с болшим удлинением и почувствуется. Просто на педаль можно нажимать очень медленно, но кренение все равно будет, даже если скольжение установится неизменным.

Вот на вертушках сильно ощущается с ростом скорости.

Я бы сказал, что даже на обычных Цесснах и Аэропрактах вторичные эффекты по крену и рысканью весьма заметны. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
3 часа назад, demid пишет:

Я бы сказал, что даже на обычных Цесснах и Аэропрактах вторичные эффекты по крену и рысканью весьма заметны. 

Если резко дать, то да. А если создать сокольжение, сначала удерживая крен элеронами, а потом элероны в ноль? :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0

ну я бы сказал, что чувствуется довольно сильно. Собственно зачем тогда вообще скоординированный разворот?

 

А про ГШ выше Антон все правильно обьяснил - соотношение поперечной и продольной стабильности. 

 

На практике скажу, что с отписанным по MEL YD летать не очень комфортно, поэтому теоретическая аэродинамика в данном случае становится очень даже практической :)

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
6 hours ago, atcstager said:

Если резко дать, то да. А если создать сокольжение, сначала удерживая крен элеронами, а потом элероны в ноль? :)

Ну вот это на практике сейчас проверить не могу...  Но по памяти, например, при установившемся скольжении на крыло (sideslip), элероны приходится удерживать все время. Если ручку отпустить, а педали оставить отклоненными, то крен развивается. Наверное, потому что "заднее" крыло частично фюзеляжем экранировано, так что на нем тяга меньше и получается крен в сторону педали. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
5 hours ago, demid said:

 а педали оставить отклоненными, то крен развивается. 

тогда  получается yaw induced roll, то бишь твой крен по крайней мере не уменьшается. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You are posting as a guest. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...