Jump to content
Chenus

Катастрофа Ту-154Б-2 МО над Чёрным морем

Recommended Posts

On 2017-6-7 at 11:32 PM, Komthur said:

постепенная отдача ШК "от себя" вплоть до появления отрицательной вертикальной скорости

Судя по выложенному скану - отрыв 34 секунда, скорость 300 км/ч. 53 с - начало уборки закрылков. Далее КВС - дает "от себя" в процессе перекладки стабилизатора, и далее на скорости 360 км/ч - переходит в снижение. Все это время - от отрыва до перехода в снижение - скорость непрерывно и плавно росла? Получается с момента начала отдачи от себя еще несколько секунд прошло, т.е. начал толкать на 350 где-то. Получается скорость для "чистого крыла" (+ полная загрузка + крен) маловата, но не критична. Т.е. сама по себе реакция "от себя" - для разгона скорости - вполне адекватная. И не причина.

А вот дальше - штурвал и из минус 10 вправо на 54 влево за 1 сек - явно странное действие. Плюс нога. Реакция на "прямую индикацию" ПКП-1? Увидел левый крен, подумал - правый, начал выправлять. (на фоне общения на повышенных тонах). Именно энергичное развитие левого крена сделало ситуацию необратимой. Сама аварийная ситуация, получается развивалась менее 5 секунд. 

Все равно получается то, что и написано - халатность при подготовке + нервоз от "разборок" в кабине... Видимо и скорость отрыва велика по той-же причине. За матюками проморгали.

Edited by ilya1502
4.1.15 злоупотребление элементами оформления (большими буквами, цветами и выделением), затрудняющее визуальное восприятие форума;
  • Upvote 5

Share this post


Link to post
Share on other sites

А туполь с полной массой (и тем более перегруженный) за 34 секунды наберёт 300 км/ч?

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, ovasiliev пишет:

А туполь с полной массой (и тем более перегруженный) за 34 секунды наберёт 300 км/ч?

Нет. Максимум что он сможет, в районе 250 + или - 10 км/ч. При  этом даже сея скорость позволит ему нормально взлететь (даже разгоняться). 

З.Ы. Смысл этих "расследований из сети, нахрена они нужны? Чтобы одни клоуны, спорили с другими такими же клоунами. При этом не имея никакого отношения у авиации кроме симулятора... 

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
34 минуты назад, Soveren пишет:

Смысл этих "расследований из сети, нахрена они нужны? Чтобы одни клоуны, спорили с другими такими же клоунами. При этом не имея никакого отношения у авиации кроме симулятора...

Почему? Здесь присутствует сотрудник АНТК им. Туполева, который знает и о расшифровке, и о том, с какими трудностями пришлось столкнуться при расшифровке.

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 07.06.2017 в 23:32, Komthur пишет:

Однако угол атаки от момента отрыва и до удара о воду был далек от критического.

Вообще можно было в той ситуации получить практически критический угол атаки. Для этого исходные данные: масса 90 тонн, тангаж 15 градусов, закрылки 15, скорость 350. Даем штурвал от себя энергично и начинаем убирать закрылки, дожидаемся тангажа 0 (надо чтоб от 15 тангажа до 0 самолет за 2-3 секунды перевалился) и начинаем тянуть на себя. Стрелка угла атаки может почти попасть в красный сектор, а тангаж успеет уйти в отрицательный. Правда вертикальная перегрузка будет 0.4 - 0.5

  • Downvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 10.06.2017 в 09:53, ovasiliev пишет:

А туполь с полной массой (и тем более перегруженный) за 34 секунды наберёт 300 км/ч?

С массой 90 наберет, выше - скорее всего нет.

  • Downvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
52 минуты назад, neemestniii пишет:

С массой 90 наберет, выше - скорее всего нет.

Так твердо отвечаете. Это вы по ПТ судите? )

  • Haha 1
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, neemestniii пишет:

Вообще можно было в той ситуации получить практически критический угол атаки. Для этого исходные данные: масса 90 тонн, тангаж 15 градусов, закрылки 15, скорость 350. Даем штурвал от себя энергично и начинаем убирать закрылки, дожидаемся тангажа 0 (надо чтоб от 15 тангажа до 0 самолет за 2-3 секунды перевалился) и начинаем тянуть на себя. Стрелка угла атаки может почти попасть в красный сектор, а тангаж успеет уйти в отрицательный. Правда вертикальная перегрузка будет 0.4 - 0.5

Мы восхищены этой информацией о том, что могло бы быть, но Вы не поняли. Угол атаки был далёк от критического на всём протяжении полёта.

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 часов назад, Gladkov пишет:

Угол атаки был далёк от критического на всём протяжении полёта.

Это на основании утекшей инфы или есть доступ к СОК? И просто для поддержания беседы, на один градус меньше критического по указателю АУАСП это будет считаться далек или близок?

Share this post


Link to post
Share on other sites
16 часов назад, Soveren пишет:

Так твердо отвечаете. Это вы по ПТ судите? )

Дяденьки летающие подсказали. Проверить не могу.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, neemestniii пишет:

Это на основании утекшей инфы или есть доступ к СОК?

У участника этого форума, являющегося сотрудником АНТК им. Туполева, есть доступ. Он и написал на основании полученных данных.

 

1 час назад, neemestniii пишет:

...на один градус меньше критического по указателю АУАСП это будет считаться далек или близок?

Далёк, потому что красную зону на приборе установили с запасом — можно постоянно лететь с орущей сиреной, если следить, чтобы стрелка не подбиралась, грубо говоря, к середине красной зоны — действительному критическому углу атаки.

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 минут назад, Gladkov пишет:

Далёк, потому что красную зону на приборе установили с запасом — можно постоянно лететь с орущей сиреной, если следить, чтобы стрелка не подбиралась, грубо говоря, к середине красной зоны — действительному критическому углу атаки.

На некоторых самолетах на больших эшелонах она постоянно брякала.

  • Upvote 4

Share this post


Link to post
Share on other sites

Катастрофа Ту-154Б-2 в районе Сочи

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 25 декабря 2016 г.
Время: 05:25
Страна: Россия
Место происшествия: Черное море, район Сочи
Тип ВС: Ту-154Б-2
Регистрация ВС: RA-85572
Принадлежность: Министерство обороны РФ
Подразделение: 800 авиационная база (особого назначения) (Чкаловский)

Описание
Экипаж 800 авиационной базы (особого назначения) выполнял перелет ночью в простых метеоусловиях по маршруту Москва (а/д Чкаловский) – Сочи – Латакия (а/д Хмеймим, Сирия) для перевозки 84 пассажиров (художественного руководителя и 64 артистов ансамбля им. Александрова Российской армии, 9 журналистов телеканалов Первый Канал, НТВ и Звезда, 7 офицеров МО РФ, 2 гражданских госслужащих и 1 представителя общественной организации) и 150 кг груза.
Взлет с аэродрома Чкаловский выполнен в 1 ч 38 минут 25 декабря 2016 года. Техническая посадка на аэродроме Сочи выполнена в 3 ч 43 минуты для дозаправки самолета топливом. Посадка и высадка пассажиров не производилась. Загрузка ВС не осуществлялась.
Фактическая погода при взлете, переданная на борт, была: ветер 20° 5 м/с, видимость более 10 км, давление 762 мм рт.ст. Экипаж получил указание производить выход по схеме BINOL 2A с набором высоты 10000 футов (3000 м), на высоте 300 м перейти на связь с диспетчером Сочи-Подход.
После запуска, в процессе руления за автомобилем сопровождения, КВС испытывал затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о предстоящем курсе взлета. Данные затруднения были обусловлены сложной системой рулежный дорожек и наличием на аэродроме двух ВПП.
В 5 часов 24 минуты 36 секунд экипаж приступил к взлету на взлетном режиме работы двигателей с курсом 238°.
Особая ситуация возникла в 05 часов 24 минуты 42,8 секунд, на 7-й секунде от начала разбега (далее - полета), на скорости 70 км/ч, когда КВС эмоционально начал запрашивать экипаж о курсе взлета. Ведение неустановленного радиообмена с применением ненормативной лексики и нарастанием эмоционального напряжения в экипаже на этапе разбега привело к упущению КВС контроля значимых параметров взлета, отвлечению членов экипажа от выполнения ими функциональных обязанностей на данном этапе полета.
Отрыв самолета от ВПП произошел на 34 секунде от начала разбега на скорости 300 км/ч с углом тангажа 4,0°.
После уборки шасси КВС увеличил угол тангажа до 15°, затем отклонил колонку управления от себя.
На 53 секунде полета, в отступление от оговоренной перед полетом высоты уборки закрылков (500 м), КВС на высоте 157 м подал команду на уборку закрылков. В процессе уборки закрылков и перестановки стабилизатора КВС продолжил отклонение колонки управления "от себя".
В результате действий КВС органами управления в процессе взлета самолет на высоте 231 м при скорости 360 км/ч перешел на снижение с уменьшением вертикальной перегрузки до величины менее 1 ед., при этом штурман воздушного судна на выдохе произнес: "Ух, ё-моё..!".
На 63 секунде полета, на высоте 218 м, скорости 373 км/ч, при угле тангажа минус 1,5°, вертикальной скорости снижения 6-8 м/с, штатно сработала сигнализация системы ССОС (сирена и высветилось табло красного цвета "ОПАСНО ЗЕМЛЯ)". Штурман спокойно продолжил начатую фразу: ".. добираются синхронно, ёпта, что за ху..ня!?".
Срабатывание системы совпало с энергичным отклонением баранки штурвала КВС по крену из положения минус 10.7° (вправо) в положение 53.5° (влево) за 1 секунду, после чего он отклонил левую педаль вперед на 1/2 хода и начал плавно, с темпом 1,3°/сек. отклонять колонку управления "на себя". Самолет с энергичным развитием левого крена продолжил снижение.
Дальнейшая ситуация характеризовалась отсутствием адекватных изменению параметров полета действий органами управления самолетом, что было обусловлено нарушением пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) КВС. В процессе развития особой ситуации члены экипажа информировали КВС о срабатывании сигнализации ССОС и снижении ВС.
На 70 секунде полета, при вертикальной скорости снижения 20 м/с, на высоте 90 метров, скорости 464 км/час, при левом крене 27° и угле тангажа на пикирование 2° вывод самолета из снижения без столкновения ВС с водной поверхностью уже не обеспечивался.
На высоте 67 м, при положении значения левого крена 35°, штатно сработала световая сигнализация "КРЕН ЛЕВ. ВЕЛИК", а через 1,2 сек. на высоте 34 м, скорости 514 км/ч штурвал был энергично отклонен вправо до максимального значения, угловое вращение по крену замедлилось, а колонка управления переместилась от себя до нейтрального положения.
Отсутствие адекватной реакции КВС на доклады членов экипажа, звуковые и световые сигналы, а также упущение контроля за параметрами полета привели к последующему снижению самолета и его столкновения с водной поверхностью.
Лица управления воздушным движением развитие особой ситуации не наблюдали, помощь экипажу оказать не могли.
В 05 часов 25 минут 49 секунд, на 73 секунде полета, на удалении 1270 м от береговой черты и левее 340 м от продолженной осевой линии ВПП24 (в азимуте 243° от КТА и на удалении 2760 метров от выходного торца ВПП24), в точке с географическими координатами 43°25’31,04” СШ, 39°53’37,89” ВД самолет столкнулся с водной поверхностью Черного моря. В момент столкновения значения параметров полета составили: курс 220°, левый крен около 50°, приборная скорость 540 км/ч, тангаж на пикирование 4°, вертикальная скорость снижения 30 м/с.
Экипаж и все пассажиры погибли. Воздушное судно полностью разрушено и затонуло на глубине около 30 м. Негативных последствий для окружающей среды нет.

Выводы комиссии, расследовавшей АП
Причиной катастрофы самолета Ту-154Б-2 явилось нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью.
Нарушению пространственной ориентировки командира воздушного судна могли способствовать:
- возникшее чрезмерное нервно-психическое напряжение, обусловленное сочетанием ряда ситуационных профессионально-психологических стрессовых факторов на фоне естественного эмоционально-физиологического утомления;
- отсутствие устойчивых навыков в распределении внимания и выдерживании заданных режимов полета на этапе взлета и набора высоты;
- "прямая" индикация пространственного положения самолета по крену на пилотажно-командном приборе (ПКП-1).
Авиационному происшествию способствовали упущения в контроле организации полетов, объективного контроля и летно-методической работы руководящим составом 800 авиационной базы (особого назначения) и командования военно-воздушных сил Главного командования Воздушно-космических сил.

  • Sad 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мля, и что это было? Суицид какой то

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, ALZP пишет:

..На 53 секунде полета, в отступление от оговоренной перед полетом высоты уборки закрылков (500 м), КВС на высоте 157 м подал команду на уборку закрылков. В процессе уборки закрылков и перестановки стабилизатора КВС продолжил отклонение колонки управления "от себя".
В результате действий КВС органами управления в процессе взлета самолет на высоте 231 м при скорости 360 км/ч перешел на снижение с уменьшением вертикальной перегрузки до величины менее 1 ед., при этом штурман воздушного судна на выдохе произнес: "Ух, ё-моё..!".
 

Пассажирские "Ту"(Туполев) - всегда были самолетами-убийцами, начиная с "подхвата" Ту-104-м и заканчивая сваливаниеми 154-х..

Как можно, заведомо зная, что самолет не выходит из определенного "режима"  использовать его для "гражданских"?

КВС - не самоубийца, он пытался спасти, в том числе и себя..

  • Downvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
41 минуту назад, aeropas пишет:

Пассажирские "Ту"(Туполев) - всегда были самолетами-убийцами, начиная с "подхвата" Ту-104-м и заканчивая сваливаниеми 154-х..

Как можно, заведомо зная, что самолет не выходит из определенного "режима"  использовать его для "гражданских"?

КВС - не самоубийца, он пытался спасти, в том числе и себя..

Хз... С точки зрения дилетанта в донесении описан непроизвольный самовыпил с фанфарами.

  • Well said! 4

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 hours ago, atcstager said:

Мля, и что это было? Суицид какой то

Это были военные пилоты, обсуждаемые в соседней теме.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)
14 часов назад, aeropas пишет:

Пассажирские "Ту"(Туполев) - всегда были самолетами-убийцами, начиная с "подхвата" Ту-104-м и заканчивая сваливаниеми 154-х..

Как можно, заведомо зная, что самолет не выходит из определенного "режима"  использовать его для "гражданских"?

Все самолёты - убийцы. А если правильнее - люди, их строящие и эксплуатирующие. А паксы - самоубийцы.

Впрочем, это относится к любому виду транспорта. Да и вообще к жизни.

И у каждого самолёта есть режим, из которого он "не выходит".

Решение вопроса давным давно было озвучено на этом форуме - "надо ездить на лошадках".

На лошадках людей будет биться гораздо больше, но отдельно шмякнувшийся с лошадки и свернувший себе выю седок никого не интересует, не пугает и не служит причиной юродивых воплей толпы "доколе???!!!".

Edited by ovasiliev
  • Upvote 3
  • Downvote 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, ovasiliev пишет:

 

И у каждого самолёта есть режим, из которого он "не выходит".

 

Это что там "не выходило" исходя из вышеприведенного текста?

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

А это к автору выше вопрос. Не знаю, что он имел ввиду. Он там что-то вроде мантры приводил.

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 минут назад, ovasiliev пишет:

А это к автору выше вопрос. Не знаю, что он имел ввиду. Он там что-то вроде мантры приводил.

Это у вас в виде утверждения написано. Зачем вы стрелки в космос переводите?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Слетай посмотри что там.

  • Upvote 1
  • Downvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...