Jump to content
Slava aviator

Ответы для новичков!

Recommended Posts

Подскажите пожалуйста в обучении "Навигация по ВОР-маяку" в школе Мачадо.

Почитал описание принципов, но все равно не получается настроится на него. Мачадо ругается что пока надо закончить и еще раз попробовать. Вопросы

1. В начале урока Мачадо сам летит и видно как вертикальная стрелка смещается вправо. ТО есть получается я ухожу влево от курса? Когда мне отдают штурвал, пытаюсь креном вправо выйти на курс, но получаю взаимоисключающие сообщение на экране "Вы слишком отклонились влево/вправо"  и слова Мачадо "Отклоните штурвал влево/вправо". То есть на экране написано что надо в одну сторону поворачивать, Мачадо говорит, что в другую... Который раз уже сталкиваюсь с тем, что слова Мачадо и и реальность/надписи на экране не соответствуют друг другу... ну да ладно, главное что

2. Как понять, как надо выйти на правильный курс? Читаю "Выход на курс ВОР и полет по нему" и с не могу догнать, как это правильно сделать. В описании такой текст

 

Смещение стрелки вправо или влево не указывает, с какой стороны от выбранного курса расположен самолет. Чтобы определить это, следует физически развернуть самолет в направлении выбранного курса (или хотя бы представить, что вы повернулись в этом направлении). Почему? Стрелка ВОР и значки флага совершенно не зависят от курса самолета.

 

 

 Что это значит? Допустим у меня курс Вор маяка 360 градусов. И лечу я на 360 градусов. Почему тогда в уроке вертикальная стрелка начинает смещаться вправо? Я ж вроде как лечу туда куда надо - курсом 360 градусов, а она уходит вправо?! По инструкции, вроде бы надо делать так. Ставить курс например 80 градусов на ВОР приемники, затем самому занимать этот курс и смотреть, куда стрелка отклоняется - если влево, то надо уходить влево, если вправо - то вправо.

Хорошо, допустим как в уроке Мачадо маяк дает курс 30 градусов. Там написано, что чтобы как можно быстрее выйти на курс 30 градусов надо от него влево отметить 90 градусов и получится что надо лететь перпендикулярно ему с курсом 300 градусов. ОК, мы летим по самой короткой прямой до курса. Но как понять, когда мы окажемся на прямой курса 30 градусов, чтобы развернуться вправо и лечь на этот курс?

Сколько я не пытался выровнять эту вертикальную прямую при подходе к ней, она моментов переходила либо слева вправо, либо справа влево. то есть поставить ее в вертикаль никак не получалось.Там конечно написано

 

Не расстраивайтесь, если поначалу не удастся точно все выполнить. Время, необходимое для перемещения стрелки в центр индикатора, зависит от расстояния до станции. Немного потренировавшись, можно научиться определять скорость перемещения стрелки к центру и время, когда следует поворачивать на заданный курс.

 

 

Но у меня вообще выйти на курс не получалось. Может быть это связано с тем, что у меня самолет летел на 360, вор маяк тоже на 360 и тут вертикальная стрелка начинала уходить - вот этого я не понимаю - ветер что-ли сносит?

 

Может быть кто-то может просто объяснить, как надо выравниваться на курс по ВОР маяку?

Edited by UltraMax

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Допустим у меня курс Вор маяка 360 градусов. И лечу я на 360 градусов. Почему тогда в уроке вертикальная стрелка начинает смещаться вправо?"

 

Это нормально, если вы не находитесь на радиале 360 и летите "к маяку".

Нарисовать не могу, но представьте себе маяк, от которого через каждый градус расходятся лучи - радиалы. Индикатор по сути показывает отклонение от установленного на шкале радиала. Если мы летим курсом 360 и стрелка в центре, значит мы, по сути, идем по радиалу 180 к маяку и к нему и прилетим. Если же при том же курсе стрелка отклонена, к примеру, вправо, значит мы идем левее R180, параллельно ему и на маяк не выйдем, пройдем левее. При таком движении самолет начинает последовательно пересекать все бОльшие радиалы (181, 182, и т.д.) и стрелка будет все больше отклоняться. В момент пересечения R270 флажок "к маяку" на индикаторе сменится на "от маяка" и стрелка потихоньку пойдет к центру, но в идеале никогда его не достигнет.

Edited by Enzzo

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что это значит? Допустим у меня курс Вор маяка 360 градусов. И лечу я на 360 градусов. Почему тогда в уроке вертикальная стрелка начинает смещаться вправо? Я ж вроде как лечу туда куда надо - курсом 360 градусов, а она уходит вправо?! По инструкции, вроде бы надо делать так. Ставить курс например 80 градусов на ВОР приемники, затем самому занимать этот курс и смотреть, куда стрелка отклоняется - если влево, то надо уходить влево, если вправо - то вправо.

Ветром сдувает, нужно компенсировать. Если курс 360, это еще не значит, что МПУ тоже 360.

Share this post


Link to post
Share on other sites

От себя бы добавил к вышеперечисленному цитатой с другого форума : " Важной особенностью VOR является то, что прибор всегда показывает радиал, на котором находится самолет, независимо от курса, которым идет самолет..."

Share this post


Link to post
Share on other sites

От себя бы добавил к вышеперечисленному цитатой с другого форума : " Важной особенностью VOR является то, что прибор всегда показывает радиал, на котором находится самолет, независимо от курса, которым идет самолет..."

Неточно и неверно. Показывается отклонение от текущего установленного. А в остальном да, это действительно важно для понимания работы прибора.

Edited by Enzzo

Share this post


Link to post
Share on other sites

Неточно и неверно. Показывается отклонение от текущего установленного. А в остальном да, это действительно важно для понимания работы прибора.

 А если отклонения нет? :) С needle centered он всегда как раз таки и показывает радиал.

Share this post


Link to post
Share on other sites

у меня тоже есть детский вопрос...вот эти FROM/TO... иду курсом 360.значит я на радиале  180 ОТ маяка и на радиале 360 К маяку?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вопрос какой-то странный FROM - от маяка, TO к маяку. Все лучи, которые идут от маяка называются радиалами. То есть если летишь 360 к маяку - это радиал 180.

На 737 карабкаешься, а такие элементарные вещи не знаешь. Срочно на мухобойку и учить базовую навигацию. :)

Edited by camrad1983

Share this post


Link to post
Share on other sites

Может быть кто-то может просто объяснить, как надо выравниваться на курс по ВОР маяку?

Попробуйте вот это. Чуть нагляднее, чем у мистера Мачадо :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вопрос какой-то странный FROM - от маяка, TO к маяку. Все лучи, которые идут от маяка называются радиалами. То есть если летишь 360 к маяку - это радиал 180.

На 737 карабкаешься, а такие элементарные вещи не знаешь. Срочно на мухобойку и учить базовую навигацию. :)

принципы навигации одни ,что для мухобойки, что для 737 :) про радиалы-то понятно, from/to вызывают мозговую запятую. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

у меня тоже есть детский вопрос...вот эти FROM/TO... иду курсом 360.значит я на радиале  180 ОТ маяка и на радиале 360 К маяку?

FROM/TO показывает от маяка или на маяк ты полетишь, если твой фактический путевой угол будет совпадать с тем, что задан с помощью OBS. (Важно понять, что он не показывает фактическое ОТ/НА, он показывает условное.) То есть если вы к югу от маяка, OBS настроен на 360, то бленкер будет показывать TO независимо от того, куда вы развернётесь. Даже если вы будете лететь на юг, он всё равно будет показывать ТО, хотя фактически вы будете двигаться от маяка.

 

Или, что то же самое, при бленкере FROM и планке в центре OBS показывает магнитный пеленг самолёта относительно радиостанции, при бленкере TO и планке в центре OBS показывает магнитный пеленг радиостанции от места самолёта.

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попробуйте вот это. Чуть нагляднее, чем у мистера Мачадо :)

 

Вот спасибо добрый человек! Кажется теперь стало доходить. Фактически, получается следующее

1. Для того, чтобы понять слева или справа ты от курса радиала летишь надо стать на магнитный курс и тогда увидишь, куда надо кренить - влево или вправо

2. Далее, после того как понял куда надо лететь, надо в идеале лететь перпендикулярно (быть на траверзе называется?) к курсу VOR и при подлете к нему выровнять магнитный курс по курсу маяка VOR? 

 

Тогда появится надпись Nav (отмечена стрелкой)... я прав?

 

post-109909-0-94786400-1473866602_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

То есть если вы к югу от маяка, OBS настроен на 360, то бленкер будет показывать TO независимо от того, куда вы развернётесь. Даже если вы будете лететь на юг, он всё равно будет показывать ТО, хотя фактически вы будете двигаться от маяка.

Разве?

По моему показывает ТО, если курс направлен к плоскости, перпендикулярной установленному радиалу. Т.е. в этом случае 270-clockwise-90. Если от этой плоскост удаляемся, то FROM.

Ой нет, вру-вру. Сам подзабыл.  :blush:

Edited by Enzzo

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот спасибо добрый человек! Кажется теперь стало доходить. Фактически, получается следующее

1. Для того, чтобы понять слева или справа ты от курса радиала летишь надо стать на магнитный курс и тогда увидишь, куда надо кренить - влево или вправо

2. Далее, после того как понял куда надо лететь, надо в идеале лететь перпендикулярно (быть на траверзе называется?) к курсу VOR и при подлете к нему выровнять магнитный курс по курсу маяка VOR? 

 

Тогда появится надпись Nav (отмечена стрелкой)... я прав?

1. Можно и не ложиться точно на курс, совпадающий с радиалом - по планке и так видно отклонение. Главное - лететь в нужном Вам направлении (НА или ОТ).

2. Зачем перпендикулярно, потратить побольше топлива и времени? Можно просто с пересекающим курсом.

 

Насколько я понимаю, NAV на красном фоне - это блинкер, показывающий что маяк НЕ пойман.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот спасибо добрый человек! Кажется теперь стало доходить. Фактически, получается следующее

Давайте для начала разберёмся с терминологией. А то у вас все линии и углы называются курсами :) "При полёте по курсу ВОР надо выровнять магнитный курс по курсу маяка ВОР"...  :wacko:

 

Итак,

 

 

  • Курс (Heading) — это угол, заключённый между северным направлением меридиана и продольной осью летательного аппарата и отсчитанный по ходу движения часовой стрелки. Магнитный и гирополукомпас (показаны на рисунке ниже) показывают нам именно курс.

post-100-0-25031600-1473880797_thumb.jpg

  • Путевой угол (Track или Course) — это угол, заключённый между северным направлением меридиана и линией пути летательного аппарата и отсчитанный по ходу движения часовой стрелки.
  • Проще всего сказать, что значение курса является ответом на вопрос «куда направлен нос самолёта?» (в горизонтальной плоскости). Значение путевого угла отвечает на вопрос «куда самолёт на самом деле летит?» (тоже в горизонтальной плоскости). Пусть не вводит в заблуждение английское слово course, очень созвучное русскому слову курс. В большинстве случаев оно обозначает именно путевой угол. Чаще всего словом course обозначают заданный путевой угол, а словом track — фактический. Иногда, особенно, когда речь заходит о радионавигации, слово course используется исключительно для обозначения линии пути, определённой радионавигационным средством.

post-100-0-05541400-1473880850_thumb.jpg

  • Пеленг ориентира или радиостанции (Bearing to Station) — это угол, заключённый между северным направлением меридиана, проходящего через место самолёта, и направлением от места самолёта на ориентир и отсчитанный по ходу движения часовой стрелки. Тем, кто занимался спортивным ориентированием, понятие пеленга известно под названием азимут.

post-100-0-99118600-1473880937.jpg

  • Линия равных пеленгов (или линия равных азимутов) — это линия, в каждой точке которой пеленги ориентира или радиостанции равны между собой. Большинство угломерных радионавигационных систем (VOR, АРК) позволяют прокладывать линии равных радиопеленгов. Применительно к VOR-маякам линии равных радиопеленгов называются радиалами.

post-100-0-67040800-1473880987_thumb.jpg

  • Линия пути (Route) — это проекция траектории движения центра масс летательного аппарата на земную поверхность. Проще говоря, это та линия на земной поверхности, вдоль которой двигается самолёт. При подготовке к полёту на карте прокладывается линия заданного пути, а в полете по отметкам места самолёта — его фактическая линия.
  • Место самолёта (Position of the Aircraft) — это та точка земной поверхности, над которой в рассматриваемый момент времени находится самолёт.

 

 

 

"А теперь, Федя, скажи Васе всё, что ты сказал ему раньше, только на нормальном, гражданском, языке"©  :D

 

1. Для того, чтобы понять слева или справа ты от курса радиала летишь надо стать на магнитный курс и тогда увидишь, куда надо кренить - влево или вправо

 

Ваш вопрос правильно звучит в следующей формулировке: "Для того, чтобы понять, слева или справа от радиала летишь, надо развернуться на магнитный курс, совпадающий с настройкой OBS (это число вверху VOR-индикатора), и тогда увидишь, куда надо доворачивать — левее или правее".

Ответ: да, всё правильно. Приобретя некоторый опыт, вы научитесь понимать это без дополнительных доворотов.

 

2. Далее, после того как понял куда надо лететь, надо в идеале лететь перпендикулярно (быть на траверзе называется?) к курсу VOR и при подлете к нему выровнять магнитный курс по курсу маяка VOR?

 

 

По порядку.

  1. Быть на траверзе значит находиться в такой точке, в которой направление на ориентир перпендикулярно линии пути. Можно быть на траверзе радиомаяка, тогда он, более или менее, будет находиться у вас где-то в районе законцовки крыла. К линиям положения понятие траверза не применяется.
  2. Когда вы поняли, куда надо лететь, чтобы выйти на радиал, вы разворачиваете самолёт на некоторый угол к радиалу. Это угол называется углом выхода. Угол выхода может быть равен 90 градусов, да, то есть вы будете лететь перпендикулярно радиалу, но нельзя сказать, что это идеальный вариант. Если вы относительно недалеко от радиала, то угол выхода в 90 градусов приведёт к тому, что вы будете приближаться к радиалу быстрее, чем успеете среагировать, чтобы не "проскочить" его.

Таким образом, я могу прочитать ваш вопрос следующим образом: "Далее, после того, как понял, куда надо лететь, надо развернуться на некоторый угол в направлении к выбранному радиалу маяка, можно даже развернуться перпендикулярно ему. И при подлёте к нему развернуться так, чтобы фактический путевой угол был равен настройке OBS".

Ответ: да, всё правильно.

 

Обратите внимание, что я говорю про "настройку OBS", то есть число, которое вы накрутили рукояткой слева внизу от прибора, а не про номер радиала или значение радиопеленга. Это потому, что именно это число указывает то, что вы хотите делать. Если вы находитесь к югу от маяка и хотите лететь НА маяк по радиалу 180, то вы выставите OBS на 360. И именно этот путевой угол нужно будет удерживать после выхода на радиал 180.

 

Тогда появится надпись Nav (отмечена стрелкой)... я прав?

 

В принципе, да. Когда сигнал маяка принимается, то появление бленкера NAV означает, что при данной настройке OBS нельзя сказать, на маяка вы полетите или от него. Это вот как раз и будет его траверз. В примере выше, когда вы будете пролетать над маяком, то бленкер сменится с TO на FROM, но на какой-то короткий момент он будет показывать NAV.

 

P.S.: кстати, в ситуации на вашем рисунке бленкера NAV не должно быть.

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Давайте для начала разберёмся с терминологией. А то у вас все линии и углы называются курсами 

 

 

Спасибо, примерно так я и понимал )

Но тогда я просто не понимаю, чего от меня хочет Мачадо  :brrr1:

Похоже единственный момент, когда стрелка должна быть вертикальной, это когда после пролета ВОР маяка аэропорта надо к нему вернуться. Все остальное время, я просто ложусь на магнитный курс соответствующий настройке OBS и его это устраивает, хотя линия уходит максимально влево или вправо. А когда в конце вроде как настраиваешься на то, что и курс и OBS обе схожи и линия вертикальна -он говорит "похоже вы не до конца все поняли". И больше всего бесит когда появляется надпись, вы ушли вправо, доверните ВПРАВО, в Мачадо рассказывает, что надо довернуть ВЛЕВО. Что это вообще такое? Как это понимать и что тут делать?

 

Ведь как я понимаю - основное в правильном положении - это когда совпадает магнитный курс и OBS настройка, оба показывают "на север". Так почему же на этом уроке все не так?

Edited by UltraMax

Share this post


Link to post
Share on other sites

Но тогда я просто не понимаю, чего от меня хочет Мачадо  :brrr1:

А какой конкретно урок?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вопрос от новичка, кто такой Род Мачадо?

Авиационный инструктор, владелец авиационной школы в США, автор книг и учебных программ, оратор, юморист.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А какой конкретно урок?

Пеленг на практике- это то, что показывает ADF? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пеленг на практике- это то, что показывает ADF? 

Нет. Я же выше написал, что такое пеленг. ADF показывает курсовой угол радиостанции. Если к курсовому углу радиостанции прибавить магнитный курс, то получится магнитный пеленг радиостанции. Практически это выполняется разворотом картушки ADF до совмещения её с магнитным курсом самолёта.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нет. Я же выше написал, что такое пеленг. ADF показывает курсовой угол радиостанции. Если к курсовому углу радиостанции прибавить магнитный курс, то получится магнитный пеленг радиостанции. Практически это выполняется разворотом картушки ADF до совмещения её с магнитным курсом самолёта.

Сорри, не много не правильно выразился не ADF, а RMI. RMI ведь и показывает пеленг? Картушка автоматически совмещается с магнитным курсом самолета. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сорри, не много не правильно выразился не ADF, а RMI. RMI ведь и показывает пеленг? Картушка автоматически совмещается с магнитным курсом самолета. 

Да, RMI показывает пеленг.

 

Вот этот

Спасибо, посмотрю.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо, посмотрю.

 

Ага, если можно. Понять вообще, что там хотят и как это делать ))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...