Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Recommended Posts

Думаю, что не только у меня, но и у большинства симмеров наверняка больше неудачных полётов, нежели остальных.

И полёты, подобные тому о котором расскажу ниже, сам в репортажах редко выкладываю.

Но этот дал мне немало впечатлений и удовольствия.

Во-первых, он не совсем неудачный :)

Во-вторых, ляпы, допущенные в нём, достаточно типичны для меня, но худо-бедно удалось с ними справится.

Ну а в-третьих, всё же я вывез первую группу полярников с зажатых льдами ледоколов :)

 

Сразу предупреждаю - большинство скриншотов тёмные, тут ничего не поделаешь - полярная ночь.

Здесь ещё самые светлые из имеющихся. На самом деле там намного темнее. Что в жизни, что в симуляторе.

Но по скриншотам можно щёлкать и получится разглядеть то, о чём упоминается в тексте. Проверил это на работе, где и писал сей репортаж. Большой он получился, проверять сил пока нет. Поэтому возможны опечатки и недоговорённости, которые обещаю со временем исправить.

 

Итак, приступим.

 

Как сообщалось уже в теме "Дрейф ледокола "Седов" , в 193* году группа ледокольных судов ГУСМП в составе ледоколов "Георгий Седов", "Малыгин" и "Садко" вела работы по снабжению полярных станций в Восточно-Сибирском море. Из-за резко усложнившейся ледовой обстановки, отряд был зажат тяжелыми льдами и нее смог пробиться к югу, на чистую воду.

 

На 30 января следующего, 193**, года ледовое поле с судами находилось в точке N77* 17' E135* 46'. Движение льдов относит суда к северо-востоку. Из-за неблагоприятных погодных условий, команды не могут регулярно определять свое место. В условиях полярной ночи радиосвязь с ледоколами неустойчива.

 

Команды судов и пассажиры могут расчистить ледовый аэродром размером не более чем 1000 х 1000 м.

 

Предыдущие полёты туда, как у меня, так и у коллег, по разным причинам были неудачными. И, после дополнительной разведки района, решил наконец добраться до затёртых ледоколов.

 

Для надёжности, маршрут выбирал такой, что бы по пути были визуальные ориентиры. Самые надёжные - это острова. Они далеко заметны даже в условиях полярной ночи и достаточно надёжно опознаются по карте.

 

Полечу из Тикси до полуострова Кегелях (о.Большой Ляховский), далее разворот к острову Бельковский и от его северной оконечности (мыс Северный(Моржовый)) прямо на север, к ледоколам.

post-7660-0-67419200-1395679208_thumb.jpg

 

Карты решил не чертить, ведь все точки известны, счисление буду вести "в уме".

Хотел было и магнитные склонения взять с карт Генерального штаба, но нет, в симе они оказались на градус больше. Разница конечно небольшая, ну да ладно, возьму значения при помощи FSmag.

post-7660-0-34121300-1395679884_thumb.jpg

 

Расчёт участков маршрутов, как обычно на НЛ-10М с использованием табличных меридиональных частей.

Тикси - п-ов Кегелях

post-7660-0-91408500-1395679215_thumb.jpg

 

п-ов Кегелях - о. Бельковский

post-7660-0-22204400-1395679222_thumb.jpg

 

о.Бельковский - льдина. Здесь даже курс не пришлось считать, по нулевой разности долгот видно что курс на истинный север.

post-7660-0-61972700-1395679227_thumb.jpg

 

Весь расчёт полёта уместился на тетрадном листочке.

post-7660-0-09388500-1395679237_thumb.jpg

На каждый участок мы имеем значение МПУ и расстояние в морских милях.

 

Теперь погода. С недавних времён на Русском Севере для симулятора с этим плохо. Из-за каких-то финансовых разборок Росгидромет перестал свободно давать METAR российских северных (а может и не только их) аэродромов.

Мой любимый погодник FSrealWX, в таких условиях,  просчитывать более или менее похожую погоду не умеет.

В разведывательном полёте я использовал погодную тему "Страна ветров". Но те ветра мне чего-то не понравились - слабоваты.

Нашёл здесь у нас, в "Файлах" другие погодные темы. Спасибо коллеге YARBAEV за его разработки погодных тем.

Сам когда то пробовал этим делом заниматься, но понял что знаний и трудолюбия не хватит.

Из имеющихся тем выбрал "Погоду, определяемая западно-сибирским антициклоном в феврале в России".

Забегая вперёд, скажу что погода мне понравилась. Для полярных льдов она конечно не очень подходит, но для материка в самый раз.

Устанавливаю погодную тему согласно приложенным инструкциям, запускаю симулятор и выбираю:

post-7660-0-95752300-1395679916.jpg

 

Вместе с темой, в Readme даётся профессиональное описание текущей погоды.

Как будто побывал на консультации у дежурного синоптика на метео в Тикси:

"...погода определяется сибирским антициклоном, в центре которго Вы окажетесь, выбрав эту тему.
 Таким образом,стоит хорошая,умеренно морозная погода с высоким давлением, перистая и высоко-слоистая облачность незначительны,неприятности могут возникнуть только при попадании в дымку, которая образуется в утренние
часы у самой поверхности, а при пересечении облачности возможна слабая электризация.
 По мере удаления от центра давление падает, восточный сектор антициклона холоднее на 5-7 градусов, как и
положено, ветра по высотам слабые, преимущественно восточного направления"

post-7660-0-74418000-1395679951_thumb.jpg

 

После этого выставляем дату, ведь сценарий дрейфа "Седова" работает в соответствии с реальным временным периодом.

Для первой точки дрейфа задаю дату 30 января.

Время подбираю так, что бы оказаться у ледоколов в районе полудня, тогда время возвращения (на аэродром блих станции Мыс Шалауров) выпадет на сумерки.

Устанавливаю половину восьмого утра.

post-7660-0-62219400-1395679969.jpg

 

Теперь можно рулить на исполнительный.

post-7660-0-88253500-1395679989_thumb.jpg

 

Справа виден свет маяка.

post-7660-0-00167200-1395680008_thumb.jpg

 

За маяком мыс. Видимо мыс, это мыс Косистый, а ближе ко мне маяк острова Бруснева. Не знал что он в сценарии Тикси имеется.

post-7660-0-65218600-1395724038_thumb.jpg

 

Самолёт триммирован, в курс взята поправка на восточный ветер. На глазок, градуса два-три.

post-7660-0-15820500-1395680028_thumb.jpg

 

Если принять крейсерскую скорость Дакоты 150 узлов, то при расчётном расстоянии 228 миль  время полёта составит 90 минут. То есть полтора часа.

post-7660-0-49501500-1395679244_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Полтора часа свободного времени...

Не совсем конечно свободного, надо ещё за курсом следить. Гироскоп автопилота приходится корректировать каждые 5-10 минут, так как в высоких широтах его уход увеличивается.

Поэтому периодически посматриваю на магнитный компас и по мере отклонения корректирую.

Коррекция сводится к отключению автопилота и совмещении показаний ГПК с показаниями магнитного компаса.

После чего автопилот опять включается и самолёт слегка выправляет курс.

 

На правом траверзе восход Луны.

post-7660-0-00712400-1395681655_thumb.jpg

 

Минут через сорок в основных баках остаётся по 160 галлонов.

Для сохранения центровки переключаюсь на дополнительные баки.

post-7660-0-07095000-1395681658_thumb.jpg

 

Глянул на радиокомпас - левый снос 2-3 градуса. Действительно, ветер восточный.

post-7660-0-97069200-1395681668_thumb.jpg

 

От нечего делать, наблюдаю за Луной.

post-7660-0-40302400-1395681661_thumb.jpg

 

Взошла.

post-7660-0-31461800-1395681664_thumb.jpg

 

Глянул через Cntrl+W трафик - летит кто-то! Скорее всего (судя по его положению относительно всё той же Луны) с Мыса Шалаурова в Тикси. Хоть и трафик, но всё веселей :)

post-7660-0-35216200-1395681673_thumb.jpg

 

А мне надо на тот же остров, Большой Ляховский, но на западную его оконечность - полуостров Кигилях.

post-7660-0-32996900-1395681652_thumb.jpg

 

 

Сначала заметил справа горушку. На Большом Ляховском самая заметная Эмий-Тас, 290 м. Но о на на восточной оконечности острова. Неужели так далеко её видно?

post-7660-0-34500300-1395682131_thumb.jpg

 

А вот и берег!

post-7660-0-20094200-1395681675_thumb.jpg

 

Метеостанция появилась немного левее курса. Пока ложился на новый, перекручивал на него верхнюю картушку ГПК автопилота, перезапускал таймер, скриншоты станции сделать не успел.

Вот такой только, уже по пролёту.

post-7660-0-72843000-1395681691_thumb.jpg

 

Оглянулся на Луну, которая оказалась теперь позади и отметил что она начала заходить! И это сразу после восхода? Никогда не думал что так бывает. Считал что на всех широтах её ход приблизительно одинаков.

post-7660-0-15835600-1395682114_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

По расчёту, до северной оконечности острова Бельковский лететь приблизительно 70 минут (скорость у меня сейчас 140 узлов)

Попал в небольшой снежный заряд, который вскоре закончился.

post-7660-0-17660200-1395683849_thumb.jpg

 

Чуть далее половины пути, справа, должен быть заметен берег острова Колгуев.

30 минут полёта, его не видать. Не страшно - скоро появится.

А с Луной похоже скоро придётся прощаться.

post-7660-0-24431600-1395683853_thumb.jpg

 

40 минут полёта - Колгуев справа не наблюдается.

 

45 минут - острова нет!

 

50 минут - начинаю уже нервничать.

Начал оглядываться на приборы, бумаги... О чорт! :ranting2:

post-7660-0-92745600-1395683856.jpg

 

Я же вместо МПУ накрутил значение ИПУ с листочка! И его же выдерживал на магнитном компасе!

post-7660-0-17406200-1395729323_thumb.jpg

 

Но ничего, запас по времени есть, либо Бельковский, либо Колгуев сейчас на правом траверзе по-любому.

Бодро разворачиваюсь на восток (на компасе 270* плюс 14* магнитного склонения)

post-7660-0-38299400-1395683859_thumb.jpg

 

Ошибка в курсе равна магнитному склонению. У нас оно 14*.

Время полёта 55 минут, скорость держалась около 140 узлов.

Значит пролетел я приблизительно 130 миль.

Прикидываю на НЛ-ке ЛБУ.

32 мили.

post-7660-0-02316700-1395684196_thumb.jpg

 

32 мили. Значит на ЛЗП я вернусь минут через 14. И там должен быть Коглуев. Если раньше, то остров Бельковский.

 

Один из настольных "минутомеров" запустил ещё при развороте. Удобная штука - запасные таймеры. Сколько раз они меня выручали, помогая сохранить показания таймера бортовых часов.

post-7660-0-71760200-1395684227_thumb.jpg

 

Разглядываю карту, придётся то ведь ещё и место опознать.

Хороший ориентир - лагуна Нерпалах. Если не наткнусь ни на неё и ни на сам остров Бельковский, значит я южнее.

post-7660-0-45413700-1395683875_thumb.jpg

 

Ага! Ровно через 14 минут появляется берег. На нем что-то вроде русла какой-то реки.

Снова смотрю на карту - очень похоже на русло Хас-Терюттяха.

post-7660-0-79856700-1395683877_thumb.jpg

 

Если это Терюттях, то можно смело забирать на север.

Лагуну Нерпалах увиднел сразу после разворота.

От лагуны можно курс на северо-запад - к центру острова Бельковский.

post-7660-0-74244700-1395683880_thumb.jpg

 

Менее пяти минут и впереди остров Бельковский.

post-7660-0-57045300-1395683883_thumb.jpg

 

Теперь на истинный север, к северной конечности острова - мыс Северный.

Луна снова на положенном месте, позади слева. Но осталось ей, то есть мне, совсем немного.

post-7660-0-45857600-1395683886_thumb.jpg

 

Мыс Северный(Моржовый). Перед ним влево вытянулся мыс Полундра.

post-7660-0-75417300-1395683889_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мыс Северный(Моржовый). Точка отсчёта последнего этапа полёта.

Прямо на север, к пленённым ледоколам.

post-7660-0-09153700-1395684411_thumb.jpg

 

Дакота разогналась до 150 узлов, расстояние 85 миль, время полёта 34 минуты.

post-7660-0-73290100-1395684530_thumb.jpg

 

Над мысом запускаю таймер, на магнитном компасе текущее магнитное склонение (-13*) и небольшая поправочка на восточный ветер.

Самолёт движется на истинный Север.

post-7660-0-11779800-1395684417_thumb.jpg

 

Менее чем через полчаса показалась граница дрейфующих льдов.

post-7660-0-23321700-1395684420_thumb.jpg

 

А ещё через 3-4 минуты увидел прямо по курсу прожектора ледоколов.

post-7660-0-17273900-1395684423_thumb.jpg

 

Затем проявились очертания ледового поля.

post-7660-0-37026600-1395684426_thumb.jpg

 

А вот и костры по краям обещанного ледового аэродрома 1000x1000 м

post-7660-0-74327600-1395684427_thumb.jpg

 

У дальнего костра разглядел сигнальный дым, показывающий попутный ветер.

Значит заходить придётся после разворота.

Самолёт на льду тормозит очень плохо и встречный ветерок, пусть и небольшой, поможет сократить пробег.

post-7660-0-05536700-1395684431_thumb.jpg

 

Заход,

post-7660-0-64232000-1395684435_thumb.jpg

 

посадка, остановка!

post-7660-0-01199200-1395684439_thumb.jpg

 

Пока полярники разгружают машину, а отлетающие прощаются с коллегами, посмотрю обратную дорогу.

 

Доставить полярников требуется на ледовый аэродром близ метеостанции Мыс Шалаурова (о.Б.Ляховский).

post-7660-0-01710500-1395684649_thumb.jpg

А там их уже перевезут в Тикси.

На Мысе Шалаурова что-то вроде перевалочной базы. Две машины возят туда из Тикси топливо и грузы, а на обратном пути забирают полярников. Другие две машины курсируют между ледоколами и мысом Шалаурова.

 

Считаю МПУ и расстояние для обратного полёта.

post-7660-0-98331500-1395684655_thumb.jpg

 

Для скорости 140 узлов и расстояния 270 миль время полёта составит два часа.

post-7660-0-52115900-1395684663_thumb.jpg

 

Теперь с топливом. В основных баках 160+160=320 галлонов. Это на три с лишним часа полёта. Расчётные два и аварийный арктический запас на час полёта.

Значит оставшиеся в дополнительных баках 40+40=80 галлонов можно слить в бочки и оставить.

 

Совмещаем цифру 10 (в черном круге на внутренней шкале) с меткой "u.s. gal./Liters" и видим что 80 галлонов равны приблизительно 300 литрам (там где кончик шариковой ручки).

post-7660-0-85103100-1395684981_thumb.jpg

 

Вместо этих 300 литров можно взять дополнительно трёх пассажиров.

 

О! Совсем забыл трек глянуть.

post-7660-0-65263200-1395685711.jpg

 

Из-за моих блужданий на меркаторской развёртке симулятора получился хороший такой зигзаг :)

На вид длина "участка 1" равна длине "участка 2".

На самом же деле "участок 1" составляет 30 миль, а "участок 2" в три раза больше - 90 миль!

 

А вообще стыдно конечно за себя - так разгильдяйски курс попутать.

В результате потеряно около 30 минут времени и приблизительно 50 галлонов топлива. Это почти 200 литров.

По-хорошему, после выявления ошибки я должен был, зная БУ и ЛБУ, посчитать поправку к курсу (ПК) и продолжать полёт, тогда потери были бы меньше. Но в полярную ночь надёжнее вернуться к ориентирам. Да и ошибку свою заметил лишь благодаря тому что следил за ориентирами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Топливо перелито, загрузка завершена.

post-7660-0-59853200-1395686645.jpg

 

Взлетаю.

post-7660-0-52250700-1395686652_thumb.jpg

 

Прошёл границу дрейфующих льдов.

post-7660-0-41865300-1395686655_thumb.jpg

 

Снова небольшой заряд.

post-7660-0-96151000-1395686663_thumb.jpg

 

Машина триммирована, автопилот, крейсерский режим.

post-7660-0-74311800-1395686888_thumb.jpg

 

Лететь ещё чуть менее двух часов. Почти половина пути над островами.

post-7660-0-87750200-1395686667_thumb.jpg

 

Вспомнил о бортпитании :)

post-7660-0-45204100-1395686902_thumb.jpg

 

Над Колгуевым заметил на левом траверзе трафик.

post-7660-0-78078200-1395686672_thumb.jpg

 

Кто-то чешет с Мыса Шалаурова к ледоколам.

post-7660-0-28834400-1395686675_thumb.jpg

 

Пересекаю пролив Санникова

post-7660-0-97898200-1395686689_thumb.jpg

 

Луны нет, а дорожка от неё осталась. Благодаря ей заметил справа остров Малый Ляховский.

Значит через полчасика буду уже у Мыса Шалаурова.

post-7660-0-00090000-1395686694_thumb.jpg

 

А вот и Большой Ляховский!

post-7660-0-90397500-1395686697_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

От скуки решил понаблюдать за трафиком. Всё же сам его делал.

Вот кто-то на посадку заходит на ледовый аэродром близ метеостанции Мыс Шалауров.

post-7660-0-05093000-1395687048_thumb.jpg

 

Ещё раз жму Cntrl+W и на тебе!

Второй борт на заходе туда же!

post-7660-0-46504500-1395687052_thumb.jpg

 

Первый уже сел, второй перед четвёртым.

post-7660-0-57346000-1395687054_thumb.jpg

 

Один похоже прилетел из Тикси, второй от ледоколов.

post-7660-0-04811400-1395687058_thumb.jpg

 

Второй сел. Полярное Солнце слегка подсвечивало горизонт, но теперь совсем ушло - земля стала чёрной, как вода, лишь льдина светится.

post-7660-0-57163300-1395687060_thumb.jpg

 

Упс! Совсем забыл про свой самолёт!

Возвращаюсь - ужас! Кругом мгла.

post-7660-0-12691300-1395687264_thumb.jpg

 

Непонятно даже где я лечу - над сушей или над морем.

post-7660-0-07802400-1395687281_thumb.jpg

 

Бросил свой самолёт над сушей. Поправку на ветер вводил. Но похоже внизу море.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Скорее всего море, слишком уж черно.

Видимо поправка на ветер была большая и проскочил оконечность Большого Ляховского. По времени получается так.

Разворачиваюсь на запад и почти сразу замечаю на фоне неба горушку.

post-7660-0-34459700-1395689142_thumb.jpg

 

На Большом Ляховском знаю самую большую - Эмий-Тас.

Аэродром Мыс Шалаурова недалеко от неё.

Но тут замечаю слева по борту растительность.

post-7660-0-58503100-1395689144_thumb.jpg

 

Это плохо.

Это самая настоящая потеря ориентировки.

Справа лунный след показывает какие-то озёра. :russian_ru:

Может просто изрезанный берег?

Поворачиваю к воде - по береговой черте проще будет определиться.

post-7660-0-16772300-1395689150_thumb.jpg

 

Вышел к берегу, иду вдоль него и судорожно пересчитываю в голове курс. Куда то не туда я лечу.

post-7660-0-78652900-1395689152_thumb.jpg

 

Заметил по лунному следу, что позади мыс - полоска света прерывается.

Разворачиваюсь и иду по лунной дорожке.

post-7660-0-31571400-1395689157_thumb.jpg

 

 

Мыс в этом районе может быть только один - мыс Шалаурова!

post-7660-0-81495800-1395689167_thumb.jpg

 

Спасибо симулятору, что сохранил её при Луне под горизонтом.

post-7660-0-17784800-1395689170_thumb.jpg

 

Нет, но есть ещё один выступ на Большом Ляховском - полуостров Кигилях.

Он ещё сильнее выступает.

post-7660-0-54022800-1395689174_thumb.jpg

 

 

Но не мог же я к нему попасть?! Это противоположная сторона острова!

post-7660-0-98438400-1395689184_thumb.jpg

 

Но, блин, похож. :russian_ru:

post-7660-0-24480300-1395689189_thumb.jpg

 

Если это Кигилях, то должна быть и метеостанция.

 

Да, вот вам и метеостанция...

post-7660-0-34254900-1395689269_thumb.jpg

 

Всё равно не понимаю как я к ней попал. Но ориентировку хотя бы восстановил.

Теперь по линии прибоя гарантировано доберусь.

Только вот топлива всего 60 галлонов. В принципе должно хватить.

Линию прибоя главное не потерять.

post-7660-0-38861800-1395689272_thumb.jpg

 

Прямо по курсу созвездие Ориона :)

post-7660-0-69064300-1395689273.jpg

 

Вот костры и домики поселения Дымное. Аэродром уже рядом.

post-7660-0-53276800-1395689278_thumb.jpg

 

Всё! Аэродром!

А прямо над ним пояс Ориона.

На указателе топлива галлонов 20, хватило бы и на круг ещё.

post-7660-0-25119500-1395689283_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Захожу с прямой

post-7660-0-22836000-1395689408_thumb.jpg

 

Низковато немного. Ладно, прокатимся.

post-7660-0-96589900-1395689440_thumb.jpg

 

Плавно снизился, скорость минимальная.

Плавно коснулся, плавно покатился и... Ничего не понял.

Двигатели встали. Самолёт остановился и стал проваливаться. Как будто на воду сел.

Жду красной надписи "Крушение" - её нет.

Выскочил через запасный выход, огляделся...  

post-7660-0-52895500-1395689442_thumb.jpg

 

Шасси провалилось под лёд. От двигателей пар.

post-7660-0-57776400-1395689444_thumb.jpg

 

Постепенно выбрались пассажиры. Отделались лёгким испугом и лёгкими ушибами.

Все меня хвалят - герой, спаситель! Блин, стыдно.

post-7660-0-85654100-1395689446_thumb.jpg

 

Но ещё хуже мне стало, когда трек посмотрел.

post-7660-0-92150300-1395689450.jpg

 

Вру конечно. Смешно мне стало :sarcastic:

Это ж надо, летел прямо к аэродрому, раззявил рот на трафик, а когда темнота наступила паниковать начал.

Результат на скрине.

post-7660-0-14617300-1395689455_thumb.jpg

 

Уфф... Кто дочитал до конца - спасибо за внимание!

Потерю ориентировки над Большим Ляховским описать конечно не удалось, потом и со скринами сам разобраться не мог.

Рассказать то, что в голове творится, когда более часа пытаешься в темноте определить своё местонахождение, просто невозможно.

И сколько меня жизнь не учила внимательности, так я и не научился.

Но впечатления от полёта всё же приятные. Около восьми часов лётного времени и даже не устал. Волновался потому-что.

Ну и очередные выводы сделал. Надеюсь :)

 

Искренне ваш, Алексей (UEMJ).

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted · Hidden by UEMJ, March 26, 2014 - No reason given
Hidden by UEMJ, March 26, 2014 - No reason given

дел

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×