Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Recommended Posts

(скрины кликабельны, цифры и показания приборов реальны,навигационные расчётчики (НЛ-10М и E-6B ) сняты в рабочих положениях (т.е. их показания соответствуют расчётам в тексте)

 

 

В общем задумка сначала была такая - отыскать в Гренландии заблудившийся метеоразведчик.

Тогда я ещё не представлял всех трудностей, которые могут встретиться в Гренландии.

Основная - большие, можно даже сказать огромные, величины магнитного склонения. Но это бы ещё ничего, если бы склонение там так же сильно не изменялось.

Вторую создал себе сам, задав Саше Белову, "садившего" заблудившийся самолёт,  слишком большой по площади район поиска.

Да и не ясен до сих пор способ поиска - визуальный, радио, по координатам. Но торопиться некуда, это всё со временем продумаем.

А пока же можно заняться освоением района.

Что бы совместить приятное с полезным, решил перегнать WB-29 из любимого в Гренландии места базирования, авиабазы Bluie West One, поближе к району поиска.

В общем то в симуляторе и авиабазы такой нет, есть лишь сценарий аэропорта Narsarsuaq (BGBW), построенного после войны на этом месте. О военных временах напоминает лишь полузатопленное во фьорде судно Montrose (сценарий Александра Белова).

Саша также обещал сделать и авиабазу, с тех пор и осталась привычка называть этот аэропорт авиабазой Bluie West One. Да и вы наверное заметили, что произносить это название проще, чем гренландский вариант.

 

На севере Гренландии, из более менее подходящих для четырёхмоторной машины аэропортов, есть только авиабаза Thule(BGTL). Туда и решено было перегнать Боинг.

Что бы учесть по пути ветер, на первой половине маршрута, в качестве ППМ был выбран радиомаяк аэродрома Sisimiut (BGSS)

Окончательно маршрут оформился такой (отображено на http://skyvector.com/)

post-7660-0-63185700-1392930481.jpg

 

Ну а если выбрать карту покрасивее, то вот так:

post-7660-0-06044900-1392915425_thumb.jpg

 

Всего немногим более 1000 морских миль. Путевая скорость WB-29 на высотах около 25000 футов составляет 240-260 узлов.

Ориентировочное время полёта составит от четырех до четырёх с половиной часов.

 

Начальной точкой маршрута (НПМ) выбрал радиомаяк Simiutaq что на выходе из фьорда, приблизительно 50 миль на запад от Bluie West One. Планируемая высота полёта 25000-30000 футов. Боинг будет набирать её немногим менее часа, поэтому, для более точного учёта ветра желательно забраться к НПМ повыше. Расстояние до маяка позволит сократить время донабора на маршруте.

Итак, все точки маршрута выбраны, записываем на листочке их координаты и частоты приводов.

post-7660-0-44592000-1392897158_thumb.jpg

 

Заметили что в Thule, конечной точке маршрута (КПМ), нет приводной радиостанции? Присутствует лишь BKP/DME. Но из "высоких моральных принципов" использовать его конечно не буду - слишком просто получится.

 

Теперь требуется начертить полётные карты.

Навигационное оборудование WB-29 рассчитано для полётов по локсодромии. Основной указатель курса - магнитный компас Flux-Gate. Это вариант индукционного компаса, стабилизированный гироскопом. Проще говоря, это гиро-индукционный компас. Дедушка ГИК-1, установленного, например, на самолёте Ан-24.

При работе с магнитными компасами удобнее всего пользоваться картами в меркаторской проекции. Хотя в таких высоких широтах и не рекомендуется использовать локсодромию из-за заметного искривления меридианов, в данном случае проблем появится не должно. Ведь маршрут ориентирован в направлении близком к направлению меридианов, а в этом случае разница между локсодромией и ортодромией будет незначительна.

Для карт использую два листа (по листу на участок маршрута) формата A3. Методика изготовления подобных карт описана, кому интересно может прочитать, а я пока приступлю к расчёту.

 

Оценим размеры карт. Для этого сначала определяем крайние широты и долготы для каждого листа и дельту - разницу в градусах.

post-7660-0-55631200-1392897161_thumb.jpg

 

Предполагается что сетка географических координат нанесена на идеальную сферу. Земля же, как и утверждали древние, вовсе не круглая. Она приплюснута со стороны полюсов.

Что бы учесть эту приплюснутость, используют (на самом деле это немного не так :)) так называемые меридиональные части. Как следует из названия, это части меридиана от экватора до заданной широты. То есть каждой широте соответствует меридиональная часть определённой длины. Измеряются меридиональные части в милях, только не в навигационных, как мы привыкли видеть и считать на глобусе, а в экваториальных милях.

Что бы не забивать этим голову, запомним одно - достаточно один раз перевести широту из навигационных миль в экваториальные и сразу можно забыть о них. Глобус становится плоским превращаясь в карту.

Меридиональные части (МЧ) можно рассчитать, но проще взять их из навигационных таблиц. Я обычно пользуюсь "Useful tables from the American Practical Navigator" 1940 года.

Кому потребуются, берите в разделе "Таблицы".

post-7660-0-96338400-1392897164_thumb.jpg

 

 

Переписываю на листочек широты с шагом в один градус и начинаю проставлять из таблиц соответствующие им меридиональные части.

Вписывая пятизначные числа вспомнил произведение штурмана Владимира Вейхмана "Пятый знак логарифма":
«Мореходную астрономию» Николая Николаевича Матусевича штудировал не только потому, что она была нужна для диплома, но даже просто как увлекательное чтение. Многие страницы книги были посвящены таким нюансам штурманской работы, о существовании которых я и не подозревал. Например, с какого места на судне надо производить измерения высот светил в зависимости от условий видимости. При низкой дымке, когда горизонт «плохой», спускайся на палубу, а если можно – даже на нижнюю площадку вываленного за борт парадного трапа, а при ясной погоде, когда горизонт «в ниточку» – поднимайся повыше, хоть на верхний мостик. Матусевич рекомендовал научиться при сложении многозначных чисел «столбиком» записывать цифры сумм не справа – налево, как учат в школе, а слева – направо, от высших разрядов к низшим. Подумаешь, какой пустяк, но с каждой прочитанной страницей я все глубже постигал истину: «В штурманской работе нет мелочей».

 

Заинтересовал вышеупомянутый способ сложения "слева- направо".

И тут подумал, а что если сделать карту вообще без применения электронных вычислительных средств?

Попробовал - привычка нужна, ну и вроде удобнее с переносами (от высших разрядов к нижним) - меньше запоминать приходится по сравнению с классическим.

Но это сложение, а мне то для карты вычитать только требуется (разности меридиональных частей). 

Ну и ладно - попробую вычитать "слева-направо". Может это и неправильно, но Интернет по поводу оптимальности такого способа упорно молчит.

Переписал значения широт уже в обратном порядке, что бы числа бОльшие были выше, тогда не придётся выписывать их для каждого вычитания.
post-7660-0-99243500-1392897168_thumb.jpg

 

Выбрал из таблиц соответствующие меридиональные части.

post-7660-0-51020900-1392897172_thumb.jpg

 

Посчитал в уме и выписал их разности. Сначала на отдельном листочке, потом на основном и сравнил.

По паре ошибок на каждом. Но зато ведь без калькулятора! Как в те самые года! :)

post-7660-0-54247400-1392897175_thumb.jpg

 

Посчитал разности меридиональных частей крайних широт ("1" и "2" в кружочках) для последующего определения единицы карты (повторюсь - подробно методика описана здесь ).

Разности для первой и второй карт получились 945.3 и 2142.3 экв.миль соответственно.

post-7660-0-91207200-1392897403_thumb.jpg
 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Для определения единицы карты требуется операция деления. Тут уже НЛ-10М легко справится.

 

Единица карты равна частному от деления длины/ширины листа в мм на широту/долготу(порядок зависит от того как решим ориентировать сетку на листе) в милях.

 

Для первой карты делим 400мм (формат A3) на разность МЧ 945,3 экв.миль

e=0.42

post-7660-0-50721400-1392897307_thumb.jpg

 

Для второй 400 делим на 2142,3

e=0.18

post-7660-0-79330500-1392897310_thumb.jpg

Результат на самом деле (см.фото) конечно ближе к 0.19, но я почему-то выбрал поменьше и поближе к чётному числу. Хотя разницы никакой нет, только размер сетки чуточку уменьшится.

 

Начинаем чертить сетку для первой карты.

Сначала линию 60-й параллели.

Затем разность МЧ для широт 60 и 61 градусов (121.5 экв.миль) умножаем на единицу карты (0.42)

Результат 50 мм.

Чертим на этом расстоянии от 60-й параллели следующую - 61 градус северной широты.

post-7660-0-83572400-1392897313_thumb.jpg

 

Теперь 63 градуса с.ш. Она уже на расстоянии 52 мм.

post-7660-0-76765600-1392897316_thumb.jpg

 

Расстояние между параллелями постепенно увеличивается с увеличением широты. Земля-то не круглая! :)

И вот у нас нанесены все параллели, от 60 до 67-й.

post-7660-0-03273500-1392897320_thumb.jpg

 

Остались меридианы. С ними проще - на меркаторской карте расстояния между ними постоянны и равны между собой.

Для сетки с шагом в один градус, берём его 60 минут и умножаем на единицу карты

Для первой карты 60 x 0.42

25 мм

post-7660-0-22122100-1392897323_thumb.jpg

Заканчиваем с параллелями,

 

оцифровываем и

post-7660-0-94327500-1392897325_thumb.jpg

 

Меркаторская сетка готова!

post-7660-0-34090900-1393005834_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наносим на карту НПМ

Это радиомаяк Simiutaq 279.0 kHz

N60*41'   W046*36'

 

В градусе 60 минут и для нанесения точки существует  удобный способ переноса.

Например, у нас долгота 46*36'

Накладываем наискосок линейку так, что бы между параллелями было 60 мм. Для 36 минут надо отсчитать 36 мм.

Делаем засечку и чертим по ней вертикальную линию.

post-7660-0-56210100-1392897778_thumb.jpg

Заметили наверное, что шкала линейки у меня пересекает меридианы не на делениях 0 и 60, а 10 и 70? Это не случайно. Начало шкалы (0 мм) приходится на угол линейки и поймать им пересечение с линией сложнее чем на остальной части шкалы.

 

То же самое и с широтой, только уже по горизонтали.

 

И вот на карте, в точке пересечения отсечек появляется маяк.

post-7660-0-72807700-1392897848_thumb.jpg

 

Таким же образом наносим КПМ

Радиомаяк Sisimiut 328.0 kHz

N66*57'   W053*44'

post-7660-0-74358300-1392897851_thumb.jpg

 

Соединяем НПМ и КПМ прямой линией (называется ЛЗП) и транспортиром измеряем истинный путевой угол.

ИПМ = 333*

post-7660-0-88375500-1392897853_thumb.jpg

 

Упс! Неправильно нанёс КПМ - не то пересечение обвёл.

Для этого есть резинка. Стираю, строю ЛЗП заново. Измеряю курс, а он практически не изменился. Округлённо всё равно 333*

post-7660-0-12339700-1392897856_thumb.jpg

 

Курс есть, считаем расстояние. В одном градусе широты 60 морских миль. А расстояние между параллелями, как помним, увеличивается к полюсам.

На меркаторской карте масштаб менее всего искажается на средних широтах.

Градус широты равен 60-ти милям. Выбираем среднюю часть карты и измеряем расстояние между 64-й и 65-й параллелями.

Получилось  58 мм. Хотя правильнее было бы не измерять, а взять цифры из расчёта.

Длина ЛЗП 400 мм.

Получаем математическую пропорцию.

Решать её очень удобно на НЛ-10М.

Одно движение визирки (на "40"), второе - бегунка (на "58").

И на шкале, напротив треугольничка "60", длина первого участка маршрута ~415 морских миль.

post-7660-0-11149000-1392897863_thumb.jpg

 

Последний штрих - нанесение величин магнитного склонения.

Я пользуюсь утилитой FSMag.exe (ещё раз спасибо Феликсу Мазуркевичу(FireFly)

 

И вот, перед нами готовая к использованию полётная карта для первого участка маршрута.

post-7660-0-49830900-1392897865_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тем же макаром чертим карту на второй, завершающий участок.

 

Но не получилось тем же макаром.

Дело в том, что первую карту я делал не совсем корректным методом. Так как считал разности МЧ между соседними параллелями и так же откладывал их на листе - следующую от предыдущей.

При таком способе, естественно, накапливается погрешность при нанесении каждой последующей парралели.

Положено же считать МЧ и откладывать параллели всегда от самой нижней(ну или верхней) параллели карты.

И если для первого (южного) участка эта погрешность была незаметна, то для более северных широт она проявилась. Да и диапазон широт на этой карте больше - 11 градусов против 7.

Поэтому пришлось считать разности от нижней параллели и наносить как положено.

Свободное место на листочке заполнилось. Заодно и в устном счёте опять попрактиковался :)

post-7660-0-27523300-1392897924_thumb.jpg

 

Ну вот - справился! :)

post-7660-0-59847800-1392897926_thumb.jpg

 

Навожу на столах порядок, готовлю инструменты

post-7660-0-24229200-1392897931_thumb.jpg

 

и можно лететь!

post-7660-0-92617300-1392897928_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Самолёт на стоянке в Bluie West One. Утро, двигатели прогреты.

Радиокомпас, компас, API настроены, температура за бортом +5 по Цельсию.

post-7660-0-39842600-1392913250_thumb.jpg

 

Основой для этой навигационной игры послужила реальная история с самолётом под именем "Kee bird".

Но так как Саша Белов использовал в сценарии модель с другой окраской, можно лететь в ливрее самой "Kee bird".

post-7660-0-89048800-1392913252_thumb.jpg

 

Исполнительный.

post-7660-0-88141800-1392913257_thumb.jpg

 

Шасси, закрылки убраны. В наборе.

post-7660-0-24687000-1392913260_thumb.jpg

 

Аккуратненько взбираюсь по распадку

post-7660-0-28173700-1392913266_thumb.jpg

 

Затем правый разворот на радиомаяк НПМ

post-7660-0-94210700-1392913270_thumb.jpg

 

Прощальный взляд на авиабазу и

post-7660-0-37651100-1392913274_thumb.jpg

 

я, наконец лечу-у-у-у! :clapping:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это то самое полузатонувшее судно во фьорде - SS Montrose

post-7660-0-75785000-1392913351_thumb.jpg

 

Небольшой рыбацкий посёлок.

post-7660-0-60270700-1392913354_thumb.jpg

 

На скрине, слева вверху, выходной радиомаяк Simiutaq 279.0.

Наверное :) Никогда вблизи его не разглядывал, высота уже около 10000 футов.

post-7660-0-62095700-1392913358_thumb.jpg

 

От маяка разворачиваюсь влево, в обратную сторону от маршрута. Делаю вираж с набором перед выходом на начало маршрута.

Это позволит набрать побольше высоты над маяком и более точно задать на API координаты НПМ.

Чем ближе к заданной будет высота над НПМ, тем точнее получится определить по API ветер на эшелоне над ППМ (Sisimiut 328.0)

 

На выходе из виража оказываюсь перед НПМ на высоте 15500 (а эшелон выбрал в 25000-30000 футов) и практически на заданном курсе.

post-7660-0-69194900-1392913363_thumb.jpg

 

post-7660-0-68205500-1392913370_thumb.jpg

 

40 минут полёта, 19000 футов, продолжаю набор. Самолёт тримирован, включил и настроил автопилот C-1.

Тут главное добиться что бы не горела постоянно ни одна из лампочек управления каналами. Для этого приходится отключать поочерёдно каналы, тримировать и снова включать.

С каналом крена проблем не бывает.

По каналу тангажа тримируешь, а затем подключаешь канал и подстраиваешь регулятор центровки на автопилоте.

По каналу рыскания приходится периодически отключать канал и подворачивать тример РН на доли градусов.

На него ветер влияет. Поэтому, когда он (или курс) меняется, настройку повторяем.

Сначала это утомляло, но теперь привык делать это не задумываясь.

 

По показаниям радиокомпаса хорошо заметен левый(отрицательный) снос. Еще 30 минут назад компенсировал его, увеличив значение курса на величину УС (-4 градуса).

То есть держу сейчас истинный 333 -(-4)=337* и по часам периодически корректирую на Flux-gate компасе величину магнитного склонения.

post-7660-0-09782700-1392913368_thumb.jpg

 

 

На левом траверзе наблюдаю закат Луны.

post-7660-0-79802100-1392913372_thumb.jpg

 

Сразу после взлёта, над фьордом, она была вот такая

post-7660-0-13559400-1392913375_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Час пятнадцать минут полёта от НПМ, ожидаю сигнал привода ППМ (Sisiniut 328.0 kHz)

post-7660-0-10920700-1392913527_thumb.jpg

 

Время 9:55 (1 час 55 минут общего времени полёта)

Вот он! Сигнал привода ППМ

Слева, 10 градусов.

post-7660-0-17301100-1392913533_thumb.jpg

 

Для 10 градусов БУ, при дальности действия привода около 100 миль, за пройденные 300 миль набежало 15-20 миль ЛБУ.

post-7660-0-83406000-1393129580_thumb.jpg

 

На локаторе изъеденный фьордами берег. Где-то там спрятался небольшой аэродромчик с нашим приводом.

post-7660-0-61331000-1392913538_thumb.jpg

 

А вот и визуально наблюдаю аэродром.

Время 10:18 (время в полёте - от НПМ 1:40, общее 2:18)

post-7660-0-71569800-1392913545_thumb.jpg

Визуально конечно не обязательно искать, но оно как бы надёжнее :)

 

Пролёт района ППМ это всегда куча операций, которые, по хорошему, требуется выполнять одновременно.

Тут и разворот, и фиксация времени, координат, укладка на новый курс, расчёт и ввод поправки в этот курс и прочее.

Когда всё нормально протекает, то вроде и ничего особенного, но стоит что-то сделать не так или не вовремя, начинает всё сыпаться по цепочке - тут забыл, здесь ошибся, там опоздал.  

post-7660-0-50336400-1392913548_thumb.jpg

 

Для расчёта ветра по API требуется зафиксировать его координаты над известной точкой. При этом, если планируется считать ветер и на следующем ППМ, надо тут же накрутить на API фактические координаты и зафиксировать время.

Естественно, в одиночку делать это одновременно не очень получается.

Поэтому долго и трудно уговаривал Сашу Белова сделать шильдик-табличку (она по центру панели), щёлкнув по которой можно зафиксировать на ней текущие данные API и время.

Теперь удобнее стало. Ещё бы минусы убрать из западной долготы (соответственно и из южной широты)

post-7660-0-15134300-1392913672_thumb.jpg

У разработчиков и их тестеров всегда своё видение, а нам же хочется просто летать с удовольствием. На отлаженном самолёте с проверенными надёжными приборами.

Если им хочется всё автоматизировать и испортить не только кайф от длительного перелёта, а то и сам прибор, то нам хочется иметь возможность делать всё руками, спокойно и обдуманно.

Что бы ткнуть мышкой на рукоятку прибора и знать что она повернётся, а не сбросит к едрене фене накопленные за несколько часов данные.

Но на этот раз всё прошло гладко.

 

Самолёт на новом курсе, пока без учёта ветра.

Посчитаем его.

Удобно воспользоваться бланком Universal Plotting Chart (лежит в "Бланках для графических построений")

Как центр выбираем координаты радиомаяка. По величине широты откладываем вертикально меридианы и наносим точку с координатами, взятыми с API.

От неё проводим к центру бланка линию-стрелку. Это и есть направление (и скорость!) истинного навигационного ветра.

Координаты моего маяка

N66*57' W053*44'

Координаты посчитанные API

N66*36' W055*21'

Направление ветра 60* (навигационный истинный)

post-7660-0-50923100-1392913804_thumb.jpg

Циркулем-измерителем снимаем длину стрелки и прикладываем к шкале широт - 44 минуты, следовательно 44 морских мили.

Время полёта от НПМ (8:36) до ППМ (10:18) час сорок или 100 минут.

Совмещаем на НЛ-10М 44 и 100, а напротив 60 (красный треугольник) снимаем скорость ветра.

26 узлов

post-7660-0-31300700-1393129907_thumb.jpg

 

Определяем УС

+6 градусов

post-7660-0-60901500-1393013915_thumb.jpg

 

Да, шкалы моего E-6B для таких скоростей уже маловато.

А на НЛ-10М ветер считать не так удобно. Всё время путаюсь с расчётом угла ветра.

Хотя! Здесь то, на бланке, у меня угол вот он - графически видно! Не ошибёшься - 85 градусов.

Считаем - те же 6 градусов!

post-7660-0-73528100-1393014488_thumb.jpg

 

Зато на E-6B для Боинга, в его узлах и милях, проще считать воздушную скорость.

Сейчас 30000 футов, -40 градусов, приборная 175

Значит воздушная... Упс! 290 узлов? :shok:

post-7660-0-04584400-1393015495_thumb.jpg

 

А я как в начале посчитал 250 так и думал что она не изменилась. Правда на 30000 раньше не летал, обычно не более 25000 футов.

Что ж, пересчитаем УС. Для 290 узлов он получается на градус меньше. Значить поправим курс на пять градусов, вместо шести.

 

Но вообще странно. Даже путевая получается около 250 (за час сорок пройдено 415 миль), а ветер, в среднем, попутно-боковой. :russian_ru:

Надо будет по-разбираться с определением воздушной скорости.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Более четырёх часов я в полёте. Посте прохода ППМ скучно. Ровно гудят моторы, по часам постепенно меняю на Flux-gate компасе магнитное склонение.

Оно уже -57 градусов. Но это для нас. Американцы говорят "57 западное".

Уже и автопилот как будто устал - перестал подмигивать.

Посматриваю на Солнце, всё же пораньше надо было вылететь, а то как бы не пришлось в темноте авиабазу Thule искать. Радиопривода-то там нет.

 

Подошло время в очередной раз увеличить на Flux-Gate компасе магнитное склонение. И тут сюрприз!

Оказывается -57 это предел для моего компаса.

Ну что же, придётся считать среднее магнитное на оставшийся участок.

Получается -60*. Всё равно не хватает шкалы! ОК, тогда добавлю недостающие три градуса к истинному курсу.

post-7660-0-98178500-1392914121_thumb.jpg

 

Вообще, пора наверное локатору и берег увидеть?

post-7660-0-65884900-1392914162_thumb.jpg

 

Да, вон он, этот полуостров. Влево меня снесло, да прилично так.

Увеличим развёртку, скорректируем курс.

Аж 17 градусов! Надо было раньше на локатор глянуть.

post-7660-0-22620600-1392914206_thumb.jpg

 

Рукояткой "Разворот" плавно наклоняю бомбардировщик.

Впрочем нет, на этот раз у меня метеоразведчик :)

post-7660-0-56213900-1392914227_thumb.jpg

 

Расчётное время снижения. Обороты винтов 2400, малый газ, наклоняю машину носом вниз.

Впереди уже видно землю.

post-7660-0-86229700-1392914231_thumb.jpg

 

В кабине наступает относительная тишина - набегающий воздух крутит винты, двигатели на малом газу практически не слышны.

Автопилот уже не нужен, триммированый самолёт и так неплохо сохраняет постоянные горизонтальную и скорость снижения.

А что слева за точка светящаяся?

post-7660-0-48696800-1392914252_thumb.jpg

 

Ага! Трафик из Thule. Верно идём значит.

post-7660-0-18637500-1392914264_thumb.jpg

 

Посмотрел через клавишу "W" как меня со стороны трафиковой DC-3 видно.

Почти комета :)

post-7660-0-95865600-1392914318_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Успел таки с Солнцем подойди к Thule

post-7660-0-35794200-1392914381_thumb.jpg

 

Хоть и выбирал направление приблизительно, по очертаниям полуострова на локаторе, но вышел прямо к аэродрому.

post-7660-0-11807100-1392914386_thumb.jpg

 

post-7660-0-30723400-1392914394_thumb.jpg

 

Стараюсь пройти перпендикулярно ВПП, проще коробочку будет строить.

post-7660-0-76079800-1392914398_thumb.jpg

 

Второй (первого естественно не было) разворот.

post-7660-0-50804100-1392914560_thumb.jpg

 

После четвёртого.

post-7660-0-21683900-1392914598_thumb.jpg

 

Кривовато немного,

post-7660-0-04127800-1392914606_thumb.jpg

 

но в целом нормально!

post-7660-0-08684300-1392914608_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вдалеке заметил однотипный.

Это я B-29 Эриха Хартмана в трафик поставил. Год или два назад, когда он здесь летал.

post-7660-0-50379900-1392914654_thumb.jpg

 

К нему и подрулил.

post-7660-0-52488900-1392914656_thumb.jpg

 

Заход мой. Длинноват конечно, но и на таких широтах ещё карта симулятора здорово искажает.

post-7660-0-68878500-1392914657.jpg

 

Не силньно, но кривизну заметно. Надо всё-таки было попробовать по среднему магнитному склонению лететь. Хотя кто знает, может ветер менялся.

На обратном пути всё таки по среднему полечу.

post-7660-0-99970400-1392914658.jpg

 

Ну а если по хорошему, то в этих местах основной способ навигации - астрономический.

 

 

За бортом -24, двигатели заглушены, машина остывает изредка потрескивая корпусом.

Как то и непривычно выходить. Пять часов отсидел. Бывало конечно и побольше, но тогда летал чаще, не так заметно было.

post-7660-0-26509800-1392914664_thumb.jpg

 

На карте пометок мало, сгодится для обратного перелёта.

post-7660-0-47349200-1392914760_thumb.jpg

 

Если таковой состоится конечно, а то ведь можно и на северное побережье Канады отсюда махнуть.

 

Ну вроде всё :)

 

Искренне ваш, UEMJ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Коллеги, и от Кости (Stakan) всем привет!

 

Он в районе Мидуэя, карту чертит :)

post-7660-0-88780700-1393020574_thumb.jpg

 

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо! на одном дыхании 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо коллеги! Вдохновился вашими отзывами и немного текст погладил и цифры поправил :) Несколько ошибок в цифрах нашёл, оформлял-то почти до утра, недавно только проснулся.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Леш, а знаешь как быстро расчитать время встречи с темнотой чтоб не гадать успеешь "по солнцу" или нет? :)

Как быстро, наверное не знаю. Ну а так то считать умею, только обычно лень это делать :) Да и Заполярье всё таки, проклятые сумерки все расчёты портят.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я же вот себе какую штуку сделал:

post-7660-0-81647900-1393055637_thumb.jpg

 

Для Thule (77* с.ш.) для второй половины февраля, продолжительность светлого времени (для гражданских сумерек) получается приблизительно 4 + 4=8 часов.

Если считать время полёта 5 часов то, что бы прилететь в Thule к местному полудню, надо вылететь... Долгота Thule W68*42", это 4:33. Отнимаем 5 часов(время полёта).

Вылететь надо было в 23:27 по Гринвичу.

Для Bluie West One (W045*26") разница с Гринвичем 3:06.

Значит вылететь я должен был не позднее 2:30 местного. А я только в 8:00 взлетел.

 

Нигде не ошибся? :russian_ru: С детства со временем и градусами путаюсь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Щас покажу минут через 15. У меня обсервация...

 

 

Солнце неумолимо клонилось к закату, передавая земли Империи во власть вечернего сумрака. Вместе с тем на небе одна за другой начинали загораться самые яркие из звёзд, постепенно вырисовывая фигуры различных созвездий. Адский Пёс, Единорог, Парящая Горгулья и, конечно же, Бегемот – одно из самых крупных созвездий, к которому уже не первый день было приковано всё внимание имперских учёных и предсказателей. Не мог проигнорировать его небесных перемещений и сам придворный маг©где-то в Интернет с ходу нашёл

 

B-17, зависший где-то в районе Бермуд, монотонно гнал винтами влажный океанский воздух. Уже 15 минут, как он был пуст. В кабине валялись пустые бутылки из под пива, на столике навигатора, на аккуратно разложенной карте, сиротливо лежал одинокий секстант. Все люки были закрыты и даже парашюты, снятые экипажем при взлёте, покоились на тех же самых местах, где уложили их лётчики.  Абсолютно испрпаные кислородные маски лежали так, как будто их случайно уронили на кресла, лишь автомат дыхания пытался шевелить "губами" в ожидании экипажа.

Тем не менее самолёт был абсолютно пуст.

Показания приборов вполне соответствовали ситуации, волновались лишь стрелки топливомеров - борт прошёл точку возврата, а вращающаяся под самолётом планета неумолимо уводила ротор гироскопа автопилота вправо, по часовой стрелке. Тем самым медленно, но неуклонно разворачивая четырёхмоторную машину в сторону Северного полюса.

- Mary Celeste! - смачно выругался самолёт, подчиняясь обычной судьбе пленников Бермудского треугольника ©UEMJ

 

Костя, где твой метод? А то я по случаю:

- получения зарплаты;

- выходного;

- ухода жены (пока на работу :));

- похода за продуктами и предпраздничного дня, купил бутылочку Беленькой. И если не удержусь (а уже немного не удержался), то не смогу осилить астрономию.

 

Блин, надо было нашего штурманского "Кейп Маклер" купить, но оно дальше продаётся. Опять же, к нему мясо нужно готовить.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А на тебе :) Никакой астрономии, никаких вычислений. Делается на коленке пьяным за 2 минуты. Подходит, кстати, для дюбого расчета встречи при известном времени вылета и прилета

 

Ситуация в реальности слабо возможная, но для образца пойдет

 

XlyR74cw.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

А на тебе :) Никакой астрономии, никаких вычислений. Делается на коленке пьяным за 2 минуты. Подходит, кстати, для дюбого расчета встречи при известном времени вылета и прилета

 

Э-э-э, брат :russian_ru:  Согласен что на коленке пьяным и за 2 минуты. Ну ладно, перед этим ещё полминуты на расчёт tвылетаи tприлёта.

Но кому-то из экипажа всё равно трезвым придётся остаться, хотя бы для того, что бы рассчитать tтемноты вылета и tтемноты прилёта? Тут без астрономии не получится.

 

А насчёт времени встречи согласен, номограмма очень удобная, запомню обязательно. Спасибо!

Но где-то я, блин, её видел. Зараза, и ведь просто как! Система линейных уравнений.

Она должна на НЛ-ке легко решаться. Но пока я твою обсервацию ждал...

Короче, с наступающим! :)

post-7660-0-96288600-1393067005_thumb.jpg

 

Завтра полетать ещё надеюсь. Саша на "Седове" в ледовый дрейф попал.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Леша,

 

Пока там три ледокола дрейфуют... ;) Два еще не вывели, но планируем - идет к ним на выручку "Ермак".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ты только учитывай, что все время должно быть в единой системе ;) Я предпочитаю УТС

Дык и про то же выше говорил. В симе то оно конечно проще, там Меню.

А вот когда сидишь в Гренландии, ловишь на ADF сигналы точного времени, смотришь на местное Солнце и понимаешь, что ходит то оно, совсем не по УТС?! :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...