Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Alexander Belov

Метеостанция в симуляторе

Recommended Posts

Леша,

 

post-33-0-16702700-1329658474.jpg

 

Может, пока мы на этапе от (2) в (3) (см. "Жизненный цикл разработки" - :) ) подумаем, стоит ли добавить барометр и термометр в комплект? То есть, мы получим "человеческую" метеостанцию для удаленных аэродромов. Можно перекомпилировать палатку (их ставили в сценариях) в "самолет" - и сделать в ней такую панель.

 

Как такая идея?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Саш, идея классная! Загрузил сначала метеостанцию, измерил, потом грузишь самолёт и летишь.

Только тогда не палатку наверное?

Избушка нужна, барометры то ртутные чашечные были. И на нём термометр крепился и рядом табличка поправок. Должна быть ещё записка на стене, на которой отображается высота станции над уровнем моря, координаты и магнитное склонение.

 

А вот термометр висел в психрометрической будке. Её можно на боковой вид сделать. Типа такого:

293677506.jpg

 

device002.jpg

 

А на другой вид - анемометр.

 

 

Или, как вариант, на АМСГ и метеостанциях авиаплощадок использовались такие приборы, как "Метеостанция М-49":

m_49.jpg

 

Но это уже после войны.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Леша,

 

Как было установлено в ходе НИР "Атмосфера", говорить о влажности воздуха в МСФС не имеет смысла. Так что любой измеритель влажности - это фикция. Мы можем мерять только температуру, давление, направление и скорость ветра. К сожалению, дальность видимости нам не доступна. Она, как и высота облачности, задается модулем управления погоды.

 

Барометр сделаем, нужно только фото (логика прибора проста до неприличия). Термометр - тоже не проблема. Вопрос только как эти приборы "замотивировать". КУНГ или просто метеорологическая будка? Можно, в принципе, сделать даже "хрустальную сферу" - считать в баллах облачность.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как было установлено в ходе НИР "Атмосфера", говорить о влажности воздуха в МСФС не имеет смысла. Так что любой измеритель влажности - это фикция. Мы можем мерять только температуру, давление, направление и скорость ветра. К сожалению, дальность видимости нам не доступна. Она, как и высота облачности, задается модулем управления погоды.

А где я говорил о влажности? :shok: Температуру всегда снимают с сухого термометра, смоченный просто как муляж сделать с бледным столбиком.

А М-49 измеряет только параметры ветра и температуру.

 

В интересующий нас период дальность горизонтальной видимости всегда определялась по видимости фиксированных ориентиров. НГО измеряли так же, по ориентирам или шар-зондом. Днём чёрным, ночью белым, с лампочкой.

 

Барометр сделаем, нужно только фото (логика прибора проста до неприличия).

Станционный вот так выглядел ещё с начала прошлого века

meteoserv001-5.jpg

 

Термометр - тоже не проблема. Вопрос только как эти приборы "замотивировать". КУНГ или просто метеорологическая будка?

Если КУНГ, то тогда надо ставить М-49. Для авиации это годилось. А в остальных случаях (нормальных метеостанций) барометр - в отапливаемом помещении, а термометр всегда в психрометрической будке. Летом термометр ртутный (сухой на психрометре). Осенью вешают рядом спиртовой (и новый волос на гигрометр) и снимают параллельно показания, записывая поправки к спиртовому термометру (и гигрометру). Это из-за того, что спирт в капилляре испаряется. Зимой наблюдают по спиртовому, весной опять вешают психрометр на ртутных термометрах.

А метеостанция в КУНГе не будет слишком современной? Это уже конец 40-х и далее.

 

Идея с передним видом "помещение метеостанции с окном, ртутным барометром, табличками" и двумя боковыми видами "анемометр на поле" и "открытая психрометрическая будка с психрометром" не подходят?

 

 

Можно, в принципе, сделать даже "хрустальную сферу" - считать в баллах облачность.

 

Гелиограф? Его данными никогда не пользовались на метеостанциях. Просто меняют картонки и отправляют, раз в месяц наверное, если не реже.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А это линейка советских станционных термометров

 

и их технические данные

 

Ну и ещё раз станционный чашечный барометр и рядом анероидный барограф.

Типичное фото для метеостанции. Дверцы открывают за некоторое время перед наблюдением. Лампу включают только при замере. Всё это что бы изменение температуры не влияло на результат.

Внизу всегда ставится ёмкость, на случай пролива ртути.

Рукояткой смещается точная шкала.

 

image013.jpg

 

Состав приборов для метеостанции на 20-40-е хорошо вот тут описан, в Детской энциклопедии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Для экспресс-измерений температуры и влажности использовался также аспирационный психрометр. Такой у меня дома висит, для истории:

 

post-7660-0-22122100-1329655506.jpg

 

post-7660-0-96586100-1329655497.jpg

 

post-7660-0-05255700-1329655504.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отлично!

 

Попробуем прикинуть, как это можно будет организовать. Может быть, как две будки (если смотерть снаружи на "самолет") а на виде на панель - приборы. Размеры будки есть в старой-доброй "Детской энциклопедии", возьму оттуда.

 

Я имел в виду не гелиограф, а нефоскопическую сетку (у нас почему-то ее называли "хрустальной сферой") - считать количество облачных масс в небе симулятора. Наблюдатель вставал в центре сферы и считал число секторов, занятых облаками. Из 10 секторов занято 4 - облачность 4 балла. Можно будет сделать "VC" с такой штукой.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Саш, вот тут хорошее описание чашечного (там и другие есть, но на метеостанциях основным был именно этот тип) барометра на 1933 год.

Тонкость заключалась в том, что поверхность ртутного столбика выпуклая. Визир, вращением рукоятки, подводили к верхней точке поверхности ртути. Затем снятие показаний по грубой и точной шкале. Потом смотрим температуру на термометре, что прикреплён к корпусу барометра. Затем поправка на температуру, широту и пр. (но вроде она в одну таблицу сводилась, - не помню) и получаем величину атмосферного давления.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Леша,

 

Нам нужны "шашечки или ехать"? :) Для начала сделаем будку и комплект хоть самых простых приборов. Понемногу придумаем, как сделать "научно", но чтобы было "играбельно". Иначе вся наша затея пойдет псу под хвост. Это я к тому, что нарисовать нониус еще можно, но вот пользоваться им в симуляторе - увольте... Дешевле и надежнее сделать цифровую подсказку.

 

Кстати, дистанционный анеморумбометр появился уже в 30-х годах (в журнале "Flight" была статья).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Леша,

 

Нам нужны "шашечки или ехать"? :) Для начала сделаем будку и комплект хоть самых простых приборов. Понемногу придумаем, как сделать "научно", но чтобы было "играбельно". Иначе вся наша затея пойдет псу под хвост. Это я к тому, что нарисовать нониус еще можно, но вот пользоваться им в симуляторе - увольте... Дешевле и надежнее сделать цифровую подсказку.

 

Ну тогда будку с психрометром и рядом анемометр. А может и мачту с флюгером Вильда. Если это в ВК делать, то мачта вполне подойдёт :)

flyuger.gif

 

 

Кстати, дистанционный анеморумбометр появился уже в 30-х годах (в журнале "Flight" была статья).

 

Но там не написано, в каких годах он на побережье Ледовитого океана появился ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Юморист... Скорость ветра из модели определить еще можно, а вот направление ветра... Как это реализовать пока не знаю. "Роликов нет, поставим колеса" © один выпуск "Фитиля". Сделаем анемометр на суб-панели. ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Юморист... Скорость ветра из модели определить еще можно, а вот направление ветра... Как это реализовать пока не знаю.

 

Делов-то... Какие-то, вы - разработчики, постоянно проблемы ищете. Ставишь костёр рядом, или тот же дым из печной трубы метеостанции, вот и направление :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

А источник можно? Явно же какая-то книжка...

 

Книжка конечно. Называется ТО - Техническое описание. Но найти её проблемно.

Нужнее даже не артиллерийская, а подвижная аэрологическая станция, в ней должен быть комплект для измерений метеоэлементов в приземном слое.

А для авиационного обеспечения аэродрома достаточно вообще М-49. В этой теме я на неё ссылался

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть такая книжка - Подвижная артиллерийская метеорологическая станция (ПАМС). Руководство службы. Москва. Военное издательство Министерства обороны СССР. 1956 г. Ссылка.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Андрей,

 

Спасибо! Будем изучать. Кстати, коллеги, нашлось описание нашей системы посадки СП-50 "Материк":

 

http://www.onlinedisk.ru/file/883189/

 

Самый загадочный прибор в панели Ту-4 - самолетный дальномер СД-1...

Share this post


Link to post
Share on other sites

компактная переносная метеостанция - "Десантный метеорологический комплект" - ДМК:

 

22 кг. Бедные десантники, ещё и эту железяку таскать им приходилось? :)

Дали бы психрометр и анемометр. Ну или просто тот же биметаллический датчик и плёночный, только со стрелками, даже типа самописца с часовым механизмом и лентой. И легче и точнее. И никаких аккумуляторов.

Направление ветра - обычный флюгер, всё равно у этого ДМК +/-10 градусов точность в указании направления. А они им сельсинов понапихали.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А они им сельсинов понапихали.

 

Ты не видел станции разведки, которые моим бойцам из групп наведения и корректировки приходится таскать. Там столько всякого говна высокоточного оборудования напихано...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Раздумывал над темой самолётного зондирования и распределении ветра по высотам. С самолёта не особо его определишь, возни много и точность небольшая.

В фильме "Wing and a prayer" есть эпизод, когда с авианосца запускают шар-пилот (Pilot Balloon) для определения ветра по высотам.

post-7660-0-74712300-1355342696.png

 

post-7660-0-61055300-1355342825.png

 

А вот можно сделать модель не самолёта, а шара? Он поднимается (радиозонд, в среднем, имел вертикальную скорость 5-7 м/с, шар-пилот не знаю) и, как и самолёты, сносится ветром.

За ним наблюдают через аэрологический теодолит и снимают (раз в минуту) угол места и азимут. Это можно было бы реализовать как отдельную панель. Что то вроде окуляра, где возле перекрестия болтается шар-пилот, постепенно уменьшаясь в размерах. Днём запускали оболочку (так называют сам шар) чёрного цвета. В сумерки или облачную погоду, когда темно от кучевых облаков, белую. При ночных выпусках к шару цепляли лампочку и батарейку.

Так определяется ветер по высотам. А по моменту, когда шар скрывается в облаках, рассчитывается высота облачности.

 

Ну вот, шар летит, а мы, находясь в нём, как в модели самолёта, открываем вид, например "с вышки" (а можно и лететь в нём, тоже интересно) и по Shift+N вызываем панель теодолита. На ней, кроме перекрестия отображаются угол места и азимут. Их можно рассчитывать, сравнивая по времени текущие высоту и координаты шара и координаты места выпуска.

По ним, при помощи аэрологического планшета (круг Молчанова) рассчитывается ветер по высотам. Правда я не смог найти скана круга Молчанова. У нас в Оймяконе их кучи были, он алюминиевый с номограммой в правом верхнем углу и пластиковым кругом с визиркой, закреплёнными на оси по центру. Ими удобно было закрывать 200-литровые бочки с питьевой водой. :)

Нашёл только американский аналог. Он без номограммы, но зато с инструкцией.

Принцип расчёта не очень сложный - на круге строится горизонтальная проекция движения шара. По ней уже определяются направление и скорость ветра. Только вот не знаю, скорость определяли-ли, или для этого дальность до шара обязательно знать? Хотя, вроде можно, высоту то приблизительно можно по времени и вертикальной скорости посчитать. А зная угол места шара, определяем до него дальность.

Правда "игровой момент" тут не очень конечно. Но может тогда просто данные ветра печатать по высотам, как на самолётном регистраторе в теме "Самолётное зондирование атмосферы"? Окуляр-то требуется лишь бутафорский.

В принципе, если сделать не окуляр теодолита, а индикатор на ЭЛО с двумя бутафорскими дрожащими импульсами, то можно рядом выводить температуру с высот, тогда получится станция радиозондирования а ля "Малахит", Саша Белов должен помнить её по острову Врангеля :)

Но это штука уже специализированная и сложне, тем более что с влажностью ещё не всё ясно в симуляторе. А вот пункт шаропилотных наблюдений для полётов на Каталине, D-3, с эшелонами 3-5 тыс. футов иметь было бы полезно. Только фот факт пропадания шар-пилота в облаках непонятно как можно реализовать.

 

Саша, можно такое сделать? А то я ветер беру по данным FSrealWX, а это не совсем честно. И хотя наверное мало кто летает моими способами, но вдруг решит, то при использовании другого погодника (FSrealWX всё же реже применяется симерами), честно получить ветер по высотам не сможет.

По продолжительности шаропилотный выпуск длится 5-15 минут, пока шар видно. Перед полётом выбираешь вместо самолёта метеостанцию с шаропилотной панелью, снимаешь наземные метеоэлементы, температуру и приземный ветер по анемометру (он уже есть), выпускаешь шар-пилот и узнаёшь ветер для высоты полёта. Если облачность низкая, то интерполируешь ветер за облаками. И всё, к полёту готов! В меню симулятора переключаешься на модель самолёта и летишь, как взрослый :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Леша,

 

То, что другой погодник даст другие высотные зависимости для температуры и давления - это, увы, факт. Сам проверял - делал зондаж с использованием FSRealWX, сохранял METAR, а потом повторял полет с загрузкой погоды FSMetar. Где-то даже была екзелевская табличка с расхождениями данных.

 

Проблема только в том, то МСФС генерирует погоду только в точке нахождения пользователя. Никаких других "мест" в симуляторе не существует. Трафик на ветер не реагирует - проверял, была мысль сделать трафиковый шар-зонд и запускать его в Антарктике. К сожалению, не выгорело.

 

"Малахитом" нам, первокурснкам, играть не разрешали, увы. Шар запускал, было дело, а с техникой работали старшекурсники, они изучали аппаратуру в семестре.

 

Давай прикинем, что мы хотим увидеть на экране РЛС. Зондирующий импульс в начале шкалы. Отметку цели на требуемой дальности и высоте. Но направление ветра в точке, где нас нет, погодник нам не даст.

Share this post


Link to post
Share on other sites

То, что другой погодник даст другие высотные зависимости для температуры и давления - это, увы, факт. Сам проверял - делал зондаж с использованием FSRealWX, сохранял METAR, а потом повторял полет с загрузкой погоды FSMetar. Где-то даже была екзелевская табличка с расхождениями данных.

Честно сказать, не думал, что другие погодники иначе ветер дают. Тем более радуюсь что остановился на FSrealWX, проверял его по реальным картам погоды, совпадает хорошо. Особенно нравится ход температуры - есть инверсии и тропопауза.

 

Проблема только в том, то МСФС генерирует погоду только в точке нахождения пользователя. Никаких других "мест" в симуляторе не существует.

А мне именно это и нужно. Любая аэрологичческая или метеостанция и в реале могут дать погоду только для своей зоны.

 

Трафик на ветер не реагирует - проверял, была мысль сделать трафиковый шар-зонд и запускать его в Антарктике. К сожалению, не выгорело.

И правильно! Трафик так и должен себя вести, он ведь летает по маршрутам, следовательно, как бы "учитывает" влияние ветра. Если у меня будет задание пролететь по заданному маршруту, я тоже пролечу его одинаково, при разном ветре. Разве что время полёта будет различаться.

Но нужен не трафик!

А полноценная модель, как для самолёта. Но без двигателей, а только с вертикальной тягой и, желательно с постоянной скоростью подъёма. Модель в форме шара. Без панелей. Текстуры - белый шар и чёрный. Хорошо бы и для ночных выпусков. Это белый шар, только к нему привязаны батарейка и лампочка.

Модель отпускается (не знаю как правда, может снятием со стояночного тормоза?) и летит, почти как самолёт. Можно в симе только вертикальную тягу создать?

Ветер на модель будет влиять. Координаты её и высоту определить мы можем. Координаты точки выпуска тоже знаем. Отсюда считаем вктер и для реализма выдаём на панель теодолита азимут и угол места. А в перекрестии просто белый/чёрный шарик болтается. Могу рассказать как это в реале выглядит.

Лететь можно и с самим шариком, например в ВК, а можно остаться на земле, переключившись на вид "Башня". А панель теодолита вызывается в любой выбранный вид через Shift+цифра. На ней, кроме окуляра, выводятся угол места и азимут. И по ним же, высота, направление и скорость ветра. Если облачности нет, то выпуск длятся дольше, но не думаю, что выше двух-четырёх километров, можно уточнить, как далеко можно различить на небе оболочку. По горизонтальной дальности шар-пилот тоже недалеко удалится. Так же, миль 5-7, всё от силы ветра на высотах зависит.

И это будут данные ветра по высотам для района аэродрома.

Очень неплохое подспорье для полётов на технике 30-40-х.

Главное определиться с дальностью видимости шар-пилота. Она определяет продолжительность "выпуска" (так называют не сам момент выпуска оболочки, а весь процесс, до прекращения снятия отсчётов). Дальность видимости шар-пилота зависит от погоды и времени суток. При низкой облачности он должен "исчезать" в ней. В ясную погоду видно дальше и значит дольше. Но потом всё равно увеличения не хватает и оболочка уже не различима в небе.

 

 

Давай прикинем, что мы хотим увидеть на экране РЛС. Зондирующий импульс в начале шкалы. Отметку цели на требуемой дальности и высоте. Но направление ветра в точке, где нас нет, погодник нам не даст.

 

Саш, может для начала всё таки шаропилотный пункт? Он и полезнее для полётов, и выпуск длится 5-15 минут. Ветер получил и всё. Такие выпуски делали практически в любом, более менее крупном аэропорту уже в 40-е. Шарик там небольшой, накачали и, когда захотел синоптик - выпустили.

А аэрологическое радиозондирование (с использованием радиозонда), штука другого порядка. Сам шар (его называют "оболочка") намного больше, радиозонд с батарейками. Аэрологические станции находятся не в аэропортах, а по своему распределены. И их не так много. На всю Якутию их было всего 10 шт. даже в 80-е годы. Определяют они больше параметров (кроме ветра ещё давление, температуру и влажность) и высоты у них больше, 20-35 километров. Выпуск длится полтора-два часа. Эти данные ещё анализировать надо уметь. Как минимум, ту же аэрологическую диаграмму строить.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так. Вначале делаем "шар-пилот".

 

Просто "пилотируемый воздушный шар" я где-то уже видел... Надо поискать. А визуальную модель мы ему сделаем.

Share this post


Link to post
Share on other sites

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...