Jump to content

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

ilya1502

Практические вопросы использования метеолокатора

Recommended Posts

Коллеги, здравствуйте!

 

Потихоньку осваиваю полёты с локатором (ниже на рисунке).

Прибор действующий - действительно позволяет отображать метеоявления (облачность, осадки) симовского мира.

 

Базовые навыки вроде бы приобрёл, но чувствую, что за одним вопросом скрывается ключ к более правильному использованию прибора.

 

Вопрос такой.

Вот в верхнем правом углу рукоятка, называется Antenna Gain. Поискал в Интернете, узнал, что по-русски этот параметр называется коэффициент усиления антенны. Почитал. В текстах много радиотехнической специфики и математики, разобрался не во всём, но физический смысл более или менее представил. Расстроило же то, что не удалось найти никакого практического руководства по использованию этого параметра конкретно в метеолокации.

 

Я прошу прощения за вольность в терминологии и буду признателен, если специалисты меня поправят. Я понимаю, что изменение значения этого параметра влияет на интенсивность засветок, но как мне, как оператору, это свойство чисто практически может пригодиться?

 

Я буду очень признателен за ваши советы как на этот счёт, так и по использованию бортового метеолокатора вообще.

 

wx500-cb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Имхо, можно сравнить с ручкой якрости на телевизоре.

Если выкрутить на максимум - все засвечено (яркие зоны будут сливаться), если на минимум - ничего не видно. Нужно искать оптимум для получения четкой картины.

 

P.S. Не мне, конечно, модера в Гугл слать )), но по запросу "weather radar gain" он пятой ссылкой выдает эйрбасовский мануал по оптимальному его использованию. Там как раз про уменьшение гейна для устранения сливания активных областей рассказано.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Илья, вовремя вы тему создали. У самого куча вопросов по метеолокатору Шайенна (RXP, поверьте, более адекватен). Думаю, против не будете, если я вам "на хвост упаду"? :sarcastic:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Насколько я понял это Reality XP Wx500?

 

Чисто практически это используется для того, что бы отсеять фоновые и не нужные Вам засветки, которые мешают работать с основными и для более четкого определения очага. Как тут уже правильно отметили, Вам нужно подобрать наиболее удобный для Вас режим работы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

zirya

Посылайте смело :sarcastic:

Спасибо за ссылку и наводку - я вводил "antenna gain" и не попал на этот мануал.

 

Rost

Так задавайте здесь - вместе разберёмся. Я наоборот только за, потому и тему назвал так широко.

 

Эрих Хартман

Да, это RXP.

Вот я и использовал пока только в попытке убрать засветки от земли, но думал, что, может быть, есть и другие назначения. Вообще, как понятно из разных материалов, картинка на экране довольно относительна, и отсутствие засветки между двумя очагами не означает, что путь там безопасен. С этой точки зрения мне и непонятен смысл выделения очага, казалось бы, наоборот, нужно максимум засветок от атмосферных явлений.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересная темка.

В этом мануале по радару Collins WXR-2100 вычитал, что есть даже Automatic Gain:

Automatic Gain.

During automatic operation the MultiScan Radar uses variable gain based on atmospheric temperature profiles to compensate for variations in geographic location, time of day and altitude, resulting in optimized weather returns in all phases of flight. Gain is thus adjusted to best suit the environment in which the aircraft is flying and provide the optimum weather picture in the prevailing conditions.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Jeka_M

Большое спасибо за ссылку! Пока не читал, но из приведённого вами текста видно, что результат работы локатора зависит от

 

atmospheric temperature profiles

variations in geographic location,

time of day

and altitude

 

Пока не прочёл мануал, не буду писать новых вопросов, но эти зависимости неясны.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот в верхнем правом углу рукоятка, называется Antenna Gain. Поискал в Интернете, узнал, что по-русски этот параметр называется коэффициент усиления антенны. Почитал. В текстах много радиотехнической специфики и математики, разобрался не во всём, но физический смысл более или менее представил. Расстроило же то, что не удалось найти никакого практического руководства по использованию этого параметра конкретно в метеолокации.

 

Я прошу прощения за вольность в терминологии и буду признателен, если специалисты меня поправят. Я понимаю, что изменение значения этого параметра влияет на интенсивность засветок, но как мне, как оператору, это свойство чисто практически может пригодиться?

 

Я буду очень признателен за ваши советы как на этот счёт, так и по использованию бортового метеолокатора вообще.

Ну, во-первых, это очень хороший погодный локатор, уже не одну сотню часов с ним налетал. :sarcastic:

 

Грубо говоря, выставляя gain, мы выставляем "плотность" отображения облачности. В итоге, мелкие несущественные зоны не будут отображаться, а отображаться будут места с наиболее мощной облачностью. :)

 

Например. Вчера летел рейс Лондон (EGLL) - Йоханнесбург, ЮАР (FAJS). В пути сделал пару скринов:

 

Max Gain

ac7525332fb1.jpg

 

-11 Gain (обычно я его и юзаю в полете): :)

563bc709bcfe.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
atmospheric temperature profiles

variations in geographic location,

time of day

and altitude

 

Мне видится так. Есть капельки в тучах, на них идет рассеяние (в том числе в обратную сторону = отражение) излучения радара. Интенсивность рассеяния пропорциональна размеру капелек. Из общих соображений кажется, что размер капли должен определяться сорбционным равновесием. Адсорбция зависит от количества налетающих на каплю молекул воды (давление), десорбция зависит от температуры капли (температура). И давление и температура зависят от высоты. Количество капелек на единицу объема по логике должно зависеть от количества центров нуклеации. Это вполне может зависеть от географического местоположения.

Ну а чем меньше интенсивность отражения - тем больший гейн нужен, чтоб его зафиксировать.

 

непонятен смысл выделения очага

Как написано в мануале эйрбаса - нужно для вычленения в хреновой зоне, самых хреновых участков, от которых нужно держаться как можно дальше. То есть, например, прямо по курсу равномерное пятно. Слева обходить или справа? Уменьшили гейн. Ага, самая жуть не в центре, а чуть левее - обходим справа.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хм, я смотрю мы так глубоко полезли в теорию функционирования погодного радара. Вот нарыл электронную версию книги - "Weather radar: principles and advanced applications". Может пригодится по теоретической части.

UPD: Блин, оказалось её покупать надо. При таком просмотре не все страницы доступны...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот что нашёл:

 

post-7660-1273758569,85_thumb.jpg

post-7660-1273758588,76_thumb.jpg

 

 

post-7660-1273758603,39_thumb.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну, тут уже всё сказали, в принципе. :) Ничего не добавить. Поделюсь только очень классным учебным материалом по погодному радару. :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Насколько критично попадание самолёта в грозовой участок в симуляторе (FS9/FSX)?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Коллеги, друзья!

Разрешите засвидетельствовать вам мой сердечный респект :) Всё-таки сильно ещё авиационное братство на авсиме! Столько информации - всё по делу :)

 

Скачал все мануалы, на выходных буду читать и записывать возникающие по ходу вопросы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Читаю эрбасовский мануал.

Пока вопрос вызвало вот это замечание:

Care should be taken when using radar on ground: Radar can cause damage to the human body.

 

:) Это каким образом? Какие повреждения может причинить? :pilotfly:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Читаю эрбасовский мануал.

Пока вопрос вызвало вот это замечание:

Care should be taken when using radar on ground: Radar can cause damage to the human body.

 

:) Это каким образом? Какие повреждения может причинить? :pilotfly:

СВЧ-излучение пользы ещё ни одному body не приносило :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

blink.gif Это каким образом? Какие повреждения может причинить? unsure.gif

 

Отличительная черта наших ЭРТОСников с локаторов: 70% лысые :pilotfly:

Share this post


Link to post
Share on other sites

СВЧ-излучение пользы ещё ни одному body не приносило :)

Да, прочёл, что СВЧ печи использую 2,45 ГГц, а в метеолокаторах используется до 12,5 ГГц.

То есть неаккуратно включив излучение РЛС на стоянке, я могу нечаянно поджарить проходящего мимо излучателя авиатехника? Ужас :pilotfly:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, прочёл, что СВЧ печи использую 2,45 ГГц, а в метеолокаторах используется до 12,5 ГГц.

То есть, неаккуратно включив излучение РЛС на стоянке, я могу нечаянно поджарить проходящего мимо излучателя авиатехника? Ужас :pilotfly:

Поджарить не получится, а вот состав крови, спинного мозга и прочих составляющих может немного измениться.

Ещё есть, так называемые, зоны Френеля. Популярно объяснить не могу и Формулу не помню, но, согласно ей, воздействие СВЧ особенно ощутимо вблизи антенны. Например, на расстоянии 5 метров одно, а всего на два шага ближе, возрастает в тысячи раз. Все цифры условные. Мы Френелем радиотехников пугали так, что они боялись даже просто вращающегося радиолокатора. Хотя, на самом деле, он то менее опасен :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

:) Это каким образом? Какие повреждения может причинить? :)

Пол-шестого может быть в т.ч. :pilotfly:

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот пишут:

In most cases in flight, the adequate antenna tilt setting shows some ground returns at the top edge of the ND.

 

То есть антенна должна быть направлена несколько вниз. Чем это объясняется? Ведь по идее важнее знать, что творится на твоей высоте :pilotfly:

 

UPD: отвечаю сам себе. Это, получается, относится только к высотному полёту, когда на высоте крейсерского эшелона облака большей частью состоят из кристаллов льда, которые хуже обнаруживаются локатором. Таким образом, локатор покажет менее активные метеоявления, чем на самом деле, вот и нужно сканировать пространство ниже, чтобы увидеть ядро скопления осадков. От оно как! :)

 

Max Gain

 

-11 Gain

Никита, а где вы цифру смотрите? (-11)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Никита, а где вы цифру смотрите? (-11)

Если курсор задержать на колесике Gain, то высветится число. :pilotfly:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если курсор задержать на колесике Gain, то высветится число. :)

А, во всплывающей подсказке? Я их не юзаю, вот почему не заметил :pilotfly:

 

Вот пишут в мануале к эйрбасу, что

the weather radar, if not correctly used or interpreted, may mislead the flight crew when:

...

• Gain is left in a manual position.

А как же быть с этим локатором, у которого нету Auto Gain?

Share this post


Link to post
Share on other sites

А как же быть с этим локатором, у которого нету Auto Gain?

 

Читать инструкцию к нему. :pilotfly:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Читать инструкцию к нему. :pilotfly:

Рад бы, да где её взять? Инструкция от RealityXP достаточно скупа, а их локатор имеет ли реальный прототип?

Share this post


Link to post
Share on other sites

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...