• entries
    49
  • comments
    216
  • views
    64984

Солнечный (UNYS)

Miracle

947 views

Эта история началась с обычного, ничем не примечательного телефонного разговора. Мой хороший знакомый из Красноярска, Матвей, обмолвился, что продает свой Ан-2, есть и покупатель, но он в Норильске, и перегонять туда самолет ему категорически некогда.

- Не жалко продавать? - поинтересовался я.

- Жалко, конечно... Но еще больше жалко, что он стоит на приколе и не летает. У меня сейчас без него забот по горло. Пусть лучше послужит хорошему человеку, чем сгниет на стоянке.

- Ясно. А что, перегнать совсем некому?

- Да в том-то и дело. Все мои приятели-летчики тоже по уши в делах: один бизнес раскручивает, другой дом строит... Сам понимаешь, ни денег, ни времени... Так что, видать, не сложится...

- А если я перегоню? Доверишь?

- А допуск на тип есть у тебя?

- Летал на таком когда-то...

- Слушай!.. Век благодарен буду! Приезжай!

- О'кей, только насчет отпуска договорюсь. Честно говоря, сам истосковался по штурвалу, да и машина... У меня с ней многое связано. Полетаю на ней с удовольствием.

- Ну лады, договорились. Решай там с отпуском и звони, буду ждать.

- Позвоню.

 

Долго ли, коротко ли, а в начале сентября я две недели себе выгрыз. И еще за неделю до отпуска начал зубрить РЛЭ, восстанавливая в памяти давно позабытые режимы и ограничения.

И вот наконец рейс Москва-Домодедово - Красноярск приземлился в аэропорту Емельяново.

Едва войдя в здание аэровокзала, я увидел Матвея, радостно махавшего мне.

Дождались багаж, коротая время за разговорами, и я совсем было уже собрался выйти на стоянку такси, как Матвей, хитро прищурившись, увлек меня в противоположную сторону, обратно на летное поле.

На стоянке для мелких нас дожидался ослепительно-белый Robinson R-22.

- Видал на чем летаю теперь? Пр-р-р-рошу! - и Матвей хозяйским жестом распахнул пассажирскую дверь.

Я закинул дорожную сумку в багажное отделение и уселся на кресло. Матвей закрыл дверь, обошел вертолет, сел на пилотское кресло и включил зажигание.

Через несколько минут мы были уже в воздухе и направлялись к Красноярску.

- Надеюсь, ты не слишком устал? - спросил Матвей.

- Напротив, отдохнул в полете.

- Сыт?

- Более чем.

- Тогда не возражаешь, если мы прямо сейчас махнем в Солнечный? Хоть успею покатать тебя по кругу, покажу основные ориентиры. Завтра будешь сам-с-усам, у меня времени уже не будет, извиняй...

- Прекрасно! Давай.

На горизонте уже раскинулся Красноярск, Матвей направил вертолет левее, к его северной оконечности.

- Видишь вон тот квартал слева? - Матвей ткнул пальцем в группу высоток, стоявших особняком. - Это и есть микрорайон Солнечный.

 

blogentry-2125-0-46062700-1417769736_thumb.jpg

 

Дома приближались, и вскоре я заприметил летное поле, занимавшее огромный пустырь между Солнечным и Красноярском.

 

blogentry-2125-0-85294600-1417769754_thumb.jpg

 

Матвей распрощался с Красноярск-Кругом и запросил Солнечный.

Бортов кроме нас в воздухе не было, поэтому диспетчер милостиво разрешил нам заход по-вертолетному прямо на стоянку.

 

blogentry-2125-0-79743200-1417769771_thumb.jpg

 

Через минуту мы приземлились неподалеку от АДП, около которого стоял старенький ПАЗик.

 

blogentry-2125-0-03329800-1417769984_thumb.jpg

 

Ротор еще вращался, когда мой неугомонный приятель уже вытащил меня из кабины и поволок к стоянке, на которой виднелся целый выводок Ан-2 - шесть штук!

- И что, все летают?

- Почти все.

- Заметно, что Ан-2 был у вас популярен, много бортов сохранилось. У нас в Подмосковье нигде такого не увидишь - чтоб шесть штук на одном аэродроме... Который наш-то?

- Вот этот, краснокрылый.

Матвей открыл дверь, и в нос нам ударил запах застоявшегося воздуха. Да, видно, что самолетом давно не пользовались.

- Располагайся, я сейчас, - и Матвей исчез.

 

Я забрался в кабину, такую родную и такую подзабытую, расположился в правом кресле и стал с нежностью разглядывать приборную панель, пьедестал, трогательно обшарпанные штурвалы и потертую кожу.

Впрочем, сиденья были перетянуты, и вообще вид у самолета был весьма бодрый, заметно, что его любили и за ним следили.

Вскоре снаружи появился Матвей, он направлялся к самолету еще с одним человеком, судя по всему, с техником.

Подойдя к самолету, они открыли створки капота, и вскоре я почувствовал легкие толчки. "Выворачивают свечи", - догадался я.

Оставив техника возиться с двигателем, Матвей принялся за предполетный осмотр, попутно снимая чехлы и заглушки.

Вскоре капоты были закрыты, Матвей появился в проеме двери кабины и упёр руки в боки:

- Та-а-ак, и что это мы делаем на правом кресле? Ну-ка марш на левое! Сейчас будем запускать. Погоди, дай только контровку сниму.

Сняв и убрав контровку штурвала и педалей, он согнал меня с насиженного места и плюхнулся на него сам. Напялил гарнитуру, щелкнул тумблерами АКБ, преобразователя и радиостанции.

- Солнечный, добрый день, 55721, стоянка семь, разрешите запуск.

- 721, запуск разрешаю, - отозвался диспетчер. - Давление 751 миллиметр.

- Давление 751 миллиметр, запуск разрешили, - подтвердил Матвей и повернулся ко мне, все еще стоящему в проходе.

- Давай, садись, запускаемся! Цигель, цигель! - поторопил он.

 

Ну уж дудки. Поспешишь - только людей насмешишь. Торопиться я не собираюсь.

Сев в кресло, я первым делом демонстративно отрегулировал его по росту, а потом не торопясь стал вспоминать последовательность запуска.

Прежде всего проверил, что стоп-кран открыт, обогрев карбюратора выключен, а винт полностью облегчен.

Открыл топливные баки в положение "сумма", накачал альвейером 0,25 кгс/см3, крикнул механику провернуть винт.

Винт рывками пошел, а я тем временем сделал несколько качков заливным шприцем. Вроде, пока все правильно.

После этого я начал горстями включать тумблеры, пропуская только освещение.

Ну, вроде, и все, можно запускать.

Щелкнул тумблером "Запуск", крикнул в форточку "От винта!", дождался ответа "Есть от винта!" и включил стартер на раскрутку.

Загудел маховик, заплясала стрелка амперметра. Через несколько секунд она поползла вниз, а звук маховика повис на одной ноте: вышел на рабочие обороты.

Перещелкнул тумблер на "сцепление", и едва лопасти сделали один оборот, включил магнето.

Сначала показалось, что двигатель не завелся. Но нет: один-два цилиндра подхватили, двигатель зафыркал, из патрубков выстрелил сизый дым сгоревшего масла, и вот уже один за другим стали подключаться остальные цилиндры. Через несколько секунд двигатель ровно и добродушно затарахтел. Запустились!

Я выключил тумблер "Запуск" и включил генератор. Покосился на амперметр: зарядка пошла. Отлично.

 

Пока стрелки указателей температур медленно ползли вправо, я пощелкал переключателем баков, дав двигателю по минуте поработать то на левом, то на правом. Убедившись, что температура уже почти рабочая, приоткрыл створки капота и маслорадиатора и, увеличив обороты, проверил работу магнето.

Все в порядке, можно лететь.

- Ну что, прошу?

- Проси.

- Солнечный, 721, разрешите занять предварительный.

- Занимайте, 721, взлетный курс 220 градусов.

- Занимаю, 721.

 

Техник выбивает колодки, снимаю со стояночного, прибавляю газ, боковым зрением следя когда самолет покатится, выжимаю правую педаль и, едва самолет трогается с места, жму рукоятку тормоза. Раздается скрип тормозов, и самолет... едет прямо! Причем, резво так едет!

Сдергиваю газ и изо всех сил давлю на тормозной рычаг, с ужасом наблюдая, как диск нашего пропеллера угрожающе приближается к капоту противоположного Ан-2.

Не доезжая всего нескольких метров, наш самолет наконец останавливается.

Черт, совсем забыл предупредить, - извиняющим тоном произносит Матвей. - На этой машине тормоза плохо берут, рулить надо крайне осторожно.

Я в ответ только молча укоризненно качаю головой.

 

Откуда-то набегают люди, заталкивают нас хвостом вперед обратно на стоянку.

- Давай заново, - говорит Матвей. - Только осторожно!

Чуть дыша, играя газом и тормозами, взмокнув от напряжения, я выруливаю наконец со стоянки, чуть не снеся консолью один из самолетов. И только на рулежке перевожу дух.

- Слушай, а ты уверен, что хвостовое колесо не заблокировано? - недоверчиво спрашиваю я, косясь на тумблер и лампочку блокировки.

- На этом борту блокировка сто лет как не работает, - "успокаивает" меня хозяин.

Доехали до конца рулежки, опять короткая, но яростная схватка с тормозами, и наконец занимаем предварительный.

- Солнечный, 721, разрешите занять исполнительный.

- 721, занимайте исполнительный, ветер 180 градусов 3 метра в секунду.

- 721, занимаем исполнительный, условия приняли.

Глянув на всякий случай налево-направо, выкатываемся на полосу, выпускаем закрылки во взлетное положение. Готовы? Вроде, готовы.

- 721, разрешите взлет.

- Разрешаю, 721.

- Взлетаем.

Плавно вперед сектор газа, самолет, взревев, набирает скорость, на 60 км/ч, отдав штурвал от себя, поднимаю хвост, на 100 км/ч Ан легко отрывается от полосы.

- 721, взлет, левым по схеме.

- Выполняйте, 721, третий доложите.

- Третий доложу, 721.

Сразу за полосой - обрыв, ландшафт резко проваливается вниз. По альтиметру 50 метров высоты, на самом деле - почти 100. Как с авианосца взлетели.

 

Однако, эмоции в сторону. Убираю закрылки, устанавливаю номинал, на 100 метрах начинаю первый разворот.

- Дорогу под нами видишь? - перекрывая шум мотора слышится в наушниках голос Матвея. - Это Енисейский тракт. Иди над ним или параллельно. А вон развязка на нем впереди. На ее траверзе выполняешь второй.

- Понял, - киваю я.

 

blogentry-2125-0-52179700-1417776841_thumb.jpg

 

Напротив развязки, почти уперевшись носом в какую-то промзону, начинаю второй разворот.

- Теперь держи между высоковольтной подстанцией и заводом, - командует Матвей. - Это КрАЗ. Только не Кременчугский автомобильный, а Красноярский алюминиевый!

- Угу.

 

blogentry-2125-0-95749800-1417777527_thumb.jpg

 

Высота уже 200, убавляю режим до крейсерского. Наконец есть минутка оглядеться. Слева виден аэродром, с которого мы поднялись минуту назад, справа - раскинулся по берегам Енисея красавец-Красноярск.

Не успел перевести дух, как уже подходим к третьему.

- Солнечный, 721, на третьем, конвейер.

- 721, конвейер разрешаю, готовность доложите.

- Готовность доложу, 721.

Поехали третий.

 

blogentry-2125-0-25621500-1417777565_thumb.jpg

 

- Теперь сюда смотри. Во-о-он кирпичный завод, видишь? Держи левее, на траверзе завода - четвертый.

- Ясно.

Убавляю режим до 500 мм рт. ст. и 1500 оборотов в минуту, переводя самолет в снижение. На четвертом нам надо иметь 100 метров высоты.

- Закрылки выпусти на 15, - советует Матвей.

И действительно, к тому времени когда кирпичный завод вползает в правое окно, альтиметр показывает аккурат 100 метров высоты.

 

blogentry-2125-0-46544400-1417778893_thumb.jpg

 

А слева виден аэродром.

 

blogentry-2125-0-12625500-1417778950_thumb.jpg

 

Закрылки 30, винт облегчить, фары... Па-а-аехали!

- Солнечный, 721, к конвейеру готов.

- Конвейер разрешаю, 721.

- Разрешили конвейер, 721.

 

Планирую, но перед торцом растут деревья, и мне приходится немного "подтянуть", чтобы не задеть вершины.

 

blogentry-2125-0-20932000-1417777874_thumb.jpg

 

Наконец самолет мягко касается травы, закрылки 15, взлетный... на колу мочало, начинай сначала.

 

Уффф...

К третьему кругу я был мокрый как мышь и уставший, как шахтер в забое.

Можете со мной не соглашаться, но мне кажется, что самый тяжелый, самый выматывающий полет - это не бреющий полет и не полет в СМУ, а круги. Нет ни минуты, чтобы перевести дух. Постоянно чем-то занят: крутишь штурвалом, меняешь режимы, управляешь механизацией, ведешь связь... Круги плотные, время спрессовано, руки и голова еще не привыкли к самолету, постоянное напряжение - как бы чего не забыть...

 

Наконец, круге, наверное, на пятом, Матвей сжалился:

- Ладно, хватит на сегодня. Проси посадку, заруливай на стоянку.

 

blogentry-2125-0-38047000-1417778272_thumb.jpg

 

Опять борьба с тормозами, и опять я проигрываю: самолет стоит в стороне от стоянки, да еще и наискось.

 

blogentry-2125-0-88632300-1417778338_thumb.jpg

 

- Леший с ним! - машет рукой Матвей. - Выключаемся. Попрошу мужиков, они его вручную потом закатят. Ориентиры все запомнил?

- Да.

- Обратным стартом - все то же самое, только третий - над развязкой, а четвертый - над кладбищем.

- Над чем??

- Над кладбищем, - пожал плечами приятель.

 

 

 

Я, честно говоря, не знаю точно как там на Солнечном круги выглядят.

 

Схему к местности приложил, но это скорее чтобы точки входа-выхода из зоны аэродрома к местности привязать. Коню понятно, что схема - условность и что таких плотных кругов не бывает.

 

blogentry-2125-0-84728800-1417779872_thumb.jpg

 

Ну, пришлось самому сочинять, задавая себе вопрос "а как бы я сам там круги летал?"

Вот что-то такое получилось. По этой схеме и тренировался.

 

blogentry-2125-0-15814400-1417779949_thumb.jpg

 

 

 

 

В город ехали на такси, в молчании. Не знаю о чем думал Матвей, а я обсыхал и переваривал. Отвык я от машины, отвык... Ничего, восстановим навыки...

 

Назавтра я был на аэродроме с самого утра.

Ан-2 стоял ровно и чинно, как ни в чем ни бывало. Думаю, Матвей мужиков не обидел, сделали.

Отомкнул дверь, обошел самолет, провел предполетный осмотр, снял заглушки и чехлы. В задумчивости остановился около лопасти.

Стоп.

А кто ж мне винт-то провернет?

Я беспомощно огляделся. Аэродром как вымер. Ну правильно, сегодня понедельник... Может, и есть кто из техников, да ищи его-свищи... Да и кто знает какие из них прикормленные, а какие - нет. Попадешь еще в неудобное положение...

Ладно, чай не барин, сам проверну!

Ну и бегал потом между кабиной и пропеллером, у нищих слуг нет! :)

Ничего, запустил.

 

Взлетный курс в этот день как раз противоположный был, 040. Но это все условности: ветра практически не было. Над Красноярском повис мощный сибирский антициклон, со штилевой погодой и абсолютно безоблачным небом. Бабье лето. Последнее теплое "прости".

Так приятно было сидеть в прогретой солнцем кабине, поглядывая на расстилающийся слева Красноярск.

 

blogentry-2125-0-37469900-1417779615_thumb.jpg

 

И как-то оно легко пошло в этот раз. Может, потому что один был?

Сделал три круга и понял, что навыки вернулись.

 

Ну, только к тормозам так до конца и не привык :)

 

blogentry-2125-0-23815100-1417779689_thumb.jpg

 

Но, в общем, можно лететь.


3
  Report Entry


8 Comments


Балин, во я тормоз :)

Спасибо, исправил.

 

Может, не только по тексту, но и по сути замечания есть?

Ты ж знаешь, я критику всегда только приветствую :)

0

Share this comment


Link to comment

А я вычеркнул себя из числа критиков)). написано отлично, читаю)

0

Share this comment


Link to comment

Ну спасибо на добром слове :)

 

Просто когда делают замечания, я исправляю ошибки и расту. А когда все молчат - расти некуда :)

Когда начинал летать в ВАТСИМ, замечания под моими тогдашними опусами помогли мне избавиться от многих ошибок.

 

Так что критике буду только рад :)

0

Share this comment


Link to comment

Ну вот ,теперь можно и проверить ,правильно ли я запускаю ан-2,хороший урок для новичка ! Спасибо.

0

Share this comment


Link to comment

Pankrat, я сам не уверен, что правильно его запускаю :) РЛЭ читал, видео смотрел, но вживую ни разу не запускал. Мог и наврать где-то.

0

Share this comment


Link to comment

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now