• entries
    23
  • comments
    156
  • views
    28994

Утюги против мухобоек

crum

1437 views

Продолжаем упражняться в графомании.

В более причесанном виде и с картинками читайте на сайте: Утюги против мухобоек.

...но здесь тот же самый текст, если что.

______________________________________________________

 

Утюги против мухобоек

 

Есть в нашем общем хобби одна любопытная тенденция — как минимум, две трети всех симмеров с самого начала увлекаются большими самолетами, практически полностью игнорируя малую авиацию, считая ее недостойной внимания. И это выглядит несколько странно, учитывая, что увлеченные симмеры обычно ратуют за максимальный реализм, но при этом совершенно не обращают внимания на тот факт, что в реальности летная карьера начинается далеко не с лайнеров и полетов по приборам.

 

Можно было бы все списать на историю развития авиасимуляторов, ведь еще 10 лет назад компьютеры были слишком слабыми, чтобы моделировать визуально узнаваемое пространство, а значит оставалось летать именно в режиме «по приборам», довольствуясь до схематичности упрощенной визуализацией. Но это очень слабое оправдание, потому что по приборам можно летать и на маленьких самолетах, а симмеры почему-то тяготеют именно к большим. Значит, тут сказывается какой-то иной фактор.

 

Обсуждение этого вопроса на форумах показывает, что многим нравится ощущать себя в почетной роли капитана большого корабля, потому что это сложнее — а всем нам очень нравится решать задачки на грани своих возможностей. Слишком простая игра навевает скуку, и визуальные полеты тут вполне могут показаться недостаточно напряженными… хотя, как говорится, это потому, что кто-то не умеет их готовить.

 

Другая причина в том, что хочется пересесть с хорошо знакомого пассажирского кресла в пилотское, ведь лайнеры для многих — это единственный тип самолетов, с которыми реально приходилось соприкасаться в жизни, а малая авиация — это какая-то неосязаемая абстракция. Отсюда и такая тяга к виду из пассажирского иллюминатора во многих видеороликах — способ ощутить волнительную связь происходящего в симуляторе с хорошо знакомой реальностью.

 

Здесь, кстати, можно проследить разницу, между русскими и американскими симмерами. В нашей стране частная малая авиация до недавних пор отсутствовала как класс, в то время как в Америке иметь свой собственный самолет и регулярно на нем летать в свое удовольствие — не такая уж и редкость. Соответственно и в сфере авиасимуляторов интерес к маленьким самолетам и аэродромам заметно выше. Но даже и в забугорье наблюдается тот же самый перекос в пользу авиалайнеров. Интересно, почему?

 

Третья причина в том, что большие самолеты, способные в считаные часы перевезти пару-тройку сотен виртуальных тел из одного конца Земли в другой, гораздо сильнее захватывают воображение, чем всякая крылатая мелочь, летающая с «пешеходной» скоростью. Космические корабли, если бы они были повседневной действительностью, поражали бы воображение еще больше, но в их отсутствие, самый впечатляющий вариант — большие современные авиалайнеры.

 

Если же отвлечься от того, чем свою приверженность к большим самолетам объясняют симмеры, и порассуждать самостоятельно, то можно нащупать еще пару возможных причин.

 

Во-первых, это все-таки технические ограничения современных компьютерных технологий — симуляторы до сих пор гораздо лучше выступают в роли процедурных тренажеров, где основной упор делается на точность моделирования систем и процессов при выполнении полетов по приборам. Фактически, качественная модель лайнера в домашнем симуляторе уже вполне может поспорить в точности с коммерческими сертифицированными тренажерами. То есть, симуляторы очень и очень хороши в моделировании именно процедуры и технологии выполнения полета, однако они все еще крайне ущербны в передаче ощущения полета — особенно, в случае домашнего использования, когда нет ни подвижной платформы, ни кругового обзора.

 

Во-вторых, это тоже техническое ограничение, бьющее с другой стороны. Качественная настройка симулятора — работа, требующая технического склада ума. А учитывая общую беду всех имеющихся на рынке гражданских симуляторов — необходимость в долгой и муторной настройке — можно понять, почему среди симмеров так мало гуманитариев. Обратите внимание, что последний порыв Микрософта в отношении симуляторов — Flight — был лучше всего принят именно нетехнической аудиторией, на которую он, собственно, и был ориентирован. Соответственно, и упор в нем был сделан на максимизацию ощущения полета: качественная графика, убедительная динамика, минимум систем, хорошая игровая составляющая — идеальный симулятор для той категории симмеров, которые хотят просто почувствовать полет.

 

В целом, можно сделать вывод, что в пользу полетов на больших и тяжелых утюгах самолетах складывается слишком много факторов, чтобы эту тенденцию можно было переломить. Да оно и не к чему — спрос и предложение на рынке авиасимуляторов сейчас вполне сбалансированы и не требуют вмешательства. Потому Flight и прогорел, что они попытались навязать миру перемены, в которых он совершенно не нуждался, а на создание «нового лунапарка» для новой категории пользователей им просто не хватило пороху и бюджета.

 

Однако хочется все-таки сказать кое-что в защиту малой, но немаловажной виртуальной авиации, которая заслуживает большего внимания, чем ей сейчас уделяют. Дело вот в чем.

 

 

Игра или симулятор?

 

Бытует такое широко распространенное заблуждение убеждение, что симмеры, летающие на больших авиалайнерах в сетях вроде VATSIM и IVAO, заняты более серьезным делом, потому что их увлечение гораздо ближе к реальности, чем свободные бездумные полеты любителей малой авиации. Соблюдение разного рода FCOMов и SOPов со всякими там ФАПами создает у них стойкое ощущение особой реалистичности происходящего. Но в этом ли критерий реализма?

 

На самом деле, большая часть виртуальных капитанов лишь «играют в самолетики», точно так же как можно было бы играть в любую другую сложную игру. Некоторая взаимосвязь с реальностью, конечно же, добавляет остроты, но тут нужно понимать, что для большинства из них полеты на больших лайнерах — ровно такая же, не имеющая ничего общего с реальностью, абстракция, как и полеты на каких-нибудь космических крейсерах. То есть, эти люди никогда не окажутся даже близко от кабины какого-нибудь Боинга, и вовсе не потому, что не способны, а исключительно потому, что не хотят и не собираются этого делать — их вполне устраивает игра в летчиков. С такой точки зрения, получается, что они в гораздо большей степени геймеры, чем те, кто вдумчиво наматывает круги на какой-нибудь мухобойке, готовясь к предстоящим занятиям в летной школе.

 

Геймер превращается в настоящего симмера™ не тогда, когда умеет пролететь тысячу миль на сложном лайнере с соблюдением самых реалистичных процедур. Симуляция <strong>чужой</strong> реальности — это всегда всего лишь игра, пусть даже и невероятно сложная. А вот, когда виртуальная среда начинает использоваться для симуляции своей собственной действительности — чего-то такого, что имеет непосредственное отношение к тому, чем человек занят или в ближайшей перспективе может и собирается заняться в своей реальной жизни, — вот тогда это уже не просто игрушки, а совсем-совсем другое дело. Отношение к процессу симуляции в этом случае гораздо более серьезное, потому что теперь от точного понимания мельчайших нюансов летной науки зависит жизнь — неправильно сформированные в симуляторе навыки, неизбежно вылезут в реальном полете, и однажды это может закончиться трагедией.

 

То есть, удовольствие от полетов на авиалайнерах у многих — а, точнее, у большинства — связано с обычной радостью от развития и использования любого другого сложного навыка. И только незначительный процент виртуального капитанского состава — люди, действительно имеющие отношение к реальным полетам на больших самолетах, и только для них виртуальные авиалайнеры являются настоящей симуляцией, а не игрой. Обычно это студенты авиационных ВУЗов, действующие или бывшие пилоты и прочая авиационная братия, знакомая с авиалайнерами в своей реальной жизни.

 

Разумеется, виртуальные полеты на мухобойках сами по себе не гарантируют большей реалистичности происходящего. Как и в случае с лайнерами, для большинства виртуальных летчиков малой авиации симулятор — не более, чем игра. Только удовольствие они извлекают не из соблюдения сложных-пресложных процедур, а из игры в пилотирование маленького самолета и мимолетного, но все-таки ощущения свободы и полета. Это те самые «гуманитарии», для которых был сделан Flight, и которые так падки на красивую картинку и развлекательную составляющую полетов — всякие там экономические системы, виртуальные туры, соревнования в пилотировании и тому подобное.

 

Геймеры этой категории летают, как Бог на душу положит, без соблюдения правил и процедур, потому что все это не имеет отношения к тому удовольствию, которое они хотят получить. Взлететь с одного маленького аэродрома, покружиться в небесах и сесть на любой другой — конечно же, с красивым пейзажем вокруг — вот их главная радость. Вести радиообмен, думать о классах воздушного пространства, изучать карты и планировать полет для этого совершенно не обязательно — достаточно как-нибудь взлететь оказаться в воздухе, по GPSке выйти в точку назначения и там совершить некое подобие мягкой посадки.

 

Но, несмотря на некоторую ироничность изложения, никакого упрека или обесценивания подобного геймерского подхода к симуляторам здесь не подразумевается, тем более, что и автор сих строк принадлежит категории этих вот самых «летунов без правил». Цель данного текста не в том, чтобы указать на чью-то неправоту, — в том-то и состоит прелесть авиасимуляторов, что неправых здесь быть не может — каждый сам выбирает, чем для него станет виртуальная среда — увлекательной игрушкой, рабочим инструментом или комбинацией одного и другого. Хочется лишь внести ясность в природу некоторых любопытных тенденций и лучше понять свое собственное место в мире авиасимуляторов. Но вернемся к малой авиации…

 

 

В защиту мухобоек

 

Для начала, к вопросу о простоте. Летать на маленьком самолете по всем правилам тоже довольно сложно, но есть разница в том, кто или что берет на себя ответственность за «усложнение» процесса. Большой лайнер, если он хорошо смоделирован, даже завести не получится, не прочитав инструкции, не говоря уже о грамотном выполнении полета по какому-нибудь трансатлантическому маршруту. А с малой авиацией все иначе — самолет заводится с полпинка, и дальше все трудности реальных визуальных полетов можно легко проигнорировать — в симуляторе это совершенно ничем не грозит. То есть, вся «сложность» здесь находится на совести и ответственности пилота — симулятор тут ничем помочь не может.

 

То есть, мы здесь говорим о том, что развлекательный компонент полетов на мелких самолетах сильно ограничен с технической стороны. Когда-нибудь графика авиасимуляторов дотянется до уровня нынешних 3D-шутеров, и тогда оно вероятно станет получше, а пока здесь приходится подключать свое живое воображение… либо добавлять иную игровую составляющую — например, экономику в духе FSEconomy или грядущего SimAir.

 

Однако если вы посмотрите на реальных пилотов, выполняющих полет в симуляторе, то обнаружите, что им и в голову не приходит проверять виртуальный самолет на прочность — свалится ли он в штопор, будет ли он вращаться в правильную сторону, отвалятся ли у него закрылки, если превысить скорость и случится ли обледенение, если влететь в грозовую тучу. Даже, летая в виртуальном пространстве, они просчитывают в голове все те же задачи, которые приходится решать в настоящем полете. То есть, они используют симулятор совершенно иначе — как продолжение и отражение реальных полетов, по реальным правилам, которые соблюдаются добровольно — чисто из здравого смысла и инстинкта самосохранения, а не потому, что за всяким мелким нарушением следует какая-то неминуемая расплата.

 

И вот при таком подходе, когда полет в симуляторе используется для отработки реальных навыков, уж поверьте, сложности и настоящего живого интереса становится более, чем достаточно. Попробуйте отнестись к простому полету на дефолтной Цессне, как к ситуации, когда вам в реальной жизни чудесным образом разрешили на ней полетать. Вот вам ключи от самолета — вперед!

 

И если воображение вас не подведет, то очень скоро вы почувствуете, как ваша спина вспотела, а коленки задрожали — потому что при всем своем опыте полетов, окажись вы реально в такой ситуации, вы обнаружите, что в понятия не имеете, что вам делать. Как провести осмотр самолета, как проверить, что он вас не подведет в полете, как взлететь так, чтобы потом не пришлось писать объяснительную в Управлении гражданкой авиации… и так далее.

 

То есть, вы, конечно, очень много знаете о полетах, но если вы никогда по-настоящему не соотносили свои полеты с реальностью, то, оказавшись в реальном самолете, все ваши симмерские навыки в одно мгновение откажут — просто потому что до сих пор все ваши виртуальные полеты, при всей их «реалистичности», были полностью оторваны от реальной летной практики.

 

Упрощая себе задачу в симуляторе и отмахиваясь, что это «всего лишь игра», вы лишаетесь связи с реальностью и всего того огромного интереса и напряжения, которое испытываешь, выполняя полет по всем правилам. Именно превращая симулятор в игру, вы лишаетесь самого главного и самого увлекательного игрового компонента — связи с реальностью. Стоит себя пересилить, и начать более серьезно и ответственно относиться к виртуальным полетам, и вы обнаружите, что даже простой часовой полет по аэродромному кругу выматывает вас похлеще утренней пробежки. Да, так оно гораздо сложнее, но ведь именно этой сложности многие ищут, летая на авиалайнерах, только там эта сложность «игрушечная», а здесь совершенно реальная — та самая сложность, с которой вы первым делом столкнетесь, оказавшись за штурвалом реального самолета.

 

А если своей силы воли не хватает, чтобы начать делать все правильно, можно воспользоваться существующими в интернете сервисами и летными школами — InSky, PilotEdge и прочие подобными — там вам дадут прочувствовать, что такое реальный полет. VATSIM и IVAO, кстати говоря, не очень для этого дела подходят именно потому, что в своей сущности — это игровые сети, а не профессиональные.

 

Короче говоря, в следующий раз, когда возникнет мысль, что полеты на мухобойках для вас слишком просты и неинтересны, перепроверьте себя — а действительно ли вы знаете, о чем говорите? Действительно ли для вас все так просто, что окажись вы завтра на реальном аэродроме, вы запросто выполните грамотный визуальный полет по кругу, после которого вам не придется краснеть и потеть за свои выкрутасы в небе (сложность пилотирования реального самолета оставляем за скобками — говорим только о технологии выполнения полета). Сможете? Или все-таки, каких-то знаний и умений вам для этого не хватает?

 

Малая авиация и «простые» визуальные полеты — это то, с чего начинается любая летная карьера. И на этом сложном и долгом пути нет ни одного этапа, который можно назвать простым. Летать на мухобойках проще, чем на авиалайнерах, — никто об этом не спорит. Но даже самый элементарный полет на самой простой, но реальной Цессне на несколько порядков сложнее вашего самого сложного, но «игрушечного» полета в симуляторе.

 

Даже самый продвинутый симмер, начав реальное летное обучение, обнаружит, что не так уж сильно он и отличается от тех, кто пришел учиться безо всякой симуляторной подготовки. Все эти наши виртуальные навыки — если они были приобретены в игровом режиме использования симулятора — не стоят ровным счет ничего, а часто вообще оказываются вредны и опасны.

 

Но если все-таки начать относиться к виртуальным полетам со всей серьезностью и учиться летать постепенно, начиная с самых азов, то эффект такой подготовки будет очень заметен, а полеты в симуляторе приобретут для вас такой интерес и значимость, к которым даже близко нельзя подойти в игровом режиме полетов с привлечение всех возможных экономических и прочих улучшайзеров.

 

Хватит «играть» в симуляторе — попробуйте полетать, как если бы сидели в реальном самолете, и вы все поймете.

 

 

И еще немного лирики…

 

Если у вас есть своя машина — полагаю, легковушка — обратите внимание на хорошо знакомую вам радость вождения. Есть, конечно, люди, которые водят машину исключительно по необходимости, но для большинства есть все-таки в этом занятии определенное удовольствие. В чем оно? Что это за ощущение такое?

 

Можно сказать, что это новая степень свободы, недоступная пешеходу — возможность легко оказаться в любом конце города или, что еще важнее, — возможность в любой момент собраться и прокатиться в другой город или даже другую страну. Далеко не каждый этими возможностями пользуется, но даже одно ощущение этой свободы уже будоражит воображение.

 

А теперь представьте себе рейсовый автобус, в котором вы только подневольный водитель, и того хуже — вам в нагрузку дан второй пилот, который окончательно лишает вас чувства индивидуальной свободы перемещения. Да, мотор у автобуса гораздо мощнее, чем у обычной легковушки, и управлять им сложнее, и расписания придерживаться надо, и ответственность за пассажиров огромная — в этом всем можно найти свой интерес… но как же быть с чувством свободы? Вот вы едете по маршруту Москва-Питер или даже Питер-Хельсинки — все по-настоящему… но, согласитесь, что здесь у вас не будет даже чувства путешествия — вы просто водитель автобуса, который едет, куда сказано — десятки и сотни раз по одному и тому же маршруту.

 

Но стоит вам пересесть в собственную легковушку и с семьей или друзьями поехать в отпуск ровно по тому же самому маршруту Питер-Хельсинки, и ощущения будут уже совершенно иные! В любой момент вы можете остановиться, в любой момент можете изменить точку назначения, а еще можете ехать не по общей трассе, с которой ничего не видно, а узкими проселочными дорогами, наслаждаясь видами, которые никогда не были доступны при поездке на автобусе! Чувствуете разницу! И вот это чувство вольного путешествия, уверен, никто не променяет на рейсовые автобусные маршруты.

 

Параллель, надеюсь, очевидна. А ведь большие самолеты даже больше похожи на поезда, чем на автобусы. Водитель автобуса хотя бы сам выбирает себе маршрут. А пилот авиалайнера не выбирает ничего — флайтплан за него готовит специальная служба, полет выполняется строго по трассам и под руководством стрелочников диспетчеров. Никакой тут тебе свободы перемещения — только тяжелая рутинная работа. И единственное принципиальное отличие в том, что это все-таки полет. С этим, конечно, не поспоришь — земля и небо!

 

И вот с этой точки зрения, полет на небольшом самолете, который — пусть это пока и маловероятно — находится в вашем личном пользовании, лишен всех недостатков летающего пассажирского вагона. Все те же плюсы и никаких минусов. Проблема только в том, что здесь мы утыкаемся в запрет, прошитый в нашем ДНК — советский гражданин не может владеть самолетом, авиация — удел профессионалов. Увы. Поэтому всякий, кто хочет у нас летать, автоматически направляет свои стопы в какой-нибудь из институтов гражданской авиации. Ничего иного в голову просто не приходит. А финансовые и организационные проблемы частной авиации, окончательно ставят крест на перспективе вольных полетов.

 

Но так оно будет не всегда, а с недавних пор и, вообще, с открытием границ стало возможным приобщиться к частным полетам хотя бы на арендованном самолете. И если раньше в небо можно было попасть только будучи «машинистом», то теперь есть и другие варианты — может быть, пока труднодоступные, но куда более логичные. Ведь, если вы хотите путешествовать по миру на машине, вы не пойдете устраиваться водителем международного автобуса! И в этом свете полеты в симуляторе на самолетах малой авиации приобретают иную окраску — ведь перспектива оказаться за штурвалом своего самолета теперь уже далеко не призрачная, а все эти навыки управления авиалайнером — зачем они вам?

 

 

p. s.

Есть еще одна тема, которую уже нет сил раскрывать подробно, поэтому буквально в двух словах. Вспомните обсуждения, которые регулярно возникают на форумах, — взрослея и обрастая «реальными» проблемами, многие бросают свое увлечение авиасимуляторами. Формально — потому что, не хватает времени. Но в этом ли настоящая причина? Может быть, дело в том, что человек взрослеет психологически и все яснее отдает себе отчет в том, как сильно оторвано от реальности его увлечение? Если симулятор для него лишь игра, то наступление такого отрезвления неизбежно. Поэтому еще раз та же самая мысль — попробуйте разглядеть в симуляторе нечто большее, чем просто увлекательную игру в самолетики… и, возможно, это станет для вас — как и для меня — первым шагом в реальную авиацию.

 

Источник: Утюги против мухобоек.


9
  Report Entry


22 Comments


Весь ваш текст можно уложить в одно предложение. Тем, кто используют симулятор для будущей практики, легче в инструменталке и процедурах. На этом точка. А тем, кто нет - это не так уж и важно.

0

Share this comment


Link to comment

Весь ваш текст можно уложить в одно предложение. Тем, кто используют симулятор для будущей практики, легче в инструменталке и процедурах. На этом точка. А тем, кто нет - это не так уж и важно.

 

Жаль, что у вас сложилось такое впечатление. Текст не об этом.

1

Share this comment


Link to comment

Если можно, моё скромное мнение. Образование – авиационный институт, родители тоже учились в вузах ГА. В детстве лет в 7 летал на ту-134 из Сум в Москву, конечно, ничего не запомнилось. В нашем городке авиации нет, поэтому всё приходится узнавать из инета.

MFSX. Желание посмотреть небо. Ощутить себя пилотом воздушной машины. Хоть капельку. Основное понимание пришло после Ершова. «Страх полета» читался на одном дыхании. Дневники растягивал для удовольствия. Пришло понимание, что это не только романтика, но и тяжкий труд. Однообразный, монотонный, с вкраплениями романтики. Впрочем, у всех, кто работает не по принуждению, бывают светлые моменты в рабочее время.

Задания в русской версии сима знакомят с атмосферой полета. Уроки Рода Мачадо ошеломляют необходимым объемом нужной информации. В сети литературы достаточно. Нужно лишь желание.

И здесь споткнулся. А ЧТО МНЕ НУЖНО выучить, узнать, чтобы летать в симе? Нажать CTRL+E, дернуть джойстик на себя – и я уже лечу. Слишком просто. Неинтересно. Смотреть на дефолтный виртуальный мир – скучно. Вывод - для начала сделать более-менее красиво. Всем удается по-разному, тем не менее отдельное спасибо за помощь на форумах.

ЛА. Разделил на несколько видов. Малая авиация, ЛА «золотого века» (DC-6 и др.), боинги 737 и эйрбасы А320, военные самолеты.  Как человеку, реально не знакомому с авиацией и вряд ли в будущем , сидеть час-другой вбивать флайтпланы в компы эйрбаса, а потом три часа лететь на FL370 – смысл?

Вот и перехожу на малую авиацию. Тут тоже не полный айс. Отсутствие какого-либо реального опыта даже присутствия в кабине ЛА делает АБСОЛЮТНО непонятным смысл БОЛЬШИНСТВА действий. Нет, ну понятно, для чего делается то или иное. Но нет чувства, что без него нельзя обойтись.

К примеру, все мы ездим в рейсовых автобусах. У меня машины нет, поэтому всегда представляю, что это я за рулем. И что бы делал в той или иной ситуации на дороге. А потом, когда включаю ETS2, многие моменты идут на автомате. Всегда водитель после обгона  посмотрит в правое зеркало, можно ли возвращаться на свою полосу. Так и в симе дальнобоев, тоже смотришь.

А можно было бы и не смотреть. Подумаешь, шарахнешь груз, всё равно всё виртуальное.

Что же наш сим. Все представления о полетах, о действиях экипажа, обстановке в воздухе сложились у меня исключительно из чтения литературы, как художественной, так и не очень. И чему учиться – тупо непонятно. Ну хорошо, изучил последовательность запуска бичкрафта duke B-60, благо достаточно просто. Еще пару самолетов тоже. Более сложные самолеты не принимаются разумом по причине одиночества в кабине. В реале там 4-5 человек, а ты тут должен крутиться сам. Симуляция? Чего? Белки в колесе?

Изучил основные правила навигации. Даже заказал НЛ-10. Вот привезут, попробую, как оно было ТОГДА, по старинке. Даже просто лететь по вор-маяку без использовании GPS делает виртуальный полет интереснее.

Поэтому да, малая авиация дает лично для меня возможность именно полетать.  Тот же ORBX делает ландшафт гораздо красивее дефолта(сужу из сравнения с просмотренными видео). ASN  тоже супер. Всё упоминать не буду, не об этом речь. Сейчас летаю над Аляской. На трех км виды просто улётные. Честно – больше ничего и не хочется. Вот оно, счастье виртуального полета ))))).

Спасибо огромное вам, crum, за ваш блог, читаю регулярно. Вы для меня глоток свежего воздуха, которого так не хватает после Ершова. 

6

Share this comment


Link to comment

...Отсутствие какого-либо реального опыта даже присутствия в кабине ЛА делает АБСОЛЮТНО непонятным смысл БОЛЬШИНСТВА действий. Нет, ну понятно, для чего делается то или иное. Но нет чувства, что без него нельзя обойтись...

 

 

...Что же наш сим. Все представления о полетах, о действиях экипажа, обстановке в воздухе сложились у меня исключительно из чтения литературы, как художественной, так и не очень. И чему учиться – тупо непонятно..

 

Спасибо за комментарий.

 

Очень хорошо знакома эта проблема, что без глубокого внутреннего понимания сущности выполняемых процедур, в симуляторе чувствуешь себя обезьянкой, которую научили тупо нажимать кнопки в нужном порядке... и это сильно подрывает интерес к соблюдению правильной технологии выполнения полетов.

 

И одна из главных целей блога — попробовать решить именно эту проблему — рассказать о полетах так, чтобы хоть какое-то чувство и понимание возникло даже у тех, кто пока не имел возможности на собственном опыте познакомиться с реальными полетами. Посмотрим, получится ли...

2

Share this comment


Link to comment
В реале там 4-5 человек

 

Это где? Шаттл Дискавери?

Жаль, что у вас сложилось такое впечатление. Текст не об этом.

 

Я понимаю, просто для разных людей,  как Вы написали, симулятор будет использоваться по-разному.
Просто если в реале всю жизнь учишься, то в симуляторе есть предел, когда уже знаешь и умеешь всё на что способен этот симулятор. В последнее время я вообще летаю по кругу и всё реже.
0

Share this comment


Link to comment

И одна из главных целей блога — попробовать решить именно эту проблему — рассказать о полетах так, чтобы хоть какое-то чувство и понимание возникло даже у тех, кто пока не имел возможности на собственном опыте познакомиться с реальными полетами. Посмотрим, получится ли...

Даже и не пытайтесь ) Это невозможно. Также, как нельзя рассказать, как пахнет цветок. Чувство - это сугубо личное настоящее, либо осязаемая память. Чего-либо третьего извне не дано.

Впервые полетел в самолёте, когда мне не было ещё и двух недель. Вы сможете меня понять, если я попробую Вам это описать? )

0

Share this comment


Link to comment

Даже и не пытайтесь ) Это невозможно. Также, как нельзя рассказать, как пахнет цветок. Чувство - это сугубо личное настоящее, либо осязаемая память. Чего-либо третьего извне не дано.

 

Знаете, в чем суть и сила искусства? В опосредованной передаче того, что казалось бы передать нельзя. :-)

 

Но разумеется, задачи буквально дать почувствовать, что такое полет не стоит — не получится просто. Но рассказать и объяснить некоторые вещи про полеты и самолеты, так чтобы действительно стало понятно, что, зачем и почему делается так, а не иначе, — вполне возможно. Учебная литература для этого не подходит, художественная — тоже. А я как раз специализируюсь на чем-то среднем. :-)

2

Share this comment


Link to comment

Поставил сим для ознакомления с "утюгами", но начал с цессны ... и здесь раскрылась вся реалистичность полета в ультра реалистик симуляторе. Имея опыт полетов на СЛА и возможность сравнить ощущения ... могу сказать что не хватает мелкой дрожи от двигателя (хотя если звучок по громче при хорошем сабе то тож не плохо) и перегрузок ... а так тоже ташнилово если добавить порывистый ветерок  :) те же виды если добавить родную местность в HD текстурках ... Думаю симуляторы штука замечательная позволяют хоть в какой то мере насладится полетом те кому это недоступно ..., освоить новые виды техники - надеюсь у меня хватит терпения для освоения всех инструкций для полета на большом самолете ... Ну а пока я наслаждаюсь полетами над родными просторами на самолетах по легче ...

0

Share this comment


Link to comment

Знаете, в чем суть и сила искусства? В опосредованной передаче того, что казалось бы передать нельзя. :-)

 

 

Суть и сила искусства - в Вдохновении. Только вдохновение помогает сделать то, что кажется невозможным.

Посему - желаю Вам вдохновения )

0

Share this comment


Link to comment

Браво, Артём! Спасибо, давно не читал такого подробного анализа этой темы, а самому садиться за перо клавиатуру лень, чтобы выразить главную мысль, что симулятор — он, прежде всего, в голове. Многие и "перегорают" со временем, как ты и написал, потому что не понимают этого.

 

Oleg-N

Это не только возможно, но и необходимо. Может быть, это слишком пафосно прозвучит, но в нашей стране, как ни в какой другой, необходимо просвещение народа в области авиации, в особенности, в малой авиации. Какое-то время на базе аэроклуба и тренажёрного центра у меня работал проект для самых простых людей с улицы, где они могли получить начальные знания, полетать сначала на тренажёре, а потом на самолёте. Причём, на этапе начальных знаний мы не грузили их формулами: рассказывали элементарные вещи о том, из чего самолёт состоит, почему летает и как управляется. Надо видеть лица этих людей, когда они видели "самолёт", на котором полетят: многие из них, слыша слово "самолёт", не представляли ничего, меньше Ил-96 :sarcastic:

 

О многом говорит их ответ на простой вопрос, который я задавал всем: "Собираетесь ли вы быть пилотом?" Один вариант ответа: "Нет, у меня пока недостаточно денег, чтобы купить свой самолёт". Понимаете? Отношение такое, что, мол, куплю пианино — буду музыкантом. Когда эти люди по ходу дела понимали насколько серьёзная эта вещь — полёт — понимали, что надо многому учиться, чтобы поднять в воздух и безопасно приземлить даже Сессну, они кардинальным образом меняли своё отношение и к авиации, и к пилотам. Если прежде для них пилот был фокусником, а полёт — хитрым трюком, то теперь авиация для них становилась сложной наукой, а пилот — человеком, который должен обладать сложнейшими навыками и большим комплексом знаний.

 

Другой вариант ответа: "Ну я собирался поступать в <авиационный вуз>, когда был молодой, но не прошёл по <причина>, а теперь-то поздно уже". Это то, о чём пишет автор статьи. Человек даже не представлял, что авиация не заканчивается за штурвалом Ту-154. Более того, многие не представляют, что для того, чтобы учиться в Европе, достаточно обычной туристической визы, а ведь немногие предпринимают попытки просто разузнать подробности этого вопроса.

 

Наконец, любая авиационная карьера, как совершенно верно отмечает автор статьи, начинается с "мухобоек". Тот факт, что малая авиация в нашей стране долгое время не существовала совсем и только сейчас едва начинает подавать признаки жизни в виде либо остатков былой "роскоши", либо элитного вида спорта для богатых, неразрывно связан с уровнем безопасности полётов в "большой" пассажирской авиации нашей страны. И просвещение в этой сфере необходимо, как нигде, потому что либо инициативой толпы, либо её же бездействием и закрываются и уничтожаются региональные аэродромы и аэродромы АОН.

 

Так что блог очень полезный, и хорошо, если он будет широко читаем в рунете.

2

Share this comment


Link to comment

Спасибо за поддержку, Илья. 

 

Хорошая формулировка про "симулятор — в голове". Эту мысль можно и стоило было развить дополнительно...

 

В общем, работаем дальше. Идей полно, ресурсов достаточно, вопрос только в том, будет ли интерес к этой затее со стороны публики.

0

Share this comment


Link to comment

Мне помог ЛокОн и Ил-2 в плане динамики. После интенсивных маневров за джойстиком примерно знаешь чего ожидать от самолета. А когда почитаешь книжки, подведешь под это теоретическую основу и уяснишь практические моменты не моделируемые в симе, вроде обратной реакции по крену на режиме сваливания(aileron reversal). Тогда чувствуешь себя много увереннее. И еще развивается глазомер при заходе.

А МСФС дал основу для приборных полетов, инструктор сразу это заметил.

0

Share this comment


Link to comment

 

Это не только возможно, но и необходимо. Может быть, это слишком пафосно прозвучит, но в нашей стране, как ни в какой другой, необходимо просвещение народа в области авиации, в особенности, в малой авиации.

 

 

Нет, не пафосно звучит - я сам помню то время (к счастью застал), когда ещё со школы можно было сделать первый шаг в авиацию.

 

 

И просвещение в этой сфере необходимо, как нигде, потому что либо инициативой толпы, либо её же бездействием и закрываются и уничтожаются региональные аэродромы и аэродромы АОН.

 

 

 

С 2012-го года активно занимаюсь этой темой. Хоть и виртуально, но стараюсь, чтобы в России восстанавливались аэропорты (аэродромы). Даже порой задумываюсь, что мне интересней - строить или летать. Возраст уже не тот, чтобы начинать карьеру пилота (хотя у меня было целых два реальных шанса! - первый в школе, второй - после армии, когда мог без экзаменов поступить в любой ВУЗ). Третий шанс не упускаю: виртуально (душа живёт в мире авиации) и реально - может быть когда-нибудь накоплю на собственную Цессну и буду летать в своё удовольствие. Главное, что? Мечта и большое желание её осуществить )

Думаю, в этой теме необходимо обратить внимание на имеющиеся (и в основном отсутствующие) аэрошколы. Допустим, я накопил наконец-то немало средств на обучение самолётовождению. А где учиться? Ближайшая школа - ЧелАвиа. Из Истры туда очень далеко и долго ездить - я при всё желании этого сделать не смогу при условии, что действенное обучение - это минимум 2-3 дня в неделю. Рядышком есть две вертолётной школы, но я больше люблю самолёты (  

Тема сложная очень... Но не раскрытая - это несомненно +

В общем, с 2010 года я практически бездельничаю, и если кто-то в реальности решит заняться восстановлением аэропортов в России, то с огромным удовольствием помогу - даже тупо работая лопатой я буду знать, что делаю что-то действительно полезное.

В бизнесе ведь тоже не дураки - они прекрасно понимают, что аэропорты (аэродромы) - это выгодно. Только либо боятся вкладывать средства от того, что это не сразу и не быстро окупится, либо просто законодательной базы нет. 

0

Share this comment


Link to comment

 

Думаю, в этой теме необходимо обратить внимание на имеющиеся (и в основном отсутствующие) аэрошколы. Допустим, я накопил наконец-то немало средств на обучение самолётовождению. А где учиться? Ближайшая школа - ЧелАвиа. Из Истры туда очень далеко и долго ездить - я при всё желании этого сделать не смогу при условии, что действенное обучение - это минимум 2-3 дня в неделю. 

 

По порядку. От Истры ближе Ватулино. Гораздо ближе и быстрее. Там широкий выбор техники. Так же относительно недалеко в Волоколамске есть площадка Алферьево.  2-3 дня в неделю летать хорошо, но абсолютно необязательно. В любительской авиации в основном все полеты по выходным. Т.е. в субботу и воскресенье. 2 раза в месяц вполне достаточно для более или менее бюджетных полетов. Масса случаев, когда именно так люди и тренируются. Через год пилотское любителя. Поначалу кажется очень сложно и дорого, но когда начнешь, то понимаешь, что у страха глаза велики...

 

Удачи!

0

Share this comment


Link to comment

По порядку. От Истры ближе Ватулино. Гораздо ближе и быстрее. Там широкий выбор техники. Так же относительно недалеко в Волоколамске есть площадка Алферьево.  2-3 дня в неделю летать хорошо, но абсолютно необязательно. В любительской авиации в основном все полеты по выходным. Т.е. в субботу и воскресенье. 2 раза в месяц вполне достаточно для более или менее бюджетных полетов. Масса случаев, когда именно так люди и тренируются. Через год пилотское любителя. Поначалу кажется очень сложно и дорого, но когда начнешь, то понимаешь, что у страха глаза велики...

 

Удачи!

 

В Алфёрово одни прыжки. А вот Ватулино заинтересовался! Спасибо! :) Расстояние примерно такое же, но зато (главное) без пробок, и что важно - учат также на 172-й. Надо будет с ними связаться и подробней узнать: учат на 172-й или только есть возможность переподготовки. А то многие школы этим "грешат". На деле оказывается, что обучение только на одном, а на другой самолёт только переподготовка - а это ещё + энцатая сумма на "не известно зачем, если можно сразу".

0

Share this comment


Link to comment

А как получилось расстояние примерно одинаковое? От Истры до Ватулино 70 км. До Мячково 120

1

Share this comment


Link to comment

Ну это точно не про меня. Я сам собираюсь поступать в следующем году в училище авиационное. И я, летая в симуляторе, можно сказать, узнаю, что меня ждет в будущем. Примерно.

0

Share this comment


Link to comment

А как получилось расстояние примерно одинаковое? От Истры до Ватулино 70 км. До Мячково 120

 

Ну да, правильно :) И чего это я ) Не так страшно, когда карту посмотришь )) Как-нибудь на выходных выберусь. 

0

Share this comment


Link to comment

crum 

Ершов очень много внимания уделяет посадкам. И некоторые моменты запоминаются и очень помогают потом в симе.

Боковой ветер. Самолет надо держать носом немного к ветру. Начинающий симмер при касании будет пытаться довернуть нос в направлении разметки, в результате чего самолет уйдет еще больше в другую сторону. Ершов учил молодых пилотов держать направление, потому что самолет по инерции сам выпрямляется.

Глиссада. Маленький самолет можно легко выровнять по курсу. Большой уже не так просто. Неопытный симмер будет дергать штурвал влево-вправо, в результате чего только раскачает лайнер. Ершов учит, что достаточно просто дать небольшой крен в нужную сторону, и лайнер спокойно выровняется по курсу.

Вот такие мелочи и дают ощущение приобщения к "чувству полета". 

0

Share this comment


Link to comment

crum

 Начинающий симмер при касании будет пытаться довернуть нос в направлении разметки, в результате чего самолет уйдет еще больше в другую сторону.

 

Вообще-то при боковом ветре самолёт перед касанием необходимо разворачивать по оси ВПП. А при взлёте (после отрыва носовой стойки) прекратить воздействие на руль направления, и после отрыва довернуть самолёт в сторону ветра.

Разве я не прав?

И можно ссылку на Ершова, если нетрудно?..

0

Share this comment


Link to comment

Вообще-то при боковом ветре самолёт перед касанием необходимо разворачивать по оси ВПП. А при взлёте (после отрыва носовой стойки) прекратить воздействие на руль направления, и после отрыва довернуть самолёт в сторону ветра.

Разве я не прав?

И можно ссылку на Ершова, если нетрудно?..

Так после отрыва он сам развернется куда надо, останется чуть-чуть креном прикрыться и все )  Ссылки вам уже дали. Мягких посадок и интересных полетов )

0

Share this comment


Link to comment

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now