• entries
    23
  • comments
    156
  • views
    29007

PPL в Латвии — полеты по кругу

crum

921 views

Начало: Часть 1, часть 2, часть 3.

 

Правила воздушного движения

 

Идеалистические представления о том, что среди летной братии не должно быть такого разгильдяйства, которое можно увидеть на автомобильных дорогах, не оправдались. В неконтролируемом воздушном пространстве по большому счету царит бардак. Причем нарушения подчас весьма серьезные. За 12 часов учебного налета успели повстречаться и лихачи, которые выполняют backtrack по полосе, когда на третьем развороте готовится к заходу другой самолет, и молчуны, без объявления намерений взлетающие буквально в лоб заходящему на посадку другому самолету, и разгильдяи, которые не читают NOTAMов и запросто летят в воздушное пространство, закрытое на военные учения.

 

Да и без этих совсем уж грубых нарушений движение в воздухе довольно хаотичное. Основные принципы, конечно же, соблюдаются, но не так строго, как можно было бы представить. Три степени небесной свободы в данном контексте следует понимать в самом широком смысле. В любой момент поблизости может оказаться другой самолет, в том числе и на встречном курсе. В любой момент, самолет в поле зрения может выполнить маневр, которого от него никак не ждешь. В любой момент, любое правило полетов может быть нарушено другими участниками воздушного движения — по недоразумению или безалаберности. Поэтому требуется осмотрительность такого же уровня, как на улицах большого города, где на дорогах нет светофоров, разметки и никогда не было дорожной полиции, и вся надежда только лишь на здравый смысл других «водителей». А получение пилотской лицензии, как оказалось, не гарантирует наличия здравого смысла (следовало бы ввести соответствующий тест на медкомиссии).

 

Полеты по кругу

 

К четвертому полету начали нарабатывать практику радиообмена. В очередной раз сильно помог симмерский опыт. Полеты в сетях InSky и PilotEdge очень быстро развязывают язык. Конечно же, формат докладов в российской и американской практике визуальных полетов несколько отличаются от европейской традиции, которая максимально приближена к стандартам ICAO, но если понял и наловчился делать доклады в одном формате, нет никакой трудности быстро переключиться на другой.

 

В этом смысле очень и очень рекомендую полеты в PilotEdge, где в отличие от Vatsim’а и IVAO большой трафик малой авиации и активны одновременно все диспетчерские позиции в районе Лос-Анджелеса, и вся работа сети ориентирована именно на обучение радиообмену и работе в контролируемом воздушном пространстве. Англоязычную фразеологию в полетах по кругам нарабатывал именно там, и в реальных полетах уже не имел с этой задачей никаких проблем. Слова, конечно, иногда еще немного вязнут в зубах, но краснеть и потеть по этому поводу уже больше не приходится — отпотел свое в онлайне.

 

Сами полеты по кругам очень понравились. И снова очень помогла работа на кругах в онлайне, где отрабатываешь общую последовательность действий и привыкаешь пользоваться триммером, соблюдать режимы на всех этапах полета и мониторить воздушную обстановку. Эти навыки переносятся из виртуальной среды в реальную практически один в один.

 

А вот фактическое пилотирование в реальности сильно отличается. Здесь самостоятельная наработка навыков управления самолетом играет злую шутку, поскольку вырабатываются некоторые неправильные рефлексы. Вернусь домой — нужно будет проверить, связано ли это с упрощенной летной моделью симулятора или это просто неправильно сформированная привычка.

 

Если кто вникал в основы аэродинамики, то есть там такое понятие, как стабильность самолета по трем основным осям. В общем случае и, особенно, в отношении учебных самолетов, аэродинамику самолета настраивают таким образом, чтобы он естественным образом стремился восстанавливать и сохранять стабильное пространственное положение. Нюансы и подробности опускаем.

 

Так вот, у меня обнаружилась привычка ловить самолет при любых его отклонениях, возникающих из-за ветра и неоднородностей воздуха. То есть, самолет периодически качает туда-сюда, а я на каждое отклонение рефлекторно старался вернуть его нужное мне положение, за что получил ряд замечаний. Оказывается, эта самая положительная аэродинамическая стабильность — это не пустой звук, и все эти покачивания от ветра и турбулентности можно просто игнорировать, удерживая штурвал и педали в одном положении. Парировать приходится только слишком уж резкие и глубокие отклонения.

 

Особенно это сказывается и чувствуется на заходе, когда по неопытности еще не знаешь законов аэродинамики и постоянно вмешиваешься в процесс, которому нужно просто не мешать. И из-за этих постоянных дерганий идет раскачка самолета и заход получается неровным и некрасивым. Пересилить себя было непросто, но со временем доверие к САМОлету растет и лишних телодвижений становится все меньше. Вектор приложения усилий постепенно смещается — борьбы с самолетом становится все меньше, а на смену ей приходит понимание и чутье к стабилизации параметров полета.

 

И это, кстати, тоже проблема бессистемного симмерского самообразования — привычка в управлении самолетом полагаться, прежде всего, на штурвал, оставляя без должного внимания режим работы двигателя и триммер. А в реальной практике качество выполнения полета и уровень нагрузки на пилота сильно зависят от согласованности этих параметров. При правильно выставленных оборотах и триммере, самолетом больше не приходится «управлять», достаточно его «направлять», а дальше он действительно полетит сам. Для меня это осознание было новым и любопытным открытием. Летая в симуляторе, я об этом принципе много раз слышал, но прочувствовал его только сейчас — в реальных полетах.

 

В общем, полеты по кругу принесли с собой всякие новые открытия и еще раз показали ограниченность симмерских навыков. Если взлететь, пролететь по кругу и выйти на посадочную прямую получается довольно сносно, то сама посадка так просто не дается. Этап выравнивания и момент касания удалось прочувствовать далеко не сразу — ожидал от себя большего.

 

Впереди новые экзамены, продолжение полетов по кругу и отработка действий при остановке двигателя в полете…

 

Оригинал: http://onfinal.ru/articles/ppl-latvia-diary-circuits/

Продолжение: часть 5.


5
  Report Entry


2 Comments


Очень круто и интересно! Но пожалуйста, добавьте хоть пару фоток! Это так раскрасит все :) Спасибо 

0

Share this comment


Link to comment

С картинками потом у себя на сайте выложу.

0

Share this comment


Link to comment

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now