• entries
    7
  • comments
    81
  • views
    7556

Часть 6. Прикурить самолёт? Легко! (глава 2)

Итак. Меня свалила ужасная ангина. Всё, что вроде бы поплыло пару дней назад, резко замёрзло. Рано поменял зимнюю одежду на весеннюю. Будьте осторожны!

...но тогда в Анадыре всё было по другому. Организм в состоянии аффекта сопротивлялся ужасному морозу. Наверно именно в тот момент сказывалось то, что моя родина - Норильск. Хотя... житель севера это не тот, кто не мёрзнет, а тот, кто тепло одевается =)

Мы выехали в гостиницу уже ночью по местному времени. Где то в час ночи. Хотя в Москве уже было утро. Но мой организм потерялся во времени. Он не понимал что хочет. Хотя нет. Понимал. Он тупо хотел есть.

Я даже не дал команду на вылет в Москве - когда время стало 23-00 в Анадыре, запасной борт с запасной ВСУ вылетел. Но я этого не знал. Приехав в гостиницу, я сразу позвонил в Москву. "Борт вылетел. Везут запасную ВСУ. Придёться тебе остаться с ребятами, помочь менять". Пришлось сдаться и сказать, что я к этому не готов и очень хочу на большую землю. "Ладно. Ребята прилетят - сами решите. Если им не нужен - лети домой". Отдельная история была в ДМЕ с погрузкой ВСУ. Хотели сначала прислать УВЗ, но оно оказалось слишком громоздким и не лезло в багажник 767... ВСУ тоже оказалась тяжёлой, но впихуемой...

Гостиница... Не в обиду местным жителям, но Анадырь для меня казался некой дырой...на краю нашей родины. Зимой, надо из города до аэропорта добираться на вертолёте, чтобы потом вылететь на большую землю.

Ехал и думал о том, что может хоть туалет будет нормальным. Но гостиница оказалась великолепной. Пусть маленьким двухэтажным зданием на 20 (?) номеров, но со всеми удобствами, с шикарным ремонтом, современной душевой кабинкой... О май гад...я стоял минут 40 тупо под горячим душем. Ок. Надо есть. В двухместном номере окромя меня спал стюард. Конечно я не стал его будить. Но искать еду надо. Я вышел в коридор и по слуху набрёл на один номер: в приоткрытую дверь был слышен телевизор (я знал что на этаже живём только мы - экипаж трансаэро). В номере сидело несколько человек - прилетевших и тех кто должен был вылететь. Рады были меня видеть живым и, посочувствовав, усадили за стол. "Мы тебе тут еды оставили"... "Еда" - это литровая банка красной икры и столовая ложка. Не успев задать вопрос, мне сразу ответили "хлеба нет". Один из стюардов сказал, что у девчонок напротив был доширак. Метнувшись и раздобыв доширак, я наконец-то поел. Потом ушёл к себе, но спать долго не мог - всё таки в Москве был день. По телику шла "техасская резня бензопилой" =)

Но кое как я всё таки вырубился. На этом поэтическая часть заканчивается...

Через 3 часа, как я сомкнул глаза мне позвонил представитель и сказал, что надо буксировать самолёт, потому что он там кому то мешает. Буксировать самолёт в аварийной конфигурации (то есть без электричества - читай "без ВСУ", может только бригада с категорией. А тут таких людей на букс-бригаду явно не набиралось. Поэтому пришлось отказать - повоевать с местными, чтоб убедить их в невозможности буксировки).

Только я хотел подремать ещё - опять звонок: на подходе запасной борт. Надо встречать. Вообщем совсем невыспавшийся, я поехал в аэропорт.

Самолёт вдалеке сверкнул посадочными и приземлился на 19-ю полосу. Уже было светло. На небе было ни облачка. Прибывший борт зарулил под телетрап - именно он повезёт поссажиров домой.

На фото расположение бортов: белым - неисправный борт. Чёрным - прибывший.

blogentry-35629-0-59288300-1362418986_thumb.jpg

Я встретил команду инженеров с техниками - надо было быстро принимать решение: новый самолёт надо грузить, но в нём ВСУ. Вот тогда сработала инженерская смекалка: было решено попытаться "прикурить" один самолёт от другого.

Коротко: помимо вырабатывания электричества, ВСУ нужна для запуска двигателя: для этого отбираемый воздух, который используется для системы вентиляции салона, перенаправляется в двигатель (этот момент можно поймать, сидя в салоне: у вас как бы на секунду закладывает уши и становится тихо) и раскручивает вал. Раскрутив вал до необходимого n1 (и создав давление в камере сгорания) производим "поджог" - впрыск топлива. Для этого нужно раскрутить вал до 15-17 %. Обычно на 15% уже поджигают. Но тут -52 градуса...

Так как взять сжатый воздух у одного самолёта и направить его в двигатель другого? На пузе, аккурат между двигателями, находится входное отверстие для УВЗ, через него воздух от УВЗ подаётся на двигатель. Этот "канал" связан с каналом, идущим от ВСУ. Но система сделана таким образом, что каналы перекрываются клапаном, чтоб когда идёт отбор от ВСУ - воздух не ушёл наружу через то самое отверстие для УВЗ. Сделали вот что: открыли вручную клапан, включили отбор от ВСУ на "здоровом" самолёте - теперь воздух от ВСУ под давлением шпарит наружу. Взяли шланги от УВЗ (которые привезли вместе с ВСУ) и соединили входные отверстия для УВЗ двух самолётов. Теперь воздух, выходящий из одного самолёта, сразу шёл в систему другого... Но тут проблема: шланг слишком короткий. Пришлось связывать проволокой и километрами специальной ленты два шланга. Но давление воздуха настолько сильно, что с лёгкостью всё рвало к чертям...

Ребята решили избавить меня от этих мучений и сказали, чтоб я готовил самолёт, который повезёт пассажиров. Но я постоянно мешался у них под ногами - как же так? Событие века - прикуривание самолётов и без меня! =) В итоге двое сили в кабины самолётов. Двое дежурили у места стыков шлангов, а я на запуске. По картинке вы можете посмотреть. Запускали левый двигатель - что разумно: правый находился близко к другому самолёту и вообщем то там лежал шланг. Я встал на рации напротив левого двигателя. Все на одном канале.

- я готов, - поочереди отозвались все.

- зона свободна, запуск первому. - сказал я и уставился на двигатель. Сейчас решалась судьбы ВСУ - если не удастся, то придётся менять...

Раздалось шипение - это выходил воздух на месте стыка. Парни держали шланг в месте стыка, чтоб тот не извивался по земле. Двигатель медленно раскручивался... Прошла минута, две... Затем выключения.

- максимум 11, - сказал инженер в кабине неисправного борта.

Попробовали намотать ещё больше скотча "хай спид" и сверху полирнули багажным скотчем...

- запуск левому, - в надежде крикнул я.

Раскрутка... Минута, две...три... Хлопок - разрыв соединения шлангов. Выключение.

Подбежал представитель. Нужно было решать. Пассажиры начинали переживать. Багаж погрузили...в передний. В заднем лежала ВСУ. И чтоб приступить к загрузке заднего багажника, надо было принимать решение - выгружать ВСУ и менять, либо... Либо запускать двигатель. Но время поджимало. Как в остросюжетном фильме, небо затягивало облаками...

Но мы словно в состоянии аффекта, побежали по новой крутить эти шланги. "Держите их крепче. как можно сильнее" - сказал инженер. Не знаю как, но именно в тот момент я с инженером был в кабине. Наземный техник дал команду на запуск. В кабине шипения шлангов слышно не было. Была просто тишина - ведь ВСУ тоже не работало. "Давай" крикнул инженер технику, который сидел в кабине исправного. Отбор. Раскрутка. Здесь я уже видел как стрелка n1 медленно, по предательски ползёт к заветным цифрам. ОЧЕНЬ медленно... НО! Верно. 9%...10%...13%... Стрелка остановилась. "Ну как у вас? Держите?" - спросил инжнер и посмотрел в окно - техники верно сжимали концы шланга в месте скрепления скотчем и проволоки. "Да" - крикнул один. Стрелка замерла. Но держала 13%...

И тут... 14%! Потянулись секунды... "Может попробовать?" - спросил я? "нежелательно" - коротко ответил инженер. Но ждать было некогда. Рука инженера открыла топливный кран...

Раздался глухой гул... Стрелка температуры дёрнулась и поползлзла.. спустя мгновение поползла стрелка n1. Вот честно - в тот момент я заорал что то типа "ура" (не для печати) =)

Левый двигатель вышел на режим...

Была отдана команда на погрузку и посадку пассажиров. Я решил лететь вместе с пассажирами. Хотя соблазн лететь в пустом самолёте был велик, для меня имел значения лишний час... Попрощавшись с парнями, я поднялся на борт вылетающего самолёта. Через 15 минут после отрыва меня вырубило в неудобном кресле в кабине. Парни вылетели почти следом. А ещё через час на Анадырь обрушилась метель, которая продолжалась почти неделю...

Вот так, немного поэтически, но надеюсь, интересно, заканчивается 6 часть. Может что-то не слово в слово, всё так это было давно, но уверяю вас, печатая это, я словно опять оказался там - в ужасно холодном, негостеприимном краю нашей родины... Снова чувствую тепло душа, вкус красной икры с дошираком и радость от N1=14%

Прошу прощения, если в тексте есть ошибки. Потом исправлю, если это будет сильно коробить. =)

Ваш техник Вова (ну есть же лётчик Лёха, етить колотить =)))

 

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ В БЛОГЕ! Всем бобра


34
  Report Entry


21 Comments


Видел, как трансы фигнёй в шереме страдают, но что бы такооой...

-1

Share this comment


Link to comment

Видел, как трансы фигнёй в шереме страдают, но что бы такооой...

А вы случайно не в Аэрофлоте работате?...

0

Share this comment


Link to comment

За ужасный и негостеприимный край отдельное спасибо...

0

Share this comment


Link to comment

За ужасный и негостеприимный край отдельное спасибо...

Ну что же вы читаете невнимательно! Вырвали то, что вам хотелось)))) Я же написал про погоду. А на счёт гостеприимства хозяев - я коротко написал,как встретили меня в порту безопасники. Отдельное им спасибо. Северные люди вообще все без заморочек.

0

Share this comment


Link to comment

Ну только не уже, а еще был день, Москва сзади по времени, а не впереди :)

 

Очень интересно! ;)

0

Share this comment


Link to comment

Ну только не уже, а еще был день, Москва сзади по времени, а не впереди :)

всё в мире относительно)

0

Share this comment


Link to comment

Даёшь фото инструкции "Как починить\поменять"

Вы ж сисадмн. Нафига вам инструкция по самолёту?

0

Share this comment


Link to comment

Destin расскажи ещё про мануал старт вэлв опен тоже экстрим ещё тот я один раз открывал страху натерпелся :-)

0

Share this comment


Link to comment

Destin расскажи ещё про мануал старт вэлв опен тоже экстрим ещё тот я один раз открывал страху натерпелся :-)

Ахах) меня бог уберёг от этой процедуры) её даже старики боятся. сдует нахрен)

0

Share this comment


Link to comment

Ладно сдует не страшно, если засосет то это ппц :-) сф6-80 на пожиге гудят так предательски когда прямо под ним сидишь сердце в пятки уходит:-) тем более я спец не слон у мене вдвойне страшнее такая шляпа но чтож поделать практика нужна :-)

0

Share this comment


Link to comment

Спасибище огромное за рассказы!! Прочитал всё от пикселя до пикселя))) СУПЕР!!!

0

Share this comment


Link to comment

Спасибо, все части прочитал. Ай да в ЖЖ, там читателей больше. TechnikVova :)

0

Share this comment


Link to comment

красава,прочитал, как будто с тобой там все это пережил!)

0

Share this comment


Link to comment

А когда следующая часть выйдет? Очень хочется продолжения истории техника Вовы!)))

0

Share this comment


Link to comment

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now