• entries
    72
  • comments
    686
  • views
    112166

Полет в облака

Sign in to follow this  
Followers 0
NetHunter

623 views

1 октября на аэродроме Северка прошел наш очередной Авсим-слет. Погода нас откровенно подвела, хотя все в этом мире относительно: на следующий день она была еще хуже. Ну а нам в субботу предстояли полеты с сильным и порывистым боковым ветром, а это, после тумана и обледенения, самая плохая штука для наших легкомоторных самолетов - ведь у P2002 ограничение по боковой составляющей не больше 8 м/с.

Тем не менее, полеты проходили весь день, и равнодушным они никого не оставили. Все впечатления, фото и видео можно найти здесь:

http://www.avsim.su/...ost__p__1954034

 

Я же хочу вкратце рассказать о своем получасовом полете. В этот раз мы с моим неизменным инструктором Владом Мезенцевым решили воспользоваться тем, что нижний край облачности оказался довольно низким на первый взгляд, и решили залезть в облачность с тем, чтобы потренироваться в полете по приборам.

Общеизвестно, что пилоты-любители, летающие по авиагоризонт используют в вспомогательных целях, поскольку его заменяет линия естественного горизонта. Но иногда случается и так, что самолет неожиданно (или намерено) попадает в облачность, и тут приходится авиагоризонтом активно пользоваться, поскольку от закабинного пространства пользы никакого. Вот как раз ради этого мы, разбежавшись и оторвавшись от полосы, взяли курс в сторону деревни Малышево, которая расположена в зоне так называемого маршрута разведки погоды. За ней лежит большой Афанасьевский карьер, там нам никто мешать не будет кружиться в облаках.

Идет в наборе, серо-грязный ковер сплошной облачности - вот он - кажется, рукой можно дотянуться, но не тут-то было!

- Не ожидал, что нижний край так высоко, - несколько удивлен Влад. - Что делать, лезем дальше…

На подлете к Малышево замечаем борт справа на 2 часа, пересекающим наш курс в сторону Новорязанского шоссе.

- Да это же Ан-2! - снова удивляется Влад. - Летит себе тихо, молчит, надо поаккуратнее с ним, а то сейчас начнем в облаках крутиться, и он нам на голову. Куда он летит?

- Вроде к Новорязанке уходит, - отвечаю я.

- Ладно, полезли выше, - соглашается инструктор. - Но поглядывай пока за ним.

И вот мы летим, почти касаясь облаков. Уже отдельные рваные клочья очень быстро проносятся мимо нас, задевая фонарь и крылья. Еще мгновение - и мы вваливаемся в молочно-серую кисею. Ощущение такое, что фонарь облили молоком, видно только как винт, словно миксер, продолжает взбивать этот густой "молочный коктейль". Вдруг впереди появляется разрыв, он стремительно проносится под крылом, давая на пару секунд увидеть зелено-коричневый пейзаж, и мы снова в облачном тумане.

Я же тем временем глазею по сторонам, пытаясь отыскать очередной разрыв. Ощущение такое, что ты сидишь в неподвижной стационарной капсуле, которую спереди обдувают непрозрачным белым газом. А это не так.

- Паша, как только нет возможности наблюдать линию естественного горизонта, сразу забывай о закабинном пространстве, нечего там больше высматривать, - обрывает мои наблюдения Влад. - Все внимание теперь на приборы, посмотри на авиагоризонт, у тебя крен к 30 градусам подходит, а ты не в курсе дела. Исправляй-ка давай!

Смотрю на прибор: и в самом деле появившийся крен продолжает расти. А странно - вестибулярный аппарат ничегошеньки не подсказывает: как будто никакого крена в помине нет…

- Смотри, Паш, сейчас для тебя главными приборами являются: во-первых, авиагоризонт - по нему ты определяешь пространственное положение самолета; во-вторых, вариометр - смотрим за тенденцией к изменению высоты; в-третьих, гирополукомпас - ну здесь вроде все понятно, зачем он нужен. Также полезен ИУП - индикатор скольжения и поворота: по нему можно видеть крен в том случае, если что-то не так с авиагоризонтом. Кстати, если он неисправен, как определить снижаешься или набираешь высоту?

- По указателю скорости: если при неизменной тяге она растет - снижаемся, падает - набираем высоту.

- Правильно. А если у тебя компаса вышил из строя? Вот как сейчас на этом самолете: у нас гирополукомпас снят, а магнитный корректно работает только в горизонтальном полете. Что будешь делать без компаса?

- Можно по ЭУП попробовать взять нужный курс, только вот точно не помню как…

- Все просто: на указателе прибора есть подвижный силуэт самолета и две риски слева и справа от него с индексами "L" и "R". Если создать такой крен, чтобы силуэт показывал концом крыла на одну из этих рисок, то любой самолет от Сьерры до Аирбаса совершит вираж в 360° за стандартный отрезок времени, равный двум минутам. Конечно, при условии, если крен по прибору в процессе выполнения разворота выдерживается полностью.

- Но ведь здесь, наверное, не совсем корректно сравнивать лайнер с легкомоторником? Ведь окружность. которую опишет Аирбас, будет значительно больше той, которую опишет наш P2002…

- Все правильно, но в данном случае для нас важно изменение курса, а не траектории. Учти, что такой разворот протекает с темпом изменения значения курса 3° в секунду. Немного потренировавшись, можно научиться изменять курс на нужный, используя только секундомер и ЭУП - и тогда отказ курсовой системы перестанет быть для тебя фатальным на борту.

Ладно, что-то мы с тобой заболтались и далековато улетели, - замечает Влад, всматриваясь в открывшийся разрыв между облаками. - Вон уже полоса Воскресенска видна. Давай разворачивайся.

Выскочив из облачности и крутанувшись на 180°, мы идем обратным курсом к Северке. Я жду не дождусь, когда снова заскочим в облачность. А вот и подходящая тучка прямо по курсу - немного доворачиваю и ныряю в нее. На этот раз привычного молока не наблюдается: облака приобрели объем и плотность, став таким образом больше похожими на классическую "кучевку". Только замков с горами не хватает для полного счастья, которые с борта лайнера видны… Впереди вверху в сером облачной вате появляется солнечное окошко.

- Давай попробуем туда запрыгнуть, - предлагает инструктор.

- Класс! - я, конечно, только "за". Вот только никак не могу визуально определить, насколько высоко этот просвет и как он далеко от нас… А уже через несколько секунд Влад резко берет ручку на себя и мы, подобно ракете, устремляемся вверх, к свету! Но в какой-то момент инструктор переводит машину в горизонт.

- Эх, скорости не хватило... Ну давай хоть в горизонте по просветам походим, - предлагает Влад. - Хотя это, конечно, не классическая кучевка - вот там красиво так красиво бывает…

Лавируя между облаками, мы долетели до Северки. Описываем над ней разворот на 180°, снова устремляемся к облакам. Пока не вошли в облачность, Влад предлагает воспользоваться ситуацией о отработать сваливание в условиях нулевой видимости. Сказано - сделано: начинаем отрабатывать. Заходим в облачность, прибираем обороты, ручку чуть на себя, держим нос по авиагоризонту. Скорость все меньше и меньше, вот запищал датчик сваливания. сейчас начнется…

Самолету вдруг резко клюет несколько раз носом - такое чувство, что ему поставили подножку. Пробуем еще и еще раз, вроде ничего сложного. Тем временем, количество редких капелек, появившихся на фонаре, стало увеличиваться: к Северке подходит очередной заряд. Вываливаемся вниз из под облаков, осматриваемся - и точно - вот она, черная туча, на подходе, скоро всей мощью обрушиться на нас!

- Ладно, Паш, не будем испытывать судьбу, поехали домой, - решает инструктор. И то правда. Проходим над точкой, берем курс на третий. Готовлю самолет к заходу, ветер-то строго боковой, слева. Иду по глиссаде, креном компенсирую снос.

- Когда такой ветер, лучше подходить на чуть повышенной скорости, - комментирует Влад. Он подобрался в кресле, посадка предстоит непростая (во всяком случае, для меня).

И вот мы уже подходим к торцу, ветер тащит машину вправо, поддувая в левую консоль. Влад уверено вмешивается в управление и показывает мастер-класс.

- Ветер боковой, порывистый, - ведя машину и быстро, но коротко работая ручкой, объясняет инструктор. - А значит, у торца прикрываемся в сторону ветра креном, а противоположной педалью выравниваем по полосе… Вот так вот!

И мы садимся - сначала на левую стойку, затем на правую.

- Ух, ну и ветер, - выдыхает Влад, и вновь кладет руки на колени. - А ведь при слишком большом боковом ветре рулей может не хватать...

Да уж, вот это посадочка… Интересно, усадил бы я машину в такой ситуации без него? Ведь сегодня уже один инструктор, не сумев из-за ветра сесть с первого раза, наотрез отказался садиться вновь за штурвал. Если он не уверен в своих силах, чего уж говорить обо мне…

Уже под дождем заруливаем на стоянку, к самолету подходят наши ребята-симмеры, спрашивают: ну как там?

- Непередаваемо! - отвечаю им. И в самом деле: это был мой первый опыт полета в облачности. Правда, как-то раз прошлым летом мы с Владом летали в тумане от пожаров, когда он заволок круг до высоты, местами не превышающей 100 метров. Но все же это не то, что сегодня… Я получил огромное удовольствие от этого полета, хотя, казалось бы, не раз видел картины и покрасивее с борта того же лайнера по дороге в отпуск. Но сегодня было совсем другое дело, сегодня я сам вел самолет сквозь облачную ватную завесу, выбирал разрезы в ней, лавировал, терял землю и снова открывал для себя…

Ощущения в самом деле непередаваемые: если представится такая возможность, не задумываясь полечу в облака еще раз! Плохо одно - летя в облачности, я совсем потерял ориентировку и, вываливаясь на свет божий, узнавал местность только по характерным большим ориентирам типа карьера. А так, если в облаках потеряться - уж и не знаю, что и делать, как восстанавливать ориентировку? Наверное. Влад прав - вот их (курсантов военного летного училища) заставляли наизусть учить район аэродрома и сдавать потом экзамен. С такими знаниями шансов найтись гораздо больше!

 

Предлагаю вашему вниманию ролик по мотивам описанного полета. Я попытался сделать его в меру медитативным: смотрите его лучше в HD и просто получайте удовольствие )))

 


2
  Report Entry
Sign in to follow this  
Followers 0


8 Comments


я так не понял, вы, конечно же, без механизации заходили?

0

Share this comment


Link to comment

я так не понял, вы, конечно же, без механизации заходили?

Влад сказал о том, что при таком ветре закрылками лучше не спешить и выпускать их позже, чем всегда. Поэтому заходили все же с механизацией.

А что, тешки в такую погоду без щитка садятся?

0

Share this comment


Link to comment

Вообще при сильном ветре можно или без закрылок или с закрылками во взлетном. Это обеспечивает бОльшую устойчивость при свдигах, так как скорость больше. У меня у самого был случай, когда не смог посадить с закрылками при ветре, более того, при касании был сильный боковой сдвиг, и самолет накренился сильно в подветренную сторону, тогда ушел на второй, и со всторого захода сел нормально без закрылок. на земле сказали, было ощущение, что крылом вот-вот черкану, все обошлось.

 

Еще хочу заметить, что траектория виража не зависит от массы самолета. на нее влияют только скорость и крен. Хотя аэробус траекторию опишет более широкую только по тому, что не может лететь со скоростью 200, а не потому, что он лайнер :) ну это так, просто любопытный факт.

 

В целом ты молодец, как всегда!

0

Share this comment


Link to comment
А что, тешки в такую погоду без щитка садятся?

 

Кто как. Тэшка в целом весьма устойчива к ветрам. Но лично я предпочитаю при максимальных ветрах заходить без щитка

0

Share this comment


Link to comment

Еще хочу заметить, что траектория виража не зависит от массы самолета. на нее влияют только скорость и крен. Хотя аэробус траекторию опишет более широкую только по тому, что не может лететь со скоростью 200, а не потому, что он лайнер :) ну это так, просто любопытный факт.

А вот и нет: как выяснилось в ходе лекции по аэродинамике, читаемой Владом Мезенцевым, траектория будет также зависеть от удельной нагрузки на крыло. Как нетрудно догадаться - у A320 она выше)

0

Share this comment


Link to comment

а подробнее можно узнать, на что влияет удельная нагрузка на крыло? Мы ведь имеем некое тело (самолет) которое сохраняет постоянной поступательную скорость и высоту в вираже. Распиши, пожалуйста, силы, действующие на самолет, и как на них влияет удельная нагрузка на крыло. Мне очень интересно :)

0

Share this comment


Link to comment

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now