• entries
    72
  • comments
    686
  • views
    112800

Знакомство с обледенением

Sign in to follow this  
Followers 0
NetHunter

616 views

   103 members have voted

  1. 1. Проголосуйте пожалуйста!

    • Flanker 2.5
      19
    • Ил-2 Штурмовик
      64
    • Combat Flight Simulator
      3
    • другое...
      36

Please sign in or register to vote in this poll.

В последний выходной января мы с Сашей «Scratty» Брыляковым вновь посетили Северку. Учитывая изменчивый характер погоды, я ранним утром субботы выдал звонок инструктору и, после подтверждения им своих ожиданий, выехал на аэродром. Погода была хоть и пасмурная, но видимость при этом была довольно хорошая, во всяком случае, такое впечатление складывалось из машины. Подхватив Сашу у метро Кузьминки, мы тронулись в путь. Машин оказалось не много – чай не лето и дачники сидят по домам – и спустя полтора часа мы были почти на месте. До Северки оставалось минут десять пути, как позвонил инструктор Влад Мезенцев: «Тут у нас метеоусловия ухудшились, подняли борт, сделали круг и еле сели – появилось сильное обледенение. Так что, Паша, полеты отменяются. Во всяком случае – пока». Ну что делать, едем дальше, не возвращаться же назад. Хотя настроение, надо признаться, несколько упало… Паркуемся, идем по аэродрому, осматриваемся: у клуба КВС техники вовсю готовят свои Яки к вылету – добрый знак! Да и по видимой погоде ну никак не скажешь, что на высоте двухсот метров происходит нечто такое, что сказывается на производстве полетов – видимость хорошая, осадков нет, сплошная облачность где-то так и висит, метров на двести – триста от земли. На стоянке «ЧелАвиа» нас встречает Влад и наглядно показывает переднюю кромку крыла той самой Сьерры, недавно пролетевшей круг. В самом деле, на кромке явно ощущается ледяная корка:blogentry-5054-0-54485100-1296830620_thumb.jpg – То же было и с фонарем кабины, – рассказывает Влад. – На посадке чуть ли не пришлось его открывать, чтобы хоть полосу нормально видеть… Да уж, соглашаемся мы, приятного мало. Походим на кухню, наливаем чай и выходим на веранду, с которой хорошо просматривается весь перрон. А вот и первая (точнее вторая) ласточка – на взлет покатился ЯК-18Т. Все собравшиеся на веранде с нетерпением ждут результатов полета, благо весь радиообмен слышен через портативную радиостанцию, стоящую на столе здесь же. ЯК тем временем занимает исполнительный, разбегается и взлетает. Минута – и он уже на высоте круга. Вроде бы нормально полет проходит, пилот ни на что не жалуется. Тем временем ЯК делает конвейер и вновь взмывает в небо. Облегченно вздыхаем: значит все нормально: были бы проблемы – уже сел бы. А это значит, что метеоусловия улучшились и мы с Владом решаем слетать на разведку. Залезаем в самолет, заводимся, рулим:blogentry-5054-0-66380700-1296830618_thumb.jpgblogentry-5054-0-50641100-1296830619_thumb.jpgblogentry-5054-0-62651300-1296830621_thumb.jpgВзлетаем - первый круг проходит штатно: обледенения нет, видимость на высоте круга, правда, местами оставляет желать лучшего. Но по кругам летать вполне можно, Жаль – а мы ведь хотели сегодня лететь по маршруту в Большое Грызлово, но теперь об этом придется забыть. Выполняем конвейер, снова лезем на круг. Влад предлагает забраться выше и посмотреть нижнюю границу облачности. Сказано – сделано: набираем высоту. На 250 метрах облака уже начинают облизывать фонарь. Еще чуть выше и Влад показывает рукой на фонарь – вот оно, обледенение: стекло начинает покрываться ледяными точками, которые, сливаясь друг с другом, очень быстро образуют ледяную корку. Ждать нельзя, немедленно снижаемся на высоту круга! Вроде успели: фонарь совсем немного покрылся людом, да и машина продолжает уверенно реагировать на органы управления. Садимся, заруливаем на стоянку, осматриваем машину. Ну точно – вот он, лед: помимо фонаря, и на передней кромке крыла. Теперь самолет перед следующим вылетом техники будут очищать ото льда минут десять-пятнадцать.

Откровенно говоря, нельзя сказать, чтобы до этого случая я относился к явлению обледенения достаточно серьезно. Как-то казалось, что вещь эта случается с большими и серьезными самолетами (вон их и жидкостью обрабатывают), а наших «малявок» должно обходить стороной: летаем мы низко и медленно – чего c нас взять? Ан нет: Влад, удобно расположившись в кресле на веранде, рассказывает историю, произошедшую с легендарным пилотом, когда-то летавшим в «ЧелАвиа» на Северке, Дмитрием Родиным. Как-то раз летел он по маршруту вокруг Москвы, огибая МКАД в нижней полусфере города справа налево, да и обратил внимание на странное поведение самолета: это и началось обледенение. Что тут делать, надо искать место для посадки. По случаю, ближайшим оказался тушинский аэродром, запросил его Дима, а оттуда приходит отказ в разрешении на посадку. Летит Дмитрий дальше, а сам прикидывает, надолго ли его хватит: самолет держится в воздухе все хуже и хуже. Так и неизвестно, чем бы все это кончилось, не реши Дима идти на вынужденную: ну не падать же на грешную землю камнем? Так и усадил он самолет в чисто поле неподалеку от Осташковского шоссе. Хорошо все то, что хорошо кончается. ) Ну а тем временем в «ЧелАвиа» начались полеты: Яки уже вовсю летают, а чем мы хуже? Техники прогревают двигатели и кабины, инструкторы, курсанты и гости занимают свои места в самолетах и рулят на влет. Вобщем все как всегда. Саша «Scratty» взял с собой в полет экшн-камеру: посадил ее на присоску позади себя к стеклу фонаря и заснял весь полет, который, с его слов, выдался не самым простым в плане борьбы с самолетом за превосходство в воздухе. )blogentry-5054-0-65334100-1296830622_thumb.jpgblogentry-5054-0-19591300-1296830623_thumb.jpgblogentry-5054-0-76527600-1296830623_thumb.jpgblogentry-5054-0-53838300-1296830632_thumb.jpgblogentry-5054-0-93070800-1296830632_thumb.jpgblogentry-5054-0-26197000-1296830633_thumb.jpg Спасибо большое Александру: и я воспользовался его камерой, но крепил ее не на фонарь, а на голову. Слетал я еще два раза – один контрольный полет с товарищем Влада, инструктором Игорем Хомутовым:

после чего все-таки вылетел на полчаса и самостоятельно, в ходе которого запомнился один момент: будучи на кругу, услышал от диспетчера о нахождении впереди еще одного самолета. Смотрю вперед и его не вижу, а это не есть хорошо – не за горами момент третьего разворота, а там и до посадки недалеко. И вот уже кручу третий, двигаюсь к четвертому, кручу головой на 360 градусов и не могу понять, где же этот самый неуловимый борт. И тут замечаю, что за время моих поисков (около пары минут), высота-то незаметно дошла с 200 до почти 300 метров! Конечно, я никого не вижу: ведь впереди летящий товарищ визуально должен быть гораздо ниже. И точно – в эфире раздается доклад экипажа о посадке: вон они куда «упилили», пока я осматривался. )

И только уже на пути домой меня вдруг настигла мысль: а что если бы я вот так незаметно «залез» на эти 300 метров и получил то самое обледенение? Да уж, смешного тут мало: в полете как нигде важны внимательность и собранность. Это не значит, что следует находиться в постоянном напряжении, но и расслабляться полностью никак нельзя. А еще говорят, мол, управлять самолетом не сложнее, чем водить автомобиль! Не знаю как кто, а я всегда относился к этому высказыванию критически: была бы это правда, у нас пилотов было бы больше, чем таксистов, но почему-то тенденция прямо противоположная. )

0
  Report Entry
Sign in to follow this  
Followers 0


25 Comments


Я вот тоже вчера первый раз попал в обледенение, но успели развернуться и вернуться на Северку.

0

Share this comment


Link to comment

так в малой авиации больше всего инцидентов и аварий из-за обледенения и происходит. Оно и понятно - все-таки на больших антиобледенительные штуковины очень мощные , и электро ,и чего хочешь. Да и , как бы сказать, уровень ответственности побольше. :sarcastic: :) Что и продемонстрировал этот очерк. :crazy: Совершенно не в обиду, напротив - на этом всем все мы учимся еще раз и еще раз. Спасибо за очередной интересный рассказ!

1

Share this comment


Link to comment
У вас там наверное никакого АТИС нету, тяжко
Берите ATIS с ближайшего большого аэродрома, например, с Домодедово. Только что толку будет от него? Там скажут, есть условия для обледенения. И что делать? Ждать, пока температура не упадет до -10С?
0

Share this comment


Link to comment
Берите ATIS с ближайшего большого аэродрома, например, с Домодедово. Только что толку будет от него? Там скажут, есть условия для обледенения. И что делать? Ждать, пока температура не упадет до -10С?
а Вы что предлагаете? нарушать и лететь?
0

Share this comment


Link to comment

Да очень хороший рассказ. А вот очень поучительная история, которая произошла на маршруте по дороге на Волжанку как раз в это же примерно времяhttp://saon.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=4660 Обледенение - это очень страшно.

1

Share this comment


Link to comment

Да уж, а у меня было не обледенение, самолетик прилетел чистеньким, а небольшие нестыковки с глиссадой, тяжко было как-то, так как вся полоса была снегом занесена да и поправку на ветер приходилось держать чуток вправо, мне как-то когда влево поправка на ветер сподручнее пока. При первом конвейере передержал машинку до выравнивания и чутка бухнул самолет об полосу, подвзмыл, выровнил и нормально досадил, вот тут то все у меня и пошло в кривь да в кось как-то я зациклился на этом и начал делать дурацкие ошибки, с такой невнятной полосой начал или перебирать на выравнивании ручку на себя и поздновато начал определять момент выравнивания плюс начал прыгать по глиссаде то вверх то вниз.Влад сказал что с кругами все нормально, по этому предложил делать круги поменьше, причем как-то даже так сократили предпоследние два круга что на посадку я заходил непосредственно не с прямой а с поворота, вроде справился более менее.Во время всего полета уже сам вел радиообмен, было пару косяков, такое забавное ощущение, вроде докладываешь иногда а в ответ тихо, но другому борту отвечают, возникло такое ощущение что РП на меня обиделся :sarcastic:. Да еще как-то у гарнитуры нормально чувствительность ровненько подстроит не получилось на 1026, как в прошлый раз, когда летали на JF, там суперская гарнитура была прям точно подстроил. А тут чуток чувствительнее уже шум пошел постоянный, чуток меньше, уже срабатывает поздно, по каждому докладу старался громче говорить. Ну и опять накосячил с докладом посадки, слишком увлекся выдерживанием глиссады и доложил "1026 на прямой, посадка" и сразу понял что сморозил, ну РП не ответил ))Посадка вроде вышла нормальной. Влад по полету обратил внимание на то что при взлете надо почетче выдерживать скорость, у меня она слишком большая ну и мои прыг-скоки по глиссаде и то что режим двигателя лучше даже на слух больше ощущать, нежели смотреть по тахометру, потому как он иногда дает задержку.Не то что бы удручен был после полета, но было над чем подумать и что осмыслить, каждый раз что-то новенькое узнаю и это очень приятно, но не так все просто. Надо вырабатывать автоматизм.Паша заметил, что после таких зимних экзерцисов, посадка летом покажется простой.Наш полет чуток попозже выложу, правда после первого конвейера закончилась флешка ))Камера, как всегда, показала себя отлично когда были там, думали что изображение будет темновато, так как мало освещения из-за облачности, ан нет, все вышло хорошо.

1

Share this comment


Link to comment
Да очень хороший рассказ. А вот очень поучительная история, которая произошла на маршруте по дороге на Волжанку как раз в это же примерно времяhttp://saon.ru/forum....php?f=7&t=4660 Обледенение - это очень страшно.
Почитал: жесть! Не дай бог так попасть...
небольшие нестыковки с глиссадой, тяжко было как-то, так как вся полоса была снегом занесена да и поправку на ветер приходилось держать чуток вправо, мне как-то когда влево поправка на ветер сподручнее пока.
жжешь, креведко )))
после таких зимних экзерцисов, посадка летом покажется простой.
Думаю, правильнее сказать, что посадка легче пойдет в простых метеоусловиях, после отработки ее в сложных. У меня так было, во всяком случае: летал практически все лето в каких-то, как выразился инструктор, каскадерских условиях - сильный боковик, болтанка, термики... А как спокойная атмосфера пошла - так и посадки пошли)
0

Share this comment


Link to comment
А еще говорят, мол, управлять самолетом не сложнее, чем водить автомобиль! Не знаю как кто, а я всегда относился к этому высказыванию критически: была бы это правда, у нас пилотов было бы больше, чем таксистов, но почему-то тенденция прямо противоположная. )
В каждой шутке есть доля правды, крутить баранкой то не сложно, а вот знать, принимать решения и расчитывать на "пять ходов вперёд - не всем легко)Хороший репортаж, как всегда 5+
0

Share this comment


Link to comment
Добавлю свои 5 копеек
Саш, мне показалось, что ты вообще без выравнивания воткулся. И с газом не понял - ты его вообще убирал?
0

Share this comment


Link to comment

Ну чуток выровнялся, но как-то потерял ощущение приближающейся земли, из-за этого наверное и не словил момент малого газа, по этому да, шлепнулись на газу, но горизонтальная скорость была в норме, был встречный ветер, как самолет подпрыгнул - убрали газ и уже выдержав горизонтально - ровно досадил. Влад прокомментировал сразу что в принципе не так жестко плюхнулись. Будет мне наука.

0

Share this comment


Link to comment
Влад прокомментировал сразу что в принципе не так жестко плюхнулись. Будет мне наука.
Ну знаешь, я специально на действия Влада пристально смотрел: так он и не сильно вмешался - значит особой опасности не видел). Ну не проморгал же он.... :D :sarcastic:
0

Share this comment


Link to comment
Ну знаешь, я специально на действия Влада пристально смотрел: так он и не сильно вмешался - значит особой опасности не видел). Ну не проморгал же он.... :D :sarcastic:
Да не, он не отвлекается, особенно при посадке всегда советы дельные дает и напоминает про все что забываю, отличнейший инструктор. А тут он по режиму двигателя на малый газ подстраховал, когда подпрыгнули.
0

Share this comment


Link to comment

кстати да. Когда полоса вся в снегу и сливается с окружающими сугробами, то садиться сложнее. Это точно. высота хуже ощущается, отсюда бывает запоздалое выравнивание и как следствие козел. Также замечал такое при ограниченной видимости. Главное не зацикливаться и не переживать. В любом случае каждая посадка получается разной, то чуть недобрал, то перебрал, это нормально. Главное воремя замечать свои ошибки и уметь их исправлять. Тогда все будет отлично. И переживать совершенно не стоит из-за того, что подвзмыл, или козлик небольшой, или чуть жестковато. Это все нормально. Идеальные посадки бывают в идеальных условиях, и то не всегда :sarcastic:

0

Share this comment


Link to comment

Да я не зацикливаюсь, наоборот как-то все испытанное на опыте все больше и больше окрыляет :sarcastic: чувствуется приятное пополнение в багаже знаний, что просто не радовать не может. :D

0

Share this comment


Link to comment

Да, вот это самое правильное! Ведь столько удовольствия от полетов!!!

0

Share this comment


Link to comment

A good landing is one you can walk away from.And any landing that allows the aircraft to be used again is a great landing!

0

Share this comment


Link to comment
кстати да. Когда полоса вся в снегу и сливается с окружающими сугробами, то садиться сложнее. Это точно. высота хуже ощущается, отсюда бывает запоздалое выравнивание и как следствие козел.
во-во, испытал впервые на днях такое))) глазомер сбивается напрочь :)
0

Share this comment


Link to comment

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now