Jump to content
  • entries
    72
  • comments
    680
  • views
    124243

Рождество на Северке: симмеры в гостях у Челавиа

Sign in to follow this  
NetHunter

1293 views

После перерыва продолжаю свой блог записью о рождественских полетах. Здесь, помимо собственно рассказа, вы найдете ряд видеороликов на любой вкус и с разных ракурсов. Приятного чтения)Ясным и морозным рождественским утром 7-го января примерно в одно и то же время (около полдевятого) с разных направлений на Новорязанскую трассу вышли из Москвы два автомобиля: в одном находились Женя «Ydjin» и ваш покорный слуга c женой Юлей, в другом – Саша «Scratty» и Олег «Da4Hik91» вместе с папой. Пункт назначения был уже привычным – аэродром Северка, на котором базируется один из двух столичных филиалов авиакомпании Челавиа (второй расположен в Большом Грызлово). Цель, конечно, тоже была у всех одна – полетать, пользуясь хорошей погодой и отсутствием привычных пробок.Собраться на это мероприятие мы решили как-то спонтанно: я планово собирался открыть новый летный сезон-2011, о чем рассказал в переписке Саше. Он, в свою очередь, связался с Олегом и предложил поддержать компанию. А там и папа Олега выразил желание присоединиться и наконец-то попробовать, а что же это такое – оказаться за штурвалом самолета. Таким образом, если учесть, что в предыдущие два авсим-слета нас было около десяти человек, то, можно сказать, в этот раз мы провели третью по счету полноценную мини-симмеровку членов нашего сайта, пускай и не запланированную). Вобщем, таким вот составом спустя всего полтора часа (это время стало лучшим за все время моих поездок на Северку) мы и запарковались у аэродромных ворот. Как только я вылез из машины, тут же захотелось забраться в нее назад: температура здесь была аж на десять градусов ниже, чем в Москве: после столичных минус шесть местные минус шестнадцать градусов показались настоящей стужей! Но что делать – берем вещи и в темпе топаем к комплексу зданий Челавиа. Попутно отмечаем, что на аэродроме бурно идет строительство: во-первых, ближе к ВПП уже высится каркас нового челавиаского ангара, который будет вдвое больше уже имеющегося; во-вторых близ клуба «Авиавысота» также заложены два ангара, и тоже немаленькие. Подходим к главному домику Челавиа. У входа вкопана в снег наряженная елка, на перроне тепло одетые в зимнюю униформу техники уже готовят самолеты к летному дню: проверяют матчасть, гибкой гофрой, идущей от специальных обогревателей, подают горячий воздух в двигательный отсек и кабины.blogentry-5054-0-14527700-1294853763_thumb.jpgblogentry-5054-0-27619800-1295195496_thumb.jpgblogentry-5054-0-32456100-1294768975_thumb.jpgblogentry-5054-0-68138900-1294768979_thumb.jpgВ домике тепло и уютно: проходим внутрь, здороваемся, поздравляемся с прошедшими праздниками, в ожидании полетов наливаем горячего чаю. Появляется и мой инструктор Влад Мезенцев – вместе мы уточняем план полетов на день. Решаем, что сегодня я полечу не с Владом, а с его товарищем Игорем: в прошлом сослуживцем по военному летному училищу, а сегодня – то же пилотом-инструктором Челавиа. Как-то раз мы уже летали вместе: тогда, еще до моего первого самостоятельного полета, Влад предложил мне представить, что Игорь не инструктор, а пассажир. Помню необычные ощущения от того полета: Игорь в самом деле не «нависал» надо мной и, что называется не «инструкторил», вследствие чего обстановка в кабине была неформальная и складывалось ощущение, что я просто решил прокатить друга – летим вот вместе, шутим, смеемся). В то же время, надо отдать Игорю должное: в моменты, когда это было необходимо (разумеется, на посадке), он вмешивался в процесс управления и помогал там, где это было нужно. Хороший, полезный был тот полет, потому и запомнился.Сейчас же договорились с Владом так: поскольку полоса скользкая, а ветер как всегда боковой и плотный, то лечу с Игорем в контрольный полет. Если все будет нормально, и я справлюсь, то далее вылечу в самостоятельный. Ребята же (Саша, Олег и его папа) летят с Владом на новенькой Сьерре по полчаса каждый. Несколько этих новых самолетов только недавно поступили из Италии, и имеют некоторые отличия по оборудованию, авионике и органам управления. Так, в них нет привычного «ручника» - тормозного рычага, вместо него применены дифференцированные тормоза на каждой из педалей (для торможения ими на скользкой полосе нужно иметь навык). Помимо этого, эти машины оборудованы всем необходимым для приборных полетов и навигации, заходов на посадку по ILS. Одним словом, интересные самолеты, но требующие времени для их «доизучения».Мне же повезло как никогда – нас с Игорем ожидал самый боевой и обстрелянный из всего челавиаского авиапарка, настоящий курсантский борт с номером 1026 - именно на нем я учился с самого первого дня, на нем и вылетел в первый самостоятельный полет. С минувшей осени этого самолета долго не было видно, уж больно долго, ввиду задержки итальянцами поставок самолетов, он один «тянул» на себе практически все полеты: в выходные летали и гости клуба, и коммерческие клиенты, и команда Челавиа по авиаралли, а по будням на 1026 переучивался летный состав Аэрофлота – и уж эти ребята пахали на нем весь световой день несколько месяцев подряд без перерыва. В результате у работяги 1026 начались проблемы: сначала, казалось бы, по мелочи – то колесо спустит, то винт на стойке срежет, то авиагоризонт «врать» начнет), а затем пришли и крупные неприятности в виде полной замены двигателя.И вот сейчас я с мороза запрыгиваю в теплую прогретую кабину моего «первого» и любимого самолета, осматриваю приборную доску, руками пробегаю по органам управления, тумблерам и выключателям. Все на своем месте). В кабину заскакивает улыбающийся Игорь, пристегиваемся, запрашиваемся – пора лететь!В процессе руления инструктор напоминает об особенностях взлета и посадки в сложившихся погодных условиях: газ давать плавно, педалями работать не резко, но уверенно. Если попытается крутануть – не паниковать и соразмерно дать педаль, противоположную развороту: самолет очень хорошо реагирует на действия с передней стойкой. Выруливаем на исполнительный старт с курсом 23, видимость отличная (даром что погода морозная), осадков нет, ветерок в левый бок и лед на полосе только немного смазывают картину, а так все здорово). Ну, погнали! Режим взлетный, подъем передней стойки, отрыв с парированием сноса вправо, уборка механизации с набором высоты к первому развороту. Все идет штатно, пальцы уже привычно порхают по доске, взбирающееся на небосвод солнце бьет в левую половину лица, внизу наползает Новорязанское шоссе. Пора выполнять первый: закладываю крен, ввожу машину в разворот, при этом чувствую возникшее скольжение и ищу глазами шарик. Сюрприз: оказывается, 1026 не оборудован указателем поворота и скольжения, что странно – вроде он раньше был… Ну что ж, будем без него лететь, по наитию).От второго разворота к третьему явно чувствуется попутный ветер с боковой составляющей, из-за которой самолет так и стаскивает в сторону аэродрома. Корректируем курс, летим дальше. Проходим третий, вытаскиваем полностью обогрев карбюратора, готовимся к четвертому: гасим скорость, выпускаем закрылки, включаем посадочную фару. Вот и посадочная прямая, слева он нее лес, а прямо в ее конце которой лежит полоса, кажущаяся одной большой «скользочкой», обрамленной снежными бортиками. Подходим ближе, высота уже метров сто, полоса видна гораздо четче – ощущение такое, что ее ширина стала чуть ли не вдове больше привычного «летнего» состояния: это из-за того, что под снегом и льдом находятся и концевые полосы безопасности. Но тут время созерцания резко обрывается воздушными потоками, для которых лес слева от полосы стал своеобразным трамплином, оттолкнувшись от которого они с силой подхватили и начали хаотично кидать самолет. Быстро, но соразмерно работаю ручкой управления, не забывая про скорость удерживаю машину на глиссаде: полоса ведь все ближе и ближе. Если бы еще полгода назад мне кто-либо сказал, что я смогу совершить посадку в таких условиях, я бы честно – не поверил. А тут –приходится).Неожиданно перед самым торцом ветер стихает и производить посадку становиться легче. Еще мгновение – и колеса основных стоек скользят по льду и укатанному снегу. Интересное чувство возникло при касании: из-за скольжения колес в этот момент оно выходит очень мягким и, можно сказать, нежным, уравновешенным. На пробеге, чтобы не оказаться в сугробе, как и учил Игорь, не стесняюсь парировать педалью снос, убираю обогрев карбюратора, добавляю тяги и все заново – ручку на себя, уборка закрылков, первый разворот…В таком режиме более сорока минут мы и отработали первую летную смену, при этом за все это время Игорь так и не нашел повода вмешаться в управление. После посадки спрыгиваю на перрон довольный: вроде появилась уверенность в себе и сам чувствую себя готовым к самостоятельному. Спрашиваю у Игоря его мнение на этот счет, он со мной солидарен. Ну а пока – время отдыха, и я иду пить заслуженную кружку горячего чая с самсой, испеченной моей Юлей накануне вечером).Когда я вернулся из вылета, Женя «Ydjin» уже тоже был «на земле» - он тоже успел слетать в свой учебно-тренировочный полет, и также как и я, находится под впечатлением порывов ветра на посадке и скользкой ВПП. Нам, двум курсантам, есть что обсудить: стоим, делимся впечатлениями, обмениваемся опытом). А тем временем в полет на новой Сьерре вместе с Владом Мезенцевым отправился Саша «Scratty». Нужно сказать, что он совсем недавно стал счастливым обладателем экшн-камеры, которая и была взята им с собой с тем, чтобы опробовать в боевых условиях). Точно такая же камера уже была успешно облетана раннее Александром Эрлихманом (вот его видеоролики), теперь же уже его тезка прилаживает камеру у себя на голове и забирается с ней в кабину. Собственно, что из этого вышло, можно узнать из приведенного ниже Сашиного HD-ролика:

Через полчаса, уже будучи на земле, Саша с Владом прошли в класс, где после получасового полета состоялся получасовой разбор).blogentry-5054-0-16916800-1294768968_thumb.jpgblogentry-5054-0-61003500-1294768972_thumb.jpgПо итогам полета инструктор был доволен успехами Саши: практически весь полет он сам справлялся с управлением самолетом, что, учитывая его минимальный налет (до этого раза Саша два раза поднимался в воздух за штурвалом) дорогого стоит. Желаю Саше не бросать летную практику и продолжать в том же духе). Потихоньку очередь дошла и до папы Олега. Летел он в первый раз, и очень в хорошем смысле переживал и волновался, поскольку, с его слов, абсолютно не представлял, чего ожидать от предстоящего полета. Но все прошло как нельзя лучше – спустя полчаса Олег встречал отца, вернувшегося из своего первого вылета очень довольным и переполненным позитивными впечатлениями).За это время я вполне отдохнул, переварил пройденное и, дождавшись своего самолета, занял в нем место КВС для выполнения самостоятельного полета. Штатно запустился, отрулил на исполнительный, дал взлетный режим, и тут самолет вдруг резко начало разворачивать! Признаться, внутри все похолодело… Сразу дал педаль и сбросил газ (это случилось в самом начале взлета), самолет, слава богу, выправился (этот момент, кстати, есть и на видео). Уффф… Хорошее начало… Снова выравниваю машину по центру полосы, на этот раз более плавно даю взлетный режим, ноги напряжены на педалях в готовности парировать разворот. Но все нормально: легкая машина (я же в ней один) с центра полосы сама просится в небо, я не мешаю), на взлете солнце уже старательно высвечивает все лицо (хорошо, что на мне очки). Идя к первому развороту заметил, что уже и в наборе высоты стало ощутимо потряхивать. Но ничего, справляемся с этим, крутим положенные развороты и вскоре оказываемся на посадочной прямой. Снижаясь по глиссаде, с некоторой тревогой ожидаю порывов ветра из-за леса: ведь сейчас вес у самолета меньше, как мне удастся побороть их? И ветер не заставляет себя ждать – налетает, крутит, подбрасывает, опрокидывает, норовит сбросить с глиссады. Но руки как-то сами собой выполняют возложенную на них работу, левая регулирует тягу, правая лежит на РУС, глаза постоянно оценивают правильность снижения, следят за скоростью… Вот так, как-то незаметно и буднично выиграв у ветра борьбу за глиссаду, подхожу к торцу. Ветер снова стих, но у меня новая головная боль: а что если снова развернет, да не на месте, а вот так, на скорости? Как тогда быть? Но нет – касание снова прошло мягко и самолет уже скользит к противоположному торцу. Осторожно подправляю курс педалями: машина и в самом деле хорошо их слушается. Плавно даю режим, беру ручку на себя и – все по новой, еще целых полчаса я так и крутился по кругу. Что и говорить, приземлившись, я был еще больше доволен собой: и с ветром справился, и на скользкой полосе удержался. А ведь не летал уже больше месяца! Да и это мой личный рекорд в плане самостоятельных полетов: больше получаса мне еще летать не доводилось, но все когда-то бывает в первый раз).Как всегда, я было попробовал заснять свои полеты на фотоаппарат, но получилось не очень – на посадке из-за упомянутых сильных порывов ветра, на видео иногда складывается такое ощущение, что двигатель с капотом идут "в разнос", вследствие чего вся панель над ним прыгает так, что на работе камеры это просто не может не отразится. Но на самом деле это следствие ветра, отнеситесь к этому с пониманием). Причем на втором ролике (с самостятельным полетом) вибрация из-за ветра ощутимо сильнее - ведь самолет без инструктора стал легче.Вот пара коротких роликов из нескольких конвейеров: уж чем богат – хоть как-то попробую передать ощущения захода (еще раз прошу прощения за выкрутасы ветра):Часть 1: контрольный полет

Часть 2: самостоятельный полет

К обеду наша полетная программа была почти выполнена, осталось слетать только нашему симмеру Олегу. Провожаемый отцом, он так же вылетел с Владом на получасовой маршрут к Воскресенску, при этом вновь велась видеосъемка полета, и вот что из этого вышло:Часть1: подготовка к полету, вылет

Часть2: возвращение на аэродром и посадка

Олег до этого летал на Северке в рамках второго ависм-слета «Первый Снег», но погода тогда была крайне неудачной (был жуткий туман), поэтому увидеть что-то с воздуха было крайне проблематично. Сейчас же удача нам улыбнулась и, судя по приподнятому состоянию и видимому внутреннему подъему Олега, полетом он остался доволен).Кстати, во время его полета был интересный момент, запечатленный на фото: самолет практически завис на одном месте с скорость относительно земной поверхности всего 22,3 узла (чуть более 40 км/ч):blogentry-5054-0-39759000-1295184678_thumb.jpgТак мы, было, и окончили полетный день: забрав мою Юлю (она все это время была занята вязанием и возней с котенком в главной зале):blogentry-5054-0-02873200-1294769314_thumb.jpgмы засобирались домой, как были обрадованы новогодним сюрпризом: от авиакомпании Челавиа всем были вручены подарки: ежедневники и настенные календари (все, разумеется, с соответствующими символикой и тематикой). Это было настолько неожиданно, насколько и приятно, за что большое спасибо всему коллективу филиала Челавиа на Северке!На этом приятном моменте мы, довольные собой и удовлетворенные проведенным днем, покинули Северку, на стоянке за воротами пожали руки с пожеланиями новой встречи в уже известном всем месте), и вновь два автомобиля, сверкая фарами в тусклом свете оканчивающегося короткого зимнего дня, поспешили к Новорязанскому шоссе и далее к Москве. Рождество подошло к концу, но ощущение праздника, сложившееся в ходе этого дня, убежден, на обратном пути грело душу не только мне).PS Кстати, теперь на сайте vkontakte у Челавиа есть своя группа)
Sign in to follow this  


30 Comments


Recommended Comments



"верной дорогой идёте, товарищи" (с)молодцы, так держать! :)

Share this comment


Link to comment

Этот день стал прекрасной кульминацией рождественских праздников, настроение было просто отличное.Паш, а у тебя уже сколько получается общий налет и самостоятельный налет, сколько до свидетельства осталось?Все, в следующий раз, когда буду, без камеры не улетай, будем тебе в самолете мою крепить, на HD снимать ))

Share this comment


Link to comment

я в выходные тоже попробую вмонтировать в самолет что-нить снимающее :)

Share this comment


Link to comment
Паш, а у тебя уже сколько получается общий налет и самостоятельный налет, сколько до свидетельства осталось?
самостоятельный по кругам - это верхушка айсберга.просто умение взлетать и садиться.нужно ещё уметь летать по маршруту, пользоваться всем объемом навигации, планировать и выполнять полет на др. аэродром.и т.д.

Share this comment


Link to comment

ну самостоятельные по маршруту у Паши уже не за горами

Share this comment


Link to comment

Поздравляю всех с прошедшими новогодними праздниками и наступающим старым новым годом.С удовольствием почитал и посмотрел.Паш поздравляю с первым самостоятельным полётом, дальнейших успехов.

Share this comment


Link to comment

Ну это у него не первый самостоятельный :) очередной

Share this comment


Link to comment
Этот день стал прекрасной кульминацией рождественских праздников, настроение было просто отличное.Паш, а у тебя уже сколько получается общий налет и самостоятельный налет, сколько до свидетельства осталось?Все, в следующий раз, когда буду, без камеры не улетай, будем тебе в самолете мою крепить, на HD снимать ))
Налет надо подбить, в следующей записи попробую обобщить данные за ушедший год.Хорошо,Саш, не полечу: самому интересно посмотреть, что получится)
я в выходные тоже попробую вмонтировать в самолет что-нить снимающее :)
Кирилл, бум ждать)
нужно ещё уметь летать по маршруту, пользоваться всем объемом навигации, планировать и выполнять полет на др. аэродром и т.д.
Это верно, впереди еще много работы:crazy: :crazy:
ну самостоятельные по маршруту у Паши уже не за горами
Знаешь, Саш, я пока не спешу в самостятельный по маршруту: потеряться - делать нечего...
Поздравляю всех с прошедшими новогодними праздниками и наступающим старым новым годом.С удовольствием почитал и посмотрел.Паш поздравляю с первым самостоятельным полётом, дальнейших успехов.
Спасибо Саш! Давай как-нибудь с нами выбирайся слетать)

Share this comment


Link to comment
Хорошо,Саш, не полечу: самому интересно посмотреть, что получится)
Вот мне Женя сказал, что теперь как-то по другому уже смотрит и воспринимает записи полетов.Вот я тоже как-то начал пересматривать и как-то по другому смотрится, с другой точки зрения.Надеюсь к следующему разу реализуем проект с несколькими камерами с разных точек ))
Это верно, впереди еще много работы:crazy: :)
Зато как интересно то ))
Знаешь, Саш, я пока не спешу в самостятельный по маршруту: потеряться - делать нечего...
Ну наверное по любому с джипиэской в подстраховку.

Share this comment


Link to comment
Ну наверное по любому с джипиэской в подстраховку.
Выпросил GPS у, шутка ли сказать, самого диретора аэродрома. Мол, дайте попробовать, что за зверь такой.Потренироваться, так сказать. Дал он мне её - красивая, большая, дорогая. Включил, посмотрел, сел и полетел.Взлетел, кручусь, смотрю на GPS, а самолетик на месте стоит. И красиво так внизу написано - "lost satellite connection" :)
  • Upvote 1

Share this comment


Link to comment

"Гранаты у него не той системы..." (с) :) нестыковочка с самолетом, надо ГЛОНАСС ))))))))))))))))))))) :crazy:

Share this comment


Link to comment
"Гранаты у него не той системы..." (с) :) нестыковочка с самолетом, надо ГЛОНАСС ))))))))))))))))))))) :)
Глонасс глонассом, но ты, Саш, вот что скажи: в твоем ролике (где ты с камерой на голове) у вас АРК на какой маяк был настроен? (он типа всю дорогу вертится) :wow1:

Share this comment


Link to comment

Ну это я пошутил, хотя.... :)Хм, как-то не обратил внимания на что был радиокомпас настроен, но судя по его показаниям на 23-ем исполнительном - направляет на раменское 370 Khz, еще ОПРС марьино есть в этой же зоне 493 Khz может быть и на него, хе, можно рассчитать точнее по показаниям ГПК, там на табло радиокомпаса плохо видно.

Share this comment


Link to comment

Аксиньино же в другом направлении, стрелка бы показывала на взлете вверх и правее где-то на 18-20 градусов

Share this comment


Link to comment

возможно она была просто в самоориентирном положении. Попросту говоря, ничего не ловила.

Share this comment


Link to comment

АРК точно настроен, и это прослеживается круг за кругом... И вообще - обратите внимание на поведение стрелки АРК в момент включения авионики (3-я минута ролика).

Share this comment


Link to comment

Ага, сначало встал на обратный курс, любопытно. Так что походу не только Аксиньино с земли ловится

Share this comment


Link to comment

Вот кстати Олег «Da4Hik91» прислал фотку своего полета: на ней момент, когда самолет практически "встал на месте" c Ground Speed 22,3 kt (добавил в саму запись):sarcastic:

Share this comment


Link to comment

отлично тогда полетали)))огромное СПАСИБО всем за тот день))))) (PS особенно Александру за то , что он сообщил мне об этом))))))

Share this comment


Link to comment

Ну ты же мне как-то писал, чтобы я предупредил :sarcastic:Чем больше народа - тем веселее, вон и папа твой аж как втянулся, такие впечатления многого стоят.Я на самом деле сам очень приятно удивился, что выдалось полетать на одном из новых самолетов, тех самых, выгрузку которых снимал, когда приезжали в прошлый раз.

Share this comment


Link to comment

да, Александру отдельное спасибо, меня он тоже звал. Перехватывает инициативу у Паши по сбору людей на Северке))

Share this comment


Link to comment
возможно она была просто в самоориентирном положении. Попросту говоря, ничего не ловила.
есть мнение, и не только мое :sarcastic: , что АРК был настроен на привод Раменского:mf_type:
Это все Паша меня заразил ))))))
ничего, даст Бог - скоро попробуем еще собраться :dance4:

Share this comment


Link to comment

×
×
  • Create New...