Рождество на Северке: симмеры в гостях у Челавиа
После перерыва продолжаю свой блог записью о рождественских полетах. Здесь, помимо собственно рассказа, вы найдете ряд видеороликов на любой вкус и с разных ракурсов. Приятного чтения)Ясным и морозным рождественским утром 7-го января примерно в одно и то же время (около полдевятого) с разных направлений на Новорязанскую трассу вышли из Москвы два автомобиля: в одном находились Женя «Ydjin» и ваш покорный слуга c женой Юлей, в другом – Саша «Scratty» и Олег «Da4Hik91» вместе с папой. Пункт назначения был уже привычным – аэродром Северка, на котором базируется один из двух столичных филиалов авиакомпании Челавиа (второй расположен в Большом Грызлово). Цель, конечно, тоже была у всех одна – полетать, пользуясь хорошей погодой и отсутствием привычных пробок.Собраться на это мероприятие мы решили как-то спонтанно: я планово собирался открыть новый летный сезон-2011, о чем рассказал в переписке Саше. Он, в свою очередь, связался с Олегом и предложил поддержать компанию. А там и папа Олега выразил желание присоединиться и наконец-то попробовать, а что же это такое – оказаться за штурвалом самолета. Таким образом, если учесть, что в предыдущие два авсим-слета нас было около десяти человек, то, можно сказать, в этот раз мы провели третью по счету полноценную мини-симмеровку членов нашего сайта, пускай и не запланированную). Вобщем, таким вот составом спустя всего полтора часа (это время стало лучшим за все время моих поездок на Северку) мы и запарковались у аэродромных ворот. Как только я вылез из машины, тут же захотелось забраться в нее назад: температура здесь была аж на десять градусов ниже, чем в Москве: после столичных минус шесть местные минус шестнадцать градусов показались настоящей стужей! Но что делать – берем вещи и в темпе топаем к комплексу зданий Челавиа. Попутно отмечаем, что на аэродроме бурно идет строительство: во-первых, ближе к ВПП уже высится каркас нового челавиаского ангара, который будет вдвое больше уже имеющегося; во-вторых близ клуба «Авиавысота» также заложены два ангара, и тоже немаленькие. Подходим к главному домику Челавиа. У входа вкопана в снег наряженная елка, на перроне тепло одетые в зимнюю униформу техники уже готовят самолеты к летному дню: проверяют матчасть, гибкой гофрой, идущей от специальных обогревателей, подают горячий воздух в двигательный отсек и кабины.В домике тепло и уютно: проходим внутрь, здороваемся, поздравляемся с прошедшими праздниками, в ожидании полетов наливаем горячего чаю. Появляется и мой инструктор Влад Мезенцев – вместе мы уточняем план полетов на день. Решаем, что сегодня я полечу не с Владом, а с его товарищем Игорем: в прошлом сослуживцем по военному летному училищу, а сегодня – то же пилотом-инструктором Челавиа. Как-то раз мы уже летали вместе: тогда, еще до моего первого самостоятельного полета, Влад предложил мне представить, что Игорь не инструктор, а пассажир. Помню необычные ощущения от того полета: Игорь в самом деле не «нависал» надо мной и, что называется не «инструкторил», вследствие чего обстановка в кабине была неформальная и складывалось ощущение, что я просто решил прокатить друга – летим вот вместе, шутим, смеемся). В то же время, надо отдать Игорю должное: в моменты, когда это было необходимо (разумеется, на посадке), он вмешивался в процесс управления и помогал там, где это было нужно. Хороший, полезный был тот полет, потому и запомнился.Сейчас же договорились с Владом так: поскольку полоса скользкая, а ветер как всегда боковой и плотный, то лечу с Игорем в контрольный полет. Если все будет нормально, и я справлюсь, то далее вылечу в самостоятельный. Ребята же (Саша, Олег и его папа) летят с Владом на новенькой Сьерре по полчаса каждый. Несколько этих новых самолетов только недавно поступили из Италии, и имеют некоторые отличия по оборудованию, авионике и органам управления. Так, в них нет привычного «ручника» - тормозного рычага, вместо него применены дифференцированные тормоза на каждой из педалей (для торможения ими на скользкой полосе нужно иметь навык). Помимо этого, эти машины оборудованы всем необходимым для приборных полетов и навигации, заходов на посадку по ILS. Одним словом, интересные самолеты, но требующие времени для их «доизучения».Мне же повезло как никогда – нас с Игорем ожидал самый боевой и обстрелянный из всего челавиаского авиапарка, настоящий курсантский борт с номером 1026 - именно на нем я учился с самого первого дня, на нем и вылетел в первый самостоятельный полет. С минувшей осени этого самолета долго не было видно, уж больно долго, ввиду задержки итальянцами поставок самолетов, он один «тянул» на себе практически все полеты: в выходные летали и гости клуба, и коммерческие клиенты, и команда Челавиа по авиаралли, а по будням на 1026 переучивался летный состав Аэрофлота – и уж эти ребята пахали на нем весь световой день несколько месяцев подряд без перерыва. В результате у работяги 1026 начались проблемы: сначала, казалось бы, по мелочи – то колесо спустит, то винт на стойке срежет, то авиагоризонт «врать» начнет), а затем пришли и крупные неприятности в виде полной замены двигателя.И вот сейчас я с мороза запрыгиваю в теплую прогретую кабину моего «первого» и любимого самолета, осматриваю приборную доску, руками пробегаю по органам управления, тумблерам и выключателям. Все на своем месте). В кабину заскакивает улыбающийся Игорь, пристегиваемся, запрашиваемся – пора лететь!В процессе руления инструктор напоминает об особенностях взлета и посадки в сложившихся погодных условиях: газ давать плавно, педалями работать не резко, но уверенно. Если попытается крутануть – не паниковать и соразмерно дать педаль, противоположную развороту: самолет очень хорошо реагирует на действия с передней стойкой. Выруливаем на исполнительный старт с курсом 23, видимость отличная (даром что погода морозная), осадков нет, ветерок в левый бок и лед на полосе только немного смазывают картину, а так все здорово). Ну, погнали! Режим взлетный, подъем передней стойки, отрыв с парированием сноса вправо, уборка механизации с набором высоты к первому развороту. Все идет штатно, пальцы уже привычно порхают по доске, взбирающееся на небосвод солнце бьет в левую половину лица, внизу наползает Новорязанское шоссе. Пора выполнять первый: закладываю крен, ввожу машину в разворот, при этом чувствую возникшее скольжение и ищу глазами шарик. Сюрприз: оказывается, 1026 не оборудован указателем поворота и скольжения, что странно – вроде он раньше был… Ну что ж, будем без него лететь, по наитию).От второго разворота к третьему явно чувствуется попутный ветер с боковой составляющей, из-за которой самолет так и стаскивает в сторону аэродрома. Корректируем курс, летим дальше. Проходим третий, вытаскиваем полностью обогрев карбюратора, готовимся к четвертому: гасим скорость, выпускаем закрылки, включаем посадочную фару. Вот и посадочная прямая, слева он нее лес, а прямо в ее конце которой лежит полоса, кажущаяся одной большой «скользочкой», обрамленной снежными бортиками. Подходим ближе, высота уже метров сто, полоса видна гораздо четче – ощущение такое, что ее ширина стала чуть ли не вдове больше привычного «летнего» состояния: это из-за того, что под снегом и льдом находятся и концевые полосы безопасности. Но тут время созерцания резко обрывается воздушными потоками, для которых лес слева от полосы стал своеобразным трамплином, оттолкнувшись от которого они с силой подхватили и начали хаотично кидать самолет. Быстро, но соразмерно работаю ручкой управления, не забывая про скорость удерживаю машину на глиссаде: полоса ведь все ближе и ближе. Если бы еще полгода назад мне кто-либо сказал, что я смогу совершить посадку в таких условиях, я бы честно – не поверил. А тут –приходится).Неожиданно перед самым торцом ветер стихает и производить посадку становиться легче. Еще мгновение – и колеса основных стоек скользят по льду и укатанному снегу. Интересное чувство возникло при касании: из-за скольжения колес в этот момент оно выходит очень мягким и, можно сказать, нежным, уравновешенным. На пробеге, чтобы не оказаться в сугробе, как и учил Игорь, не стесняюсь парировать педалью снос, убираю обогрев карбюратора, добавляю тяги и все заново – ручку на себя, уборка закрылков, первый разворот…В таком режиме более сорока минут мы и отработали первую летную смену, при этом за все это время Игорь так и не нашел повода вмешаться в управление. После посадки спрыгиваю на перрон довольный: вроде появилась уверенность в себе и сам чувствую себя готовым к самостоятельному. Спрашиваю у Игоря его мнение на этот счет, он со мной солидарен. Ну а пока – время отдыха, и я иду пить заслуженную кружку горячего чая с самсой, испеченной моей Юлей накануне вечером).Когда я вернулся из вылета, Женя «Ydjin» уже тоже был «на земле» - он тоже успел слетать в свой учебно-тренировочный полет, и также как и я, находится под впечатлением порывов ветра на посадке и скользкой ВПП. Нам, двум курсантам, есть что обсудить: стоим, делимся впечатлениями, обмениваемся опытом). А тем временем в полет на новой Сьерре вместе с Владом Мезенцевым отправился Саша «Scratty». Нужно сказать, что он совсем недавно стал счастливым обладателем экшн-камеры, которая и была взята им с собой с тем, чтобы опробовать в боевых условиях). Точно такая же камера уже была успешно облетана раннее Александром Эрлихманом (вот его видеоролики), теперь же уже его тезка прилаживает камеру у себя на голове и забирается с ней в кабину. Собственно, что из этого вышло, можно узнать из приведенного ниже Сашиного HD-ролика:




30 Comments
Recommended Comments