• entries
    72
  • comments
    686
  • views
    112825

Все задачи на маршруте за тебя решит компьютер...

Sign in to follow this  
Followers 0
NetHunter

730 views

(обещанное продолжение)«Хмурые тучи веють над нами, злобные ветры нас тяжко гнятут» - так, или примерно так звучат слова широко известной в недалеком прошлом песни, и примерно такие чувства ударили мне в лицо с крыльца гостевого домика волной колючего холодного порыва воздуха. Ночь прошла, но из-за столько короткого сна наступившее утро не принесло должной ясности в мыслях: голова была все-таки немного ватная, хотелось упасть в кресло-качалку и застыть в нем на пару часов перед жарким камином… Но не кресла, ни камина не было, зато был инструктор Челавиа Влад Мезенцев, с чашкой ароматного кофе в руках, критически осматривающий мою помятую фигуру:- Готов к маршруту?- Всегда готов… - Тогда вперед в класс, покажу как с картой работать.Проходим в класс, садимся, Влад раскладывает передо мной карту УКЛ-13. О, ну это мне знакомо! Сколько раз именно по ней летали мы в симуляторе и вокруг Питера на «обзорную экскурсию», и в районе Краснодара. Сейчас разберемся ). Тем временем Влад объясняет:- Смотри, вот наш маршрут: Северка, железнодорожная станция Шкинь, Булгаково, Бронницы, Конобеево, затем через площадку Воскресенска идем домой на Северку. Берем карту и соединяем наши ППМ линией. Теперь можно рассчитать курс на каждую точку и расстояние до нее. Для определения курса Влад выдает мне прозрачный круглый транспортир с отверстием в центре, которое следует совместить с желаемым пунктом маршрута. Совмещаю, выравниваю транспортир по горизонтали, смотрю на линию маршрута, уходящую к следующей точке и засекаю на прозрачном размеченном крае транспортира значение курса. И так для каждого поворотного пункта маршрута. Теперь считаем расстояние. В одном сантиметре карты 2 километра, замеряем отрезок пути и умножаем на 2, все просто. Дошла очередь до расчета времени на каждом участке маршрута: наша крейсерская скорость будет около 180 км/ч, исходя из этого делаем расчеты – делим расстояние на скорость и получаем время. Влад рассказывает о том, как легко вести подсчеты в уме:- Смотри, у нас удобное для счисления значение скорости - 180 км/ч, делится на 60 с целым числом: за минуту мы пролетаем 3 км. Вот и считай: к примеру, повернули мы на следующий отрезок пути с нужным курсом, засекли время и смотрим – прошло 5 минут, курс знаем, значит на карте будем примерно здесь. - Влад, а по GPS-ке не проще все это смотреть?- Проще-то проще, но учти, что во-первых в нее нужно еще внести элементы маршрута, а во-вторых вам, курсантам, летать с ней не положено. Без нее нужно учиться. Сломается она, что будешь делать?Вот тебе и "все задачи на маршруте"... Снова упираюсь в карту и, пыхтя, начинаю составлять свою первую «живую» палетку. Сколько в симе их было – сейчас и не вспомню, а тут – сижу вот, копаюсь. Пойду хоть чаю еще кружку налью, может отпустит хоть немного…Через пятнадцать минут расчеты были окончены и доложены инструктору. Влад выдает мне маленький планшет:- Прикрепишь на ногу. С ним удобно пользоваться картой и палеткой.Ну вот, теперь я совсем как взрослый, осталось только сапог под это дело завести и на фронт можно ). Залезаем в самолет, пристегиваемся-закрываемся. Уже почти 10 часов утра, ветер становиться более плотным, его порывы более хлесткими, носок «колдуна» реет параллельно земле, того и гляди пойдет дождь. Как в тумане выкатываюсь на предварительный, контроль по карте, исполнительный и взлет правым на первый пункт маршрута – станцию Шкинь (вот назвал же ее так кто-то). Набираем наши двести метров, болтает знатно и от этого ощущения в голове и животе в свете субботнего праздника далеко не самые приятные… Карта в руках у Влада, палетка у меня на ноге в планшете, GPS-ка все же работает, но я в нее стараюсь не подсматривать.Набрали высоту, перешли в горизонтальный полет, можно немного отвлечься от управления и заняться картой. Влад показывает:- Смотри, мы идем курсом 290° по заданной линии пути. Вот видишь справа вот этот прямоугольный поселок с загнутым краем? Прикинь теперь на карте где мы и попробуй найти его. Видишь, что на карте есть не просто названия населенных пунктов, но и их контуры? Это очень важно, пользуйся этим. Это же верно и для озер, и даже лесных массивов. Вот в карте на линии маршрута впереди лес с характерным вырезом. Ищи его на теперь местности. Запомни: сначала ищем объект или ориентир на карте, и только затем находим его вживую глазами снаружи. Но не наоборот: в две минуты заблудишься! Пытаюсь сосредоточиться на словах инструктора, смотрю наружу, в карту, но половина пейзажа уплывает от меня, никак не могу сопоставить то что вижу за бортом с тем, что нарисовано в карте. «Смотрю в книгу – вижу фигу»…Тем времени где-то вдалеке проскочила станция Шкинь и, если бы Влад мне ее не показал, то вряд ли я бы ее вообще заметил.- С железными дорогами вообще сложно, они часто прячутся за идущими по бокам лесопосадками. Можно быть чуть ли не прямо над «железкой» и не заметить ее, - комментирует Влад.Подходим к Бронницам. Начинается дождь, но издалека я узнаю купол с крестом главной церкви города, стоящей в его центре. Влад не дает залететь поглубже в жилой массив, и мы начинаем отворот наследующий ППМ – Конобеево. Судя по УКЛ-ке, поблизости этой точки проводят свои полеты воздухоплаватели на шарах, но сегодня явно не их день. Как, собственно и не мой.Влад обращает внимание на поле справа:- Воон палатки стоят, видишь? Это здесь парапланеристы летают, нужно здесь внимательнее быть, а то и познакомиться недолго. Проходим интересный остров с какими-то гидросооружениями по обеим берегам. Похоже на шлюзы, хотя не уверен… Инструктор обращает внимание на ошибки:- Каким курсом мы должны на Конобеево идти? А ты каким летишь? Что пролетаем, смотри: видишь вот это озеро, формой напоминающее блюдце? Где оно в карте?Ищу, но озер этих здесь… Какое из них мое? Влад сжаливается и показывает на него пальцем.- Мы вот здесь, а должны быть тут. Корректируй курс.Начинаю корректировать, сверяюсь с картой и палеткой, снова начинаю путаться. Как-то сложнее оказался маршрут, чем я думал… Проходим Конобеево, идем к Воскресенской площадке. - Если нам сейчас ответят, попробуем проход над полосой сделать, - говорит Влад и начинает вызывать:- Воскресенск-Старт, Воскресенск-Старт, 1026.В эфире тишина, видимо из-за погоды сегодня Воскресенск закрыт. Под крылом в дождливой пелене проплывает полоса и несколько самолетов на стоянках. А нам пора домой. Неужели? ).И вот мы ложимся на обратный курс, я все чаще и чаще «ныряю» в GPS-ку (все-таки хорошая штука), по карте стало совсем непросто ориентироваться: под нами одни леса с полями – пойди разбери какой из этих лесов где? Эх, опыта явно не хватает…- Видишь аэродром? Пытаюсь изо всех сил найти Северку, но все безрезультатно. Какой-то я дефективный что ли, здесь же она должна быть! И тут наконец чуть ли не в упор вижу строения и нашу полосу. Идем на посадку…Штатно сажусь, закатываемся на стоянку, открываюсь и выдыхаю – неужели приехали? ))). Спрыгиваю из кабины на твердую землю, сразу как-то полегче становится. Идем в наш теплый домик, наливаем чай, Влад вкратце подведя итоги, смысл которых свелся к в меру оптимистичному «лучшее возможно впереди», снова выходит в дождь к самолету: следующий на очереди курсант уже занимает место в кабине. А мы с Юлей, погрузившись в авто, отправляемся домой, в мокрый и прохладный город, где меня уже давно ждет пускай не кресло с камином, но уж горячий душ с диваном и телевизором точно! )


0
  Report Entry
Sign in to follow this  
Followers 0


22 Comments


Вот и первый по маршруту по ПВП! :rolleyes: А по RNAV когда полеты? Будут? На сиерре вроде не вижу оборудования.

0

Share this comment


Link to comment

Такой же учебный маршрут выполняется приборно, активно используя радионавигацию. Есть даже схема такого полетас частотами. используется Аксиньино, Марьино, НОКАС (когда работает), радиал домодедовского привода...А в симе мы с другом летали маршрут на СП-4 из Магадана по глобусу!

0

Share this comment


Link to comment

ваще говоря, в северной Европе очень часто траблы с визуальным ориентированием на местности ,если летишь над ней в первый раз :rolleyes:

0

Share this comment


Link to comment

Спасибо, что порадовали очередным повествованием о Вашем процессе обучения. Очень интересно читать. Поздравляю с первым ПВП по маршруту, желаю дальнейших успехов!Ждем продолжения повествования :rolleyes:

0

Share this comment


Link to comment

Да-да! Знакомые ощущения! Это еще, я так понимаю, ты не был загружен общением с диспетчерами, которые просят занять определенную высоту по определенному давлению, доложить расчетное время пролета каких-нибудь Малых Бельдяжек (которые совсем не ПОД, а у тебя - карта, 3км/мин и несколько секунд для поиска и расчетов), или дать погоду на маршруте, или рассказать про свой самолет и т.п. )) Ну и конечно, УКЛ-13, особенно пятерка, далека от совершенства для ориентирования. Короче, фигня все - разу по третьему будешь уже с закрытыми глазами этот маршрут лететь :rolleyes:Кстати, "остров с системой шлюзов" - это на участке Бронницы-Конобеево? Уж больно он похож на фаустовский гидроузел - помнится когда-то мы там рыбу ловили под плотинами.

0

Share this comment


Link to comment

Паш, молодец, хорошо написал. Могу поделиться своим опытом визуального ориентриования.1. Учись курс опрелелять на глаз, смотря в карту, ориентированную по ходу твоего движения. Это довольно не сложно. Даже если добьешься ошибки в 10 градусов, это будет нормально. Реально добиться ошибки в 5 градусов, а это уже погрешность прибора. Это упростит тебе понимание каким курсом нужно идти и на какой курс разворачиваться. Но курс это вспомогательная штука при ориентировании.2. Основа - это визуальное сопоставление местности с картой. Нужно учесть что в России топография карт относится к 80 годам прошлого века, к сожалению, поэтому есть много несовпадения. Почти железобетонными ориентирами являются железные дороги, леса и поляны. Они совпадают в подавляющем большинстве случаев. Также озеры в основном совпадают. Но зимой озер ты вообще не увидишь, они выглядят как полянки сверху. Деревни и дороги в последнюю очередь как дополнительный ориентир, но их много не совпадает. Нужно иметь ввиду. Никогда нельзя ориентироваться по одному ориентиру. Нужно найти несколько совпадений. Смотриш вперед, вправо, влево. Смотришь сначала что ты видишь вокруг, потом находишь на карте такое же расположение ориентиров и определяешь где ты есть. Я тут в смятении, потому как с твоих слов Влад говорил обратное. Но я на своем опыте убедился, что когда смотришь сначала в карту, то потом ты можешь увидеть то, что хочешь увидеть. Ты ведь достоверно не знаешь где ты есть, а на карте выбираешь предполагаемое место. И тут заблудиться в три счета. Лучше не зацикливаться а свежим взглядом посмотреть вокруг найти очевидные ориентиры и потом в карте найти то же самое. Дальше когда ты понимаешь, что ты на ЛЗП то выбираешь следующий ориентир на ЛЗП понимаешь, какое это место на карте и идешь на него. В идеале этот ориентир должен располагаться как можно дальше от тебя, но тут уж как повезет с местностью и видимостью. При подлете проверяешь по остальным ориентирам и выбираешь следующий ориентир. Вспомогательно проверяешь тем ли курсом примерно идешь. Для такого ориентирования требуется полная концентрация внимания.3. Для того, чтобы маршрут пройти точно по времени на ЛЗП поставь минутные интервалы до следующего ППМ. Тогда ты будешь знать, в какой точке ты должен находиться за 4, 3,2 и т. д. минуты до заданного времени прохождения и скорректировать вовремя режим полета.А вообще ты молодец, уверен, скоро увидим тебя в авиа-ралли! Так держать!

0

Share this comment


Link to comment
Вот и первый по маршруту по ПВП! :rolleyes: А по RNAV когда полеты? Будут? На сиерре вроде не вижу оборудования.
Есть Сьерра RG на которой есть полное приборное оборудование. На ней можно тренироваться в ППП полетах.
0

Share this comment


Link to comment
Да-да! Знакомые ощущения! Это еще, я так понимаю, ты не был загружен общением с диспетчерами, которые просят занять определенную высоту по определенному давлению, доложить расчетное время пролета каких-нибудь Малых Бельдяжек (которые совсем не ПОД, а у тебя - карта, 3км/мин и несколько секунд для поиска и расчетов), или дать погоду на маршруте, или рассказать про свой самолет и т.п. )) Ну и конечно, УКЛ-13, особенно пятерка, далека от совершенства для ориентирования. Короче, фигня все - разу по третьему будешь уже с закрытыми глазами этот маршрут лететь :rolleyes:Кстати, "остров с системой шлюзов" - это на участке Бронницы-Конобеево? Уж больно он похож на фаустовский гидроузел - помнится когда-то мы там рыбу ловили под плотинами.
Если лететь не по спортивному маршруту, а по МВЛ да еще вокруг Москвы по МКАД, то фиг с ней с визуальной ориентировкой. Я бы вбил все в GPS и автопилот по возможности. Там столько совершенно ненужной болтовни, что язык точно отвалится, не до ориентирования уже)))
0

Share this comment


Link to comment

Да-да, я уже на месте увидел эту сиерру RG, Паша, как раз на ней в субботу летал вроде.

0

Share this comment


Link to comment

а мы летели на Куплиям в субботу по GPS. Причем по автомобильной. Точнее она позиционируется как универсальная. Отработала на 5+, но было скучно)))

0

Share this comment


Link to comment

А Евгений, который и управлял ВС, не видел GPS (видел, но не смотрел с его слов)). Он летел сначала от ОПРС, а обратно на ОПРС

0

Share this comment


Link to comment
Могу поделиться своим опытом визуального ориентриования.2. Основа - это визуальное сопоставление местности с картой. Смотришь сначала что ты видишь вокруг, потом находишь на карте такое же расположение ориентиров и определяешь где ты есть. Я тут в смятении, потому как с твоих слов Влад говорил обратное. Но я на своем опыте убедился, что когда смотришь сначала в карту, то потом ты можешь увидеть то, что хочешь увидеть. Ты ведь достоверно не знаешь где ты есть, а на карте выбираешь предполагаемое место. И тут заблудиться в три счета. Лучше не зацикливаться а свежим взглядом посмотреть вокруг найти очевидные ориентиры и потом в карте найти то же самое.А вообще ты молодец, уверен, скоро увидим тебя в авиа-ралли! Так держать!
Саш, стараюсь идти по твоим стопам).В отношении визуальной ориентировки вот документ есть хороший, интересно твое мнение как практикующего авиараллиста:http://www.tosnoaero.ru/library/#Аэрод
0

Share this comment


Link to comment

Паш написано судя по всему правильно но очень уж сложно, сразу видно Советская школа. Написать побольше текста, чтобы никто ничего не понял))) Я коротко описал процесс как я его вижу, а ты сам со временем поймешь, что подходит для тебя, а что нет. В любом случае, сейчас тебе нужно полетать до того уровня, пока полет по кругу при хорошей видимости и без сильного ветра будет казаться тебе очень скучным занятием. После этого, ты уже не будешь отвлекаться на управление самолетом, и тогда будешь полностью погружаться в процесс ориентирования. Тебе уже совсем немного осталось до этого.

0

Share this comment


Link to comment
а мы летели на Куплиям в субботу по GPS. Причем по автомобильной. Точнее она позиционируется как универсальная. Отработала на 5+, но было скучно)))
Ну и как вам площадочка?
0

Share this comment


Link to comment

а вы там конвейер не пробовали?Кстати, Паш, мне кажется для тебя будет хорошей тренировка если ты долетишь до этой полосы (лету минут 15) и там поделаешь конвейеры. Сразу и в посадках на чужом аэродроме попрактикуешься и в навигации по небольшому маршруту туда - обратно. Попроси Валада как-нибудь.

0

Share this comment


Link to comment

не, коневейер там делать не стали. Нам же на самолете прям перед нашим вылетом меняли тросик привода тормоза левойгашетки. И затянули его так, что при полностью отпущенном тормозе, самолет все равно тормозил. Не было свободного хода.Страгивался с места он на режиме 80%, а взлетели на Северке, что называется, с последней плиты. ну не удивительно, раз, самолет на тормозах-то. После нашего полета его сразу отрегулировали. Так что могли с Куплиямовской полосы и не взлететь. Остались бы там куковать, пока техников на другом самолете не привезут)) :rolleyes:

0

Share this comment


Link to comment

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now