• entries
    72
  • comments
    686
  • views
    113304

Туман рассеивается

Sign in to follow this  
Followers 0
NetHunter

570 views

Есть в виртуальной школе Рода Маччадо полет по приборам: наверное, многие его успешно проходили. Помню, как я с ним мучился – видимость практически нулевая, ориентируешься только на приборы, а ведь поначалу вроде как легким это кажется: точно выдерживай курс и высоту, следи за креном и вариометром - все просто. Однако стоит немного расслабиться и упустить один из параметров, как проблемы начинают наваливаться как снежный ком: прозевал, скажем, высоту, стрелка вариометра вниз поползла. Берем ручку на себя и, проскочив заданную высоту, даем РУС от себя. В это время и крен мало заметный появился, но нам в борьбе за высоту его пока не видно, а он возьми и увеличься до неприличного значения. Теперь и курс съехал – забот добавилось. А линии горизонта же не видно, поэтому с непривычки очень непросто подобрать длину хода РУС, и там, где он должен быть коротким, зачастую ручка перебирается – отсюда и прогрессирующая раскачка по каналам крена и тангажа. В итоге это самое упражнение я оканчивал досрочно, начинал заново, и так до победного. А, казалось бы, чего там сложного – присматривай за несколькими стрелками, да штурвалом сильно не ворочай. Не все так просто…В эту субботу мне удалось практически повторить указанное упражнение, но в кабине реального самолета. Приехав утром на подмосковный аэродром Северку, я надеялся продолжить обучение привычным выполнением конвейеров, однако погода вновь внесла свои коррективы: дым и смог от пожаров заволок район аэродрома (а с ним и прилегающие Коломну и Воскресенск) так, что видимость упала ниже всех минимумов. Как водится в последнее время, было привычно жарко, но к жаре добавился устойчивый запах гари, дышать стало реально неприятно. blogentry-5054-068386900 1280684730_thumb.jpgНесмотря на это, некоторые товарищи из соседских северских аэроклубов, решили подняться в небо: так сказать – на разведку. Зрелище интересное получалось – самолет, оторвавшись от полосы, почти мгновенно исчезал в серо-молочной вате, и через 5 минут так же неожиданно вываливался из нее чуть ли не перед самым торцом ВПП. Но ничего – народ летал потихоньку.У нас же в Челавиа царило сдержанное уныние: из-за погоды экипаж спортсменов-авиараллистов (Саша Эрлихман и Алексей Семенович), не смогли совершить свой крайний тренировочный полет перед чемпионатом мира, мои конвейеры были так же отложены до лучших времен, и в довершении к этому сломался водоплавающий SeaSky, который так же должен был лететь на Оку купаться. Делать нечего – решили подождать пару часов: а может растянет небо. Пока же было решено поближе познакомиться к новой машиной, прибывшей в Челавиа – высокоплан Tecnam P2006T.blogentry-5054-000919500 1280684724_thumb.jpgВзяли ключи, открыли, залезли, принялись ломать технику ). Компоновка у нее любопытная: спереди видят два пилота, сзади – два пассажира, при этом двери всего две – одна у пилота, и с противоположной стороны – у паксов, сделано же это для уменьшения нагрузок на фюзеляж самолета. Сиденья кожаные с различными регулировками, у пилотов – два «телевизора» GARMIN 1000.blogentry-5054-003233200 1280684740_thumb.jpgblogentry-5054-069160700 1280684746_thumb.jpgblogentry-5054-061893700 1280684755_thumb.jpgОдним словом – хорошая машина, но есть в ней что-то несерьезное что ли, не хватает какой-то основательности. Ведь по сути, во многом это та же самая Сьерра: при двух двигателях и вдвое больших по объему баках Twin способен пролететь такое же, как и Сьерра, расстояние в 1000 км. Понятно, конечно, что и авионика у P2006 навороченная, и движка два, и посадочных мест четыре, но все равно что меня лично в этом самолете смущает. Может то, что он по габаритам чуть ли не меньше Цессны ).Пока разбирались с P2006, ситуация в небе чуть улучшилась и мой инструктор Влад Мезенцев принял решение все же попробовать слетать пару кругов. Сказано – сделано: и вот мы уже, вырулив на исполнительный с курсом 50, бежим по полосе. Ручку на себя, отрыв, земля побежала под крылом и вдруг растворилась в белом мареве. Все – мы летим в «молоке»: за стеклом фонаря не видно ровным счетом ничего, иногда лишь где-то внизу через рваные дыры тумана мелькают намеки на зеленые земные очертания. Слушаю Влада: все внимание перевести на внутрикабинное пространство, сосредоточиться на приборах, в первую очередь на авиагоризонте, вариометре и гирополукомпасе. Набираем высоту круга, перевожу машину в горизонт. Влад обращает внимание на легкий левый крен – смотрю, вроде и вправду крен появился, хотя на авиагоризонте его практически не видно. Убираем крен, продолжаем полет. Хорошо хоть, что GPS-ка работает, в нее забиты точки разворотов, все в принципе видно. Подходим к третьему, здесь становится видно Новорязанское шоссе – следуя его изгибам, идем к четвертому, гасим скорость, выпускаем закрылки, снижаемся. В точке четвертого Влад подсказывает: - «Видишь куст в поле? Давай держи на него!»Снижаюсь на одинокий куст, туман рассеивается и из него возникают ориентиры ВПП. Доворачиваю на полосу, иду по глиссаде и чувствую, что выдерживать ее стало сложнее, чем в предыдущие полеты: сказалось утомление, вызванное непривычным делом – полету по приборам. Посадка получается смазанная, пробег, отрыв – и снова ныряем в марево. Набираем высоту круга, и снова Влад еще и еще и раз обращает внимание на появляющийся левый крен. Странно – по моим ощущениям именно с этим креном мы летим прямолинейно, устраняю крен – и точно, я готов поклясться, что теперь мы забираем вправо. Объясняю это Владу, он уверено определяет: - «Пошли глюки. Это бывает. Верь приборам, авиагоризонт не врет». Пытаюсь верить, правлю крен, поглядываю на GPS-ку. прикидываю место третьего разворота. Вдруг Влад резко подхватывает ручку: оказывается, погрузившись в изучение GPS, я создал крен чуть ли не в 60 градусов. Еще бы чуть-чуть и все – свалил бы машину…Отлетав таким образом полчаса, мы закатились на стоянку. Из самолета я вылезал если не в расстроенных чувствах, то с заметно спавшим энтузиазмом в отношении мнимой легкости полета по приборам. Есть такое мнение, что симулятор вырабатывает хорошую базу для ППП, но все же разница между компьютером и жизнью ощутима: покинув кабину, у меня хватило сил доплестись до стула и, упав на него, задуматься о своей горькой участи…Так прошел еще час, и случилось чудо – небо стало ощутимо растягиваться. Дымка, конечно, была еще плотная, но это был уже большой прогресс по сравнению с тем, что было утром. Мы снова в кабине, готовимся к взлету. Взлетаем, погружаемся в марево, но земля-то видна! И сразу лететь стало легче, движения РУС теперь более уверенные, хотя про приборы не забываем. Проходим круг, подходим к четвертому, снижаемся на куст, доворачиваем и садимся. И так несколько кругов:

Совсем другое дело так летать, земля видна, напряжение не наваливается, а потому и усталость прошла, посадки стали четче (правда, один раз все-таки приложил самолет, не добрав ручку). Ну и надо отдать должное одиноко растущему в районе четвертого разворота кусту – если бы не он, то как бы мы заходили? Спрашиваю у Влада о его мнении на этот счет: он смотрит под крыло, жмет плечами и показывает на фуру, стоящую все это время на Новорязанке - мол, по ней и будем ориентироваться. Думаю, а что, если и она уедет? Эх, точно придется тогда по пачке беломора лететь ).

0
  Report Entry
Sign in to follow this  
Followers 0


23 Comments


во-во. Ещё один человек убедился, что между полетами по приборам в симе и в жизни - пропасть.И то, что симулятор учит летать по приборам - такой же миф, как и что симмер посадит самолет)).

0

Share this comment


Link to comment

Думаю, что сим больше учит понимать показания приборов, знать принцип их работы, и это, конечно, помогает при освоении реального самолета. Ну и многое зависит от способностей.Что же касается посадки самолета симмером - сложный вопрос: пока не попробуешь - не узнаешь). Лично я в первый раз точно уж сам бы не усадил бы...

0

Share this comment


Link to comment

Я тоже по кусту ориентируюсь.На видео на 2:58 птичка пролетела))

0

Share this comment


Link to comment

Позволю себе несколько не согласиться с Кириллом :rolleyes: Симулятор действительно сильно помогает в освоении приборных полетов. На мой взгляд, Паша выполнял это упражнение, когда у него было всего лишь 10 часов налета, навыки самого пилотирования еще не устойчивые, отсуюда дополнительные усложнения вызывают проблемы.Уверен, если бы Паша выполнял это упражнение полсе 40 часов скажем налета, ощущения были бы совсем другими. Хотя действтиельно глюки постоянно возникают. Поэтому рецепт один. Смотри на приборы, а не за окно. Лично у меня неприятные ощущения при таких полетах бывают от того, что вот кажется, сейчас перед носом возникнет какой-нибудь другой самолет, вот это действительно страшно, и хочется поскорее выйти из зоны плохой видимости.

0

Share this comment


Link to comment

Ух, что эти триклятые пажары творят, и как, у вас сейчас там постоянно такое марево стоит?Без GPS-ки наверное вообще не реально.Насчет крена, мне казалось пятой точкой должен же чувствоваться, или реально так сильно мозг обманывается в отсутствии видимости?

0

Share this comment


Link to comment

не буду спорить, так как ответ на вопрос "помогает ли симулятор" каждый дает себе сам. Все очень индивидуально. Лично я отношусь к симулятору как к игре, где люди (взрослые и дети) представляют себя командирами различных самолетов и выполняют "нелегкую работу". Насчет реально обучающих способностях симулятора у меня лично большие сомнения. Как сказал один очень известный в узких кругах летчик-инструктор после выхода патча к известному самолету - "было на 2, стало на 2 с плюсом". Поэтому, если кто считает, что симулятор учит, значит так тому и быть. У меня мнение иное :rolleyes: я бы сказал словами г-на Лужкова, когда его спросили, спасет ли открытие ТТК? - "хуже не будет" :) так и с симулятором - хуже не будет, но и особо лучше тоже

0

Share this comment


Link to comment
Ух, что эти триклятые пажары творят, и как, у вас сейчас там постоянно такое марево стоит?Без GPS-ки наверное вообще не реально.Насчет крена, мне казалось пятой точкой должен же чувствоваться, или реально так сильно мозг обманывается в отсутствии видимости?
крен никакой пятой точкой не чувствуется, пятой точкой можно почувствовать перегрузку, а ее нет, крен наростает очень плавно. Наоборот, плохая видимость, объекты в тумане, и создается вымышенная линия горизонта, которой на самом деле нет. вот и глюки отсюда, кажется есть кренчик, исправляем, а в действительности только усиливаем крен и совсем в проитвоположную сторону.
0

Share this comment


Link to comment

Ну это я образно сказал про пятую точку :) , имел ввиду чувствует ли вестибулярный аппарат если абстрагироваться от визуального восприятия линии горизонта. :rolleyes:

0

Share this comment


Link to comment

Опять же о своих субъективных очучениях: мой вистибулярный аппарат готов был биться об заклад, что, несмотря на показания авиагоризонта, никакого крена не было. Более того: иногда удавалось впереди различить землю - и это еще более усиливало мои заблуждения: теперь я как будто еще и видел, что после устранения левого крена по прибору, он якобы появился в правую сторону и снова я пытался завалить машину влево. Одно слово - глюки :rolleyes: ...

0

Share this comment


Link to comment

Есть хорошее выражение - попробуй прокатиться на американских горках с закрытыми глазами. Деньги потрачены впустую - никакого куража :rolleyes:Тоже самое и тут. С закрытыми глазами = в СМУ человек может почувствовать перегрузку, но она опять-таки может быть ошибочной. В СМУ есть только одна пятая точка - авиагоризонт. Ему и стоит доверять. Иными словами, легко почувтсвовать того, чего нет, а что есть - хрен почувствуешь. Иллюзии.

0

Share this comment


Link to comment

Не знаю уж как американские горки, но пока мне очень неохота попадать в СМУ, гораздо приятнее так летать, когда все видно). С другой стороны, летая на том же A320, мне по большому счету нет дела до видимости и иных погодных проявлений: сиди себе, крути ручки-кнопки на FCU. Уж больно умный самолет этот Airbus: отдал команду - и иди кури, а в малышке Сьерре самому все делать приходится )

0

Share this comment


Link to comment

Ну такую радость думаю можете себе доставить на P2006T он же с АП да и тем более с G1000, практически А320, но маленький :sarcastic: на нем вероятно попроще будет в СМУ летать.

0

Share this comment


Link to comment

тут ещё играет немалую роль расположение приборов. На Ан-2 пилотировать по приборам проще, чем на том же Як-18Т

0

Share this comment


Link to comment

Жаль, что у вас там локалайзера нет. Весёлая штучка, когда в первый раз.

0

Share this comment


Link to comment

С такой дыминой там в пору полноценный ILS уже ставить :sarcastic:

0

Share this comment


Link to comment

у нас там есть свой локалайзер)). Аксиньино называется. С удаления в 30-40 км позволяет без проблем выйти к 4-му. Он расположен удачно - почти в створе

0

Share this comment


Link to comment
Ну такую радость думаю можете себе доставить на P2006T он же с АП да и тем более с G1000, практически А320, но маленький :sarcastic: на нем вероятно попроще будет в СМУ летать.
С твином не так уж все просто. Минимум у него 60 на 800 то есть по 1 категории, в болтанку автопилот надо выключать, кроме того его нужно выключать с высоты 50м, а в таких условиях полосу не видно еще с 50м.Так что до аэробуса ему еще далеко)
0

Share this comment


Link to comment

Ну по крайней мере гарминовские панельки на фотографиях создают приличное впечатление хорошей авионики :sarcastic: Эх, когда же эти пожары прекратятся...

0

Share this comment


Link to comment

Глядя на фото Кирилла, уместно вопрос поднять вопрос о потере ориентировки. Что кто делать будет? В симе все просто: встал на паузу, вызвал MAP и полетел себе дальше. В реале как-то не так все получается, тот же GPS, если не к нему не привыкнуть, может делов натворить… Меня так учили: первое, что нужно сделать при потере ориентировки - доложив о случившимся, попытаться ее восстановить. Как это делать? По линейным ориентирам. Так, Северка расположена в своеобразном квадрате: сверху - "железка", снизу - речка Северка, слева - Новорязанка, справа - река Москва. Если потерялся, то, примерно представляя место, можно определенным курсом выйти на характерный ориентир. Если ничего не выходит - диспетчер Северки может передать борт военным - "Гордому": у них есть радар, и после идентификации, они заведут нас обратно. Ну а если "Гордый" не в эфире - тогда можно вешаться: нас передадут на связь с Домодедово, где, вероятно, и посадят. Последствия такой шикарной посадки, думаю, можно представить в красках и лицах ))). Могут даже по зомбоящику показать!:sarcastic:

0

Share this comment


Link to comment

Аксиньино, Паш, Аксиньино)). Он спасет нас всех. Он работает в любую погоду. Нужно только его поймать, и выйти на него с курсом наврал КУРом 240, а курсом 230. Это в створ 23 полосы. А дальше снизиться до приемлимой видимости и, увидев, полосу, произвести посадку. Выйти из самолета и со словами - "неинтересно у вас тут летать" - сделать морду кирпичом и неспеша удалиться)).

0

Share this comment


Link to comment

Там же еще рядышком VOR\DME(113.30 МГц) домодедовский есть, тоже в добавок подмогнуть может, если оборудование есть соответствующее. Егорадиал 104° как раз проходит через аэродром.

0

Share this comment


Link to comment

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now