Страсти по выравниванию
"Остап поклонился, протянул вперед руки, как бы отвергая не заслуженные им аплодисменты, и взошел на эстраду. - Товарищи! - сказал он прекрасным голосом. - Товарищи и братья по увлечению авиацией, предметом моей сегодняшней лекции служит то, о чем я читал и, должен признаться, не без успеха в Нижнем Новгороде неделю тому назад. Предмет моей лекции - правильное выравнивание на посадке. Что такое, товарищи, посадка и что такое, товарищи, правильное выравнивание? Посадка, товарищи, - это quasi una fantasia. А что такое, товарищи, значит правильное выравнивание? Правильное выравнивание, товарищи, - это теоретическое знание о посадке, облеченное руками пилота в пространственное положение самолета, обеспечивающее снижение вертикальной скорости на глиссаде практически до нуля к высоте около полуметра от земли с переходом на выдерживание, во время которого продолжается дальнейшее плавное снижение аппарата с одновременным уменьшением скорости и увеличением угла атаки до значений, при которых возможно приземление и пробег. Даже при неблагоприятных метеоусловиях можно успешно выровнять самолет и штатно приземлиться, "не разложив" машину, не словив козла и не выкатившись в лопухи. Все зависит от каждого индивидуума в отдельности. Например, вон тот блондинчик в третьем ряду. Положим, он выравнивает самолет хорошо...
Блондин в третьем ряду зарделся.
- А вон тот брюнет, допустим, хуже.
Все повернулись и осмотрели также брюнета.
- Что же мы видим, товарищи? Мы видим, что блондин выравнивает хорошо, а брюнет выравнивает плохо. И никакие лекции не изменят этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности не будет постоянно тренироваться в Microsoft flight... то есть я хотел сказать - отрабатывать выравнивание, выдерживание и приземление на земле: сидя в кабине и ворочая РУС, приседая на крыле и другими доступными средствами.А теперь, товарищи, я расскажу вам несколько поучительных историй из практики наших уважаемых гипермодернистов Капабланки, Ласкера и доктора Григорьева. Остап рассказал аудитории несколько ветхозаветных анекдотов, почерпнутых еще в детстве из журнала "Я - летчик", и этим закончил интермедию". Прошу прощения за вольную интерпретацию любимого произведения, но у меня есть причина к такому брожению фантазии. Не получается выравнивание у меня в полной мере - хоть ты тресни. Уж не знаю как и быть - все вроде так делаю: по глиссаде иду в торец, причем не так как пытался делать раньше, тупо направив в него нос, а ощущая, что он (торец) надвигается именно на меня вне зависимости от положения носа машины. Глиссаду тоже вроде как научился определять более-менее правильно: если высоко, то могу провалиться ниже, опустив нос и прибрав обороты, если низенько - добавлю тяги и перейду в горизонт. Скорость вроде тоже удается выдерживать - иду свои 110 км/ч, даже как-то по звуку ощущаю, что надо бы добавить оборотов или наоборот.Самое интересное начинается перед торцом, точнее метров так за 100 от него. Во-первых, я замечен за желанием выровнять самолет не в точке выравнивания над торцом ВПП, а где-то дальше, посередине полосы - оказывается, почему-то стремлюсь поднять перед торцом нос, в то время как его нужно опустить и теперь уж (за 100 метров от зоны приземления) направить практически в торец, чтобы начать над ним выравнивание на высоте около 5 метров.Во-вторых, начиная выравнивание, я недобираю ручку управления, вследствие чего как такового выравнивания и выдерживания не выходит, а получается сразу приземление, правда с уменьшением вертикальной скорости. А иногда, исправляя указанную ошибку, я перебираю ручку, из-за чего самолет стремится подвзмыть над полосой, итогом чему служит касание в ее середине.В-третьих, есть проблемы с определением высоты начала выравнивания. По правилам положено для этого использовать скользящий вдоль земли и вбок взгляд, однако в момент выравнивания я забываю об этом и смотрю как бог на душу положит.Но не бывает худа без добра: за прошедшие две недели я худо-бедно, но несколько раз садился полностью сам и здесь уж я уверен, потому что точно видел, что Влад Мезенцев (мой инструктор) не притрагивался к РУС, да и кривость исполнения не оставляла сомнений в авторстве исполнителя))).Уже после полета, будучи на стоянке, Влад еще раз показал мне какой ход РУСа следует выбрать на выравнивании и выдерживании. Показать не могу, но звучит это примерно так: "Вырааааааавниваем…… Добираем, добираем, добираем!" Вот так и сидел я в кабине и тренировался: представлял, как подходим к торцу - РУД в малый газ, тут же пошла на себя ручка - выыыыравняли - пошла машина проседать - добираем, добираем, добираем))).Ну и еще одна хорошая новость: неделю назад на Северку приехал наш с Сашей Эрлихманом коллега по АУЦ "Добролет" Алексей Матевосян. Вот так увлечение симом сначала привело нас в виртуальную авиашколу, а теперь и на один и тот же аэродром! На Северке Леша не только продуктивно полетал в клубе КВС на ЯК-18Т и ЯК-52 (с высшим пилотажем), но и сделал ряд, на мой взгляд, вполне профессиональных фотографий, благо что "техника" позволяла - один огромный рюкзак с объективами чего стоит))). Ну и талант есть, безусловно! Предлагаю несколько фото вашему вниманию, а также привычную видеонарезку взлетов-посадок. Замечу, что это видео, пожалуй, одно из наиболее удачных: отсутствие яркого солнца позволило моему фотику снимать без дурацкого красного спектра, а рабочая ВПП05 обеспечила хорошую позицию для съемки. Смотрите сами).
14 Comments
Recommended Comments