Полеты по «встречке»
108 members have voted
День России, пришедшийся на прошедшую субботу, в плане погоды выдался не совсем обычным для столичного региона: жара под 30 градусов соседствовала с сильным порывистым ветром порядка 15 м\с, стойко державшимися в течение всего дня. Хорошо хотя бы, что на аэродроме Северка ветер был встречный, тоесть направлен по полосе, иначе летать на легких самолетах с небольшим весом было бы проблематично – так, у Tecnam P2002 Sierra, на которой я обучаюсь, эксплуатационный вес составляет 600 кг., а максимально допустимая боковая составляющая по ветру – 7,7 м\с. Таким образом, несмотря на почти каскадерские условия, полетать все же удалось, благо на Северке было пустынно: почти вся летающая братия улетела-уехала на слет в Грызлово. Мне, конечно, тоже хотелось там побывать, но тут уж пришлось выбирать на что потратить один свободный день – то ли на зрелище, то ли на обучение. В итоге выбрал второе).Итак, снова основной упор был сделан на заход и посадку, поскольку именно здесь у меня, как и у подавляющего большинства курсантов, имеются проблемы. Начинаются они с четвертого разворота: здесь важно правильно выйти в створ полосы с учетом сноса ветра и начать снижение по глиссаде с правильным углом в точку начала выравнивания – торец ВПП. По мере приближения к полосе, направление и угол следует уточнять, причем чем ближе к ВПП, тем короче и точнее должны быть движения. При этом нос самолета должен быть направлен именно в торец полосы (не выше и не ниже), и с этим у меня также проблема: чем ближе к ней, тем больше кажется, что если нос так и будет направлен в торец, то в него мы и «воткнемся». Из-за этого постоянно хочется нос поднять, что приводит к характерной ошибке на посадке – высокому выравниванию. Я же борюсь с собой как могу, но глаза отказываются воспринимать на веру доводы разума – и РУС снова упорно ползет на себя…Дальше наступает пока самый сложный для меня момент – начало выравнивания: будучи над торцом на высоте порядка 5 метров следует установить малый газ и, плавно добирая РУС на себя, окончить выравнивание на 1 метре от земли и перевести машину на выдерживание. Когда самолет начнет проседать, следует соразмерно добрать ручку управления на себя, чтобы, создав посадочное положение, коснуться полосы колесами основных стоек. Здесь у меня вроде бы что-то похожее получается, но поводов для оптимизма все же еще не так много, как хотелось бы. В этой связи хочу обратить ваше внимание на статью моего инструктора Влада Мезенцева «Учимся летать: Заход и посадка», опубликованную в журнале «Я – летчик». В ней Влад в популярной форме подробно рассказывает об этапах полета по кругу и, конечно, о технике посадки. Плюс к этому, многим будет интересно узнать о характерных ошибках на посадке, которые допускают не только реальные пилоты, но и многие симмеры (зачастую и не подозревая об этом). Так что – настоятельно всем рекомендую: что называется, Must Have.Отдельно расскажу о впечатлениях, полученных от полета с таким неприятно сильным ветром, пускай и «встречно-попутным». Взлет при таком ветре требует повышенного внимания в отношении контроля педалями над направлением разбега. После отрыва самолета от полосы педали ставятся в нейтраль, а направление уточняется креном. Поскольку встречный ветер довольно сильный, самолет оторвется от полосы раньше обычного – ведь и подъемная сила стала больше. При этом можно дать самолету немного разогнаться – для этого нужно РУСом чуть уменьшить тангаж, как будто прижимая машину к земле (здесь главное не переусердствовать). По выполнению первого разворота следует уточнить направление к месту второго: в моей случае ветер был справа, а круг левый, поэтому после выйдя из первого разворота я ощутил мощный напор ветра в правый борт: получилось так, что хотя самолет и был ориентирован по курсу ко второму развороту, но вектор перемещения из-за сильного ветра был направлен вбок, точно к точке третьего разворота. Поначалу я так и летел к нему левым бортом вперед. Здесь, конечно, есть и определенный плюс: сильно экономится время на кругу – не успел оглянуться как после первого пора уже третий крутить). Подойдя к месту второго правильно (с учетом сноса), начинаю полет к третьему. Здесь ветер становится уже попутным: он подхватывает самолет и буквально тащит, подталкивает в хвост, да так, что дух захватывает – гляжу в бок на аэродром и вижу как он просто пролетает мимо вместо того, чтобы чинно и неспешно шествовать. Чем-то отдалено похоже на то, когда смотришь из окна электрички на проносящуюся мимо станцию. При этом показания указателя приборной скорости у нас было около 140 км/ч, а фактической (относительно земной поверхности), определяемой GPS-приемником - порядка 230. Что называется - почувствуйте разницу)Выполнив третий, беру курс к четвертому, снова скорректировав снос ветра: теперь он уже относит самолет от полосы. В этой связи закрылки, которые я выпускаю в посадочное положение перед четвертым, можно выпустить не на полный угол (38гр.), а чуть больше взлетного положения – примерно градусов 25. Выполняю четвертый и чувствую как самолет стал более стабильным – сказывается встречный ветер. Но по мере приближения к земле ветерок может несколько менять как и направление, так и силу. Здесь важно, работая ручкой управления, не забывать о тяге – особенно перед торцом: так, у нас с инструктором в этот раз был случай, когда перед торцом на высоте выравнивания (5 м), произошел резкий сдвиг ветра. Представьте, что вы идете по ковру, и вдруг его из под вас резко выдергивают в сторону… В нашем случае самолет провалился бы вниз и хорошенько приложился об полосу, если бы опытный инструктор мгновенно не сунул бы тягу, вследствие чего не произошло потери скорости и машина удержалась в воздухе. Но в целом могу сказать, что посадка, пускай и с более сильным встречным ветром, мне лично была более приятна, чем с боковым (о котором я уже рассказывал в предыдущей записи блога): по направлению самолет был более предсказуем, хотя, повторюсь, были сложности с контролем тяги. Что-то нам готовит погода на следующие выходные… Лучше готовиться к худшему – так еще радостней будет хорошая метеосводка)PS В дополнение предлагаю вашему вниманию видеонарезку субботних полетов (обратите внимание на силу ветра, которая позволила Яку-18T зависнуть над аэродромом как НЛО)...













16 Comments
Recommended Comments