• entries
    72
  • comments
    686
  • views
    112180

Северка, Боковой ветер & Co

Sign in to follow this  
Followers 0
NetHunter

539 views

В эти выходные погода в столичном регионе была богата на сюрпризы: чего стоило хотя бы ненастье в виде шквалистого ветра с осадками, накрывшего Москву в пятницу... В субботу ситуация изменилась к лучшему, но не намного – хотя осадки прекратились, но ветер был пренеприятный: так, на Северке он составлял порядка 6-8 м/с с порывами выше 10 м/с, и к тому же он был еще и строго боковой относительно полосы. Тем не менее, полетать все-таки удалось, правда, с переменным успехом – моего опыта и навыков было категорически недостаточно для управления самолетом в таких метеоусловиях. В то же время, взлет и полет по кругу особых проблем не принесли: да, сила ветра не дает расслабиться ни на минуту, самолет кидает из стороны в сторону, приборная скорость на кругу иногда отличается от истинной чуть ли не 50 км/ч, но – лететь можно, самолет управляем, а его поведение, в принципе, предсказуемо.Ситуация меняется после четвертого разворота. Боковик был настолько сильный, что вести машину по глиссаде приходилось боком под углом чуть ли не в 30 градусов (по ощущениям - все 45) относительно осевой линии ВПП. На высоте порядка 50 метров и ниже боковой ветер становился менее ощутимым, при этом самолет по-прежнему подходит к полосе боком, а ведь торец полосы уже так близко! Сам же процесс выравнивания и касания полосы происходит очень быстро: не более чем за 5 секунд уходит на то, чтобы выровнять самолет сначала по осевой линии полосы, а затем, убрав газ и переведя его на выравнивание, дать колесам коснуться асфальта. Отдаю себе отчет в том, что пока не способен выполнить посадку с таким боковиком – не хватает налета, а значит опыта, и тут ничего не попишешь. Но и не считаю проведенное время в воздухе потерянным: хотя бы я теперь имею представление о подобных метеоусловиях, да и, вроде, бороться за глиссаду более-менее начало получаться. Ну а пока попробую рассказать о технике посадки с боковым ветром, и в этом мне поможет пилот-инструктор Учебно-тренировочного центра авиации общего назначения авиакомпании "Челавиа" Влад Мезенцев, за что ему большое спасибо!blogentry-5054-1276098419,57_thumb.jpg Итак, методика: мы выполняем четвертый разворот так, чтобы при выходе на посадочный курс, подобрав ручкой управления угол сноса, создать вектор движения самолета согласно осевой линии ВПП. Закрылки, в зависимости от силы ветра, могут быть выпущены в посадочное положение уже на глиссаде, а не до входа в нее (по методике возможен выпуск закрылков на меньший угол). Так и продолжаем снижение по глиссаде, корректируя креном положение самолета на ней, при этом нос машины направлен в сторону, откуда дует ветер, компенсируя этим его снос. Получается, что самолет идет боком к полосе: не перпендикулярно воздушному потоку, потому как развернут в сторону ветра.На высоте ниже 50 метров нужно быть готовым к тому, что сила и направление ветра могут несколько измениться (это не обязательно на 50 м, просто так было на прошлые выходные): выверенными и короткими движениями РУС добиваемся того, чтобы самолет снижался по направлению к торцу ВПП (нос все так же направлен в сторону от полосы, компенсируя снос, а торец полосы по-прежнему надвигался на нас).Выравнивание начинает производиться на высоте около 5 метров с сохранением положения носа самолета, без доворота его в сторону ВПП: полностью убираем тягу и плавно добираем ручку управления на себя. Затем, на высоте около полуметра от земли следует выровнять самолет по осевой линии ВПП: делается это педалью – к примеру, если ветер справа (а, значит и нос самолета повернут тоже вправо), то нужно использовать левую педаль. Одновременно с этим, ручку управления следует отклонить в сторону, откуда дует ветер (противоположную задействованной педали) – так, если даем левую педаль, то РУС идет вправо. Таким образом, РУСом компенсируется возникший эффект скольжения от левой педали в сторону по направлению бокового ветра (в нашем случае - влево), что позволяет остаться на посадочном курсе, а засчет руля направления самолет становится ориентированным по осевой линии ВПП. Проще говоря, педалью мы выравнием самолет по осевой линии ВПП, а креном удерживаем его от бокового сноса.Теперь можно садиться.По мере ослабления подъемной силы (тяга уже полностью убрана) и соразмерном добирании пилотом ручки управления на себя (РУС при этом удерживается в сторону ветра), касается ВПП сначала одним колесом основной стойки (в нашем случае – правым), а затем и вторым. Теперь можно начинать торможение или выполнить конвейер. Описанная выше методика является комбинированной в плане того, что сначала мы идем по глиссаде с поправкой в курс, а после выравнивания создаем скольжение. Но можно попробовать идти всю глиссаду со скольжением - тоже нормальная методика. Вообще же, если ветер очень сильный, то можно садиться со скольжением - пусть покрышки износятся, зато с полосы не уйдем. Компенсация скольжения скорее изящество пилота. Более того заход со скольжением опаснее - опаснее тем, что при этом возрастает скорость сваливания, соответственно при порывах ветра и недостаточной скорости можно упасть. поэтому правильнее (безопаснее) заходить и взлетать со сносом.PS: Кстати: у небезызвестного многим Рода Маччадо есть хорошая статья о посадке с боковым ветром по схожим методикам - ее вы найдете в разделе Летной школы. Все эти приемы посадки имеют место в реальной жизни, в симуляторе же их тоже можно опробовать. Здесь, правда, нужно учесть, что невнятная динамика большинства моделей самолетов симулятора вкупе с его настройками в сторону облегчения процесса полета (в части касающейся именно атмосферы и ветра: силы, направления, порывов и турбулентности) дают эффект "езды по небесным рельсам". Но даже без использования популярных "погодников" типа ActiveSky, можно попробовать выставить в настройках симулятора и боковой ветер с порывами, и сдвиг его у земли, и турбулентность. Увидите, как возрастет сложность казалось бы ординарной посадки на изученном вдоль и поперек самолете!


0
  Report Entry
Sign in to follow this  
Followers 0


3 Comments


Добавлю, на таком лёгком самолёте, ЕСЛИ позволяет длинна полосы при сильном боковом, рекомендуется садить без закрылок, практиковал много раз.))

0

Share this comment


Link to comment

Паш, молодец! как всегда отчеты отличные и познавательные. Насчет посадки без закрылок согласен, можно еще выпусть не до конца, скажем во взлетное положение. Только нужно учитывать, что при невыпущенных закрылках необходимый угол тангажа будет больше, иначе скорость будет слишком большой на посадке.

0

Share this comment


Link to comment

Спасибо за интересный и о-о-очень полезный материал. :sarcastic:

0

Share this comment


Link to comment

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now