• entries
    5
  • comments
    47
  • views
    36470

About this blog

Поговорим об истории, применении и интересных фактах ВВС и не только...

Entries in this blog

Эрих_Хартман

По каналам агентства Jane's сегодня прошла такая информация:

 

ВВС США провели первое испытание дальнего бомбардировщика B-1B Lancer по нанесению ударов по морским целям. В испытаниях приняли участие самолеты 53-го бомбардировочного авиакрыла 337-й испытательной и оценочной эскадрильи, приписанной к авиабазе Дайес в Техасе. Использовалось 3 самолета. Каждый из них сделал по 2 вылета.

 

 

В ходе полетов Lancer сбросили десять унифицированных боеприпасов JDAM:

  • две бомбы GBU-54 калибра 225 килограммов с лазерным наведением,
  • шесть корректируемых бомб GBU-38 калибра 225 килограммов и
  • две свободнопадающих бомбы GBU-31 калибра 900 килограммов.

Боеприпасы сбрасывались на высокоманевренные надводные цели.

 

Основной задачей проведенных испытаний была проверка работы нового программного обеспечения самолетов, контейнеров целеуказания AN/AAQ-33, а также выработка тактики и методов применения B-1B над морем.

 

Что мы видим? А видим мы то, что американские ВВС вплотную подошли к реорганизации частей B-1B о которой говорили с 1995 года. В 1995 году Lancer-ы перестали быть носителями стратегического ядерного оружия. Давайте вспомним что же из себя представляет этот самолет.

 

Rockwell Internetional B-1B Lancer (Улан) - американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Достаточно компактный. Разработан в 70-х - 80-х годах. Используется USAF с 1986 г. Создавался с единственной целью - заменить в качестве носителя ядерного оружия B-52. Но, в 1990-х началась программа по переоснащению B-1B обычными тактическими боеприпасами. О причинах такого перевооружения можно написать отдельную статью и мы не будем рассматривать их сейчас. На данный момент USAF использует 60 самолетов такого типа.

 

В 1995 году поступило предложение оснастить B-1B вооружением, пригодным для уничтожения морских целей. До прошлой недели это был только проект и какой-либо информации о проводимых работах не имелось. Однако оказалось, что USAF все-же переоборудовало как минимум 3 самолета для подобных задач.

 

Таким образом B-1B превращается из узкоспециализированного самолета-носителя ядерного вооружения в аналог практически универсального Ту-22М3.

 

Означает ли это, что американцы пошли по пути унификации тактической и стратегической авиации - не ясно. Но абсолютно верным будет утверждение, что использование B-1B в качестве противокорабельного самолета вполне обоснованный и явный шаг. Осталось только понять на каком театре и как они будут применяться. Да и сведений о результатах озвученных выше стрельб пока нет.

 

При этом USAF объявило о том, что модернизированные B-1B останутся на вооружении как минимум до 2040 года и, опять же по расчетам USAF, они намерены заменить 4 B-52 на 1 B-1B.

 

Данная информация заставляет задуматься. Особенно в свете отказа США подписать документ, который подтверждает, что развертывание системы ПРО в Европе не направлено против России.

Эрих_Хартман

Итак, наверное настала пора сделать кое-какие выводы (или не выводы, а авторские предположения) о ситуации вокруг вертолетоносцев Mistral. Откроем справочник Jane's Fighting Ships и прочитаем, о чем же вообще будет идти речь. Будем знакомы - УДК "Mistral".

Класс корабля: Универсальный Десантный КорабльВерфь: DCN (Брест) и Alstorm (Сен-Назер)Число заложенных кораблей серии: 1Построено: 2Стоимость корабля: около 900 млн ЕвроПараметрыТоннаж (средний) 16500 т.Тоннаж (полный) 21300 т.Тоннаж (предельный) 32300 т.Длинна: 199 м.Ширина по ватерлинии: 32 м.Высота: 64.3 мОсадка (с ГАС) 6,3м
Что мы видим в итоге? Вполне себе океанского класса корабль. Французам он, как минимум, вписался в доктрину и вполне себе спокойно и свободно плавает, аж в количестве 2 единицы. При этом заслужил достаточно хорошую славу как надежное судно. И все бы ничего, но 24 декабря 2010 г. Министерство Обороны Российской Федерации объявило, что нам, вдруг, срочно необходимо 4 таких судна. При этом 2 сами постройте, а 2 мы сами благополучно срисуем, с Вашего, естественно, разрешения.Контракт, также, предусматривает и поставку управляющей информационной системы (УИС) SENIT-9. Но вот строить ее французы нам разрешать не намерены. Как стало известно, основным местом использования наших УДК будет Балтийское море и моря в районе Мурманска, о чем, косвенно, намекает повышенная заинтересованность в ледовой живучести сего судна еще на стадии предварительных переговоров. Итак, все хорошо, мы покупаем судно, оснащенное всем навигационным, связным, информационно-управляющим и боевым оборудованием, но вооружение и авиационную часть поставим сами. Да пожалуйста! Но тут, возникает несколько вопросов:1) Каким образом наши доблестные военморы собрались проводить сопряжение французских УИС, навигации и прочих "мозгов" с нашим вооружением?2) Как будет налаживаться взаимодействие с другими кораблями соединений, в которых будут присутствовать УДК?3) Как такое судно впишется в нашу доктрину?Попробуем разобраться, хотя очень это не легко.Опущу технические моменты сопряжения с вооружением и обеспечения взаимодействия. В конце концов, флажками будут передавать. А вот как данные УДК вписать в нашу доктрину и концепцию применения Вооруженных Сил - вопрос открытый. Вспомним наш единственный и злосчастный ТАКР, который до сих пор не имеет ни четких задач, ни какого-либо внятного объяснения своего существования. Я в принципе отношусь к авианосцам в современной войне как к плавающим гробам и никогда этого не скрывал. Но с Mistral дело немного другого плана. Это УДК. То есть корабль, предназначенный для десантных операций. Давайте теперь посмотрим на театр, где он будет базироваться:
7fb4c7d43836.jpg

И что мы видим? Вроде бы особо натянутых отношений ни с одной из стран у нас нет. (Политические разногласия есть, но не на стадии же подготовки к войне). Далее. Балтика, по сути своей, большая лужа. Не Черное море, конечно, но и не Тихий океан. Зачем, спрашивается, нашему флоту на таких театрах целая пара десантных кораблей? Вопрос... Очередной вопрос.

В итоге вопросов оказывается намного больше, чем мы можем дать ответов. Я не знаю, насколько оправданным является покупка двух судов для которых у нас нет ни опыта применения, ни задач, ни разработанной инфраструктуры... Но все больше и больше убеждаюсь в том, что кому-то в верхах очень уж захотелось получить несколько дорогих игрушек, которые, в случае "горячего" времени, можно было бы использовать как "пожарную команду" у берегов некоторых слишком уж распустивших языки государств...

Эрих_Хартман

Вторая часть моих заметок про авианосцы. Все еще историческая. Прошу прощения у читателей за возможные пропуски пробелов между словами в тексте. Текст копировался из word-а и движок форума, по неизвестным мне причинам, пропускает некоторые пробелы. В процессе вычитки перед публикованием я постарался исправить эту ошибку, но я тоже человек, да и вычитывал после работы. Так что...Кроме США лишь девять государств мира обладают опытомстроительства авианесущих кораблей: Россия, Великобритания, Франция, Индия,Испания, Бразилия, Италия, Япония и Таиланд. Считается, что Китай готовится кстроительству своего авианосца. Однако только США продолжают строительствосуперавианосцев.Советский Союз в 1975 году начал строительствосуперавианосца по проекту «Орел», который был примерно равен по тактико-техническимхарактеристикам авианосцам класса Nimitz. Первый авианосец такого типа долженбыл изначально носить название "Кремль", но позднее получил имя«Ульяновск». К 1991 году он был готов на 40%. Его строительство было прекращенопосле окончания «холодной войны» и распада СССР.Давайте окунемся еще дальше в историю и посмотримоткуда они вообще появились.1910 год. 24-летний американский гражданский летчикЮджин Или стал первым в истории пилотом, который взлетел с борта корабля(легкий крейсер Birmingham) и благополучно приземлился на суше пять минутспустя. Эли взлетал с деревянного помоста, специально установленного накрейсере. 1911 год. Тот же Юджин Или произвел обратныйэксперимент: он взлетел с аэродрома и сел на борт корабля (крейсерPennsylvania). Для посадки снова была построена особая деревянная палуба.1912 год. Эстафету у Или принял британский летчикЧарльз Сэмсон. Он первым взлетел с борта движущегося корабля. Линкор Hiberniaдвигался со скоростью 10.5 узлов во время военно-морских маневров.Но первый в мире авианосец построила Франция. Иназвала его La Foudre. Изначально это была плавбаза торпедных катеров,спущенная на воду в 1895 году. Она была переоборудована для транспортировки иприема самолетов. La Foudre, как и многие другие авианосцы того времени, не былоборудован взлетной палубой. Он транспортировал гидропланы, с помощью крановспускал и поднимал их с поверхности воды. Авианосцы использовались, в основном,для ведения авиаразведки.1915 год. Офицер ВМФ США Генри Мастин впервыеразработал специальную катапульту, предназначенную для запуска самолетов сборта корабля. В последующие годы катапультами были оснащены многие кораблиСША, Великобритании, Германии, Франции и Японии.1918 год. Первая атака, совершенная самолетами,взлетевшими с корабля. Семь истребителей, взлетевших с британского крейсераFurious, атаковали германскую военную авиабазу. До этого случая, авианосцывоспринимались как корабли разведки и обороны. Самолеты могли быть оснащеныторпедами, которые позволяли им атаковать вражеские суда, однако вооружение самолетов было недостаточно для атак наземных целей.На британском корабле Argus (в прошлом торговое судно)впервые в мире возведена специальная посадочная палуба для самолетов. Вот сэтого то момента и принято начинать отсчет истории авианосцев.1920 год. Британский авианосец Eagle впервые оснащеннадстройкой типа «остров», которая ныне является неотъемлемой принадлежностьювсех авианосцев. На «острове» (у Eagle расположен вдоль правого борта)размещались капитанский мостик, мачта, две трубы и артиллерийское оружие.Взлетная площадка занимала всё остальное пространство палубы авианосца.Любопытно, что практически у всех авианосцев мира «остров» размещался именно поправому борту - в 1918 году соответствующее решение приняло британскоеАдмиралтейство. Причина была следующей: в ходе наблюдений было установлено, чтолетчики, не сумевшие «приземлиться» на палубу Argus-а, почему-то предпочитаютповорачивать самолет налево.1922 год. Японский Hosho стал первым кораблем,изначально спроектированным в качестве авианосца. Год спустя на воду был спущенбританский авианосец Hermes (его проектирование и строительство было начатораньше, чем Hosho, однако Hermes вошел в строй позже из-за проведениядополнительных испытаний и экспериментов). В том же году США переоборудовалиугольный транспорт в авианосец Langley.1927 год. Начало эры американских авианосцев. В стройвступил первый в США специально спроектированный авианосец Saratoga.1941 год. Первая в истории крупномасштабная боеваяоперация с использованием авианосцев. Японские ВМФ атаковали базувоенно-морского флота США в Перл-Харборе. Любопытно, что все три американскихавианосца, обычно базировавшиеся в Перл-Харборе, в тот момент отсутствовали вгавани и уцелели. США вступили во Вторую Мировую войну. Командование ВМФ СШАпришло к выводу, что залогом победы в войне с Японией станут не линейныекорабли, как считалось ранее, а авианосцы. Поэтому американские верфи, которыедо начала военных действий получили заказы на строительство линкоров, былипереориентированы и начали строить авианосцы со скоростью курьерских поездов.1942 год. Впервые американские авианосцы провелинаступательную операцию и атаковали японские гарнизоны на Маршалловых островах.Авианосец Langley был потоплен японской авиацией - этобыл первый случай такого рода в истории мореплавания.Американские армейские бомбардировщики взлетели сборта авианосца Hornet и провели бомбежку Токио. При этом садились они в Китае(получилось не у всех). Эта история стала основой сюжета фильма «Перл-Харбор».Флоты Японии и США встретились в Коралловом море.Впервые в истории во время сражения моряки не видели друг друга. Атаки велисьтолько самолетами, базировавшимися на авианосцах.Битва у атолла Мидуэй, которая ныне считаетсяповоротным пунктом войны в Тихом океане. Боевые действия вели соединенияавианосцев. В ходе боя японцы потеряли большую часть подготовленных пилотов и 4наиболее современных авианосца.1943 год. ВМФ США приняли на вооружение первый вертолет(автор проекта Игорь Сикорский). Впоследствии, авианосцы стали нести на своемборту не только самолеты, но и вертолеты. Кроме того, появился новый типкорабля - вертолетоносец.1945 год. В Великобритании провели первые успешныеиспытания посадки реактивного самолета на авианосец. Истребитель Vampireприземлился на палубе авианосца Ocean. Год спустя аналогичный эксперимент былпроведен в США: американский Phantom приземлился на палубе авианосца FranklinD. Roosevelt. После появления реактивной авиации, конструкцию авианосцевпришлось кардинально изменять.Американский авианосец Franklin D. Roosevelt совершилзаход в порт Афин (Греция). Это была демонстрация поддержки США правительстваГреции, в тот момент боровшегося с партизанами-коммунистами. Этот визит считаетсяначалом эры «передового присутствия» авианосных соединений США в иных регионахмира.1947 год. С авианосца Philippine Sea впервые взлетелитранспортные самолеты.1948 год. Впервые в истории на авианосце (теперьотличился Saipan) развернута эскадрилья, состоящая исключительно из реактивныхистребителей.На авианосцах США, Великобритании и Франции впервыепоявились вертолетные площадки. Вертолеты предназначались для проведенияспасательных операций.1950 год. Авианосцы продемонстрировали возможностинанесения дальних ударов. Самолет, поднявшийся с борта авианосца Franklin D.Roosevelt, находившегося у побережья Флориды, пролетел через территорию Мексикии приземлился на аэродроме в Сан-Франциско.1951 год. Во время войны в Корее, истребители, поднявшиесяс палубы авианосца Princeton, впервые были использованы для бомбежки наземныхцелей.1952 год. Впервые сошел со стапеля авианосец(американский Forrestol), в проект которого изначально была заложена угловаявзлетная палуба.1956 год. В ходе Суэцкого кризиса, впервые в истории,авианосцы (британские Ocean и Theseus) использовались для проведениявертолетных атак на наземные цели.1960 год. Спущен на воду первый атомный авианосецEnterprise (США). Он стал вторым в мире кораблем с атомной энергетической установкой(первым был американский крейсер Long Beach, сошедший со стапелей двумямесяцами ранее).1961 год. На авианосце Coral Sea впервые установленателевизионная система объективного контроля. На видеопленку записывались изаписываются все взлеты и приземления самолетов.1964 год. Атомный авианосец Enterprise в сопровождениидвух крейсеров совершил первый кругосветный поход. Это был первый в мире походэскадры, состоящий исключительно из кораблей с атомными энергетическимиустановками. Эскадра обошла Землю за 65 дней ни разу не пристав к берегу дляпополнения запасов.2009 год. Ныне авианосный флот миранесет примерно 1 250 самолетов, 1 тыс. из них находятся на американскихавианосцах, 50 - на британских[1].Современные авианосцы служат исключительно базой для самолетов (в том числебеспилотных) и вертолетов, кроме того, они оснащены ракетными установками исистемами ПВО. <br clear="all">[1]Washington ProFile

Эрих_Хартман

Для начала хочется сказать, что, по традиции, мнение автора может не совпадать с мнением, изложенным в других источниках. (А может и совпадать).Также прошу прощения у читателей за возможные пропуски пробелов между словами в тексте. Текст копировался из word-а и движок форума, по неизвестным мне причинам, пропускает некоторые пробелы. В процессе вычитки перед публикованием я постарался исправить эту ошибку.И еще. Сэр Скунс, сэр freefrog, я, как обещал, выкладываю статью в общий доступ. cheers.gifПоследние годы во всем мире ведутся дебаты о будущемнастоящих символов военно-морского могущества - авианосцев. Ныне на вооружении ВМФ США (владельца наибольшего количества авианосцев и имеющего наибольший опытих применения) состоят 12 суперавианосцев (75 тыс. тонн и более). При этом 10 из них - с АЭУ.По определению авторов военно-морского ежегодника «SeaPower 2004» «каждый авианосец представляет из себя более 16 кв. км. суверенной территории США в любой точке океана». Президент США Билл Клинтон, во время посещения авианосца Theodore Roosevelt, заявил: «Когда в Вашингтон приходит известие о кризисе, первый вопрос звучит так: «Где наши авианосцы?». Военныйисторик Норман Фридман, автор исследования «U.S. Aircraft Carriers: AnIllustrated Design History», называет эти корабли «фундаментом военно-морской мощи США».Авианосцы позволяют доставить боевые самолеты в точки земного шара, где отсутствуют военные базы или аэродромы, способные принять современные боевые самолеты. Они стали основой военно-морской мощи США в эпоху Второй Мировой войны, заменив в этом качестве линкоры, бывшие основой военно-морской мощи государств мира на протяжении Первой Мировой войны.Все крупномасштабные военные операции США проводили,используя мощь авианосцев. В 2002 году во время операции в Афганистане, самолеты, базирующиеся на авианосцах, совершили 14 тыс. боевых вылетов, причем более 9 тыс. из них - были операциями воздушной поддержки наземных подразделений. В 2003 году шесть авианосцев США участвовали в войне с Ираком.На пике боевых действий самолеты, базирующиеся на авианосцах, совершали 635 боевых вылетов в день, что, в общей сложности, составило 87 тыс. вылетов.Основу морской стратегии США составляет использование авианосных групп[1]. В состав каждой подобной группы входит авианосец, ракетный крейсер, эсминцы, ударная субмарина (предназначена для борьбы с вражескими подводными лодками и надводным противником) и специализированное судно снабжения. Главной задачей группы обычно является защита военных или гражданских судов, прикрытие частей Морской Пехоты при их высадке, а также обозначение военно-морского присутствияСША для защиты национальных интересов Соединенных Штатов.Авианосцы США простроены по четырем базовым проектам. Атомные авианосцы класса Nimitz считаются наиболее современными. Всего в ВМФ США ныне насчитывается 10 таких авианосцев, каждый из которых способен нести до 80 боевых самолетов. Первый из авианосцев этого класса был спущен на воду в1975 году. Последним спущен на воду в 2009 году George H. W. Bush. Также продолжают службу три авианосца трех различныхтипов: Enterprise (атомный авианосец, 85 самолетов, спущен на воду в 1961году), John F. Kennedy (соответственно, 85 и 1968 год) и Kitty Hawk (85 и 1961год). В 2007 году началось строительство авианосца следующего поколения, который сойдет со стапелей в 2014 году и заменит Enterprise. Предварительное название этого класса авианосцев - CVN 21. По основным характеристикам онибудут схожи с Nimitz, однако будут обладать более современным оборудованием, вооружением, ядерным реактором (способным произвести на 300% больше электроэнергии, чем типовой реактор, установленный на Nimitz), а также меньшимэкипажем.Основные идеи американских военных достаточно просты: часть экспертов предлагает увеличить число авианосцев до 15, часть - сохранить их количество на нынешнем уровне, а часть - сократить их число до 9-10, поскольку развитие техники делает ненужным содержание такого количества гигантских плавучих аэродромов (стоимость одного авианосца класса Nimitz составляет около $5 млрд.). Идеи сокращения числа авианосных гигантов в США появляются далеко не впервые.В конце 1940-х годов авианосцы стали причиной события, получившего название «Мятеж Адмиралов[2]». В основе «бунта» в высших эшелонах власти США и Пентагона были споры о роли изначении флота и авиации в современной войне. В 1948 году президент Гарри Трумэн дал «добро» на строительство первого в истории США суперавианосца The United States. Авианосец должен был транспортировать боевые самолеты, способные нести атомные бомбы - тогда бомба весила около 5 тонн. Стоимость The United States должна была составить астрономические $190 млн. Кроме того, авианосец должна была поддерживать особая эскадра сопровождения: для строительства этих кораблей требовалось еще более $1 млрд. Командование ВВС США восприняло эти планы ВМФ США как попытку подорвать монополию ВВС на использование стратегического ядерного оружия. Большинство членов Объединенного Комитета Начальников Штабов США[3] пришли к выводу, что The UnitedStates дублирует функции стратегической бомбардировочной авиации, а главная задача ВМФ США - бороться не с наземными, а с морскими целями. В 1949 году министр обороны США объявил об отказе от строительства авианосца, что привело к отставке главы ВМФ США. Кроме того было принято решение о начале массового строительства стратегических бомбардировщиков B-36, причем обиженные адмиралы указывали, что министр обороны имеет тесные личные связи с главой компании, которая получила монопольные права на выпуск бомбардировщиков. Точку в спорах поставило расследование Конгресса США, в результате которого было установлено, что военные имели право «похоронить» The United States.Стивен Ховарт, автор исследования «До Сияющего Моря. История Военно-Морского Флота США[4]» утверждает, что и в конце 1970-х годов США изучали возможность резкого сокращения числа авианосцев. В 1978 году США обладали 21 авианосцем, СССР - тремя. Однако общая численность советских ВМФ превышала ВМФ США - 446 кораблей против 217. Особо велико было советское превосходство в подводных лодках - 294 советские субмарины против 119 американских. США опасались, что советские субмарины смогут достаточно легко повредить или потопить американские авианосцы, что подорвет военно-морской потенциал США. Однако американские авианосцы «спасли» события в Иране (агрессивно настроенные студенты, при негласной поддержке властей, захватили посольство США и взяли в заложники десятки американских дипломатов), когда выяснилось, что во время региональных кризисов США нуждаются в «плавучих аэродромах».В начале 1990-х годов ВМФ США опубликовало исследование «Вперед… С моря[5]»,в котором отмечалось, что роль американского флота изменилась: ранее он готовился противостоять советскому военно-морскому флоту, а после окончания«холодной войны» должен будет решать иные задачи - фокусироваться на региональных кризисах, которые угрожают интересам США.Авианосец является очень дорогим удовольствием. Военный аналитик Эдвард Литвак в 1985 году подсчитал, что содержание авианосной группы (примерно 8 тыс. человек) обходится в $6 млрд. в год. Несмотря на то,что авианосцы многократно доказывали свои высокие боевые возможности (Великобритания смогла выиграть войну у Аргентины за Фолклендские острова лишь с помощью авианосцев, поскольку у нее не было военных баз в этом регионе мира), военныйаналитик Дэвид Айзенберг считает, что авианосцы, несмотря на продемонстрированную ими эффективность, являются, скорее «бумажным тигром», чем эффективным оружием. Причина заключается в том, что их содержание настолько дорого, что США было бы выгоднее использовать иные виды вооружений. Критики авианосной доктрины США также указывают, что авианосец не способен мгновенно прибыть в точку кризиса, и поэтому его лучшие качества могут быть востребованы только в том случае, если он заранее был перебазирован в «горячую точку»Ныне ВМФ США выработал и применяет новую стратегию«6+2» - шесть авианосных групп должны быть полностью готовы к немедленному выполнению боевой задачи в любой точке планеты, а две группы должны быть готовык выходу в море через небольшой промежуток времени. Факт:По данным Военно-Морского Флота США, ныне на его вооружении состоит 296 судов. Примерно 55% кораблей постоянно находится в открытом море[6]. [1] The CarrierStrike Group[2] Revolt ofthe Admirals[3] Joint Chiefsof Stuff[4] To ShiningSea. A History of the United States Navy[5] "Forward...From the Sea"[6] WashingtonProFile

Эрих_Хартман

Для начала сразу хочу сказать, что будет много букв и если Вы не готовы это все читать, то не стоит и начинать, а также, что мнение автора является личным и может не совпадать с иными источниками. Я готов выслушать мнения и критику относительно того, что напишу ниже, но исключительно обоснованную.

С уважением, Гречко Константин.

Итак. Несекрет, что на данный момент в войсках и авиации ВМФ состоит более 115боевых, 8 учебных и около 90 (22М3 и 22М2) на хранении самолетов такого типа.Никто не спорит, что для своего времени Ту-22М3 был отличным самолетом, новсему приходит конец. Конец пришел и выдающимся характеристикам этого самолета.Конструкторы КБ Туполева понимали это с самого начала и заложили определенныйрезерв для модернизирования и доработки своего детища. Но что получилось всуровой реальности? Попробуем разобраться...

 

В 1983 году, входе работ по доводе Ту-22М3, появился проект Ту-245. Этот проектстартовал в двух направлениях, одно из которых должно привести к новомуварианту Ту-22М - Ту-22М4, а второе к Т-60С, который разрабатывался для заменыТу-22М и Су-24. Прототип Ту-22М4 был завершен в 1990 г., но нехватка средств непозволила запустить его в серийное производство на заводе в Казани. (Что непомешало ему летать вполне успешно в качестве ЛЛ до недавнего времени). В 1994 году вОКБ в инициативном порядке был разработан еще один проект дальнейшеймодернизации серийного Ту-22М3 и развития темы Ту-22М4. Повышение боевойэффективности комплекса предполагалось за счет увеличения номенклатуры иобновления состава систем вооружения с упором на высокоточное оружие,дальнейшей модернизации БРЭО; снижения сигнатур заметности самолета-носителя,улучшения аэродинамического качества самолета (модификация обводов крыла,улучшение местной аэродинамики и качества внешних поверхностей).

 

 

 

В планируемыйсостав комплекса ракетного вооружения предполагалось включить перспективныевысокоточные противокорабельные ракеты тактического назначения и ракеты класса"воздух-воздух" (для самообороны и выполнения комплексом функцийсамолета сопровождения и "рейдера" (бредовая, на мой взгляд, идея)),в систему бомбардировочного вооружения вводились современные свободно-падающиеи управляемые (корректируемые) авиабомбы. В составмодернизируемого БРЭО предполагалось ввести: новейший прицельно-навигационныйкомплекс, модернизируемую систему управления оружия, бортовую РЛС"Обзор" или перспективную новую РЛС, модернизированный комплекссвязи, модернизированный комплекс РЭП или новый перспективный комплекс. По планерусамолета доработке подвергались: носовая часть самолета; носки средней частикрыла и поворотной части крыла, обтекатели над узлами поворота крыла; кормоваязакилевая часть фюзеляжа, руль направления.

 

 

 

Специально дляпоставок за рубеж в ОКБ разработан экспортный вариант Ту-22М3 - самолетТу-22М3Э, имеющий некоторые отличая в составе вооружения и оборудования,учитывающие последние улучшения серийного Ту-22М3 по составу БРЭО, требованияпотенциальных заказчиков, а также международных обязательств СССР и РоссийскойФедерации. В качестве потенциальных покупателей самолета рассматривались такиестраны, как Индия, Китай, Ливия и др. Вместо этого,в 1997 г., было решено провести полную модернизацию стоящих на вооруженииТу-22М3 в вариант Ту-22М5, названый впоследствии Ту-245.

 

 

 

Проектпредставлял модификацию серийного Ту-22М3 с целью дальнейшего повышения боевойэффективности комплекса за счет оснащения самолета новым оборудованием ивооружение. Прежде всего внедрялся новый прицельно-навигационный комплекс,в который входила современная навигационная система; внедрялась новая бортоваяРЛС, модернизированный комплекс РЭП (которого так не хватает Ту-22М3), новаяприцельная оптическая система; отдельные агрегаты аппаратуры внешней ивнутренней связи заменялись единым комплексом, вводилась система наддуватопливных баков с использованием жидкого азота и т.д. Новый составоборудования обеспечивал применение в составе комплекса ракетного вооружениякак штатных ракет, так и систем высокоточных бомбардировочных и ракетныхсредств поражения.

 

Ключевой особенностью Ту-245будет новая система вооружения. Х-22, даже несмотря на то, что это очень мощноеоружие, не пользуется популярностью из-за ее жидкостного ракетного двигателя,не раз создававшего проблемы. Ту-245 может, согласно проекту, нести КР Х-55 иХ-65, пользуясь их большой дальностью пуска или используя полет на малой высотес огибанием рельефа местности для проникновения в воздушное пространствопротивника. В дополнение к Х-55 и Х-65 уже долгое время разрабатывается новая ракета– Х-101. Она будет аналогом американской КР AGM-129 - малозаметная крылатаяракета большой дальности, предназначенная для несения ядерной или обычнойбоеголовки.

 

Другимвариантом замены Ту-22М3 в будущем может стать Т-60С, который разрабатывалсядля замены Су-24 и Ту-22М. (хотя в окончание работ по данному проектумало верится). Он начал проектироваться в соответствии стребованиями, на основе которых разрабатывается и Ту-245 и до распада СССР в1991 г. велись полномасштабные проектные работы. В настоящее время проектнаходится в подвешенном состоянии из-за отсутствия средств. Т-60С продолжаетоставаться в стадии долговременного проектирования и по плану он будет принятна вооружение во втором десятилетии 21-го столетия (по самым оптимистичнымпрогнозам). Детали о Т-60Состаются неизвестны. Согласно технического задания Т-60С проектируется скореедля скоростного высотного, чем для маловысотного полета. Крейсерская скорость2М на большой высоте, использование радиопоглощающих материалов и малозаметнойконструкции (Стелс), внутреннее размещение малозаметных КР большой дальности должносделать Т-60С идеальным ударным самолетом средней дальности. Но это все подбольшим вопросом.

 

Все аналитикипредполагают, что самолет, весящий около 80 тонн, будет малозаметным, но большимсамолетом "внутриконтинентальной дальности", и что у Дальней Авиациибольше не будет возможности достигать территории Северной Америки. В принципе,это разумно. Авиация, как это не прискорбно, теряет свое значение как средстводоставки ядерного оружия. С другой стороны это означает, что у России больше небудет "глобальной воздушной мощи" сопоставимой со стратегическимисилами США B-52H, Rockwell B-1B и Northrop Grumman B-2A, что недопустимо.Вместо этого, Ту-245 и Т-60С станут региональными силами сдерживания,созданными с возможностью достижения регионов вблизи российской границы, Китая,Ближнего Востока и Западной Европы. Таким образом теряется весь смысл,вкладываемый в такие разработки.

 

Третьимвозможным проектом бомбардировщика в России может стать большой стратегическийсамолет конструкции ОКБ Туполева. Информация об этом проекте появилась совсемнедавно и она очень скудна. Новый стратегический бомбардировщик заменит Ту-95МСкак основной межконтинентальный ударный самолет. Проектные работы планируетсяначать в 1999 г., и принятие на вооружение последует не ранее чем в 2010 г.Предполагается, что этот самолет будет выполнен по схеме "летающеекрыло" на основе проекта Ту-202, который прорабатывался в 80-е годы и онвыглядит потенциальным конкурентом Т-60С Сухого. Будущий бомбардировщик можеттакже испытать влияние проекта пассажирского авиалайнера. Новый бомбардировщикбудет оснащен шестью высокооборотистыми турбовентиляторными двигателями,расположенными внутри фюзеляжа. Вооружение может включать КР большой дальности,такие как Х-55, Х-15 и новые Х-101. По моему мнению, неосуществимый в ближайшеевремя проект. Да и нет на него ни средств, ни времени. Работы еще даже неначинались и вряд ли начнутся… То, когда икак Ту-245 и Т-60С будут приняты на вооружение зависит от того, найдутся лисредства на продолжение их разработки и постройку. Пока же, российские ВВС немогут найти средств для поддержания существующего парка Ту-22М3 вэксплуатационном состоянии. В результате, экипажи катастрофически не добираютлетных часов, вследствие чего падает их летная подготовка и боеготовность ВВС вцелом. Хотя, постепенно, ситуация исправляется к лучшему. И это не может нерадовать.

 

Российскоевосприятие угрозы постепенно фокусируется на возрастании внутренней угрозы, такойкак сепаратизм в таких регионах как Кавказ, озабоченности по поводу усиления"исламского фундаметализма" на Кавказе и в Центральной Азии. Принятаяроссийская доктрина национальной безопасности делает акцент на развитии"комбинированных вооруженных сил" быстрого реагирования дляпротиводействия угрозе низкого уровня. Конфликт в Чечне с 1994 по 1996 гг.перевел такие события с низкого на средний уровень. Ту-22М3 были задействованыв чеченском конфликте для нанесения ударов обычным оружием, таким какнеуправляемые авиабомбы серии ФАБ, по силам мятежников обороняющих Грозный. Стратегический рационализмРоссии заключается в поддержании ее существующих бомбардировочных сил, но этово многом зависит от наличия средств, а их не хватает…

 

Таким образом, как это неприскорбно, не скоро еще появятся даже первые летающие экземпляры самолетов которые могут заменить Ту-22М3…