Перейти к содержимому






Фотография
* * * * * 1 votes

Страсти по выравниванию

Написано NetHunter , 13 July 2010 · 1075 views

"Остап поклонился, протянул вперед руки, как бы отвергая не заслуженные им аплодисменты, и взошел на эстраду. - Товарищи! - сказал он прекрасным голосом. - Товарищи и братья по увлечению авиацией, предметом моей сегодняшней лекции служит то, о чем я читал и, должен признаться, не без успеха в Нижнем Новгороде неделю тому назад. Предмет моей лекции - правильное выравнивание на посадке. Что такое, товарищи, посадка и что такое, товарищи, правильное выравнивание? Посадка, товарищи, - это quasi una fantasia. А что такое, товарищи, значит правильное выравнивание? Правильное выравнивание, товарищи, - это теоретическое знание о посадке, облеченное руками пилота в пространственное положение самолета, обеспечивающее снижение вертикальной скорости на глиссаде практически до нуля к высоте около полуметра от земли с переходом на выдерживание, во время которого продолжается дальнейшее плавное снижение аппарата с одновременным уменьшением скорости и увеличением угла атаки до значений, при которых возможно приземление и пробег. Даже при неблагоприятных метеоусловиях можно успешно выровнять самолет и штатно приземлиться, "не разложив" машину, не словив козла и не выкатившись в лопухи. Все зависит от каждого индивидуума в отдельности. Например, вон тот блондинчик в третьем ряду. Положим, он выравнивает самолет хорошо...

Блондин в третьем ряду зарделся.

- А вон тот брюнет, допустим, хуже.

Все повернулись и осмотрели также брюнета.

- Что же мы видим, товарищи? Мы видим, что блондин выравнивает хорошо, а брюнет выравнивает плохо. И никакие лекции не изменят этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности не будет постоянно тренироваться в Microsoft flight... то есть я хотел сказать - отрабатывать выравнивание, выдерживание и приземление на земле: сидя в кабине и ворочая РУС, приседая на крыле и другими доступными средствами.А теперь, товарищи, я расскажу вам несколько поучительных историй из практики наших уважаемых гипермодернистов Капабланки, Ласкера и доктора Григорьева. Остап рассказал аудитории несколько ветхозаветных анекдотов, почерпнутых еще в детстве из журнала "Я - летчик", и этим закончил интермедию". Прошу прощения за вольную интерпретацию любимого произведения, но у меня есть причина к такому брожению фантазии. Не получается выравнивание у меня в полной мере - хоть ты тресни. Уж не знаю как и быть - все вроде так делаю: по глиссаде иду в торец, причем не так как пытался делать раньше, тупо направив в него нос, а ощущая, что он (торец) надвигается именно на меня вне зависимости от положения носа машины. Глиссаду тоже вроде как научился определять более-менее правильно: если высоко, то могу провалиться ниже, опустив нос и прибрав обороты, если низенько - добавлю тяги и перейду в горизонт. Скорость вроде тоже удается выдерживать - иду свои 110 км/ч, даже как-то по звуку ощущаю, что надо бы добавить оборотов или наоборот.Самое интересное начинается перед торцом, точнее метров так за 100 от него. Во-первых, я замечен за желанием выровнять самолет не в точке выравнивания над торцом ВПП, а где-то дальше, посередине полосы - оказывается, почему-то стремлюсь поднять перед торцом нос, в то время как его нужно опустить и теперь уж (за 100 метров от зоны приземления) направить практически в торец, чтобы начать над ним выравнивание на высоте около 5 метров.Во-вторых, начиная выравнивание, я недобираю ручку управления, вследствие чего как такового выравнивания и выдерживания не выходит, а получается сразу приземление, правда с уменьшением вертикальной скорости. А иногда, исправляя указанную ошибку, я перебираю ручку, из-за чего самолет стремится подвзмыть над полосой, итогом чему служит касание в ее середине.В-третьих, есть проблемы с определением высоты начала выравнивания. По правилам положено для этого использовать скользящий вдоль земли и вбок взгляд, однако в момент выравнивания я забываю об этом и смотрю как бог на душу положит.Но не бывает худа без добра: за прошедшие две недели я худо-бедно, но несколько раз садился полностью сам и здесь уж я уверен, потому что точно видел, что Влад Мезенцев (мой инструктор) не притрагивался к РУС, да и кривость исполнения не оставляла сомнений в авторстве исполнителя))).Уже после полета, будучи на стоянке, Влад еще раз показал мне какой ход РУСа следует выбрать на выравнивании и выдерживании. Показать не могу, но звучит это примерно так: "Вырааааааавниваем…… Добираем, добираем, добираем!" Вот так и сидел я в кабине и тренировался: представлял, как подходим к торцу - РУД в малый газ, тут же пошла на себя ручка - выыыыравняли - пошла машина проседать - добираем, добираем, добираем))).Ну и еще одна хорошая новость: неделю назад на Северку приехал наш с Сашей Эрлихманом коллега по АУЦ "Добролет" Алексей Матевосян. Вот так увлечение симом сначала привело нас в виртуальную авиашколу, а теперь и на один и тот же аэродром! На Северке Леша не только продуктивно полетал в клубе КВС на ЯК-18Т и ЯК-52 (с высшим пилотажем), но и сделал ряд, на мой взгляд, вполне профессиональных фотографий, благо что "техника" позволяла - один огромный рюкзак с объективами чего стоит))). Ну и талант есть, безусловно! Предлагаю несколько фото вашему вниманию, а также привычную видеонарезку взлетов-посадок. Замечу, что это видео, пожалуй, одно из наиболее удачных: отсутствие яркого солнца позволило моему фотику снимать без дурацкого красного спектра, а рабочая ВПП05 обеспечила хорошую позицию для съемки. Смотрите сами).Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение http://www.youtube.com/watch?v=jSgmJbDfatM

  • 0



Шикарно! NetHunter (простите но не знаю вашего имени) спасибо за то что продолжаете радовать нас сирых, вашими рассказами о реальных полетах, очень интересно, продолжайте в том же духе! удачи! :)
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Dinozavrik
Jul 14 2010 02:46
Я бы посоветовал (если Вы не против) потренироваться на планере. Причём из задней кабины. Скорость у старичков типа Ка-8 невысока (25 км/ч нормально держит), а из задней кабины кроме как боковым зремнием не получится. Вы сможете просто осознать и прочувствовать весь процесс. А потом на самолёте.То же самое, только немножко быстрее.Кстати, многие инструктора заставляют смотреть прямо вперёд, параллельно полосе. Это имеет смысл особенно на деревенских аэродромах с хорошим траффиком. Привыкание происxодит быстро.Что ещё важно:чувствовать, когда самолёт начинает падать. Соответственно перед козлом, взмыванием и т.д. делается удод на второй. То что сразу задирать нос не стоит - и так понятно. А кусочек горизонтального полёта перед набором очень хорошо даёт почувствовать высоту (но спидометр тем не менее держим левым глазом в поле зрения).И самое главное: есть люди, которые так и не научились чувствовать высоту, но тем не менее сажают самолёт мягко и плавно. Один из способов - посадка на газу. Если сильный ветер, то это вообще хорошая вещь, потому что даже если выравнивание начато на правильной высоте, ветер мозжет дунуть... Самолёт повиснет.. Затем ветер внезапно перестанет. И самолёт начнёт валиться. Но, если перед тем, как он начнёт валиться, чуть-чуть поддать газ (т.е. где-то на скорости чуть выше сваливания), то самолёт удержится в воздухе... И плавненько опустится вниз.
    • 0
  • Жалоба
"Просто ты однажды проснешься утром и поймешь, что умеешь сажать самолет" (с) Волков А.Б.
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Lancellot
Jul 14 2010 11:21
скажите пожалуйста, что за трек играет? Очень известный, но всё не было возможности узнать его название... :)
    • 0
  • Жалоба
я тоже в начале обучения страдал ранним выравниванием. Вылечилось, когда инструктор показал, что на Сьерре визуально нужно опускаться прямо как будто в полосу. То есть когда тебе кажется, что вот-вот самолет ударится о полосу и нужно выравнивать.В общем, Волков прав, однажды это получится само собой.
    • 0
  • Жалоба
Фотография
NetHunter
Jul 14 2010 20:12

Шикарно! NetHunter (простите но не знаю вашего имени) спасибо за то что продолжаете радовать нас сирых, вашими рассказами о реальных полетах, очень интересно, продолжайте в том же духе! удачи!

Спасибо: рад, что Вам нравятся мои статьи об обучении. По возможности продолжу)

PS Павлом меня зовут)

Я бы посоветовал (если Вы не против) потренироваться на планере.

Будет возможность полетать на планере - обязательно попробую!

Кстати, многие инструктора заставляют смотреть прямо вперёд, параллельно полосе.

Да уж, с этим взглядом не все так просто. Так, мне советовали приседать на крыле. Стоишь - высота окончания выравнивания, приседаешь - практически касание. Вот только как из этого упражнения пользу вынести - пока не догоню: стоя, смотрю вперед на рулежку, приседаю, снова смотрю. Вроде как тоже самое… Вобщем, как-то эффекта не очучаю(.

Что ещё важно: чувствовать, когда самолёт начинает падать.

Вот тут как раз вроде я чувствую: выровняли, и тут пятой точкой понимаю, что пора бы ручку на себя добрать. Плохо, что после касания я ручку частенько бросаю, и переднее колесо вследствие этого шандарахается об полосу… Инструктор показал как-то, как можно делать пробег на конвейере только на основных стойках - ручку надо не только не бросать после их касания, но немного добрать на себя. Я тоже так хочу научиться)

И самое главное: есть люди, которые так и не научились чувствовать высоту, но тем не менее сажают самолёт мягко и плавно. Один из способов - посадка на газу. Если сильный ветер, то это вообще хорошая вещь, потому что даже если выравнивание начато на правильной высоте, ветер мозжет дунуть... Самолёт повиснет.. Затем ветер внезапно перестанет. И самолёт начнёт валиться. Но, если перед тем, как он начнёт валиться, чуть-чуть поддать газ (т.е. где-то на скорости чуть выше сваливания), то самолёт удержится в воздухе... И плавненько опустится вниз.

Интересный способ - мне всегда было интересно, что будет если при посадке с порывистым ветром на выравнивании резко упадет скорость. Видел как инструктор в такой момент мгновенно тягу "сунул". Я бы скорей всего не успел бы среагировать….

"Просто ты однажды проснешься утром и поймешь, что умеешь сажать самолет" (с) Волков А.Б.

Ну Андрей-то Борисович знает жизнь, поэтому верю ему заочно, без колебаний). Буду ждать пока свершится предначертанное!

скажите пожалуйста, что за трек играет? Очень известный, но всё не было возможности узнать его название... :)

Да Роберт Майлз это, "Children" )

я тоже в начале обучения страдал ранним выравниванием. Вылечилось, когда инструктор показал, что на Сьерре визуально нужно опускаться прямо как будто в полосу. То есть когда тебе кажется, что вот-вот самолет ударится о полосу и нужно выравнивать.В общем, Волков прав, однажды это получится само собой.

Саш, вот и я о том же - понимая умом, что нужно идти в полосу так, что как будто сейчас шмякнешься, все равно руками тяну РУС на себя. Не сильно, но все-таки… Буду работать над этим)

    • 0
  • Жалоба
Фотография
Dinozavrik
Jul 14 2010 21:07

Так, мне советовали приседать на крыле. Стоишь - высота окончания выравнивания, приседаешь - практически касание.

Я считаю, это фигня. Лучше всего помогает проход над полосой с минимальной скоростью в посадочной конфигурации. С касанием или без.

Интересный способ - мне всегда было интересно, что будет если при посадке с порывистым ветром на выравнивании резко упадет скорость.

Хорошо брякнешь самолёт об полосу. Ну сначала сирена завизжит... Но кто через это не прошёл, тому летать неинтерeсно :)

как инструктор в такой момент мгновенно тягу "сунул".

А вас не учат, что ниже 400 футов GND правая рука всегда на газу?Кстати, на газу можно сажать и без ветра. Не самая плохая привычка. Главное, чтобы скорость не росла.
    • 0
  • Жалоба
Фотография
NetHunter
Jul 14 2010 22:24

А вас не учат, что ниже 400 футов GND правая рука всегда на газу?Кстати, на газу можно сажать и без ветра. Не самая плохая привычка. Главное, чтобы скорость не росла.

При полете по кругу выходит так, что левая рука постоянно лежит на РУДе, да и на посадочной прямой, хочешь-не-хочешь, а с тягой постоянно работаешь: то добавишь, то приберешь. Перед торцом, когда взгляд уже на приборную доску не возвращается, тяга чувствуется скорее по ощущениям - пошел "провал" - тут же сунул ее. Я вот пока могу только не успеть это сделать).Не до конца понял про посадку "на газу": когда самолет начинает с высоты выравнивания проседать на выдерживании к полосе, нужно подгазовать, так?
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Dinozavrik
Jul 14 2010 23:37

При полете по кругу выходит так, что левая рука постоянно лежит на РУДе, да и на посадочной прямой, хочешь-не-хочешь, а с тягой постоянно работаешь: то добавишь, то приберешь. Перед торцом, когда взгляд уже на приборную доску не возвращается, тяга чувствуется скорее по ощущениям - пошел "провал" - тут же сунул ее. Я вот пока могу только не успеть это сделать).

Со временем придёт чутьё.

Не до конца понял про посадку "на газу": когда самолет начинает с высоты выравнивания проседать на выдерживании к полосе, нужно подгазовать, так?

Можно два способа сформулировать:1. В точке "высокого" выравнивания на скорости чуть выше сваливания штурвал на себя и газ. Если много всучить, то получится уход на второй. Такая ситуация при сильном порывистом ветре нормальна.2. В конце глиссады добавляем газ, стараясь не очень разгонять самолёт. Посадка получится более плавным углом.В обоих случаях уменьшается вертикальная. При неполной (или не выпущенной) механизации это всё ерунда, потому что запас скорости, как правило, достаточен. А вот если с полными закрылками, то может пригодиться. особенно эффективно на "летучих" самолётах, типа Муни.Кстати, ещё можно попросить инструктора самому пройти круг с комментариями. Мне в своё время очень помогало.И в том, и в другом случае просто уменьшается вертикальная.
    • 0
  • Жалоба
Павел, вставлю свои пять, если позволишь. Буду краток1. Необходимо помнить, что "подгазовка", "перегазовка", вообще любое изменение режима приводит к перебалансировке ВС по тангажу. А в нашем случае, учитывая реактивный момент винта, ещё и в поперечном канале. Поэтому нужно это помнить и учиться строить такой визуальный заход, при котором эволюции с режимом будут минимальны. 2. Посадка "на газу" - тоже самое, что без газа, только на газу :) Разница в случае с Северкой, учитывая длину полосы, лишь в том, где будет точка выравнивания. Делать эту точку точкой "высокого" выравнивания я не совету. Вообще не советую делать высокое выравнивание новичку. Тут нужно в первую очередь научиться выполнять правильный, нормальный профиль захода. В нашем случае, если есть желание сесть на газу, то нужно просто отодвинуть на n-е кол-во метров назад точку выравнивания. далее закончить выравнивание на 1 метре и с этой высоты плавно поставить МГ, будучи уже в посадочном положении. После этого чуть добрать и всё. Красивейшая посадка. И никакой сдвиг/порыв не страшен - с метра грубо не упадешь.Вообще в нашем случае - правильное определение точки выравнивания - уже полдела. А вторая половина дела - отпределение 1 метра. Если это научиться делать, то проблем не будет. Параметры ты уже выдерживать умеешь.
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Dinozavrik
Jul 15 2010 14:08
В любом случаи все советы, планы и размышления необходими обсудить с инструктором. Заодно он может продемонстрировать возможности машины :)
    • 0
  • Жалоба
Куча советов и все разные :)Вспоминается времена Советского Союза и вопрос армянскому радио "Можно ли изнасиловать женщину на красной площади?"Ответ: "Можно, но советами замучают"Паш, слушай инструктора, он плохого не посоветует. Пробуй так, сяк, в конце концов получится. Но в любом случае, с газом или без газа, все равно точку выравнивания нужно научиться видеть. Это только тренировка.
    • 0
  • Жалоба
я думаю, что человек для того и пишет в блог, чтобы выслушать мнения разных людей. Кто как этот период жизни прошел. Кто как учился. Кому как легче было. Для того, чтобы спросить инструктора, не нужно писать в блог, согласись :) ну или чего не понимаю.
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Dinozavrik
Jul 16 2010 13:45
Shura-AG, анекдот просто классный.По теме: здесь дело не в советах. А в том, что человек почитает, успокоится, получит дополнитеьный заряд мотивации... и научится.
    • 0
  • Жалоба

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   12 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031