Перейти к содержимому






Фотография
- - - - -

URRR-URSS

Написано Miracle , 25 December 2012 · 741 views

Моё "боевое крещение" в ВАТСИМ состоялось 27 мая 2012 года. И было оно внезапным...
Вообще я мужик основательный. Вплоть до педантизма. Люблю разбираться во всем постепенно, не акселерируя. Переходить на новый уровень когда почувствую себя уверенно на текущем.

Таким же образом я планировал и освоение ВАТСИМ.
Потихоньку зубрил радиообмен, настраивал софт, тестировал самолет, на котором собирался летать (ох, и непростой самолет, несмотря что маленький. Много у него всяких особенностей). Потом планировал не спеша начать, со знакомых мест, с наличием, но минимумом позиций контроля.

Ага, щазз....
Все получилось с точностью наоборот.


В первый раз меня бес толкнул под ребро еще вчера. Этот толчок вылился в то, что я в vroute увидел забученные на сегодня позиции Ростов-Контроль и Сочи-Подход. А я как раз собирался по югам полетать. Хотя и планировал это как маршрут UUDD-UUOO-URRR-URSS. Ну, чтобы леги были около двух часов на моем "лайнере".
А тут хотя и получался самый конец маршрута, зато сразу ДВЕ позиции контроля, которые мне нужны. Когда еще такое будет?
Но на субботу у меня намечались неотложные дела, поэтому я со вздохом закрыл vroute и постарался забыть про увиденное.
Но внезапно :sarcastic: дела в субботу отменились. До начала работы Ростов-Контроль и Сочи-Подход - полтора часа. И работать они будут всего два. А мне на моем лайнере только лёту полтора часа чистого времени. А еще ж запуститься-прогреться-вырулить; после посадки зарулить, выключиться. Два часа как с куста. В общем, через полтора часа вылет, а у меня...
Сценариев обоих портов нет, схем не знаю, района не знаю! Паника-паника-паника!!!

Лихорадочно ищу сценарии. Помню, что были ссылки на vatrus.aero. Но он мёртв. Совсем. Паника усиливается, лезу в "файлы", качаю и ставлю самые последние сценарии, надеясь, что они актуальны. А что еще остается делать?
Запустив сим, убеждаюсь, что сценарии встали нормально, т-т-т.
Теперь схемы. На работе у меня есть закладка на сайт, на котором есть все актуальные схемы всех крупных российских портов. Дома этой закладки нет. С натугой начинаю морщить мозг, пытаясь вызвать в памяти адрес сайта? Кажется, aviadocs. Вот только .ru , .net , .org? Пробую и так, и сяк - все не то. Значит, не найду.
Вспоминаю, что есть, правда не самые свежие, схемы в огромной PDF'ке. Лихорадочно ищу, нахожу.
Время без четверти пять. А мне еще составлять маршрут и подавать план полета. Ладно, схемы вылета посмотрю пока буду греть двигатели, а схемы прилета - пока буду пилить на эшелоне.
Запускаю сим, беру из vroute готовый план (не до выпендрежей уже, успеть бы), загоняю его в FS Navigator, заполняю в FSInn, отправляю. Время - без нескольких минут пять, но Контроль и подход уже на месте, вижу их в окошке АТС.
Мысленно осеняю себя крестным знамением, поправляю гарнитуру и, с невольным трепетом нажав тангету, торжественно произношу ТРИЖДЫ :sarcastic: отрепетированную про себя фразу: "Ростов-Контроль, 0901Гольф, добрый вечер". Отпускаю тангету. В ответ тишина.
Потом слышу как другой борт вызывает Контроль, и тот немедленно отвечает. Так, значит Контроль не курит и не отошел по малой нужде. Просто я всех слышу, а меня - никто.
Чтобы полностью в этом убедиться, еще раз вызываю контроль (правда, уже не так торжественно). Не слышит.
Да что ж такое, буквально позавчера все настроил, запросил техническую проверку связи у ДМД-Руления, Руление подтвердило слышимость "на пять". Что случилось-то? Первым делом - проверить включен ли микрофон. Включен. Вторым делом - в то ли гнездо воткнут. В то. Трам-тарарам, железо отпадает...
Время идет, а я с матами лезу в настройки "светофорчика", убеждаюсь, что все правильно, на всякий случай еще раз перебиндиваю кнопку на джойстике, и вновь отчаянно взываю к Ростов-Контроль, надеясь на чудо. Но чуда не происходит.
Похоже, никуда я сегодня не полечу... Ну и ладно, зато полечу в следующий раз уже не с бухты-барахты, а нормально подготовленным. ВАТСИМ завтра не закроется, и через неделю тоже. Еще полетаю свое.
На всякий случай еще раз заглядываю за компьютер... #$%, микрофонный штеккер воткнут не до конца! Еще раз #$%! Столько времени потерять из-за этой ерунды!
Втыкаю штеккер до конца и проворачиваю для надежности :sarcastic:
Наконец Контроль меня слышит!

Получаю добро на запуск, завожу двигатели, заранее все настраиваю, вплоть до армирования высоты, чтобы потом не затупить и не упустить чего-нибудь. Все, что возможно - частоты приводов, связи, настройки автопилота - должно быть настроено еще до руления. И тут Контроль просит меня подправить флайт-план. Эшелон, мол, у вас неправильный, 0901Гольф.
Ничего не понимаю. Всю дорогу - западные курсы, от 179 до 360. Эшелон четный, все правильно. Спрашиваю у Контроля, WTF? Он снисходительно поясняет, что в Ростовской зоне полукруговая схема эшелонирования с севера на юг, а не с запада на восток. Так вот оно чё, Михалыч... :russian_ru: Быстренько исправляю FL200 на FL190, и Контроль более к моему плану вопросов не имеет.

А я тем временем смотрю в vRoute METAR аэродромов вылета и прибытия. В Сочи меня волнует только погода, направление ветра побоку, лишь бы укладывался в ограничения для моего ВС, там система ниппель, заход и посадка только со стороны моря (слава богу, хоть это знаю :russian_ru: ). А вот в Ростове смотрю в первую очередь ветер. Мне ж надо хотя бы схему глянуть, по которой выходить буду.
Так, ветерок 190 градусов, значит, взлетный будет 220. Значит, схемка ожидается YEGORLYK 2 ALPHA. Эх, на другой конец аэродрома катиться...

Запрашиваю руление и слышу в ответ: вправо по перрону, по РД Альфа.

А-а-а... Э-э-э... Ы-ы-ы... Получается, курсом 40 взлет?? Почему??
Ответ я получаю на предварительном: Контроль читает совсем другую погоду, и ветер там 300 :shok: А кому тогда нужна моя инфа на 1330z, которую я зачем-то ИМЕЮ?? Хм...
Так, если взлет противоположным курсом, то и схема другая. Самолет молотит винтами на предварительном, а я тем временем лихорадочно листаю справочик в Акробате. Фух, нашел. К счастью, такая же простая: набор 200, и правым на Манычский, потом на Егорлыкскую. Приходится спешно вбивать MANYCHSKY в план в навигаторе.
Наконец все треволнения позади, взлетаю, поворачиваю вправо и врубаю автопилот. В эфире уже много бортов (и откуда взялись, еще 15 минут назад не было почти никого), Контроль всех разруливает, а я кошусь на альтиметр и на FMS FSNav (сегодня пользуюсь им впервые, и еще точно не знаю как он себя поведет). Пока, вроде, все штатно. Альтиметр подходит к отметке 19к, пересека-а-ает ее... :shok: И идет дальше!
Эй, куда?! Нескольких секунд хватает, чтобы понять, что мой самолет в цепких лапках FSNav, а в нем остался старый эшелон, 20к! Быстро-быстро открываю FSNav и меняю его на 19к. С внутренним трепетом переключаюсь на кокпит и вижу, что стрелка альтиметра наконец замедляет свой бег и откатывается на 19к. Фу-у-ух...
- Ростов-Контроль, 0901Гольф, занял 190, Егорлыкскую расчитываю в ХХ минут, - выдаю я в эфир совсем как взрослый.
- 0901Гольф, ответчик уже включите...
Му%@# (идиот)!..
Сгорая от стыда, включаю режим Чарли и извиняюсь.
- 0901Гольф, следуйте 190, контроль по вторичному, расчетное снижение доложите.
- следую 190, контроль по вторичному, снижение доложу, - отвечаю я, подсвечивая наушники изнутри нежно-малиновым светом...

Мой Пайпер пилит на эшелоне, послушно поворачивая на ПОДах, очень хочется выскочить на балкон покурить, но оставлять пост страшновато - а ну как Контроль меня вызовет. Однако, минута идет за минутой, Контроль демонстрирует полное безразличие к моей персоне, и наконец я решаюсь: выскакиваю на балкон, в три затяжки высаживаю сигарету и плюхаюсь в "пилотское кресло". В чате, по крайней мере, меня никто не вызывал. Значит, можно надеяться, что все в норме. Бортов все больше, Контроль почти непрерывно работает, ему не до меня. Окончательно осмелев, решаю связаться с Сочи-Подходом, по крайней мере узнать какую схему мне ожидать.
- Сочи-Подход, 0901Гольф, добрый вечер.
Подход отвечает и впадает в ступор: что от него нужно борту, который находится на расстоянии добрых 400 км от него?
Торопливо объясняю ситуацию: я новенький, схемы знаю нетвердо, подскажите хотя бы какую ожидать?
- В работе полоса 06, - отвечает Подход, - а схема будет зависеть от вашей точки входа.
Понимаю свою оплошность и уже разеваю рот, чтобы сказать "через LAMET", но Подход накрывает волна докладов с других бортов. Да откуда их столько, в самом-то деле?? Целый рой, Контроль с Подходом еле успевают отбиваться! И все позиции контроля в Сочи заняты! Вот это я удачно зашел, ничего не скажешь... Сегодня наемся контролем досыта...
Наконец через несколько минут мне удается пробиться в эфир и сказать, что это я, 0901Гольф, и что я вхожу через LAMET. Но подходу уже, видимо, совсем не до бортов в часе лета от него, потому что он отвечает "работайте с Ростов-Контроль".
Делать нечего, возвращаюсь на старую частоту. Но главное я теперь знаю: надо смотреть схемы от ЛАМЕТ на полосу 06. Некоторое время любовно их изучаю. Вроде, все понял и запомнил.

Наконец подходит время снижаться. Вызываю контроль и докладываю снижение.
- Снижайтесь 050, - отвечает Контроль, - заход на полосу 02.
Оппа!.. Перевожу самолет в снижение, но теперь у меня всего 5 минут на то, чтобы найти схему и понять ее. Ищу, осознаю. Схем от ЛАМЕТ к полосе 02 две. И они разные. Какую дадут?

Наконец меня передают Подходу. Докладаюсь кто такой и где нахожусь.
- 0901Гольф, ваш способ захода?
- По ILS, 0901Гольф.
- 0901Гольф, снижайтесь 040, заход бур-бур-бур02 по ILS разрешаю.
- Простите, какая схема?
Подход уже медленнее повторяет всю фразу целиком. Опять не разобрал какая именно схема. Снова переспрашиваю. Подход, уже ощутимо зверея, повторяет мне опять всё ме-е-едленно-ме-е-едленно, буквально по буквам. И опять я не могу разобрать какая именно схема! Проклятье! Если я переспрошу в третий раз, он меня просто убьет...
Поэтому я просто подтверждаю заход на 02 по ILS, и, кажется, Подход это вполне устраивает.
Наконец меня передают Посадке. Сгоряча обзываю ее Сочи-Башня, здороваюсь и умолкаю, судорожно соображая, что я еще должен сказать. Весь радиообмен знаю, не помню только кому что надо говорить, а кому что - не надо :sarcastic: Эффект обалдения в полный рост... Докатился...
Посадка здоровается и тоже умолкает. Нависает неловкая пауза. Я чувствую, что должен как-то обозначить себя, свое местоположение и свои намерения. Поэтому, извинившись и упомянув, что я новичок, добавляю, что высота 600, и что я выполняю заход по LAM02 (ну, это я так решил :sarcastic: ) по ILS.
Посадка разрешает продолжать заход.
Через некоторое время Посадка сообщает, что я "на 3 км левее посадочного курса", и я снова начинаю лихорадочно соображать что бы это значило и хорошо это или плохо? В результате неимоверного мысленного напряжения рождается мысль "а и хрен с ним!". Стараюсь сосредоточиться на схеме, уже подхожу к четвертому, и сейчас должен выйти на финал.
Уже во время поворота понимаю, что именно это мне и хотел сказать диспетчер: мол, подходишь к посадочному, не промахни. От души отлегло, и навалились другие проблемы: автопилот моего Пайпера почему-то работает только когда на альтиметре установлено давление по QNH. Стоит поставить любое другое (а оно у меня и стояло "любое другое", а именно - QFE) - и автопилот начинал работать только по курсу, а высотой можно было управлять только вручную, с помощью электронного триммера. Ни армирование высоты, ни APPROACH не работали. Вот такая особенность моего самолетика, и далеко не единственная!
Посадка диктовала мне удаление в километрах, DME в кокпите показывал его в милях, причем краем свободного от остальных операций сознания я осознавал, что цифры как-то не очень сходятся. Но было уже не до этого, я на посадочной прямой, самолет треплет порывами ветра, и надо не прозевать отшкаливание глиссадного маркера, успеть перейти на ручное управление тангажом, прибрать режим, и прибрать его ровно настолько, насколько нужно. По управлению скоростью мой турбовинтовой "лайнер", наверное, не менее сложен, чем его турбореактивные старшие собраться. Инертность турбин большая, дури много, так что чтобы не выскочить из ограничений по по посадочным скоростям, надо работать довольно тонко.

Наконец директор отшкалился, я, все же надеясь на чудо, "проводил" его до середины шкалы, но чуда не случилось, APPROACH не сработал, и директор поплелся дальше вниз. Я быстренько переключился на ручное, опустил нос, прибрал газы и стал "догонять" метку.

В этот момент Посадка попросила доложить готовность к посадке. А что я мог сказать? Самолет не в посадочной конфигурации, шасси не выпущено... Я тут, видите ли, за директорами гоняюсь... Сказать "не готов"? Угонят на второй. А схема длинная.
Поэтому я не нашел ничего лучшего, чем выдать: "0901Гольф, на курсе, на глиссаде". И это было правдой! Ну, а что шасси не выпустил - так это дело поправимое.
Разрешили мне посадку, но я все же умудрился уйти под глиссаду, диспетчер деликатно промолчал, я отключил автопилот и попытался вручную "выдрать" Пайпер обратно. Бам-бом-дзынь! Что это? А это я сшибаю фонари перед полосой :blink: :blush:. Но до полосы я все же не сел, сел мимо :facepalm: Ну, не то, чтобы мимо... Пол-самолета - на полосе, пол-самолета - на обочине. Пожалуй, худшая моя посадка за крайние пару лет... Лучше б на руках заходил, ей-богу... Трепало сильно, решил перестраховаться. "Перестраховался", блин...

Вырулил на осевую, доложил посадку.
- 0901Гольф, освобождайте по РД Сьерра.
- по РД Сьерра, 0901Гольф
- так, вы ее уже проехали... тогда по Лима. Пересечение ВПП 24 разрешаю.
- освобождаю по РД Лима, пересечение ВПП24 разрешили.

Подъезжаю к перекрестку из двух ВПП и одной рулежки. Понятия не имею где эта чертова Лима, тщетно шарю глазами в поисках указателей, но, видимо, если разрешили пересечение - значит, это она и есть.
Пересекаю ВПП, выезжаю на рулежку и, понятия не имея что это за РД, докладываю:
- 0901Гольф, по РД Лима освободил
- работайте с рулением, 119,0
- с рулением, 119,0, спасибо, всего хорошего! - с облегчением отвечаю я. Значит, все-таки Лима. Наверное :)

Выдохнул, связался с рулением. По магистральной, на стоянку 34.
Качусь, сканирую окрестности на предмет указателей. Нету. И где теперь искать эту стоянку 34??
Внезапно, перед носом, около линии, ответвляющейся от магистральной в сторону терминала, вижу цифры "33". Так вот где маркировка-то! Эх, Семён Семеныч... Так, а 34 дальше или я уже проехал? Выяснить можно только одним способом: качусь до следующего ответвления. 32. Мать, все-таки проехал.
Выписываю немыслимые кренделя на магистральной, доезжаю до 34-ой, поворачиваю, паркуюсь, докладываю стоянку.
- Добро пожаловать в Сочи! - на прощание говорит диспетчер. - Прилетайте к нам еще!

Блин, он правда хочет, чтобы это чудо (я) прилетело еще?? :shok: Вам одного раза мало?? :sarcastic:

Глушу двигатели, выключаю потребители, распахиваю дверь - и слышу шум моря. Купаться, немедленно купаться!

Изображение
Красиво сделан сценарий. И этот ветеран-Туполенок - очень живописен...

Уже потом, покуривая на балконе и перебирая в памяти все перепетии этого полета, я наконец понял откуда столько бортов и столько контроля. Я, сам того не желая, попал под жернова Explore The Westernmost of Russia!
Ну и сыт был по горло около получаса. Ну а через пол-часа... "Еще хочу!" Ну, вы ж знаете :)

  • 6



Фотография
Lion King
Dec 25 2012 21:20
Эх, рассказ рождает желание вновь попасть в самую топку какого-нибудь эвента, когда и слова сказать в эфир не выходит из-за загруженности.
    • 0
  • Жалоба
Во, ни фига себе :) Не успел опубликовать, а уже есть читатели :)

Ну а кто ж мешает "попасть в топку"? Сейчас, перед НГ, этих ивентов будет море, только выбирайте :)
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Lion King
Dec 26 2012 01:43
Времени нет, а так, я только за. :)
    • 0
  • Жалоба
Фотография
black2306
Jan 01 2013 10:16
ну что же, почитал) довольно интересно) с точки зрения диспетчера Ростовского ФИРа хочу сказать, что мы народ (диспетчерский) терпеливый, но лучше конечно предупреждать заранее что вы новичок, например в ремарках или в привате) тогда диспетчер и быстрее сообразит что вы новенький и найдет способ как быстрее и эффективнее вам помочь) ну и переспрашвать не бойтесь. лучше 300 раз переспросить, чем потом не правильно выполнить команду) успехов вам, прилетайте к нам чаще)
    • 0
  • Жалоба

ну что же, почитал) довольно интересно) с точки зрения диспетчера Ростовского ФИРа хочу сказать, что мы народ (диспетчерский) терпеливый, но лучше конечно предупреждать заранее что вы новичок, например в ремарках или в привате)

Так и делаю. У меня всегда в ремарках NEWBIE стоит.

ну и переспрашвать не бойтесь. лучше 300 раз переспросить, чем потом не правильно выполнить команду)

То же самое, слово в слово, я всегда талдычу своим подчиненным :)

успехов вам, прилетайте к нам чаще)

Так я до сих пор у вас, в Ростовской зоне :)

Всех пилотов и диспетчеров - с Новым годом! Пусть он будет у вас удачным и насыщенным как в реале, так и в виртуальных полетах!
    • 0
  • Жалоба