Перейти к содержимому






Фотография
- - - - -

Авианосцы. История и мысли... Ч.2 (А откуда они вообще взялись?)

Написано Эрих_Хартман , 11 November 2010 · 468 views

Вторая часть моих заметок про авианосцы. Все еще историческая. Прошу прощения у читателей за возможные пропуски пробелов между словами в тексте. Текст копировался из word-а и движок форума, по неизвестным мне причинам, пропускает некоторые пробелы. В процессе вычитки перед публикованием я постарался исправить эту ошибку, но я тоже человек, да и вычитывал после работы. Так что...Кроме США лишь девять государств мира обладают опытомстроительства авианесущих кораблей: Россия, Великобритания, Франция, Индия,Испания, Бразилия, Италия, Япония и Таиланд. Считается, что Китай готовится кстроительству своего авианосца. Однако только США продолжают строительствосуперавианосцев.Советский Союз в 1975 году начал строительствосуперавианосца по проекту «Орел», который был примерно равен по тактико-техническимхарактеристикам авианосцам класса Nimitz. Первый авианосец такого типа долженбыл изначально носить название "Кремль", но позднее получил имя«Ульяновск». К 1991 году он был готов на 40%. Его строительство было прекращенопосле окончания «холодной войны» и распада СССР.Давайте окунемся еще дальше в историю и посмотримоткуда они вообще появились.1910 год. 24-летний американский гражданский летчикЮджин Или стал первым в истории пилотом, который взлетел с борта корабля(легкий крейсер Birmingham) и благополучно приземлился на суше пять минутспустя. Эли взлетал с деревянного помоста, специально установленного накрейсере. 1911 год. Тот же Юджин Или произвел обратныйэксперимент: он взлетел с аэродрома и сел на борт корабля (крейсерPennsylvania). Для посадки снова была построена особая деревянная палуба.1912 год. Эстафету у Или принял британский летчикЧарльз Сэмсон. Он первым взлетел с борта движущегося корабля. Линкор Hiberniaдвигался со скоростью 10.5 узлов во время военно-морских маневров.Но первый в мире авианосец построила Франция. Иназвала его La Foudre. Изначально это была плавбаза торпедных катеров,спущенная на воду в 1895 году. Она была переоборудована для транспортировки иприема самолетов. La Foudre, как и многие другие авианосцы того времени, не былоборудован взлетной палубой. Он транспортировал гидропланы, с помощью крановспускал и поднимал их с поверхности воды. Авианосцы использовались, в основном,для ведения авиаразведки.1915 год. Офицер ВМФ США Генри Мастин впервыеразработал специальную катапульту, предназначенную для запуска самолетов сборта корабля. В последующие годы катапультами были оснащены многие кораблиСША, Великобритании, Германии, Франции и Японии.1918 год. Первая атака, совершенная самолетами,взлетевшими с корабля. Семь истребителей, взлетевших с британского крейсераFurious, атаковали германскую военную авиабазу. До этого случая, авианосцывоспринимались как корабли разведки и обороны. Самолеты могли быть оснащеныторпедами, которые позволяли им атаковать вражеские суда, однако вооружение самолетов было недостаточно для атак наземных целей.На британском корабле Argus (в прошлом торговое судно)впервые в мире возведена специальная посадочная палуба для самолетов. Вот сэтого то момента и принято начинать отсчет истории авианосцев.1920 год. Британский авианосец Eagle впервые оснащеннадстройкой типа «остров», которая ныне является неотъемлемой принадлежностьювсех авианосцев. На «острове» (у Eagle расположен вдоль правого борта)размещались капитанский мостик, мачта, две трубы и артиллерийское оружие.Взлетная площадка занимала всё остальное пространство палубы авианосца.Любопытно, что практически у всех авианосцев мира «остров» размещался именно поправому борту - в 1918 году соответствующее решение приняло британскоеАдмиралтейство. Причина была следующей: в ходе наблюдений было установлено, чтолетчики, не сумевшие «приземлиться» на палубу Argus-а, почему-то предпочитаютповорачивать самолет налево.1922 год. Японский Hosho стал первым кораблем,изначально спроектированным в качестве авианосца. Год спустя на воду был спущенбританский авианосец Hermes (его проектирование и строительство было начатораньше, чем Hosho, однако Hermes вошел в строй позже из-за проведениядополнительных испытаний и экспериментов). В том же году США переоборудовалиугольный транспорт в авианосец Langley.1927 год. Начало эры американских авианосцев. В стройвступил первый в США специально спроектированный авианосец Saratoga.1941 год. Первая в истории крупномасштабная боеваяоперация с использованием авианосцев. Японские ВМФ атаковали базувоенно-морского флота США в Перл-Харборе. Любопытно, что все три американскихавианосца, обычно базировавшиеся в Перл-Харборе, в тот момент отсутствовали вгавани и уцелели. США вступили во Вторую Мировую войну. Командование ВМФ СШАпришло к выводу, что залогом победы в войне с Японией станут не линейныекорабли, как считалось ранее, а авианосцы. Поэтому американские верфи, которыедо начала военных действий получили заказы на строительство линкоров, былипереориентированы и начали строить авианосцы со скоростью курьерских поездов.1942 год. Впервые американские авианосцы провелинаступательную операцию и атаковали японские гарнизоны на Маршалловых островах.Авианосец Langley был потоплен японской авиацией - этобыл первый случай такого рода в истории мореплавания.Американские армейские бомбардировщики взлетели сборта авианосца Hornet и провели бомбежку Токио. При этом садились они в Китае(получилось не у всех). Эта история стала основой сюжета фильма «Перл-Харбор».Флоты Японии и США встретились в Коралловом море.Впервые в истории во время сражения моряки не видели друг друга. Атаки велисьтолько самолетами, базировавшимися на авианосцах.Битва у атолла Мидуэй, которая ныне считаетсяповоротным пунктом войны в Тихом океане. Боевые действия вели соединенияавианосцев. В ходе боя японцы потеряли большую часть подготовленных пилотов и 4наиболее современных авианосца.1943 год. ВМФ США приняли на вооружение первый вертолет(автор проекта Игорь Сикорский). Впоследствии, авианосцы стали нести на своемборту не только самолеты, но и вертолеты. Кроме того, появился новый типкорабля - вертолетоносец.1945 год. В Великобритании провели первые успешныеиспытания посадки реактивного самолета на авианосец. Истребитель Vampireприземлился на палубе авианосца Ocean. Год спустя аналогичный эксперимент былпроведен в США: американский Phantom приземлился на палубе авианосца FranklinD. Roosevelt. После появления реактивной авиации, конструкцию авианосцевпришлось кардинально изменять.Американский авианосец Franklin D. Roosevelt совершилзаход в порт Афин (Греция). Это была демонстрация поддержки США правительстваГреции, в тот момент боровшегося с партизанами-коммунистами. Этот визит считаетсяначалом эры «передового присутствия» авианосных соединений США в иных регионахмира.1947 год. С авианосца Philippine Sea впервые взлетелитранспортные самолеты.1948 год. Впервые в истории на авианосце (теперьотличился Saipan) развернута эскадрилья, состоящая исключительно из реактивныхистребителей.На авианосцах США, Великобритании и Франции впервыепоявились вертолетные площадки. Вертолеты предназначались для проведенияспасательных операций.1950 год. Авианосцы продемонстрировали возможностинанесения дальних ударов. Самолет, поднявшийся с борта авианосца Franklin D.Roosevelt, находившегося у побережья Флориды, пролетел через территорию Мексикии приземлился на аэродроме в Сан-Франциско.1951 год. Во время войны в Корее, истребители, поднявшиесяс палубы авианосца Princeton, впервые были использованы для бомбежки наземныхцелей.1952 год. Впервые сошел со стапеля авианосец(американский Forrestol), в проект которого изначально была заложена угловаявзлетная палуба.1956 год. В ходе Суэцкого кризиса, впервые в истории,авианосцы (британские Ocean и Theseus) использовались для проведениявертолетных атак на наземные цели.1960 год. Спущен на воду первый атомный авианосецEnterprise (США). Он стал вторым в мире кораблем с атомной энергетической установкой(первым был американский крейсер Long Beach, сошедший со стапелей двумямесяцами ранее).1961 год. На авианосце Coral Sea впервые установленателевизионная система объективного контроля. На видеопленку записывались изаписываются все взлеты и приземления самолетов.1964 год. Атомный авианосец Enterprise в сопровождениидвух крейсеров совершил первый кругосветный поход. Это был первый в мире походэскадры, состоящий исключительно из кораблей с атомными энергетическимиустановками. Эскадра обошла Землю за 65 дней ни разу не пристав к берегу дляпополнения запасов.2009 год. Ныне авианосный флот миранесет примерно 1 250 самолетов, 1 тыс. из них находятся на американскихавианосцах, 50 - на британских[1].Современные авианосцы служат исключительно базой для самолетов (в том числебеспилотных) и вертолетов, кроме того, они оснащены ракетными установками исистемами ПВО.<br clear="all">[1]Washington ProFile

  • 0



Фотография
Dinozavrik
Nov 14 2010 05:04
Очень интересный блог, большое спасибо.Но одно хотелось бы уточнить: всё-таки не все перечисленные страны имеют опыт строительства авианосцев. Некоторые страны свои авианисцы купили, например Бразилия у Франции. С другой строны к странам, имеющим опыт надо отнести в т.ч. Германию. Несмотря на то, что "Граф Цеппелин" имел не самую счаастливую судьбу.
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Эрих_Хартман
Nov 14 2010 13:07
Спасибо. Но, на самом деле, за появление этой статьи следует благодарить сэра Скунса и сэра Фрифрога, а также тему про японские авианосцы. Бразилия, купив авианосец у Франции внесла в него достаточно серьезные изменения, поэтому и считается, что имеет какой-никакой, но опыт. А Граф Цеппелин, по сути, утопия. Я брал в рассчет только авианосцы, которые могли быть использованы в реальных боевых действиях. Цеппелин же, имея авиагруппу, к таковым относить нельзя. Он был не боеспособен... К сожалению...
    • 0
  • Жалоба

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
567 8 91011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Recent Comments

0 user(s) viewing

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных