Перейти к содержимому






Фотография
* - - - - 1 votes

Ту-225 (Ту-22М5) или есть ли замена Ту-22М3

Написано Эрих_Хартман , 13 July 2010 · 12220 views

Для начала сразу хочу сказать, что будет много букв и если Вы не готовы это все читать, то не стоит и начинать, а также, что мнение автора является личным и может не совпадать с иными источниками. Я готов выслушать мнения и критику относительно того, что напишу ниже, но исключительно обоснованную.


С уважением, Гречко Константин.

Итак. Несекрет, что на данный момент в войсках и авиации ВМФ состоит более 115боевых, 8 учебных и около 90 (22М3 и 22М2) на хранении самолетов такого типа.Никто не спорит, что для своего времени Ту-22М3 был отличным самолетом, новсему приходит конец. Конец пришел и выдающимся характеристикам этого самолета.Конструкторы КБ Туполева понимали это с самого начала и заложили определенныйрезерв для модернизирования и доработки своего детища. Но что получилось всуровой реальности? Попробуем разобраться...

В 1983 году, входе работ по доводе Ту-22М3, появился проект Ту-245. Этот проектстартовал в двух направлениях, одно из которых должно привести к новомуварианту Ту-22М - Ту-22М4, а второе к Т-60С, который разрабатывался для заменыТу-22М и Су-24. Прототип Ту-22М4 был завершен в 1990 г., но нехватка средств непозволила запустить его в серийное производство на заводе в Казани. (Что непомешало ему летать вполне успешно в качестве ЛЛ до недавнего времени). В 1994 году вОКБ в инициативном порядке был разработан еще один проект дальнейшеймодернизации серийного Ту-22М3 и развития темы Ту-22М4. Повышение боевойэффективности комплекса предполагалось за счет увеличения номенклатуры иобновления состава систем вооружения с упором на высокоточное оружие,дальнейшей модернизации БРЭО; снижения сигнатур заметности самолета-носителя,улучшения аэродинамического качества самолета (модификация обводов крыла,улучшение местной аэродинамики и качества внешних поверхностей).



В планируемыйсостав комплекса ракетного вооружения предполагалось включить перспективныевысокоточные противокорабельные ракеты тактического назначения и ракеты класса"воздух-воздух" (для самообороны и выполнения комплексом функцийсамолета сопровождения и "рейдера" (бредовая, на мой взгляд, идея)),в систему бомбардировочного вооружения вводились современные свободно-падающиеи управляемые (корректируемые) авиабомбы. В составмодернизируемого БРЭО предполагалось ввести: новейший прицельно-навигационныйкомплекс, модернизируемую систему управления оружия, бортовую РЛС"Обзор" или перспективную новую РЛС, модернизированный комплекссвязи, модернизированный комплекс РЭП или новый перспективный комплекс. По планерусамолета доработке подвергались: носовая часть самолета; носки средней частикрыла и поворотной части крыла, обтекатели над узлами поворота крыла; кормоваязакилевая часть фюзеляжа, руль направления.



Специально дляпоставок за рубеж в ОКБ разработан экспортный вариант Ту-22М3 - самолетТу-22М3Э, имеющий некоторые отличая в составе вооружения и оборудования,учитывающие последние улучшения серийного Ту-22М3 по составу БРЭО, требованияпотенциальных заказчиков, а также международных обязательств СССР и РоссийскойФедерации. В качестве потенциальных покупателей самолета рассматривались такиестраны, как Индия, Китай, Ливия и др. Вместо этого,в 1997 г., было решено провести полную модернизацию стоящих на вооруженииТу-22М3 в вариант Ту-22М5, названый впоследствии Ту-245.



Проектпредставлял модификацию серийного Ту-22М3 с целью дальнейшего повышения боевойэффективности комплекса за счет оснащения самолета новым оборудованием ивооружение. Прежде всего внедрялся новый прицельно-навигационный комплекс,в который входила современная навигационная система; внедрялась новая бортоваяРЛС, модернизированный комплекс РЭП (которого так не хватает Ту-22М3), новаяприцельная оптическая система; отдельные агрегаты аппаратуры внешней ивнутренней связи заменялись единым комплексом, вводилась система наддуватопливных баков с использованием жидкого азота и т.д. Новый составоборудования обеспечивал применение в составе комплекса ракетного вооружениякак штатных ракет, так и систем высокоточных бомбардировочных и ракетныхсредств поражения.

Ключевой особенностью Ту-245будет новая система вооружения. Х-22, даже несмотря на то, что это очень мощноеоружие, не пользуется популярностью из-за ее жидкостного ракетного двигателя,не раз создававшего проблемы. Ту-245 может, согласно проекту, нести КР Х-55 иХ-65, пользуясь их большой дальностью пуска или используя полет на малой высотес огибанием рельефа местности для проникновения в воздушное пространствопротивника. В дополнение к Х-55 и Х-65 уже долгое время разрабатывается новая ракета– Х-101. Она будет аналогом американской КР AGM-129 - малозаметная крылатаяракета большой дальности, предназначенная для несения ядерной или обычнойбоеголовки.

Другимвариантом замены Ту-22М3 в будущем может стать Т-60С, который разрабатывалсядля замены Су-24 и Ту-22М. (хотя в окончание работ по данному проектумало верится). Он начал проектироваться в соответствии стребованиями, на основе которых разрабатывается и Ту-245 и до распада СССР в1991 г. велись полномасштабные проектные работы. В настоящее время проектнаходится в подвешенном состоянии из-за отсутствия средств. Т-60С продолжаетоставаться в стадии долговременного проектирования и по плану он будет принятна вооружение во втором десятилетии 21-го столетия (по самым оптимистичнымпрогнозам). Детали о Т-60Состаются неизвестны. Согласно технического задания Т-60С проектируется скореедля скоростного высотного, чем для маловысотного полета. Крейсерская скорость2М на большой высоте, использование радиопоглощающих материалов и малозаметнойконструкции (Стелс), внутреннее размещение малозаметных КР большой дальности должносделать Т-60С идеальным ударным самолетом средней дальности. Но это все подбольшим вопросом.

Все аналитикипредполагают, что самолет, весящий около 80 тонн, будет малозаметным, но большимсамолетом "внутриконтинентальной дальности", и что у Дальней Авиациибольше не будет возможности достигать территории Северной Америки. В принципе,это разумно. Авиация, как это не прискорбно, теряет свое значение как средстводоставки ядерного оружия. С другой стороны это означает, что у России больше небудет "глобальной воздушной мощи" сопоставимой со стратегическимисилами США B-52H, Rockwell B-1B и Northrop Grumman B-2A, что недопустимо.Вместо этого, Ту-245 и Т-60С станут региональными силами сдерживания,созданными с возможностью достижения регионов вблизи российской границы, Китая,Ближнего Востока и Западной Европы. Таким образом теряется весь смысл,вкладываемый в такие разработки.

Третьимвозможным проектом бомбардировщика в России может стать большой стратегическийсамолет конструкции ОКБ Туполева. Информация об этом проекте появилась совсемнедавно и она очень скудна. Новый стратегический бомбардировщик заменит Ту-95МСкак основной межконтинентальный ударный самолет. Проектные работы планируетсяначать в 1999 г., и принятие на вооружение последует не ранее чем в 2010 г.Предполагается, что этот самолет будет выполнен по схеме "летающеекрыло" на основе проекта Ту-202, который прорабатывался в 80-е годы и онвыглядит потенциальным конкурентом Т-60С Сухого. Будущий бомбардировщик можеттакже испытать влияние проекта пассажирского авиалайнера. Новый бомбардировщикбудет оснащен шестью высокооборотистыми турбовентиляторными двигателями,расположенными внутри фюзеляжа. Вооружение может включать КР большой дальности,такие как Х-55, Х-15 и новые Х-101. По моему мнению, неосуществимый в ближайшеевремя проект. Да и нет на него ни средств, ни времени. Работы еще даже неначинались и вряд ли начнутся… То, когда икак Ту-245 и Т-60С будут приняты на вооружение зависит от того, найдутся лисредства на продолжение их разработки и постройку. Пока же, российские ВВС немогут найти средств для поддержания существующего парка Ту-22М3 вэксплуатационном состоянии. В результате, экипажи катастрофически не добираютлетных часов, вследствие чего падает их летная подготовка и боеготовность ВВС вцелом. Хотя, постепенно, ситуация исправляется к лучшему. И это не может нерадовать.

Российскоевосприятие угрозы постепенно фокусируется на возрастании внутренней угрозы, такойкак сепаратизм в таких регионах как Кавказ, озабоченности по поводу усиления"исламского фундаметализма" на Кавказе и в Центральной Азии. Принятаяроссийская доктрина национальной безопасности делает акцент на развитии"комбинированных вооруженных сил" быстрого реагирования дляпротиводействия угрозе низкого уровня. Конфликт в Чечне с 1994 по 1996 гг.перевел такие события с низкого на средний уровень. Ту-22М3 были задействованыв чеченском конфликте для нанесения ударов обычным оружием, таким какнеуправляемые авиабомбы серии ФАБ, по силам мятежников обороняющих Грозный. Стратегический рационализмРоссии заключается в поддержании ее существующих бомбардировочных сил, но этово многом зависит от наличия средств, а их не хватает…

Таким образом, как это неприскорбно, не скоро еще появятся даже первые летающие экземпляры самолетов которые могут заменить Ту-22М3…



  • 0



Фотография
Ramirezzz_x
Jul 14 2010 00:40
Костя, хорошая статья!1) по "внутриконтинентальности" Т-60С: ну так и Ту-22М создавался, как "европейский" бомбардировщик, способный в час икс достичь целей в Западной Европе. Потом, если преодолеют пресловутое ограничение СНВ по системам дозаправки в воздухе, то дальность возрастет еще значительнее.2)Вопрос нужно ставить еще концептуальней: а нужен ли нам вообще самолет класса Ту-22М? Умещаются ли его типичные боевые задачи в новейшую доктрину РФ? Локальные войны с соседями? Скорее, тут типичный оверкилл, для типичных задач бомбардировщиков "локальных войн быстрого реагирования" сгодятся и более традиционные решения.НАТО? Стратегия РФ предполагает "ассиметричный" ответ на вторжение превосходящих сил альянса, в т.ч. и с применением ТЯО. В условиях тотального превосходства в воздухе альянса возможности применить Ту-22М "по прямому назначению" просто не будет.Что остается? Поддержание технологий и производственной цепочки, ради чего до сих пор потихоньку клепают Ту-160 в Казани? Но для этого можно действительно раскочегарить проект нового стратегического бомбардировщика, так как поддержание действенности триады СЯС для РФ будет актуально всегда, при любых геополитических раскладах.Мое мнение - "средний" бомбардировщик типа Ту-22М России сейчас не нужен. Та война, ради которой он созадвался, слава Богу, не произошла, и сейчас такой сценарий крайне маловероятен. Задачи фронтового бомбардировщика, более актуальные в локальных конфликтах, с успехом и с гораздо более лучшим показателем "стоимость/эффективность" может нести Су-34, а для массированного применения свободнопадающих бомб в условиях предполагаемого господства в воздухе ВВС РФ могут взять на себя традиционные бомбовозы вроде Ту-95, тоже могущие решить эту задачу дешевле. Прорывать на сверхзвуковой скорости глубокоэшелонированную ПВО, насыщенную современными средствами противодействия, тоже уже не планируется.Борьба с авианосными соединениями? Тоже не актуально, да и в условиях преимущества авиационных группировок АУГ "вероятного противника" дело довольно безнадежное.Экспортный потенциал тоже практически равен нулю - ударные задачи, которые стоят перед странами вроде Ливии и Индии, решаются Су-30М с большим радиусом действия.
    • 0
  • Жалоба
Для тех, кто хочет посмотреть на макет Ту-202 вот ссылка
    • 0
  • Жалоба
А предусматривалась только модернизация в М4/М5 или постройка новых, с иголочки самолетов?
    • 0
  • Жалоба

Борьба с авианосными соединениями? Тоже не актуально, да и в условиях преимущества авиационных группировок АУГ "вероятного противника" дело довольно безнадежное.

Обоснуйте, если не трудно.
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Ramirezzz_x
Jul 14 2010 13:24

Обоснуйте, если не трудно.

а что там обосновывать?как вы собираетесь обеспечить 1)боевую остойчивость кораблей СФ, ТОФ 2)эффективную борьбу с АУГ в местах традиционного их развертывания для сценария атаки сил НАТО на РФ?это восточная и юго-восточная часть Норвежского моря, часть Северного моря, надежно прикрытые авиацией берегового базирования, о районе развертывания в Средиземном море и Тихоокеанском направлении и говорить нечего - состояние авиации ТОФ и ЧФ не позволяет даже заикаться о возможности прорыва к АУГ в условиях подавляющего преимущества авиации НАТО и сил самоообороны Японии, собственно палубную авиацию даже не берем в расчет. Это в советское время прорабатывались сценарии "расчистки" воздушного пространства над Норвегией и подавления местных ВВС, в настоящее время эту задачу решать нечем.Для более ли менее вероятного повреждения/утопления авианосца в составе ордера в советское время привлекалось два полка Ту-22М и , как правило, две ПЛА, при осуществляемом более ли менее непрерывном целеуказании силами Ту-95РЦ. В настоящее время нет ни спутниковой разведки, ни целеуказания, ни ресурсов для постройки такого количества бомбардировщиков.Вообще говоря, "морские задачи" России согласно ее доктрине, по хорошему, сузились до района "закрытых" морей вроде Белого и Черноморского- для них , опять же, Су-30 и Су-34 будут вполне достаточны.
    • 0
  • Жалоба
Спасибо, понятно. За исключением пары вопросов.

это восточная и юго-восточная часть Норвежского моря, часть Северного моря, надежно прикрытые авиацией берегового базирования

считаю, что в случае сценария атаки сил НАТО на этом направлении, у этих частей будет гораздо больше задач, нежели, просто прикрытие АУГ, потому об этом как о решенном вопросе, все таки наверно говорить не стоит.

Для более ли менее вероятного повреждения/утопления авианосца в составе ордера в советское время привлекалось два полка Ту-22М и , как правило, две ПЛА

Согласен, за исключением того, что решение этой задачи зависит от радиуса действия сил ПВО АУГ, а так же эффективной дальностью применения того вооружения, которое нацепят на Ту-22м. Исходя из этого, Ту-22м3 вполне вроде вписываются, а оценивать надо вооружение. Насчет только акватории Белого моря, честно говоря не читал. Но в свете событий с хребтом Ломоносова, задачи вполне могут и расшириться.
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Эрих_Хартман
Jul 14 2010 19:28

Костя, хорошая статья!

Спасибо! Я достаточно давно ее собрал, написал, но все не решался выложить Изображение

"средний" бомбардировщик типа Ту-22М России сейчас не нужен. Та война, ради которой он созадвался, слава Богу, не произошла, и сейчас такой сценарий крайне маловероятен. Задачи фронтового бомбардировщика, более актуальные в локальных конфликтах, с успехом и с гораздо более лучшим показателем "стоимость/эффективность" может нести Су-34, а для массированного применения свободнопадающих бомб в условиях предполагаемого господства в воздухе ВВС РФ могут взять на себя традиционные бомбовозы вроде Ту-95, тоже могущие решить эту задачу дешевле

Средний бомбардировщик сам по себе достаточно не однозначная тема. Но заменить его Ту-95... Вот тут не соглашусь в корне! Те задачи, которые может выполнить Ту-22М3 НИКОГДА не сможет выполнить Ту-95.

Экспортный потенциал тоже практически равен нулю - ударные задачи, которые стоят перед странами вроде Ливии и Индии, решаются Су-30М с большим радиусом действия.

Тем не менее индусы купили 3 или 4 машины (не помню уже). Правда данных даже об их полетах нет.

Борьба с авианосными соединениями? Тоже не актуально, да и в условиях преимущества авиационных группировок АУГ "вероятного противника" дело довольно безнадежное.

Ну свое отношение к АУГ я давно высказал на форуме, за что меня чуть не разорвали
Изображение

Для тех, кто хочет посмотреть на макет Ту-202 вот ссылка

Проект хорош... Никто не спорит. Но когда он сможет быть поставлен в войска и нужен ли он там будет на тот момент?

А предусматривалась только модернизация в М4/М5 или постройка новых, с иголочки самолетов?

У меня нет данных по подготовке к закладке нового самолета М4 или М5. Отсюда можно делать вывод, что предполагалось дорабатывание. Единственным построенным самолетом М4 был прототип.
Изображение
    • 0
  • Жалоба
Очень интересный блог, спасибо всем отписавшимся. Это гораздо интереснее читать, чем этот крайне фимозный эпичный срач. :sarcastic:Я хоть и вирпил ГА, но военной авиацией тоже интересуюсь, и нашей, и ихней. :)
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Justsimmer
Jul 14 2010 19:55
а автор то кто? какого года эти рассуждения? "Третьим возможным проектом бомбардировщика в России может стать большой стратегическийсамолет конструкции ОКБ Туполева. Информация об этом проекте появилась совсем недавно и она очень скудна. Новый стратегический бомбардировщик заменит Ту-95МСкак основной межконтинентальный ударный самолет. Проектные работы планируется начать в 1999 г., и принятие на вооружение последует не ранее чем в 2010 г"
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Эрих_Хартман
Jul 14 2010 21:34

а автор то кто? какого года эти рассуждения? "Третьим возможным проектом бомбардировщика в России может стать большой стратегическийсамолет конструкции ОКБ Туполева. Информация об этом проекте появилась совсем недавно и она очень скудна. Новый стратегический бомбардировщик заменит Ту-95МСкак основной межконтинентальный ударный самолет. Проектные работы планируется начать в 1999 г., и принятие на вооружение последует не ранее чем в 2010 г"

Я не претендовал на полностью собственную статью. Данный участок текста взят из одного из военных обозрений. Да, данные, которые представлены в тексте выше являются достаточно старыми, но, учитывая, что ситуация практически не изменилась, я не стал изменять некоторые части в тексте. Также прошу прощения у читающих за то, что я не выделил заимствованные части. Постараюсь исправить в ближайшее время.
    • 0
  • Жалоба
Вот такой дилетантский вопрос:Наши вероятные друзья называли Ту-22М3 евростратегическим. Оно и понятно - помимо уничтожения АУГ с помощю МРА, насколько я знаю, планировалось работать по европейским базам.А какие задачи сейчас, с учетом современной доктрины можно поставить Ту-22М3? Кроме уничтожения АУГ?Кстати, а летали ли Ту-22 и Ту-22М из Шауляя? Просто детские воспоминания всплыли.
    • 0
  • Жалоба
Фотография
Эрих_Хартман
Jul 16 2010 15:51
Сию Ту-22М3 предполагается использовать для "классических" бомбардировок и ракетных ударов. Благо номенклатура подвески позволяет...
    • 0
  • Жалоба

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
567 8 91011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Recent Comments

0 user(s) viewing

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных